Тема урока: НАСЕЛЕНИЕ АФРИКИ: ПИГМЕИ-ДЕТИ ЛЕСА
Цели урока:
1. Создать в представлении учеников образ коренных жителей Африки – пигмеев, познакомить с их культурной средой, обеспечить усвоение учащимися одной из основополагающих мировоззренческих идей: «Истинный показатель цивилизации -облик человека».
2. Совершенствовать умения учащихся публично представлять подготовленную по дополнительным источникам информацию, участвовать в разрешении познавательного конфликта, выступая в роли «оптимиста» или «пессимиста», отстаивать свою позицию, выявлять ошибки в собственных суждениях, вырабатывать верное решение.
3. Ориентировать учащихся на эмоционально-образное изучение географического материала, усиливать у них мотивацию к учению, интерес к этнографии.
4. Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей.
Культурологический подход на данном уроке реализуется через восприятие гармоничного взаимодействия человека и природы, быта и культурных традиций конкретного народа.
Средства обучения:
Плакаты или записи на доске:
Плакат 1
УРОК-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Пигмеи - дети леса
Не так названье важно для страны
И очертания не так важны.
Как важно то, кто в том краю живёт,
Зачем живёт и чем живёт народ.
Узнать любой страны особый нрав
Мы сможем, лишь людей её узнав.
Аяльнэх Мулату, современный эфиопский поэт
Плакат 2
1. Пигмеи живут в согласии с природой и собой.
2. Истинный показатель цивилизации - облик человека.
Познавательный конфликт
«Оптимисты»: докажите правильность, аргументируйте данные утверждения.
«Пессимисты»: докажите ошибочность, опровергните данные утверждения.
2. Политическая карта мира, на которой цветными магнитными фишками обозначен ареал расселения пигмеев.
3. Подготовленные учащимися по дополнительным источникам информации сообщения о пигмеях:
• Кто такие пигмеи?
• Как живут пигмеи?
• Чем занимаются мужчины-пигмеи?
• Чем занимаются женщины-пигмеи?
• Кому поклоняются пигмеи?
4. Иллюстративный материал о пигмеях, размещённый на стенде «Сегодня на уроке».
5. Карточки для индивидуальной рефлексии учащихся.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 |
I. Мотивационно-целевой этап. а) Работа с эпиграфом, целеполагание | Учитель размещает на доске плакат 1. Объясняет значение слова «этнографическая». Этнография - это: 1) наука, изучающая материальную и духовную культуру народов; 2) особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа | Учащиеся по названию темы и эпиграфу осуществляют целе-полагание, отвечая на вопросы: • Как вы понимаете слова современного эфиопского поэта? • Согласны ли вы с ним? • Каковы задачи нашего урока? Урок будет проходить в форме конференции. Исходя из этого, скажите, как будет организована работа на уроке? |
б) Введение в тему урока | Слово учителя: «Пигмеи! Об их существовании вроде бы знают все. А вот о том, как они живут, имеют представление очень немногие. Группа «учёных-этнографов» из нашего класса заинтересовалась жизнью этого удивительного народа, маленьких людей, обитающих в непроходимых лесах Африки. (Показ на карте ареала расселения пигмеев.) Им довелось побывать в гостях у пигмеев, увидеть их жизнь изнутри. И сегодня на конференции, в первой её части, участники этнографической экспедиции представят нам результаты своих наблюдений и исследований. Во второй части конференции нам предстоит разрешить познавательный конфликт». На доску вывешивается плакат 2 | 5 учащихся класса будут выполнять роль учёных-этнографов. Остальные учащиеся разделены на 2 группы (лучше по желанию): слушатели-оптимисты и слушатели-пессимисты. Именно они примут участие в разрешении делового конфликта. «Учёные» после выступлений присоединяются к одной из групп |
П. Организационно-деятельностный этап, а) Первая часть конференции: выступления «учёных-этнографов» | Учитель до проведения данного урока должен помочь ребятам в поиске источников информации, отборе нужного материала, его упорядочении и проверить подготовленные сообщения. Материал должен быть интересным, занимательным, достаточным для решения познавательного конфликта | Выступления «учёных-этнографов». Примерное содержание выступлений см. в Приложении 1 |
б) Вторая часть конференции: познавательный конфликт | Учитель предлагает группам принять активное участие в разрешении познавательного конфликта.
