Тема занятия: Портрет в контексте истории
Цель занятия: проанализировать творческую индивидуальность художника в созданных им художественных образах в контексте истории и продолжить формирование художественной культуры воспитанников как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи занятия: продолжить работу над овладением практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности; развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; воспитание интереса и уважения к личности каждого человека; формирование умений находить красоту и гармонию прекрасного во внутреннем и внешнем облике человека.
Воспитанники должны уметь: называть основные исторические события; объяснять основные понятия изобразительного искусства (портрет и его виды); аргументировать свои ответы и высказывать собственную точку зрения.
Оборудование: техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, мультимедийный слайд-фильм, доступ к Интернету; программное обеспечение: мультимедийные энциклопедии; дидактический материал: карточки с заданиями; художественные материалы (гуашевые краски, палитра, кисти, бумага).
Тип занятия: интегрированное занятие в рамках исследовательской деятельности обучающихся.
Предметы: изобразительное искусство, история.
Ход занятия:
1. Вводная беседа о портрете и его роли в истории общества.
Вступительное слово педагога: постановка цели и задач занятия.
Мотивация и актуализация темы: педагог просит воспитанников из предложенного стихотворения Н. Заболоцкого выбрать фразы посвящённые портрету, которые более всего соответствуют собственному мнению (свой выбор необходимо объяснить, выделив ключевые слова в избранной цитате).
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас.
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза.
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Воспитанники выделяют ключевые слова.
Затем педагог просит их, объединив все прозвучавшие идеи, завершить фразу: Портрет – это…
Итог: формулировка понятия портрет.
Педагог сообщает: Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты. Красоту не измерить научными методами, она дана нам в ощущениях. Самым прекрасным творением природы является человек. В разное время художники по-разному изображали людей, пытаясь оставить в веках красоту и гармонию. Человек стремился рассказать о себе потомкам, остаться в истории.
Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли магическую функцию: душа умершего должна покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно.
Вопрос воспитанникам: что вы помните об особенностях этих портретов?
Педагог сообщает: Традиция возвеличивания выдающихся людей была распространена в Древней Греции. Но формирование жанра «портрет» произошло в римском изобразительном искусстве. Именно там персональное внимание уделялось изображению индивидуальных черт.
Вопрос воспитанникам: почему это произошло?
Педагог сообщает: Средневековье стало периодом унификации личности, подчинение ей определённым правилам и нормам. В это время появляется групповой портрет.
Вопрос воспитанникам: каковы особенности такого портрета?
Педагог сообщает: Эпоха Возрождения определила специфику портрета: человек стал высшим началом и центром бытия. Изображение внутреннего мира стало основой основ живописи.
Вопрос воспитанникам: почему мир чувств и переживаний стал на первое место?
Педагог сообщает: В России складывалась своя школа портрета, отличающаяся жанровым разнообразием.
Вопрос воспитанникам: что вы знаете об особенностях портрета русской живописной школы?
2. Подведение итогов:
Педагог задаёт вопросы на понимание.
Вопрос воспитанникам: Какие виды портрета есть в изобразительном искусстве? Что мы называем детским, групповым, парадным, сказочным и автопортретом?
В качестве итоговой работы воспитанникам предлагается решить практические задачи: определить по предложенным образцам виды портретов (для анализа показываются репродукции портретов).
3. Игра: «По страницам истории».
Вопрос воспитанникам: бывает ли исторический портрет? что такое историческая картина?
Групповое обсуждение проблемы и формулировка ответов на вопросы.
Вопрос воспитанникам: необходимо узнать историческую личность по словесному описанию и вспомнить исторические события, связанные с этим деятелем?
Педагог сообщает: Могучий и суровый, в стальных воинских доспехах, в шлеме, панцире и латах, стоит он, опираясь на тяжкий меч. Над головой его грозно темнеет военное знамя с образом святого. Лицо исполнено твёрдой решимости, от облика веет непоколебимой мощью. За ним - широкая река, на берегу твердо стоят крепкие белые стены собора. В отдалении - ряды воинов с красными щитами и черными копьями. Ненастное, сумрачное небо, тяжелые рваные облака, сквозь них проглядывает лишь один клочок чистой лазури. Встревоженные черные птицы вьются вокруг куполов храма. Во всём - настороженность, напряжение, суровость. (Ответ: А. Невский).
Дополнительная информация для воспитанников: В конце мая 2008 г. стартовал конкурс «Имя Россия». В проекте первое место занял Александр Невский - патриот, дипломат, гениальный полководец, который за всю жизнь не проиграл ни одной битвы. А. Невский сыграл исключительную роль в истории России. В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, он сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В 1775 г. Екатерина I учредила орден Александра Невского с девизом «За труды и Отечество» - одну из высших наград Российской империи. Так почитание святого князя приняло государственную форму. В годы Великой Отечественной войны имя Невского приобрело особое значение: в 1942 г. был учреждён орден Александра Невского.
4. Творческая работа.
Необходимо написать сочинение – эссе на тему: «Мой любимый портрет».
5. «В мастерской художника».
Педагог сообщает: На сегодняшнем занятии мы будем работать в группах по созданию портрета современного человека (и в истории искусств есть примеры, когда группа художников создаёт одно произведение. Например: Кукрыниксы). Необходимо обратить особое внимание, что выбор цветового решения должен зависеть от вида портрета.
6. Выставка и анализ работ.
Показ готовых работ и анализ полученных результатов.
7. Подведение итогов.
Просмотр работ современных художников (мультимедийный слайд-фильм).
Вопрос воспитанникам: какие факторы влияют на создание портрета?
8. Рефлексия. Необходимо продолжить фразы:
Я узнал на занятии… Меня удивило, что… Мне кажется…