ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока: Имя числительное как часть речи.
Цель урока: формирование знаний о числительном как самостоятельной части речи
Задачи урока: образовательные (предметные):
формирование умения различать порядковые и количественные числительные, отличать числительное от других частей речи;
развивающие (метапредметные) регулятивные: формулировать тему, учебные задачи урока;
познавательные: выделять главное в теме, работать с новым материалом;
коммуникативные : уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения;
воспитательные (личностные): воспитывать интерес к предмету, любовь к книге, самостоятельность в работе.
Межпредметные связи: русский язык, математика.
Оборудование: проектор, презентационный материал, печатные задания для работы в группе.
Формы работы: групповая, коллективная
Методические приёмы: прием «удивления», подводящий диалог, работа с кластерами.
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока | Дозировка времени | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационно-мотивационный этап | 1 мин. | Беседа с учащимися | - Приветствие. Читает лингвистическую загадку Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы Который? и Сколько? Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют, Часто при этом они ошибаются, Как его звать, кто скорей догадается? | - Приветствие - Отгадывают загадку -Имя числительное | Коммуникативные: построение речевых высказываний Регулятивные: Активная позиция в учебной деятельности Личностные: положительное отношение к учёбе |
2 | Актуализация знаний 1 слайд
| 3 мин | Уточнение, систематизация знаний об имени числительном
| - Какова тема нашего урока? -В каком разделе русского языка изучается имя числительное? | - Имя числительное (записывают) -Морфология
| Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний; Личностные: самоопределение. Чувство необходимости учения |
3 | Постановка проблемы 2 слайд
| Осознание границы «знаю», «не знаю» Работа в парах | -Эта часть речи вам знакома? - Что вы знаете о числительном? - Как вы думаете, на какие вопросы отвечает имя числительное? - Попробуйте разделить данные числительные на две группы? - Почему вы выполнили задание по-разному?
| - да - Самостоятельная часть речи, обозначает число. Делят на группы числительные: шестой, восемьсот, двенадцать, двадцать шестая, сто тридцать семь, шесть, двести сорок пятое, сорок восемь, пятисотый, двенадцатый, семьдесят, первый -потому что не знаем, какие бывают числительные
| Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний и осознание необходимости нового знания. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
4 | Целеполагание 4 слайд | 1 мин | Определение и формулирование цели урока | - Значит, что мы узнаем на этом уроке? -Чтоб достичь цели нашего урока, мы пройдём через лестницу знаний. Как, по-вашему, это будет происходить?
| - узнаем определение имени числительного, грамматические признаки, разряды, синтаксическую роль в предложении. Варианты ответов | Познавательные: умение определять и формулировать цель учебной задачи Личностные: осознание границ знания и незнания Регулятивные: познавательная потребность, направленная на получение нового знания |
5 | Решение учебной задачи 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд 12 слайд 13 слайд 14 слайд 15 слайд 16 слайд Физкультминутка 17 слайд 18 слайд 19 слайд 20 слайд 21 слайд 22 слайд | 2 мин 5 мин 5 мин 3 мин 5 мин | Работа в парах «Открытие» приема распознавания количественных и порядковых числительных Работа с учебником, заполнение кластера Работа с печатным материалом в группах Закрепление знания (устная работа) Письменная работа (по рядам) «Открытие» приёма определения члена предложения. Работа в парах Работа с кластером Исследовательская работа Устная работа | -Что нужно сделать, чтобы определить, какой частью речи является слово? (пишу на доске) -Запишите цифры словами, обозначьте орфограммы -Ответьте письменно на вопросы - Какой сделаем вывод? -Что обозначают? -Давайте определим разряды имён числительных, которые вы использовали в ответе. . -Вспоминаем определение. Проверяем по учебнику стр.240 - Ребята, как вы думаете, склоняются ли имена числительные по падежам? Проверка -Как изменяются числительные один, два? -Определить разряды числительных (по вариантам) -Какое умение мы закрепили? -Выпишите числительные по значению. Проверяем - Перед нами возникает ещё одна задача. Как же можно определить, каким членом предложения является имя числительное? -Сверьте с учебником стр.241 -стр.240 упр.590 -Чем отличаются числительные от слов других частей речи? -Закрепление (определить часть речи) | 1.определить значение; 2. задать вопрос; 3. определить морф. признаки; 4.синтаксич. роль -записывают цифры словами, обозначают орф. -Отвечают на вопросы, читают ответы -отвечают на вопросы какой? Сколько? -количество и порядок предметов по счёту Вывод: имена числительные делятся на количественные и порядковые?
-Рассказывают определение. Проверяют себя по учебнику стр.240 Изменяют по падежам слова шесть, шестой Вывод: колич. измен. по падежам -чтение вслух (сверяют с доской, исправляют) -один изменяется по родам и числам; два –только по родам Слайд 15 –читают, определяют разряды, отвечают умение определять разряд по значению -выписывают числительные, отвечают -задать вопрос -делают разбор -Читают материал учебника стр.241 -Заполняют кластер
- имена числительные можно написать цифрами и прописью, а другие части речи только прописью. -устные ответы
| Познавательные: установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Умение определять оптимальные способы решения учебной задачи. Умение анализировать, обобщать, делать выводы. Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция. Личностные: социальное сотрудничество Коммуникативные: умение уважительно относиться к позиции другого человека, договариваться, выражать свои мысли с достаточной точностью.
|
6 7 | Закрепление 23 слайд 24 слайд 25 слайд | 2 мин | Работа в группах. Продолжение пословицы. Обобщение полученных знаний при помощи кластера. Ребус. Мини-проект | - Пришло время закрепить новые знания. Для этого выполним упражнения. -Ребята, как можно истолковать значение пословицы «Один ум хорошо, а два ума лучше»? Какое отношение имеет эта пословица к нашему сегодняшнему уроку? -Решите ребус -Назовите произведения, в названии которых есть имя числительное - Подытожим полученные знания. По кластеру рассказать о числительном. -Послушаем выступление Хавронич Е.о числительном |
-находят продолжение пословиц -отвечают по ребусу -называют произведения -составляют устный рассказ о числительном -Слушают, задают вопросы | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: учебное сотрудничество, построение речевых высказываний |
8 8 | Рефлексия 26 слайд Домашнее задание 27 слайд | 2 мин | Оценивание учебного действия, понимания нового материала, способа учебного сотрудничества. | - Пусть каждый оценит свою работу на уроке. | Мне больше всего удалось……. Для меня было открытием…… На будущее я учту……… | Регулятивные: уметь выделять предмет оценивания – учебные действия, способы сотрудничества. Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха. |