Министерство образования и науки Республики Дагестан
МБОУ "Кафыр-Кумухская СОШ М.А.Алхлаева"
Методическая разработка открытого урока
в 7-м классе
«Урок-путешествие»
Провела: Мустафаева В. С.
2020г.
«Обобщение по теме «Союз»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Задачи урока:
Обучающие:
повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении.
познакомить обучающихся со стилистическим средством выразительности – многосоюзием, показать для чего оно служит;
совершенствовать умения и навыки:
обнаруживать союзы, правильно писать.
Развивающие:
развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в рамках темы и раздела программы.
Воспитательные:
воспитывать ответственность за результат своего труда, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать.
ХОД УРОКА:
1. Орг. момент.
— Прозвенел звонок, внимание,
Хорошо, что все без опоздания.
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.
2.Объявление темы урока, постановка цели.
Учитель: Тема нашего урока: “Союз. Повторение и обобщение”. Скажите, чем мы будем заниматься на уроке? Какова цель урока?
I этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.
— Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие — в страну русского языка.
Перед вами - карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.
(слайд 2)
И первая остановка — ► деревня Теоретическая. (Слайд 3)
3. Фронтальный опрос. (Слайд 4)
ТЕСТ
1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.
2.Служебные части речи это………
3. Союз – это……………………..
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы не являются………………………
6. Союзы связывают………………………………….
7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….
8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....
9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........
10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………
II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.
► Следующая остановка — «Литературная» (2) (слайд 5)
4. Слово учителя.
— Не многие знают, что союз — древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому — строки из его произведений: (слайд 6)
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
(сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (Зимнее утро)
— На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь. (Слайд 7)
— А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина. (Слайд 8)
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
— Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)
— Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически)
— А с помощью, какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? ( С помощью союза И)
— Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)
► Следующая станция «Весенняя». (слайд 9, 10)
─ Почему «Весенняя»? Здесь нам предстоит познакомиться с текстом. Прочитайте его.
Работа с текстом.
Карточка
__________________________
Мартовские утрен..ики иногда так крепко сков..вают снег, что он пр..вращает..ся как бы в мраморный настил, и по нему особен..о ле..ко и весело идти.
В лесу, столь пр..зрачном и звонком, что каждая берёзка, если постучать по стволу, нач..нала петь, как струна, отчаян..о бар..банили дятлы, носились по вершинам рыжеющие белки.
Весна чу..ствовалась и в проталинах на взгорьях и в син..й пр..зрачности г..ризонта и в опьяняющ..м зап..хе снега сосновой хвои и березовой коры, под которой уже вск..пала жизнь:бродил сок.
Я пр..кладывал ухо к ледян..ому березовому стволу надеясь ул..вить смутный, как в раковине, шум глубоко вдыхал хвойный настой сосновых лап касаясь их руками и с хрустом отламывал кусок перламутрового снега тонко св..тящийся в луче подн..мающ..гося солнца.
Потом солнце нач..нало ра(з,с)тапливать снега превращая их в воск будило ручьи на холмах. (До чего (же) прелес..на их тонкая детская песенка!) И я возвр..щался уже рыхлой дорогой слушая мерное, как всплеск моря, оседание снегов.
(По Смирнову)
►Веселая минутка (слайд 11). Вы на середине пути. Настало время привала.
─ Сначала, дети, встанем в ряд,
Чуть попятимся назад.
А потом шагнём вперёд,
Улыбнувшись в полный рот.
Вправо плавно мы качнёмся,
Затем влево повернёмся.
Колени чуточку согнём,
Руки крепко в них упрём,
Плечи дружно разведём
И в итоге - их сведём.
Всё! Закончилась минутка -
Продолжаем слушать чутко.
► Следующая станция « Сортировочная» (слайд 12)
- Продолжаем работу по карточкам.
► Итоги урока.
- Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи.
► Выставление оценок (слайд 13).
Итак, друзья, пришла пора проститься…
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться
И никогда не унывать.
Спасибо за урок! (слайд 14).