Учитель русского языка и литературы: Ожгихина Наталья Владимировна
Тема урока: «Путешествие в серебряный век русской поэзии»
Тип урока: урок-путешествие, урок-презентация
Методы: частично- поисковые, методы погружения в текст, беседа.
Цели:
Познакомить детей с творчеством русских поэтов серебряного века
Показать своеобразие языка произведений поэтов серебряного века, их богатство.
Развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения, устную речь учащихся, их словарный запас.
Воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.
Оборудование:
выставка книг поэтов «Серебряного века» (любых),
экран,
мультимедийный проектор,
портреты поэтов,
задания для групп,
Оформление урока: Эпиграф: «Мир нуждается в образовании ликов, - в Мире есть чародеи, которые магическою своею волей и напевным словом расширяют и обогащают круг…» К. Бальмонт
Организационный момент
Учитель: Литература- волшебная страна, особый мир, таящий загадки. Нас ожидает замечательное путешествие, мы отправимся в серебряный век русской поэзии. Познакомимся с различными стихотворениями К. Бальмонта, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, И. Северянина. Название стихотворений с указанием авторов будем записывать в тетрадь. Мы будем путешествовать по Поэтической вселенной серебряного века, встречаться с разными поэтами, которые откроют нам тайны своего творчества.
В первой волшебной стране жил поэт – повелитель природы. Это был очень странный поэт. Он мог писать свои стихи, залезая на вершину дерева или забираясь по горло в пруд. Ему казалось, что таким образом, слившись с природой, он лучше почувствует ее и сможет рассказать об этом читателям. Вы хотите услышать шум дождя, не выходя из класса? А почувствовать шелест листьев на деревьях или плеск реки? Я могу это сделать всего лишь волшебным поэтическим словом. Вот послушайте: (Текст стихотворения на слайде)
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают- и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят,
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.
«Кого? Для чего? – камыши говорят, -
Зачем огоньки между ними горят?»
Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно шуршат камыши.
(К. Бальмонт. «Камыши»)
Учитель: Что вы услышали во время чтения этого стихотворения?
Учащиеся: Шуршание и шелест камышей, засасывающие звуки болота. Учитель: Заметьте, что вы не только услышали и узнали о камышах, вы услышали и сами камыши. Поэт смог воссоздать в стихотворении эти волшебные звуки. Как вы думаете, что К. Бальмонту в этом помогло?
Учащиеся: При описании камышей вы повторяли один и тот же звук «ш», который похож на шуршание камышей.
Учитель: Я прочитаю вам еще одно стихотворение, а вы попробуйте отгадать его название и определить, какой звук поэту помог создать ощущение этого природного явления. (Текст стихотворения на слайде)
С лодки скользнуло весло.
Ласково веет прохлада.
«Милый! Мой милый!» - Светло,
Сладко от беглого взгляда.
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея.
Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея.
Слухом невольно ловлю
Лепет зеркального лона.
«Милый! Мой милый! Люблю!..»
Полночь глядит с небосклона.
(К. Бальмонт. «Влага»)
Учащиеся: В этом стихотворении очень часто повторяется звук «л», в нем идет речь о воде, реке, о скользящей лодке, о лебеде и лилии, которые ластятся к влажной зеркальной поверхности.
Учитель: Почему повторение именно этого звука «л» позволяет создать у читателя это ощущение влаги?
Учащиеся: Звук «л» - мягкий, ласковый и даже влажный. Когда он повторяется, возникает ощущение скользящих и ласкающих волн.
Учитель: Я открою вам два волшебных слова, с помощью которых вы сами сможете заставить зазвучать и волны, и камыши, и ветер. Первое слово – аллитерация, оно означает повторение в стихотворении одинаковых согласных звуков. А второе слово – ассонанс, оно обозначает повтор одних и тех же гласных звуков. Прошу вас записать определения в тетрадь. А теперь посмотрим, как вы усвоили урок и сможете ли справиться с этими понятиями.
Задание: Напишите небольшое стихотворение или прозаические строки про грозу, тихую ночь, дождь, шипящую змею, жужжащую пчелу и т.д. Какие звуки вы будете повторять, чтобы создать нужный эффект?