Учитель выступает в роли организатора дискуссии. Следит за тем, чтобы деловой конфликт не перерос в эмоциональный. | «Оптимисты» приводят аргументы со знаком «плюс». Например: пигмеи - мастера использовать ресурсы леса; принимают мир таким, каким его видят; считают, что каждое дерево в лесу имеет душу; при рождении ребёнка отец сажает дерево в благодарность богу, так они и растут - деревце и малыш и т. д. «Пессимисты» приводят аргументы со знаком «минус»: люди поглощены каждодневной борьбой за выживание, умирают и вымирают, их жизнь тяжела, будущее мрачно. |
| Выслушав всех учащихся, учитель предлагает их вниманию рассказ об эксперименте, проведённом в 70-е годы в Заире. Приложение 2. | Как правило, дети склоняются к тому, что так жить нельзя, необходимо помочь пигмеям, улучшить их жизнь, приобщить к благам цивилизации Познавательный конфликт заходит в логический тупик, так как информации недостаточно для того, чтобы учащиеся убедились в правильности этого утверждения. |
| Цель: убедить учащихся в том, что каждый народ за тысячелетия привык жить по-своему, поэтому приобщить дикарей к цивилизованному миру надо с большой осторожностью. Да и нужно ли это им? Ведущий передачи «В поисках приключений» Михаил Кожухов закончил одну из своих передач такими словами. «Вот так они и живут! Попробуйте убедить меня в том, что их жизнь беднее и менее яркая, чем наша»
| Утверждение «Истинный показатель цивилизации - облик человека» становится понятным детям. Находятся ребята, которые вспоминают русскую поговорку «Где родился, там и пригодился», которая в полной мере объясняет неудачу заирских властей в приобщении пигмеев к цивилизованному миру |
III. Рефлексивно-оценочный этап | Оцени по 10-балльной шкале: 1. Выступления «учёных-этнографов». 2. Работу своей группы. 3. Работу своих оппонентов (другой группы). 4. Свою работу на уроке. 5. Организацию урока учителем | Каждый учащийся в начале урока получил карточку для индивидуальной рефлексии. Учащиеся заполняют карточки, сдают учителю |
Домашнее задание | Подготовить рассказ (на 2-3 минуты) о пигмеях, по желанию - об африканских народах (масаи, зулусах и т. д.) |
|
КТО ТАКИЕ ПИГМЕИ?
Ещё 4 тысячи лет назад экспедиция, отряженная египетским фараоном Пепи II к истокам Нила, доложила о поимке «странных чёрных карликов». В Древней Греции им дали имя «пуг-майос» - «высотой с локоть». Однако с античных времён до конца XIX века европейцы не были уверены в реальном существовании пигмеев. Вновь открыл «чёрных карликов» немецкий исследователь Георг Швайнфурт в 1875 году. Пигмеи разбросаны от Камеруна и Конго до Руанды и Уганды. По оценкам, их примерно 100-150 тысяч человек, а вероятнее всего, значительно меньше. Наиболее отсталые пигмеи мбути живут на востоке Заира.
Рост мужчин - 145 см, женщин - 135 см. Их малый рост пока не объяснён, как и необычное телосложение: у пигмеев длинный тяжеловатый торс, крупная, продолговатая голова, широкая грудь, мощные плечи, длинные мускулистые руки и тонкие короткие ноги. В широкой улыбке они обнажают острые, как клинышки, зубы. Пигмеи не забывают обычая дедов стачивать зубы камнем.
Одежда пигмеев сводится к набедренной повязке в виде передника или куска ткани, протянутого между ногами и прикреплённого к кожаному поясу. Люди увешаны амулетами и талисманами, их руки унизаны браслетами. Некоторые модницы вдевают в губы деревянные кольца, а в уши серьги, сделанные из туго свёрнутых листьев и сучков.
Пигмеи замкнуты, недоверчивы, пугливы, но расположить их к себе легко: надо быть добрым с ними. Это они чувствуют. Вождей у пигмеев нет, возвеличивание одного может погубить всё племя, привыкшее любое дело решать сообща.
Пигмеи ценят мудрость, знание, умение. Их стихия - атмосфера вольности, равновесия и душевного покоя.
КАК ЖИВУТ ПИГМЕИ?
Живут пигмеи в круглых хижинах из веток и листьев - это их временное пристанище, они постоянно кочуют с места на место. Быт их прост и неприхотлив, люди поглощены каждодневной борьбой за выживание. Они мастера использовать все ресурсы леса и живут в согласии с окружающей средой.
В одной из хижин мы увидели соломенную подстилку, небольшой очаг, несколько сосудов, полые тыквы и деревянные или берестяные вазы, до краёв наполненные диким мёдом и фруктами. В углу лежал заступ, вернее, обычная заострённая палка, которая служит для выкапывания клубней. Была здесь и другая кухонная утварь - большой лист, чтобы завёртывать в него мясо и лист-кулёк, в котором хранят термитов и червей, употребляемых в пищу. Возле соломенной подстилки я увидел полено с углублением в середине. Один из стариков жестами объяснил мне, что оно служит подушкой.
Мы ходили от одной хижины к другой, и всюду висели на стенах лук, колчан со стрелами (стрелы из бамбука с оперением из листьев), копья, топорики.
Пигмеи умеют высекать огонь из кремния, но предпочитают брать с собой тлеющие головешки и золу, завёрнутые в мокрые листья.
Пигмеи моногамны. С одной женой легче поладить и кочевать, чем с тремя-четырьмя. Браки заключаются по соглашению между семьями. Когда супруга входит в семью мужа, тот обязан её брату или кузену взамен дать в жёны одну из своих родственниц Обе свадьбы справляются одновременно. При рождении ребёнка отец сажает дерево в том месте, где он родился. Так они и растут - деревце и малыш. Мать прикрепляет к запястью младенца браслет с амулетом и поёт песню: «Меж деревьев родного леса; леса, который нам дорог; леса, который отец нам, я поймала в сети свои маленькую, маленькую птичку».
ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ МУЖЧИНЫ-ПИГМЕИ?
Мужчины промышляют охотой на кабанов, обезьян, антилоп, грызунов и других животных. Они любят полакомиться белыми муравьями, термитами, личинками, гусеницами, змеями. Дети одной из последних охотничьих цивилизаций, они замахиваются и на слонов. Когда в округе обнаруживают гиганта, организуется группа до 30 человек, из которых - десяток охотников. Смельчаки подкрадываются к слону с подветренной стороны. Остро наточенными ножами ему перерезают сухожилия задних ног, вонзают копья в хобот и брюхо. Нужно обладать ловкостью, чтобы успеть отскочить от разъярённого исполина. Потом ждут, пока он не истечёт кровью и не рухнет наземь
В июне мужчины идут за мёдом. Нелегко добраться до ульев, которые находятся на деревьях высотой до 70-80 метров. К ним пигмеев приводят птицы, также обожающие мёд. Обнаружив рой, люди разводят под деревом костёр, наваливают на него сырые ветки и листья, едким, удушливым дымом отгоняя пчёл. Натерев тело составом, запах которого отпугивает пчёл, бортник карабкается на дерево, набирает мёд в крупные листья и спускает их вниз по лиане. Спустившись, он берёт кусочек сотов и бросает через плечо, принося жертву духу дерева. Затем все налегают на мёд, а насытившись, отплясывают «танец пчёл».
ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ЖЕНЩИНЫ-ПИГМЕИ?
Женщины различают в лесу свыше 50 видов съедобных растений, собирают их для всех. Они готовят еду, чаще всего это душистая похлёбка из трав на обезьяньем жиру.
Хижины также возводят женщины. Они чертят палкой круг, по периметру которого вгоняют в землю длинные эластичные ветки. Затем побеги сгибают и втыкают в землю на противоположной стороне. Крыши покрывают травой, листьями бананов, других растений. Жильцы проникают в дом через крошечный вход на коленях или ползком.
