Цели урока:
1. Разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти, способствовали оформлению абсолютизма и оказали огромное влияние на все стороны российской жизни.
2. Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований; подчеркнуть, что проведенные реформы не ликвидировали отсталость страны; успехи в ее развитии были достигнуты за счет усиления эксплуатации крестьян и ремесленников.
3. Формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода; расширить представления о роли и значении личности в истории.
Оборудование урока:
Карта “Российская империя в первой половине 18 века”.
Выставка ученических работ, посвященных Петру I и его эпохе.
Выставка книг о Петре I и его времени.
Раздаточный материал.
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Повторительная беседа о значении Великого посольства, об основании Петербурга, включающая словарную работу.
3. Беседа с учащимися и составление таблицы.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя ( на фоне музыки.)
Сегодня мы проводим заключительный урок по теме “Эпоха Петровских преобразований”. Подумаем, каково значение этих преобразований для будущего России и какова роль самого Петра в осуществлении этих реформ.
“То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник" – писал о Петре А.С.Пушкин. Действительно, Петр был прекрасным организатором, сумел подобрать себе способных помощников-плеяду замечательных военачальников, дипломатов, организаторов хозяйства и просвещения. Великий преобразователь России был убежденным сторонником абсолютизма. В подтверждение этому слова историка В.И.Буганова (приложение к уроку).
Расскажите, каким видели Петра его современники. (Выступление учащихся.)
Что послужило толчком для реформирования России, какая поездка, какие впечатления? (Bыступления учащихся.) Какие люди окружали Петра, что вы знаете об их биографии? (Выступления учащихся.)
Ну, а теперь давайте поговорим непосредственно о реформах Петра.
1699 год. Петр I проводит реформу городского самоуправления (вернее, организует его), затем издает указ о переходе на новое летоисчисление (от Рождества Христова) и о праздновании Нового года (с 1 января). А уже 19 августа 1700 года Россия объявляет войну Швеции. И первые поражения в войне наводят Петра на мысль о необходимости военной реформы.
Беседа с учащимися. (Показ на карте основных мест сражений.)
За заслуги перед Отечеством Петр награждал особо отличившихся. (Bыступление ученика.)
Вывод: Итоги военной реформы.
Создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их.
Появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меньшиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.)
Создание мощного военного флота.
Гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.
Отдавая в течение долгих лет свое время, силы, энергию Северной войне, Петр I ни на минуту не забывал о необходимости реформ в самой стране. Прежде всего, он проводит реформу административного управления(1708-1710 гг.)
Беседа с учащимися. Образцом для реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Ввел много иностранных слов. Давайте проведем словарную работу. Объясните понятия:
Сенат-высший законодательный и распорядительный орган при царе.
Коллегии-правительственные учреждения, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны.
Губернии-новые административные единицы.
Синод-высший церковный орган.
Главный магистрат-центральное учреждение для управления городами.
Табель о рангах-документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной службе.
Вывод: Многие историки считают административные реформы наиболее слабым местом петровских преобразований. Известный российский историк В.Я.Уланов писал: “Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени”. Реформы вели к установлению абсолютной власти царя.
В петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. Что способствовало этому? Какие преобразования в этой области были проведены?
Задание. У вас на столах листочки с заданием. Текст называется “Экономические преобразования Петра”. Вставьте в текст пропущенные слова, чтобы получился законченный рассказ. Слова, которые нужно вставить в текст, приведены ниже. Самостоятельная работа уч-ся.(3-5мин.) Несколько работ на проверку. Затем чтение текста вслух.
Давайте заглянем в прошлое земли Мытищинской. Как Петровские преобразования в экономике повлияли на жизнь наших земляков в 18 веке? (Выступление ученика.)
Вывод: В результате петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта. Кто был движущей силой, которая возвела Россию на новую историческую ступень? Конечно, народ.
Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. Он не только обязал учиться грамоте всех дворянских детей, не только посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и в Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу. По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты. Она называлась “Ведомости” и выходила в Петербурге с 1702 года. Для облегчения чтения и письма в 1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его. В1719 году Петр основал первый в стране музей-Кунсткамеру. И, уже в конце своей жизни, 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской aкадемии наук.
Вывод по уроку:
Личность Петра Bеликого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.
Дополнение к уроку:
Задание 1.
Выберите государственные реформы, проведенные Петром 1.
1. Создание Государственного Совета
2. Учреждение Боярской думы
3. Роспуск магистратов
4. Организация коллегий
5. Создание Сената
6. Введение губернского административного деления
7. “Жалованная грамота дворянству”
8. Провозглашение империи
9. Уничтожение патриаршества
10.Уничтожение Синода
Задание 2.
Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра 1 и введенные им.
1. Празднование Нового года 1 января
2. Летоисчисление с сотворения мира
3. Летоисчисление с рождения Иисуса Христа
4. Короткий кафтан
5. Проведение ассамблей
6. Хорошие манеры при поведении в обществе
7. Празднование Нового года 1 сентября
8. Длинные рукава у одежды
9. Обязательность бороды
10. Недопущение женщин в мужское общество
Задание 3.
Экономическая политика Петра I.
Вставьте в текст подходящие по смыслу слова из приведённых ниже в скобках:
Победы русской армии в Северной войне были невозможны без преобразований в экономике. Военные заказы были так велики, что требовалось срочное строительство .....................................по всей стране: в Карелии, Туле, Липецке, на Урале, в других местах.
Содержание...................................было не выгодно, и указом Петра всем жителям России, независимо от сословия, разрешалось заводить частные заводы. Заводам стали подчиняться обширные земли с десятками деревень, жители которых вместо подати государству работали на фабриканта и отныне назывались................... .
В 1721 г. Петр I подписал указ, разрешивший мануфактуристам покупать для своих предприятий.............................., они назывались.................................................................
В XVII - XVIII вв. в Европе господствовала теория................................
Петру также пришла в голову идея изменить принцип налогообложения и вместо .....................подати ввести ...........….. Для этого в России была проведена перепись населения, а потом для уточнения результатов - повторные................
Во время царствования Петра I Россия пережила бурный экономический подъем, но господствовавшая в промышленности и торговле система............... и ............. государства, регламенты и контроль чиновников, подавлении конкуренции, приоритет
отраслей, обеспечивающих армию,..............................характер труда на мануфактурах затормозили темпы роста и отрицательно сказались на социальном развитии русского общества.
(Посессионные крестьяне, контроль и монополия государства, суконные мануфактуры, подневольный (крепостнический) труд, меркантилизм, металлургические заводы, подворная подать, ревизии, приписные крестьяне, судостроительные заводы (верфи), подушная подать, казённые заводы, протекционистские меры.)