Урок по истории Тема занятия: Портрет в контексте истории

Урок по истории Тема занятия: Портрет в контексте истории

Содержимое разработки

Тема занятия: Портрет в контексте истории


Цель занятия: проанализировать творческую индивидуальность художника в созданных им художественных образах в контексте истории и продолжить формирование художественной культуры воспитанников как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи занятия: продолжить работу над овладением практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности; развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; воспитание интереса и уважения к личности каждого человека; формирование умений находить красоту и гармонию прекрасного во внутреннем и внешнем облике человека.

Воспитанники должны уметь: называть основные исторические события; объяснять основные понятия изобразительного искусства (портрет и его виды); аргументировать свои ответы и высказывать собственную точку зрения.

Оборудование: техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, мультимедийный слайд-фильм, доступ к Интернету; программное обеспечение: мультимедийные энциклопедии; дидактический материал: карточки с заданиями; художественные материалы (гуашевые краски, палитра, кисти, бумага).

Тип занятия: интегрированное занятие в рамках исследовательской деятельности обучающихся.

Предметы: изобразительное искусство, история.


Ход занятия:

1. Вводная беседа о портрете и его роли в истории общества.

Вступительное слово педагога: постановка цели и задач занятия.

Мотивация и актуализация темы: педагог просит воспитанников из предложенного стихотворения Н. Заболоцкого выбрать фразы посвящённые портрету, которые более всего соответствуют собственному мнению (свой выбор необходимо объяснить, выделив ключевые слова в избранной цитате).


Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.


Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас.

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?


Её глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.


Соединенье двух загадок.

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.


Когда потёмки наступают

И приближается гроза.

Со дна души моей мерцают

Её прекрасные глаза.


Воспитанники выделяют ключевые слова.

Затем педагог просит их, объединив все прозвучавшие идеи, завершить фразу: Портрет – это…

Итог: формулировка понятия портрет.

Педагог сообщает: Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты. Красоту не измерить научными методами, она дана нам в ощущениях. Самым прекрасным творением природы является человек. В разное время художники по-разному изображали людей, пытаясь оставить в веках красоту и гармонию. Человек стремился рассказать о себе потомкам, остаться в истории.

Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли магическую функцию: душа умершего должна покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно.

Вопрос воспитанникам: что вы помните об особенностях этих портретов?

Педагог сообщает: Традиция возвеличивания выдающихся людей была распространена в Древней Греции. Но формирование жанра «портрет» произошло в римском изобразительном искусстве. Именно там персональное внимание уделялось изображению индивидуальных черт.

Вопрос воспитанникам: почему это произошло?

Педагог сообщает: Средневековье стало периодом унификации личности, подчинение ей определённым правилам и нормам. В это время появляется групповой портрет.

Вопрос воспитанникам: каковы особенности такого портрета?

Педагог сообщает: Эпоха Возрождения определила специфику портрета: человек стал высшим началом и центром бытия. Изображение внутреннего мира стало основой основ живописи.

Вопрос воспитанникам: почему мир чувств и переживаний стал на первое место?

Педагог сообщает: В России складывалась своя школа портрета, отличающаяся жанровым разнообразием.

Вопрос воспитанникам: что вы знаете об особенностях портрета русской живописной школы?

2. Подведение итогов:

Педагог задаёт вопросы на понимание.

Вопрос воспитанникам: Какие виды портрета есть в изобразительном искусстве? Что мы называем детским, групповым, парадным, сказочным и автопортретом?

В качестве итоговой работы воспитанникам предлагается решить практические задачи: определить по предложенным образцам виды портретов (для анализа показываются репродукции портретов).

3. Игра: «По страницам истории».

Вопрос воспитанникам: бывает ли исторический портрет? что такое историческая картина?

Групповое обсуждение проблемы и формулировка ответов на вопросы.

Вопрос воспитанникам: необходимо узнать историческую личность по словесному описанию и вспомнить исторические события, связанные с этим деятелем?

Педагог сообщает: Могучий и суровый, в стальных воинских доспехах, в шлеме, панцире и латах, стоит он, опираясь на тяжкий меч. Над головой его грозно темнеет военное знамя с образом святого. Лицо исполнено твёрдой решимости, от облика веет непоколебимой мощью. За ним - широкая река, на берегу твердо стоят крепкие белые стены собора. В отдалении - ряды воинов с красными щитами и черными копьями. Ненастное, сумрачное небо, тяжелые рваные облака, сквозь них проглядывает лишь один клочок чистой лазури. Встревоженные черные птицы вьются вокруг куполов храма. Во всём - настороженность, напряжение, суровость. (Ответ: А. Невский).

Дополнительная информация для воспитанников: В конце мая 2008 г. стартовал конкурс «Имя Россия». В проекте первое место занял Александр Невский - патриот, дипломат, гениальный полководец, который за всю жизнь не проиграл ни одной битвы. А. Невский сыграл исключительную роль в истории России. В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, он сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В 1775 г. Екатерина I учредила орден Александра Невского с девизом «За труды и Отечество» - одну из высших наград Российской империи. Так почитание святого князя приняло государственную форму. В годы Великой Отечественной войны имя Невского приобрело особое значение: в 1942 г. был учреждён орден Александра Невского.

4. Творческая работа.

Необходимо написать сочинение – эссе на тему: «Мой любимый портрет».

5. «В мастерской художника».

Педагог сообщает: На сегодняшнем занятии мы будем работать в группах по созданию портрета современного человека (и в истории искусств есть примеры, когда группа художников создаёт одно произведение. Например: Кукрыниксы). Необходимо обратить особое внимание, что выбор цветового решения должен зависеть от вида портрета.

6. Выставка и анализ работ.

Показ готовых работ и анализ полученных результатов.

7. Подведение итогов.

Просмотр работ современных художников (мультимедийный слайд-фильм).

Вопрос воспитанникам: какие факторы влияют на создание портрета?

8. Рефлексия. Необходимо продолжить фразы:

Я узнал на занятии… Меня удивило, что… Мне кажется…

Сохранить у себя:
Урок по истории Тема занятия: Портрет в контексте истории

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки