Урок-путешествие

«Обобщение по теме «Союз»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Задачи урока:

Обучающие:

  • повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении.

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Республики Дагестан

МБОУ "Кафыр-Кумухская СОШ М.А.Алхлаева"















Методическая разработка открытого урока

в 7-м классе



«Урок-путешествие»







Провела: Мустафаева В. С.













2020г.

«Обобщение по теме «Союз»


Тип урока: повторительно-обобщающий

Задачи урока:

Обучающие:

  • повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении.

  • познакомить обучающихся со стилистическим средством выразительности – многосоюзием, показать для чего оно служит;

  • совершенствовать умения и навыки:

  • обнаруживать союзы, правильно писать.

Развивающие:

  • развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в рамках темы и раздела программы.

Воспитательные:

  • воспитывать ответственность за результат своего труда, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать.

  • ХОД УРОКА:

1. Орг. момент.

— Прозвенел звонок, внимание,

Хорошо, что все без опоздания.




Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.




Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

2.Объявление темы урока, постановка цели.

Учитель: Тема нашего урока: “Союз. Повторение и обобщение”. Скажите, чем мы будем заниматься на уроке? Какова цель урока?

I этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.

— Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие — в страну русского языка.

Перед вами - карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.

(слайд 2)

И первая остановка — ► деревня Теоретическая(Слайд 3)

3. Фронтальный опрос. (Слайд 4)

ТЕСТ

1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.

2.Служебные части речи это………

3. Союз – это……………………..

4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………

5. Союзы не являются………………………

6. Союзы связывают………………………………….

7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….

8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....

9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........

10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………

II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.

► Следующая остановка — «Литературная» (2) (слайд 5)

4. Слово учителя.

— Не многие знают, что союз — древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому — строки из его произведений: (слайд 6)

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

(сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)


Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (Зимнее утро)

— На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь. (Слайд 7)

— А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина. (Слайд 8)

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

— Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)

— Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически)

— А с помощью, какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? ( С помощью союза И)

— Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)

► Следующая станция «Весенняя». (слайд 9, 10)

─ Почему «Весенняя»? Здесь нам предстоит познакомиться с текстом. Прочитайте его.

Работа с текстом.

Карточка

__________________________

Мартовские утрен..ики иногда так крепко сков..вают снег, что он пр..вращает..ся как бы в мраморный настил, и по нему особен..о ле..ко и весело идти.

В лесу, столь пр..зрачном и звонком, что каждая берёзка, если постучать по стволу, нач..нала петь, как струна, отчаян..о бар..банили дятлы, носились по вершинам рыжеющие белки.

Весна чу..ствовалась и в проталинах на взгорьях и в син..й пр..зрачности г..ризонта и в опьяняющ..м зап..хе снега сосновой хвои и березовой коры, под которой уже вск..пала жизнь:бродил сок.

Я пр..кладывал ухо к ледян..ому березовому стволу надеясь ул..вить смутный, как в раковине, шум глубоко вдыхал хвойный настой сосновых лап касаясь их руками и с хрустом отламывал кусок перламутрового снега тонко св..тящийся в луче подн..мающ..гося солнца.

Потом солнце нач..нало ра(з,с)тапливать снега превращая их в воск будило ручьи на холмах. (До чего (же) прелес..на их тонкая детская песенка!) И я возвр..щался уже рыхлой дорогой слушая мерное, как всплеск моря, оседание снегов.

(По Смирнову)


Веселая минутка (слайд 11). Вы на середине пути. Настало время привала.




─ Сначала, дети, встанем в ряд,


Чуть попятимся назад.


А потом шагнём вперёд,


Улыбнувшись в полный рот.


Вправо плавно мы качнёмся,


Затем влево повернёмся.


Колени чуточку согнём,


Руки крепко в них упрём,


Плечи дружно разведём


И в итоге - их сведём.


Всё! Закончилась минутка -


Продолжаем слушать чутко.

► Следующая станция « Сортировочная» (слайд 12)

- Продолжаем работу по карточкам.


► Итоги урока.

Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи.



► Выставление оценок (слайд 13).



Итак, друзья, пришла пора проститься…

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться

И никогда не унывать.


Спасибо за урок! (слайд 14).





Сохранить у себя:
Урок-путешествие

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки