Урок по русскому языку 9 класс на тему :Сочинительная,подчинительная,бессоюзная связь в СП

Дата: Класс: 9

Тема: Сочинительная,подчинительная,бессоюзная связь в СП

Цель урока: Актуализировать и систематизировать теоретические знания о сложных предложениях.

Деятельность учителя

Деятельнособучающи

Наглядности

I. Орг.момент

Орфографическая разминка с обьяснением

решённый вопрос (от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование)

приказано отойти (краткое причастие – Н, примыкание)

в вязаной шапочке (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

говорила путано (наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание)

(она) чем-то встревожена (краткое причастие – Н, управление)

некрашеный пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

званый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

выглядела испуганно (наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание)

II. Проверка пройденного материала.

Индивидуальная работа.

а). Списать, произвести орфографический разбор слов.

1) Н – НН: глиня…ый, серебря…ый, деревя…ый, листве…ица, берест…яной, кожа…ый.

2)ПОЛ-: (пол)моря, (полу)овал, (пол)Волги, (пол)ладони, (пол)открытой банки, (пол)столицы.

3)ПРЕ-, ПРИ-: пр…вышение скорости, пр…порошить снегом, пр…шелец, пр…озёрный, пр…клонить ветку, пр…ломление лучей.

Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

1) а) [ ],и [ ].

б) [ ], (чтобы..).

в) [ ], ( когда..).

г) [ ], [ ].

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

2 ) а) [ ], ( что... ).

б) [ ], но [ ].

в) [ ], а [ ].

г) [ ], и [ ].

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

3) а) [ ] - [ ].

б) [ ]: [ ].

в) [ ], и [ ].

г) [ ]; [ ].

Запись под диктовку

1(Чтобы оценить доброту и понять её значение), 2[надо непременно самому испытать ее]: 3[надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём], 4[надо почувствовать], 5(как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни).

(СП с подчинит. и бессоюзной связью).

Чужая доброта — это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение.

(СП с подчинит. и бессоюзной связью).

Демонстрируют свои знания.

III. Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

1.Виды сложных предложений (союзные, бессоюзные)

2. Виды союзных предложений ( ССП, СПП)

3. Отличительные признаки каждого вида предложения (в ССП - сочинительная связь между простыми предложениями, равнозначные отношения, связаны сочинительными союзами, в СПП- подчинительная, придаточное предложение подчиняется главному, предложения связаны подчинительными союзами и союзными словами).

4. Как связаны предложения в бессоюзном предложении

(при помощи интонации, на письме при помощи знаков препинания-запятой, точки с запятой, тире и двоеточия).

5. Виды СПП по значению (с изъяснительными придаточными, определительными, обстоятельственными).

Самостоятельная работа

1. Составление схем предложений, диктуемых учителем (важно показать вид предложения и тип связи)

А) Ветер рванул со всей силой, и тогда разом слетели все листья с липы

[ ], и [ ].

Б) Облака над морем потемнели, море тоже стало темным.

[ ], [ ].

В) Только по ночам, пока еще держалась роса, была прохлада.

[,(пока ), ].

Г) Поля, вдоль которых мы проезжали, когда возвращались домой, уже покрылись изумрудной зеленью.

[,(вдоль которых ),(когда ), ]

Д) Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика, который нас и разбудил.

[ ], и [ ],(когда ), (который )./

2. Схемы каких предложений было сложнее построить? (4 и 5)

учебник

IV. Закрепление урока.

Работа по учебнику

Демонстрируют свои знания.

V. Итог урока

Проводит рефлексию.

VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Ученики записывают в дневниках.

Дневник

Содержимое разработки

Дата: Класс: 9

Тема: Сочинительная,подчинительная,бессоюзная связь в СП

Цель урока: Актуализировать и систематизировать теоретические знания о сложных предложениях


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности


I. Орг. момент

Орфографическая разминка с обьяснением

решённый вопрос (от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование)

приказано отойти (краткое причастие – Н, примыкание)

в вязаной шапочке (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

говорила путано (наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание)

(она) чем-то встревожена (краткое причастие – Н, управление)

некрашеный пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

званый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

выглядела испуганно (наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание)


таблица


II. Проверка пройденного материала

Индивидуальная работа.

а) . Списать, произвести орфографический разбор слов.

1) Н – НН: глиня…ый, серебря…ый, деревя…ый, листве…ица, берест…яной, кожа…ый.

2)ПОЛ-: (пол)моря, (полу)овал, (пол)Волги, (пол)ладони, (пол)открытой банки, (пол)столицы.

3)ПРЕ-, ПРИ-: пр…вышение скорости, пр…порошить снегом, пр…шелец, пр…озёрный, пр…клонить ветку, пр…ломление лучей.

 Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

1) а) [    ],и [    ].

    б) [    ], (чтобы.. .).

    в) [    ], ( когда.. ..).

    г) [    ], [    ].

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

2 ) а) [     ], ( что. . . ).

   б) [     ], но [     ].

   в) [     ], а [     ].

   г) [     ], и [     ].

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

3) а) [     ] - [     ].

    б) [     ]: [     ].

    в) [     ], и [     ].

    г) [     ]; [     ].

Запись под диктовку

1(Чтобы оценить доброту и понять её значение), 2[надо непременно самому испытать ее]: 3[надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём], 4[надо почувствовать], 5(как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни).

(СП с подчинит. и бессоюзной связью).

Чужая доброта — это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение.

(СП с подчинит. и бессоюзной связью).

Демонстрируют свои знания.




III. Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

1.Виды сложных предложений (союзные, бессоюзные)

2. Виды союзных предложений ( ССП, СПП)

3. Отличительные признаки каждого вида предложения (в ССП - сочинительная связь между простыми предложениями, равнозначные отношения, связаны сочинительными союзами, в СПП- подчинительная, придаточное предложение подчиняется главному, предложения связаны подчинительными союзами и союзными словами).

4. Как связаны предложения в бессоюзном предложении

(при помощи интонации, на письме при помощи знаков препинания-запятой, точки с запятой, тире и двоеточия).

5. Виды СПП по значению (с изъяснительными придаточными, определительными, обстоятельственными).

 Самостоятельная работа

1. Составление схем предложений, диктуемых учителем (важно показать вид предложения и тип связи)

А) Ветер рванул со всей силой, и тогда разом слетели все листья с липы

[ ], и [ ].

Б) Облака над морем потемнели, море тоже стало темным.

[ ], [ ].

В) Только по ночам, пока еще держалась роса, была прохлада.

[ ,(пока ), ].

Г) Поля, вдоль которых мы проезжали, когда возвращались домой, уже покрылись изумрудной зеленью.

[ ,(вдоль которых ),(когда ), ]

Д) Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика, который нас и разбудил.

[ ], и [ ],(когда ), (который )./

2. Схемы каких предложений было сложнее построить? (4 и 5)

Демонстрируют знания, умения.




учебник


IV. Закрепление урока.

Работа по учебнику

Демонстрируют свои знания.

Разноуровневые задание


VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Ученики записывают в дневниках.

Дневник

























































































Итог урока:___________________________________________________________________



Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

_____________________________________________________________________________




Сохранить у себя:
Урок по русскому языку 9 класс на тему :Сочинительная,подчинительная,бессоюзная связь в СП

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки