Урок-практикум по теме «Морфемный разбор слова»
Законы морфемики
Прочитайте внимательно текст энциклопедической статьи. Подчеркните главную информацию в каждом абзаце.
На Урале в 1859 году родился Александр Степанович Попов. Семья будущего великого физика была большая. Отец Александра Степановича был священником. С 10 лет Попов изучал богословие и закончил духовную семинарию, но не захотел становиться священником.Друзья вспоминали, что Попов ещё в детстве удивлял сверстников разными движущимися механизмами. У него был настоящий талант. Интерес к физике привёл юношу на физико-математический факультет университета.
В университете Александр Попов увлёкся изучением электричества. Способности студента оценили преподаватели и предложили продолжить обучение для профессорской работы.
В 1896 году Попов продемонстрировал работу телеграфа. В 1899 г.учёного наградили за изобретение, а телеграф впервые был использован на флоте.
Параллельно с электричеством Попов занимался изучением рентгеновских лучей. Им были сделаны первые снимки человеческих конечностей.
Выдающийся учёный до преклонных лет продолжал заниматься наукой. Одно из великих изобретений Александра Степановича – радио. 7 мая 1895 году Попов впервыепродемонстрировалсвои разработки на заседании ученого совета в России. 7 мая признано ЮНЕСКО Днём радио.
Закон 1. Разбор слова начинай с определения ________________. Если слово не изменяется, у него нет и не может быть __________________.
Внимание!!! Задание!!!
Есть окончание | Нет окончания | ||
Выраженное окончание | Нулевое окончание | ||
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
КИК_БОКСИНГ, САМБО, ТЕ(Н,НН)ИС, _СТАФЕТА, СОРЕВНОВАНИЕ, КАРАТ(Э,Е), ХО(К,КК)ЕЙ
Расскажите о жизни Дмитрия Ивановича Менделеева, опираясь на тезисы.
Семнадцатый ребёнок в семье. Увлекался рисованием.
Окончил с золотой медалью Педагогический институт в Санкт-Петербурге.
Преподавал в нескольких гимназиях.
Удивительные хобби – переплетение книг и изготовление чемоданов. Работал над изобретением летательного аппарата.
Величайшее изобретение – Периодическая таблица химических элементов.
Внимание!!! Задание!!!
Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Разберите слова по составу
Л_НИВЫЙ
ХВ_СТЛИВАЯ
Р_СКОШНЫЕ
ОБЪЕД_НЯТЬ
УД_ВИТЬСЯ
Закон №2. При выделении корня подбирайте ____________ слова. ____________ и _____________ выделяйте после обозначения корня.
Прочитайте данные в колонках таблицы.
Заполните «шапку»
|
|
Ранцевый парашют (1912 г.) | Глеб Евгеньевич Котельников |
Телевизор (1932 г.) | Борис Розинг, Владимир Зворыкин |
Лазер (1954 г.)
| Николай Геннадьевич Басов, Александр Михайлович Прохоров |
Тетрис (1985 г.) | Алексей Леонидович Пажитнов |
Внимание!!! Задание!!!
Из предложенных морфем составьте как можно больше слов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закон 3. Разбирайте слова по составу вдумчиво. В случае затруднений обращайтесь за справкой _________________________.
Оцените результаты своей работы на уроке:
Задания оказались для меня сложными. Я обращусь за помощью к учителю | Иногда я допускал ошибки, но знаю, что мне необходимо сделать для достижения лучших результатов | Я успешно справился со всеми учебными задачами |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Домашнее задание:
1. «Угадай-ка». Какое слово спряталось?
1) У него приставка, как у слова переждать;
2) у него корень, как у слова раздумье;
3) у него два суффикса: первый, – как у слова брать, второй – суффикс, образующий прошедшее время глагола;
4) окончание, как у слова сын.
Ответ: ______________________________
2.Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вместе все – стоит теперь в журнале.
Ответ: _______________________________
3. «Золушка». Разберите слова в «две корзины»: в одну – где -ок-входит в состав корня, в другую – где -ок- – суффикс.
Лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок, колобок, дружок, снежок.
Ответ:_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. «Продавец билетов». Вы кондуктор в автобусе. «Ехать» с Вами имеют право только слова с нулевым окончанием. Подчеркните Ваших «пассажиров»: кино, дом, торт, свеж, хаки (защитный цвет), кофе, такси, ткач, зазеленел, край, дочь, вверх, хорошо, эскимо, пальто.