Учитель: Во второй волшебной стране жил поэт музыкант и колдун. Его стихотворения были очень странные: никто не мог сказать, о чем они написаны, но, когда поэт их читал, слушатели оказывались околдованными и очарованными этими непонятными творениями. Читал поэт свои стихотворения особым образом: он не говорил, а почти пел, покачиваясь в такт стихотворению.(Текст стихотворения на слайде)
И два глубокие бокала
Из тельно-алого стекла
Ты к светлой чаше подставляла
И пену алую лила.
Лила, лила, лила, качала
Два тельно-алые стекла,
Белей, лилей, алее лала
Бела была ты и ала…
(Ф. Сологуб)
Учитель: О чем это стихотворение Федора Сологуба? Какое впечатление оно на вас произвело? Какие ощущения у вас возникали во время его звучания?
(Ответы учеников)
Это стихотворение невозможно понять, но, когда его слушаешь, невольно подчиняешься завораживающему ритму. Поэт себя считает волшебником и колдуном. Его произведение – это магическое заклинание, заговор. Поэзия Сологуба пленяла читателей, это была музыка медленного и тяжелого стиха. Он создавал мир над действительностью, где мечта
хотела быть настоящей реальностью.
- Какие приемы помогают поэту создать ощущение таинственности и непонятного очарования?
Ученики: В стихотворении используется аллитерация на «л», повторение одних и тех же слов, употребление непонятных слов, постановка рядом двух слов, близких по звучанию, но разных по значению(белей лилей, бела была).
Учитель: разве может нравиться стихотворение, если оно непонятно? Вам всегда нравятся только понятные вещи?
(Ответы учеников)
Учитель: Поэты серебряного века считали, что главное в стихотворении не смысл, а звук. Поэт может воздействовать на читателя звуками стихотворения, и это звуковое влияние может быть даже сильнее смыслового. Поэзия, как и музыка, всегда вызывает определенные чувства: она может веселить, пугать, грустить, улыбаться.
К. Бальмонт создал теорию звуков, где каждый звук имеет свой смысл.
Задание: Представьте, что вам нужно написать стихотворение, которое должно вызвать у слушателя чувство радости или боли, спокойствия или веселья. Какие звуки вам для этого «пригодятся»? Попробуйте и вы на некоторое время стать магами и чародеями слова.
Учитель: В третьей волшебной стране жил поэт- оборотень, который умел превращаться в самых разных животных. Поэты серебряного века вообще люди необыкновенные. Они могут видеть мир не только своими собственными глазами, но и глазами других животных и даже неодушевленных существ. Давайте проведем эксперимент. Вы, наверное, выходили ночью на улицу. Опишите, что вы видели, какой вам казалась эта ночь, что для вас было самым интересным и необычным?
(Ответы учеников).
Учитель: У всех вас ночь была разная, но вы видели ее глазами человека. А не пробовали вы смотреть на ночь глазами собаки, как это сделал Федор Сологуб: .(Текст стихотворения на слайде)
Высока луна Господня.
Тяжко мне.
Истомилась я сегодня
В тишине.
Ни одна вокруг не лает
Из подруг.
Скучно, страшно, замирает
Все вокруг.
В ясных улицах так пусто,
Так мертво.
Не слыхать шагов, ни хруста.
Ничего.
Землю нюхая в тревоге,
Жду я бед.
Слабо пахнет на дороге
Чей-то след.
Никого нигде не будит
Быстрый шаг.
Жданный путник, кто-ж он будет -
Друг иль враг?
Под холодною луною
Я одна.
Нет, невмочь мне - я завою
У окна.
Высока луна Господня,
Высока.
Грусть томит меня сегодня
И тоска.
Просыпайтесь, нарушайте
Тишину.
Сестры, сестры! войте, лайте
На луну!
Учитель: Что оказывается важным для собаки в ее восприятии ночи?
(Ответы учеников).
Учитель: Вы видите, как Сологуб смог воссоздать нечеловеческое восприятие, нечеловеческие чувства. Он будто бы превратился в собаку и посмотрел на мир ее глазами.
