Бачурина Наталья Николаевна
учитель математики
Осинцевская средняя общеобразовательная школа – филиал МБОУ «Кишертская СОШ имени Л.П.Дробышевского»
Пояснительная записка
Тема урока: «Чтение и построение диаграмм»
Предмет: Математика
Класс: 5
Тип урока. Изучение нового материала.
Цели урока. Формирование первоначальных навыков извлекать необходимую информацию из несложных столбчатых диаграмм. Научиться строить диаграммы.
Задачи урока. Познакомить учащихся со столбчатыми диаграммами.
Познакомить учащихся с круговыми диаграммами.
Формировать умение «читать» столбчатые и круговые диаграммы.
Формировать умение по некоторым данным строить диаграммы.
Необходимое оборудование и материалы: Презентация, ПК, мультимедиа-проектор, учебник «Математика 5» под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина.
Данный урок является четвертым в главе «Таблицы и диаграммы» и первым по теме «Чтение и построение диаграмм».
Презентация, используемая на уроке, заставляет включить зрительную память учащихся, что позволяет лучше усваивать новый материал. Позволяет существенно экономить время на различных этапах урока. Презентация используется в ходе всего урока. В слайдах (4 – 10) при устном счете варианты ответов появляются через секунду после задания, а правильный ответ – по щелчку. При ответах на вопросы (слайд 17) используется гиперссылка на слайд 18.
Ход урока.
Организационный момент (слайд 2).
Математика-наука
Замечательная штука.
Будем, будем изучать
Математику на «5».
Устный счет (слайды 3 - 10) с помощью сигнальных карточек.
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только сходиться где-то во тьме
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица!
Потому что считаем в уме!
Учитель – Ребята, выберите вариант правильного ответа из трех предложенных. Поднимите карточку с номером правильного ответа. Проверьте свой ответ и в тетрадях поставьте + , если ответили правильно и - , если ответили не правильно. Поставить оценки по результатам устной работы.
Объявить тему урока (слайд 11) и обозначить цели и задачи.
Учитель – Пятиклассникам поручили выяснить, какая погода преобладает в начале октября. В течение двух недель они проводили наблюдения и делали записи, используя обозначения: ясно - , облачно - ,
шел дождь - (слайд 12). Вот что у них получилось (слайд 13).
Однако при такой записи трудно понять, какая преобладает погода. Ребята, посчитали число облачных, дождливых и ясных дней в отдельности и изобразили полученные данные в виде столбчатой диаграммы (слайд 14). Для этого они построили прямой угол. На горизонтальной стороне указали погоду, на вертикальной стороне, выбрав единицу измерения, отметили число дней и построили три столбика. Высота первого столбика, равная 8, показывает, сколько было дождливых дней, второй столбик – сколько было облачных дней, а третьего - сколько было ясных дней. На диаграмме хорошо видно, что в начале октября погода в основном была дождливой или облачной.
Рассмотрим различные виды диаграмм – диаграмма 2 (слайд 15) и круговая диаграмма (слайд 16).
Прочитать диаграмму – значит ответить на вопросы.
Прочитаем следующую диаграмму (слайд 17) . На данной столбчатой диаграмме представлена рождаемость детей в Кишертском районе за 2018 год. По вертикальной оси указано число детей, родившихся за месяц, а по горизонтальной оси – месяцы. Одно деление на вертикальной оси обозначает 2 ребенка. (Ответы на вопросы по диаграмме с проверкой ответов (слайд 18)).
Минута отдыха.
Учитель – все неплохо потрудились, теперь давайте немного отдохнем.
Сели поудобнее, откинулись на спинку стула, потянулись все, размяли свои косточки.
Руки на плечи, назад отвели, вперёд (2 раза). Опустили руки.
Не поворачивая головы посмотрели глазами в окно, как там хорошо, посмотрели глазами в класс, здесь ещё лучше (2 раза).
Подняли глаза вверх, опустили в тетради (2 раза).
Учитель – а теперь после отдыха, вы готовы работать дальше.
Работа с учебником № 1302, № 1303 (слайд 19).
Выполним небольшую самостоятельную работу. Постройте столбчатую диаграмму по следующим данным из таблицы (слайд 20). Построение выполняем в тетрадях. Проверьте свои результаты (слайд 21).
Итог урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чем запомнился этот урок?
Домашнее задание: № 1300, 1301 из учебника (слайд 22).
Спасибо за урок.