Кроватью служат брёвна и подстилки из листьев. Во время перехода на другое место, женщины за плечами несут цилиндрические коробки с крышкой, куда они попутно складывают грибы, корни, клубни, фрукты, ягоды, растения. Маленьких детей матери укладывают в люльки и ремешками из сыромятной антилопьей кожи приторачивают к бедру.
КОМУ ПОКЛОНЯЮТСЯ ПИГМЕИ?
Пигмеи поклоняются Комбе - творцу людей и животных. У их бога много имён. Один старик рассказал нам, что Комбе никто и никогда не видел, у него нет тела, он подобен слову, слетающему с языка. Творец незримо витает повсюду, его посланцем на земле является Дженги.
Пигмеи уверены, что Комба сотворил человека не для того, чтобы тот изменял мир, а чтобы он был частью природы. Человек, считают пигмеи, может принимать обличье гориллы или слона. Он в родстве с животными. Каждое дерево в лесу имеет живую душу.
Пигмеи принимают мир таким, какой он есть, точнее, каким они его видят. Если не удалась охота, пигмеи взывают к помощи божества. Но поскольку лес всегда кормит их, они не сомневаются в щедрости Комбы.
Невезение объясняется нарушением одного из бесчисленных табу (например, кто-то отведал мясо умершего естественной смертью слона), колдовством или злой судьбой. Дух доброго Дженги наведывается лишь в деревни, где царит лад. Он делает невидимками людей, подвергающихся опасности, лечит больных. Нельзя нанести большего оскорбления пигмею, чем усомниться в существовании милостивого духа.
В Африке был такой опыт. В 70-е годы в Заире решили «цивилизовать» 35-40 тысяч пигмеев, живущих, по мнению властей, «в тяжёлых условиях, страхе и нищете», втянуть их в национальное строительство. Благие намерения едва не обернулись трагедией. Пигмеи не хотели следовать «по пути прогресса», при первом удобном случае убегали в лес. Те же, кого приневолили к оседлости в непривычной обстановке, болели, многие умирали.
Проверенная веками лесной жизни система гигиены и лечения оказалась неприменимой в деревнях. Не было под рукой и лекарств, способных заменить народные средства. Наряду с некоторыми благами в жизнь пигмеев ворвались ранее неведомые им алкоголизм, наркотики и СПИД.
Часть пигмеев в отличие от предков приобщилась к более лёгкому образу жизни - паразитированию. Их главным занятием стало выпрашивание денег у туристов, осматривающих национальные парки. С деньгами пигмеи пускаются в разгул в барах, покупают спиртное в универсамах. Пигмеи проявляют враждебность к учёбе и лечебным учреждениям. В 1994 году они даже потребовали деньги с группы медиков, хотевших сделать детям прививки от кори и туберкулёза.
Честные, трудолюбивые охотники вдруг стали сварливыми, аморальными, вороватыми и жуликоватыми. Эти издержки вынудили заирские власти прекратить эксперимент.
В последние десятилетия отдельные племена пигмеев добровольно покидают свои лесные селения. Город привлекает блеском, иллюзией лёгкой жизни. И люди уходят, ломая сложившийся столетиями уклад, уходят, чтобы стать частью многомиллионной армии бедноты, что захлёстывает сегодня окраины африканских городов
Человек, живущий в тропическом лесу, поражает наблюдателя своим физическим совершенством и интеллектуальными способностями. Но, едва покинув эту среду, он становится потерянным и жалким, подобно океанской рыбе, выброшенной на песчаный пляж.
Литература
1. Корочанцев, В. Прости нас, слон! [Текст] / В. Корочанцев // Эхо планеты. - 1995. - № 26. - С. 20-23.
2. Куиличи, Ф. У пигмеев. Хрестоматия по физической географии [Текст] / сост. Н. А. Гвоздецкий [и др.]. - М. : Просвещение, 1971.-С. 110-112.
3. Снеговский, В. Волшебники живут в тропическом лесу [Текст] / В. Снеговский // Эхо планеты. - 1988. - № 19. - С. 36-38.
«Оптимисты»: докажите правильность, аргументируйте
данные утверждения.
«Пессимисты»: докажите ошибочность, опровергните данные утверждения.