Другой поэт серебряного века- Игорь Северянин- описал, как чувствует себя в лесу весенняя фиалка. Давайте попробуем угадать, что может видеть и чувствовать фиалка? Вот как об этом написал Северянин. (Текст стихотворения на слайде)
Снежеет дружно, снежеет нежно,
Над ручейками хрусталит хрупь.
Куда ни взглянешь — повсюду снежно,
И сердце хочет в лесную глубь.
Мне больно-больно... Мне жалко-жалко...
Зачем мне больно? Чего мне жаль?
Ах, я не знаю, ах, я — фиалка,
Так тихо-тихо ушла я в шаль.
О ты, чье сердце крылит к раздолью,
Ты, триумфатор, ты, властелин!
Приди, любуйся моей фиолью —
Моей печалью в снегах долин.
О ты, чьи мысли всегда крылаты,
Всегда победны, внемли, о ты:
Возьми в ладони меня, как в латы,
Моей фиолью святя мечты!..
Ученики: Ей может быть холодно, она может радоваться весне и солнцу…
Учитель: А уже известный вам К. Бальмонт написал стихотворение от лица ветра, который волнует травы и нивы, и зловещего скорпиона. (Текст стихотворения «Тоска степей») на слайде).
Задание: Самостоятельно познакомьтесь с одним из стихотворений Н. Гумилева, например, с написанными «от лица» попугая с Антильских островов, жирафа, живущего на озере Чад, ягуара, гиены, снежинки, трясогузки.
Учитель: В четвертой волшебной стране жил поэт-сказочник. Он, как и многие поэты серебряного века, любил писать обо всем таинственном, волшебном, загадочном. (Текст стихотворения на слайде)
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны - и был таков.
(К. Бальмонт «У чудищ»)
Учитель: Вы читали много волшебных сказок – какую из них пересказывает нам К. Бальмонт?
Ученики: В этом стихотворении собраны вместе герои и предметы из разных сказок: Баба-Яга, ведьма, Кощей, шапка- невидимка, жемчуга.
Учитель: Почему автор совместил в одном тексте разных героев? Как герой стихотворения относится к сказочному миру? Как строятся его отношения со сказочными персонажами? Что представляет собой сюжет сказки Бальмонта?
(Ответы учеников).
Задание: Придумайте новую сказку, подобно Бальмонту, объединяющему героев, в которой участвовали бы следующие герои:
Крокодил Гена, Муха-Цокотуха, Карабас- Барабас, Баба Яга, Карлсон;
Шапокляк. Бармалей, Герда, Тараканище, Мэри Поппинс;
Буратино, Чебурашка, Змей Горыныч, доктор Айболит, Снежная королева.
Учитель: В пятой волшебной стране жил поэт-словотворец. Он считал, что многие слова русского языка давно устарели, мы слишком часто их употребляем, и они становятся привычными, повседневными, скучными, а значит не пригодными в волшебной и таинственной поэзии. Таким образом, чтобы вернуть поэзии ее магическую силу, нужно переделать, изменить прежний язык или создать новый. И поэт- словотворец придумал несколько способов создания нового, настоящего языка поэзии. (Текст стихотворения на слайде)
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
(В. Хлебников. «Заклятие смехом»).
Учитель: Что в этом стихотворении, которое написал поэт Велимир Хлебников, кажется вам необычным и интересным?
Ученики: Здесь много слов, не существующих в русском языке, они все похожи друг на друга- каждое из них имеет корень –смех-.
Учитель: Почему же такие слова, как «смехачи», «смеюнчики», «смеянствуют», «смейево» кажутся нам странными?
Ученики: В этих словах используются такие приставки и суффиксы, которые не употребляются вместе с корнем –смех-.
Учитель: Как поступает В. Хлебников с законами построения слов? Как он относится к самому слову?
Ученики: Он не соблюдает правила словообразования. Желание поэта оказывается важнее правил, он сам устанавливает свои законы.
Учитель: Чего же достигает Хлебников благодаря такому приему? Зачем он изобретает столько слов с одним и тем же корнем?
Ученики: Поэт придумывает очень интересные слова: смехачи-люди, которые любят смеяться, «смешики», «смеюнчики»- это маленькие смешки, ведь смех бывает разным- громким и тихим, детским и взрослым. «Иссмейся»- это не просто рассмеяться, а смеяться до упаду.
Учитель: Почему свое стихотворение поэт назвал «Заклятие смехом»?
Ученики: Хлебников «заклинает» слушателей словами, придумывает множество самых невероятных слов с корнем –смех-, и заставляет читателя все-таки рассмеяться.
Задание: Попробуйте «поиграть с корнем слова так, как это делал В. Хлебников, и написать «Заклятие едой», «Заклятие сном», «Заклятие плачем».
Учитель: Вы часто слышите, что маленькие дети очень любят выдумывать слова или по-своему объяснять «взрослые» слова. Эти детские слова оказываются часто очень точными, ведь ребенок видит то, что взрослый никогда не увидит. Поэты серебряного века тоже говорили иногда вот таким языком: (Текст стихотворения на слайде)
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
(В. Хлебников. «Кузнечик»)
Задание: Попробуйте прокомментировать незнакомые вам слова, встречающиеся в произведении («крылышкуя»- глагол от существительного «крылышко» по образцу «воркуя», «лебедиво»- это соединение слов «лебедь» и «диво».)
Придумайте собственные неологизмы по образцам Хлебникова: крылышкуя, лебедиво.
Учитель: Играть разными приставками и суффиксами, придумывать новые слова, «скрещивая» друг с другом старые, в конце- концов поэту- словотворцу показалось скучно. Он решился заменить все слова абсолютно новыми. «Лилия- очень красивый цветок, - рассуждал он, - у нее чудесный запах, гладкие лепестки, прекрасный белый цвет, но все впечатление от этого чуда портит само слово «лилия», оно давно устарело, всем надоело. А значит, надо просто заменить слово: я называю лилию «еуы»- и первоначальная чистота слова восстановлена». Так поэт создавал совершенно новый язык- заумный, никому не понятный, зато необычный и таинственный.
Если вы не понимаете. О чем говорит поэт, это еще не значит, что его слова бессмысленные. Ведь мы не понимаем языка птиц, однако он существует, просто он нам недоступен. А вот В. Хлебников может нам передать этот язык птиц.
Вы были когда-нибудь утром в лесу, слышали, как по- разному поют птицы? Птицы Хлебникова по очереди подают голоса:(Текст стихотворения на слайде)
Славка. Беботэу-вевять!
Вьюрок. Тьерти-едигреди!
Овсянка. Кри-ти-ти-ти тии!
Дубровник. Вьор-вэр-виру, сьек, сьек, сьек!
Дятел. Тпрань! Тпрань, Тпрань а-ань!
Пеночка зеленая. Прынь, пцирэб, пциреб! Пцыреб э,сэ,сэ!
(В. Хлебников. «Мудрость в силке (утро в лесу)»).
Задание: Попробуйте сами написать миниатюру и передать язык рыб, домашних птиц, обитателей зоопарка, растений. Ничего страшного, если ваши звери, растения и птицы будут говорить непонятно, главное, чтобы у каждого из них был свой голос.
Заключительное слово.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по Поэтической вселенной серебряного века. Мы познакомились с разными поэтами и их стихотворениями, попытались понять, к чему они стремились в своем творчестве, попробовали сами экспериментировать со словом.
Какими же вы себе представляете поэтов серебряного века?
Ученики: Поэты серебряного века- необычные люди. Они нарушали нормы, правила и законы, самый главный их закон- это поэтическая фантазия. Поэты творили особый мир, существующий по своим, порой непонятным обычным людям законам, и в этом мире они были полновластными хозяевами, заставляя даже язык подчиняться своим «правилам».
Список использованных источников
1.Бальмонт К. Д. Стозвучные песни: Сочинения (избранные стихи и проза). -Ярославль: Верх.- Волж. кн. изд-во, 1990
2. Константин Бальмонт «Поэзия как волшебство»
3.Серебряный век: Мемуары. М.,1990