Урок по истории Тема: Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762.

Тема: Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762.

Содержимое разработки

План – конспект открытого урока по истории России.

Проведённого в 7 классе

МОУ СОШ села Трубетчино

Им. Н.Ф. Пономарёва

Учителем истории

Фаткиным О.С.











Тема: Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762.

Тип урока: комбинированный.

Цель:

  1. Рассмотреть ситуацию, сложившуюся при дворе после смерти Петра. Определить основные изменения в положении сословий России в 1725- 1762 г. Рассмотреть внутреннюю и внешнюю политику российских монархов.

  2. Показать пагубность для народа и страны похождения у власти временщиков. Вызвать у учащихся сочувствия к беспрерывному положению крепостных крестьян.

  3. Развить мышление учащихся, умение устанавливать причинно – следственные связи, расширять понятийный аппарат, развивать речь учащихся.

Основные понятия: дворцовые перевороты, «кондиции», олигархическое правление, бироновщина, манифест «О вольности дворянства», Семилетняя война, оброк, барщина.

Оборудование:

  • Видеофильм «Дворцовые перевороты»;

  • Карта «Российская империя в 18 веке»;

  • Карточки с датами для повторения;

  • Карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Ход урока.

  1. Организация учащихся на работу. Сообщение целей, задач урока.

  2. Повторение. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке («Дворцовые перевороты»)

              1. Работа учащихся с генеалогической таблицей в конце учебника.(Используется учебник Юрганова А.Л., Кацва Л.А. История России 16 – 18 вв.

  • Проследить череду царствований от Петра 1 до Екатерины 2.

  • Чем объяснить сложную династическую ситуацию, сложившуюся после смерти Петра 1?

  • Установите родственные связи между монархами. Чем объясняется такой выбор?

2.Фронтальная работа. Повторить основные даты.

3.Индивидуальная работа учащихся (4 человека) на карточках.

Задания для индивидуальной работы.

  1. Когда был образован Верховный тайный совет, каковы его полномочия, кто в него входил?

  2. Что такое кондилии? Как изменился бы характер государственной власти в случае исполнения кондилии?

  3. Что такое бироновщина?

  4. Какие силы помогли Елизавете Петровне взойти на престол?

4.Устные ответы учащихся.

  • Расскажите о восшествии на престол Елизаветы Петровны.

  • Что вы знаете о роли дворян в правление Анны Иоановны и в восшествии на престол Елизаветы Петровны.

  • Дайте характеристику политическим взглядам и стремлениям дворянства.

  1. Сообщение темы урока. Переход к изучению нового материала.

План. (План и домашнее задание записаны на доске.)

  • Облегчение дворянской службы.

  • Усиление крепостного права.

  • Елизавета Петровна.

  • Внешняя политика России. Россия в семилетней войне 1756 – 1762 гг.

  1. Изучение нового материала.

1.Беседа с учащимися.

  • Как изменилось положение дворян при Петре 1.

  • Приведите примеры, свидетельствующие о усилении зависимости дворян?

2.Работа с отрывком из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

  • Какие обходные пути находили дворяне?

  • Каково было общее настроение дворянства?

3.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. стр .296.

  • Что было сделано для облегчения дворянской службы:

  1. При Анне Иоанновне;

  2. При Петре 3.

  • Как менялось положение дворянства?

4.Повторить основные этапы закрепощения крестьян. (записи в тетради).

  • Как меняет положение крестьян податная реформа Петра 1?

  • Что такое «оброк», «барщина»?

  • Почему барщина тяжелее оброка?

5.работа с фрагментом документа. (стр.297).

  • Каким было отношение к крепостным крестьянам?

  • Как изменяется их положение?

6. «Салтычиха». Рассказ учителя.

7.Просмотр фрагмента видеофильма «Эпоха дворцовых переворотов».

  • На какие цели расходовались средства?

  • Кто такие «фавориты»? Что вы узнали о них?

8.Внешняя политика Российской империи. Объяснение учителя. Работа с картой. Составление краткого конспекта.

1736-1738г. Русско-Турецкая война. Б.К. Миних.

1736-Азов. 1737-Очаков. 1739-Хотин.

1739-Белградский мир.

1741-1743г. Война со Швецией. Работа с картой.

1756-1757г. Складывание коалиций.

Пруссия и Англия. Франция, Австрия, Россия, Саксония,

Швеция.

Апраксин с.Ф. Мемель, Тильзит и др. города.

19 августа 1757г.- сражение у с. Гроссегерсдорф. П.А. Румянцев.

1759г.-Кунерсдорф. 1760г.-Берлин.

Пруссия на грани поражения. Смерть Елизаветы Петровны.

  1. Закрепление изученного.

  1. Беседе с учащимися.- Как изменилось положение дворян?

  2. Ответьте на вопросы 3 и 4.

  1. Итог урока.

  1. Обобщая, ответы учащихся учитель делает вывод о внутренней и внешней политике России.

Внутренняя политика российских правителей в 1725-1762 годах была порой непоследовательной и потому мало результативной. Последовательность сохранялась лишь в главном- в утверждений всё новых привилегий дворянства. В этот период усиливается крепостное право, растут крестьянские повинности, положение крепостных крестьян становится всё более тяжелым.

Главным итогом внешней политики России в 1725-1762 годах можно считать то, что она прочно утвердилась на Балтике и в ходе многочисленных войн вновь показала себя одной из сильнейших в военном отношении держав Европы. В тоже время проблема выхода России к южным морям оставалось нерешенной.

  1. Анализ работы учащихся. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание. §30, вопросы 3 и 4. Сообщение о М.В. Ломоносове. Составить таблицу «Крупнейшие сражения «Семилетней войны».







































































Сохранить у себя:
Урок по истории Тема: Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки