Урок-практикум по теме «Морфемный разбор слова» Рабочий лист.

Урок-практикум по теме «Морфемный разбор слова» Рабочий лист.

Содержимое разработки


Урок-практикум по теме «Морфемный разбор слова»

Законы морфемики


  • Прочитайте внимательно текст энциклопедической статьи. Подчеркните главную информацию в каждом абзаце.


На Урале в 1859 году родился Александр Степанович Попов. Семья будущего великого физика была большая. Отец Александра Степановича был священником. С 10 лет Попов изучал богословие и закончил духовную семинарию, но не захотел становиться священником.Друзья вспоминали, что Попов ещё в детстве удивлял сверстников разными движущимися механизмами. У него был настоящий талант. Интерес к физике привёл юношу на физико-математический факультет университета.

В университете Александр Попов увлёкся изучением электричества. Способности студента оценили преподаватели и предложили продолжить обучение для профессорской работы.

В 1896 году Попов продемонстрировал работу телеграфа. В 1899 г.учёного наградили за изобретение, а телеграф впервые был использован на флоте.

Параллельно с электричеством Попов занимался изучением рентгеновских лучей. Им были сделаны первые снимки человеческих конечностей.

Выдающийся учёный до преклонных лет продолжал заниматься наукой. Одно из великих изобретений Александра Степановича – радио. 7 мая 1895 году Попов впервыепродемонстрировалсвои разработки на заседании ученого совета в России. 7 мая признано ЮНЕСКО Днём радио.






  • Закон 1. Разбор слова начинай с определения ________________. Если слово не изменяется, у него нет и не может быть __________________.


Внимание!!! Задание!!!

Есть окончание

Нет окончания

Выраженное окончание

Нулевое окончание












КИК_БОКСИНГ, САМБО, ТЕ(Н,НН)ИС, _СТАФЕТА, СОРЕВНОВАНИЕ, КАРАТ(Э,Е), ХО(К,КК)ЕЙ


  • Расскажите о жизни Дмитрия Ивановича Менделеева, опираясь на тезисы.

  • Семнадцатый ребёнок в семье. Увлекался рисованием.

  • Окончил с золотой медалью Педагогический институт в Санкт-Петербурге.

  • Преподавал в нескольких гимназиях.

  • Удивительные хобби – переплетение книг и изготовление чемоданов. Работал над изобретением летательного аппарата.

  • Величайшее изобретение – Периодическая таблица химических элементов.


Внимание!!! Задание!!!

Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Разберите слова по составу

Л_НИВЫЙ

ХВ_СТЛИВАЯ

Р_СКОШНЫЕ

ОБЪЕД_НЯТЬ

УД_ВИТЬСЯ


  • Закон №2. При выделении корня подбирайте ____________ слова. ____________ и _____________ выделяйте после обозначения корня.

  • Прочитайте данные в колонках таблицы.

Заполните «шапку»





Ранцевый парашют (1912 г.)

Глеб Евгеньевич Котельников

Телевизор (1932 г.)

Борис Розинг, Владимир Зворыкин

Лазер (1954 г.)


Николай Геннадьевич Басов,

Александр Михайлович Прохоров

Тетрис (1985 г.)

Алексей Леонидович Пажитнов


Внимание!!! Задание!!!

Из предложенных морфем составьте как можно больше слов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  • Закон 3. Разбирайте слова по составу вдумчиво. В случае затруднений обращайтесь за справкой _________________________.



Оцените результаты своей работы на уроке:

Задания оказались для меня сложными. Я обращусь за помощью к учителю

Иногда я допускал ошибки, но знаю, что мне необходимо сделать для достижения лучших результатов

Я успешно справился со всеми учебными задачами



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20



Домашнее задание:

1. «Угадай-ка». Какое слово спряталось?

1) У него приставка, как у слова переждать;

2) у него корень, как у слова раздумье;

3) у него два суффикса: первый, – как у слова брать, второй – суффикс, образующий прошедшее время глагола;

4) окончание, как у слова сын.

Ответ: ______________________________

2.Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вместе все – стоит теперь в журнале.

Ответ: _______________________________


3. «Золушка». Разберите слова в «две корзины»: в одну – где -ок-входит в состав корня, в другую – где -ок- – суффикс.

Лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок, колобок, дружок, снежок.

Ответ:_________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. «Продавец билетов». Вы кондуктор в автобусе. «Ехать» с Вами имеют право только слова с нулевым окончанием. Подчеркните Ваших «пассажиров»: кино, дом, торт, свеж, хаки (защитный цвет), кофе, такси, ткач, зазеленел, край, дочь, вверх, хорошо, эскимо, пальто.





Сохранить у себя:
Урок-практикум по теме «Морфемный разбор слова» Рабочий лист.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки