Дата: Класс: 9 | |||
Тема: Сочинительная,подчинительная,бессоюзная связь в СП | |||
Цель урока: Актуализировать и систематизировать теоретические знания о сложных предложениях | |||
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Наглядности |
| I. Орг. момент Орфографическая разминка с обьяснением решённый вопрос (от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование) приказано отойти (краткое причастие – Н, примыкание) в вязаной шапочке (от глагола несовершенного вида – Н, согласование) говорила путано (наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание) (она) чем-то встревожена (краткое причастие – Н, управление) некрашеный пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование) званый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование) выглядела испуганно (наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание) |
| таблица |
| II. Проверка пройденного материала Индивидуальная работа. а) . Списать, произвести орфографический разбор слов. 1) Н – НН: глиня…ый, серебря…ый, деревя…ый, листве…ица, берест…яной, кожа…ый. 2)ПОЛ-: (пол)моря, (полу)овал, (пол)Волги, (пол)ладони, (пол)открытой банки, (пол)столицы. 3)ПРЕ-, ПРИ-: пр…вышение скорости, пр…порошить снегом, пр…шелец, пр…озёрный, пр…клонить ветку, пр…ломление лучей. Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор. 1) а) [ ],и [ ]. б) [ ], (чтобы.. .). в) [ ], ( когда.. ..). г) [ ], [ ]. - Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор. 2 ) а) [ ], ( что. . . ). б) [ ], но [ ]. в) [ ], а [ ]. г) [ ], и [ ]. - Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор. 3) а) [ ] - [ ]. б) [ ]: [ ]. в) [ ], и [ ]. г) [ ]; [ ]. Запись под диктовку 1(Чтобы оценить доброту и понять её значение), 2[надо непременно самому испытать ее]: 3[надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём], 4[надо почувствовать], 5(как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни). (СП с подчинит. и бессоюзной связью). Чужая доброта — это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. (СП с подчинит. и бессоюзной связью). | Демонстрируют свои знания.
|
|
| III. Актуализация знаний Фронтальный опрос: 1.Виды сложных предложений (союзные, бессоюзные) 2. Виды союзных предложений ( ССП, СПП) 3. Отличительные признаки каждого вида предложения (в ССП - сочинительная связь между простыми предложениями, равнозначные отношения, связаны сочинительными союзами, в СПП- подчинительная, придаточное предложение подчиняется главному, предложения связаны подчинительными союзами и союзными словами). 4. Как связаны предложения в бессоюзном предложении (при помощи интонации, на письме при помощи знаков препинания-запятой, точки с запятой, тире и двоеточия). 5. Виды СПП по значению (с изъяснительными придаточными, определительными, обстоятельственными). Самостоятельная работа 1. Составление схем предложений, диктуемых учителем (важно показать вид предложения и тип связи) А) Ветер рванул со всей силой, и тогда разом слетели все листья с липы [ ], и [ ]. Б) Облака над морем потемнели, море тоже стало темным. [ ], [ ]. В) Только по ночам, пока еще держалась роса, была прохлада. [ ,(пока ), ]. Г) Поля, вдоль которых мы проезжали, когда возвращались домой, уже покрылись изумрудной зеленью. [ ,(вдоль которых ),(когда ), ] Д) Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика, который нас и разбудил. [ ], и [ ],(когда ), (который )./ 2. Схемы каких предложений было сложнее построить? (4 и 5) | Демонстрируют знания, умения.
| учебник |
| IV. Закрепление урока. Работа по учебнику | Демонстрируют свои знания. | Разноуровневые задание |
| VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Ученики записывают в дневниках. | Дневник |
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
_____________________________________________________________________________