Технологическая карта урока
Тема: Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технологии обучения: личностно-ориентированная, ИКТ, проблемная
Цели урока:
Познавательные: извлекать, перерабатывать, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль; точно, правильно и логично излагать свою точку зрения в процессе обсуждения, слушать и слышать других.
Регулятивные: находить и исправлять ошибки, планировать деятельность.
Предметные: познакомить с образованием действительных причастий настоящего времени; познакомить с правописанием суффиксов действительных причастий настоящего времени; сформировать умение правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени; сформировать умение составлять алгоритм рассуждения по заданной теме.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
I. Мотивационный. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Заполнение классного журнала. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на совместную деятельность. | Коммуникативные УУД 1.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 2.Осуществлять совместную деятельность. |
Результат совместной деятельности: создана доброжелательная психологическая атмосфера для взаимной работы. | |||
II. Проверка домашнего задания. | 1. Закрепление теоретических знаний прошлых уроков Учитель: Найдите ошибки в моем утверждении: «Причастие – служебная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос сколько? Причастия спрягаются. Могут быть действительные и качественные. Страдательные причастия обозначают признак по действию самого предмета. Действительные причастия образуют краткую форму. Краткая форма страдательных причастий в предложении являются определениями».
2. Проверка упр. 88 | 1.Ученики работают в режиме фронтального опроса, находят и исправляют ошибки в высказывании учителя, аргументируя свой ответ.
2.За доской во время предыдущей работы 2 ученика делают синтаксический разбор 2 и 4 предложения; указывают краткие причастия. Проверка работы учащимися; самопроверка. | Познавательные УУД 1.Анализировать, доказывать, делать выводы. Коммуникативные УУД 1.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 2.Излагать свое мнение, аргументируя его.
Регулятивные УУД: 1.Находить и исправлять ошибки. Коммуникативные УУД: 1.Слушать и слышать других, уважительно относиться к мнению окружающих. |
Результат совместной деятельности: отработан учебный материал предыдущих уроков, проверена степень усвоения материала, изученного ранее; осуществлена проверка выполнения домашнего задания, самостоятельной деятельности обучающихся. | |||
III. Орфографическая разминка.
| 1.Работа со сравнительной таблицей «Спряжение, вид и переходность глагола». (приложение 1) - Составьте рассказ в учебно-научном стиле на основе таблицы.
Образовать от данных глаголов форму 3 лица множественного числа, определить спряжение, вид и переходность глаголов: Образец: стро\ят\ (II спр., несов. вид, перех.) дом. Строить дом, бороться за мир, лечить людей, сеять рожь, видеть насквозь, тревожить человека, стелить постель, ненавидеть лень. - В чем особенность глаголов видеть, стелить, ненавидеть? | 1.Ученики работают в паре на листочках с заданием.
2.Ученики работают самостоятельно в тетради (слайд 2). Взаимопроверка с обменом тетрадями (слайд 3).
| Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать. 2. Структурировать и представлять информацию в разных формах (таблица). Коммуникативные УУД 1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 2. Организовывать работу в паре. 3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать. Регулятивные УУД: 2.Находить и исправлять ошибки.
|
Результат совместной деятельности: закреплены навыки определения необходимых в дальнейшем признаков глагола; осуществлена подготовка обучающихся к изучению нового материала | |||
IV. Формулирование цели урока. (Определение проблемного вопроса) | 1.На доске сделана следующая запись: сеют рожь – люди, сеющие рожь строят дом – семья, строящая дом - Видите ли вы какую-нибудь закономерность в написании суффикса действительного причастия настоящего времени?
2. От какой основы глагола образованы действительные причастия настоящего времени: от основы неопределенной формы или от основы настоящего времени? - Попробуем образовать действительное причастие настоящего времени от глаголов прочитать, появиться. Это невозможно. Почему? Какого они вида? | 1. Обучающие делают вывод, определяют проблему урока: научиться правильно писать суффикс действительных причастий настоящего времени, объясняя условия выбора написаний.
2.Обучающие делают вывод, определяют проблему урока: научиться образовывать действительные причастия настоящего времени только от глаголов несовершенного вида. | Познавательные УУД: 1.Анализировать и обобщать, делать выводы; 2. Сравнивать объекты по заданным критериям; 3. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать цель урока. Коммуникативные УУД: 1.Формулирование и аргументация своего мнения.
|
Результат совместной деятельности: сформулирована проблема урока; освоен новый теоретический материал. | |||
V. Развитие правописных умений.
|
2.Выборочный диктант. 1. В один особенно солнечный день стали вынимать, с треском выдирать сверкающие на солнце зимние рамы. 2. Стали заводить свои дремотные и успокоительные трели лягушки на пруду в медленно густеющей весенней темноте, обещающей ночью теплый дождь. 3. Был июньский вечер, во дворе уже пахло холодеющей травой. 4. Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад, наша заветная столетняя ель, поднимающая свою острую черно-зеленую вершину в синее яркое небо. 5. Солнце пригревало сухое крыльцо, ярко и нежно зеленеющий двор и уже по-весеннему сереющий в мягком блеске сад
| 1. Упр. 107 (вставить пропущенную букву в суффиксе –ущ-/-ющ- и –ащ/-ящ; выделить орфограмму, в скобках объяснить условие выбора буквы (н.ф. глагола и спряжение). Самопроверка.
2.Обучающиеся записывают в тетрадях действительные причастия настоящего времени, выделяют орфограммы, связанные с проблемным вопросом урока. Взаимопроверка. (слайд 4)
3.Творческое задание. Составить предложения с данными словосочетаниями. Графически объяснить знаки препинания при причастном обороте, выбор гласной в суффиксе. (слайд 5) Пряч…щийся в кустах зверек; широко стел..щиеся растения; плещ..щееся у ног море; дождь хлещ..щий в окна; птицы щебеч..щие под окном; та..щий на солнце снег; ветер колыш…щий тростник; огни маяч..щие во тьме. Проверка работ нескольких обучающихся. | Регулятивные УУД 1.Находить и исправлять ошибки 2.Корректировать свою деятельность Познавательные УУД 1.Подведение под понятие 2.Использование общих приемов решения задач 3.Использование знаково-символических средств; 4.Построение речевых высказываний 5.Выведение следствий Коммуникативный УУД: 1.Планирование учебного сотрудничества 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
|
Результат совместной деятельности: закреплен изученный материал, отработан алгоритм действий выбора гласной буквы в суффиксах причастий, выполнены упражнения различной степени сложности, отработано умение находить в тексте изученную орфограмму, обозначать опознавательный признак орфограммы, получены ответы на проблемные вопросы урока. | |||
VII. Итог урока.
| – Подведите краткие итоги работы на уроке: чему научились, какие умения развивали? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение. – Что осталось непонятным, трудным в изученной теме? – Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? | Отвечают на поставленные вопросы.
Оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
Результат совместной деятельности: подведены итоги урока, получен ответ на проблемные вопросы, обозначенные в начале урока, оценены учебные умения, выставлены отметки за работу на уроке. | |||
VIII. Домашнее задание. | Упр.109 (по условию).
|
|
Список литературы
1.Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений./М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2013. – Ч.1.
2.Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. /Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2011.
3. Дидактический материал к учебнику русского языка: 7 кл.: Книга для учителя/ Л.Т. Григорян, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1990.
Приложение 1
«Спряжение, вид, переходность глагола»
Спряжение | |
I спряжение | II спряжение |
Под ударением: -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут/-ют; Без ударения: глаголы на –ЕТЬ, -ОТЬ, -АТЬ (исключения: гнать, держать, слышать, дышать, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, видеть, смотреть, зависеть). | 1.Под ударением: -им, -ишь, -ите, -ит, -ат/-ят; 2.Без ударения: глаголы на –ИТЬ (исключения: брить, стелить). |
Вид | |
Совершенный вид | Несовершенный вид |
Что сделать? (построить) | Что делать? (строить) |
Переходность | |
Переходные | Непереходные |
Строить (кого? что? (В.п. без предлога)) дом | Бороться (кого? что? (В.п. без предлога)) - |