Тема: Звук и буква Ю ю.
Тип урока: Уpок откpытия нового знания.
Цели:
познакомить с букой ю и звуками, которые она обозначает;
учить читать слоги и слова с новой буквой;
научить писать строчную букву ю;
развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость;
способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке, для лучшего усвоения материала.;
воспитывать аккуратность в работе; интерес к предмету;
корригировать произношение звуков.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Учить различать основные группы звуков русского языка.
Формировать умения писать строчную буквы «ю»; сравнивать, анализировать написание.
Расширять активный и пассивный словарь детей.
Учить проговаривать последовательность действий на уроке.
коррекционно-развивающие:
Учить работать с таблицами, используя интерактивные задания на доске.
Совершенствовать глобальное чтение, используя дидактический материал для урока.
Коррекционно - воспитательные:
Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация буквы Ю, индивидуальные альбомы с напечатанными карточками и словами для глобального чтения, букварь, буквы, интерактивные задания и тексты для чтения, тетрадь для письма, технологическая карта урока.
Класс: 3
Применяемые технологии методы и приемы: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, коррекционно-развивающие технологии; словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно - поисковые методы обучения.
Ход урока:
№ Этап урока | Вид деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Медиа поддержка |
I. Организационный момент. | Включение в работу | Прозвенел звонок, Начинается урок! Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. а) - Какое сегодня число? День недели? - Какое сейчас время года? | - Дети слушают учителя, настраиваются на работу. 23 января, среда, зима. | Слайд 2
|
II. Артикуляционная гимнастика. | Развитие артикуляционного аппарата. | - А теперь давайте сделаем упражнение на дыхание (слайд 3) и надуем шарики для нашего гостя. А для кого, мы узнаем чуть позже. Молодцы! Попробуем повторить скороговорку. «Юн – с игрушками, А стар – с подушками». | Уч-ся делают упражнения на дыхание, «надувают» мяч, проговаривают скороговорку. | Слайд 3 |
III. Проверка д\з.
| Коррекция чтения и мышления уч-ся. | Прочитайте текст, который вы читали дома. | Один уч-ся читает на интерактивной доске, все остальные читают в учебнике. | Текст на интерактивной доске. |
IV. Работа над новым материалом.
| Ответы на поставленные вопросы. Коррекция познавательных процессов.
|
Была хорошая погода и буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, полил дождь. Буквы увидели домики и помчались к ним, но хозяин мог пустить в дом только свои буквы. Как вы думаете, какие буквы спрячутся от дождя в синий дом, а какие в красный? | - из предложений - звуки - гласные и согласные - с помощью букв Уч-ся расставляют буквы в нужные домики на доске, Кирилл на ноутбуке. | Слайд 4
Слайд 5 |
| Коррекция внимания, мышления. | - Симка дала Нолику задание, но он не смог справиться и пришел к нам за помощью. Поможем? - Отгадайте загадку: На одной ноге кружится, Беззаботна, весела. В пестрой юбке танцовщица, Музыкальная … (Юла). (слайд 6) Иногда эту игрушку называют и по-другому – «волчок». Лето - жаркая пора, Едет к морю детвора! Под колес весёлый стук Поезд движется на …
Голосиста эта птичка, Хоть и ростом невеличка. Взгромоздившись на шесток, Расчирикался… | (Стук в дверь. Учитель открывает и показывает ребятам Фиксика.) Уч-ся слушают и отгадывают загадку. - юла (Учитель каждому раздаёт маленькие игрушки – юлу, а на доске - предметная картинка с изображением юлы). - юг - юрок | Слайд 6, 7 |
| Развитие умения слушать, наблюдать и делать выводы. | - Какой первый звук в этих словах? Кто догадался, с какой новой буквой мы познакомимся сегодня на уроке? - Как определить тему нашего урока? Кто знает как выглядит буква Ю? Чтобы О не укатилась, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри – ка, что случилось? Получилась… (В конверте у Нолика элементы буквы, собираем и получаем Ю) - На что она похожа? Правильно. Буквы Н (эн) и О играли, У Н (эн) палочку сломали. О к обломкам прикреплю, Получилась буква «Ю». На что еще похожа?
- Сконструируйте букву Ю на парте из ниток, которые лежат перед вами. - Эта буква особенная, кто догадался почему? (Обозначает два звука) - Как вы думаете, всегда ли буква ю обозначает два звука? -Сегодня мы должны узнать, какие секреты есть у буквы, когда буква ю обозначает два звука. - Где стоит буква ю в слове «юла»? Сколько у нее звуков? Какие это звуки? ([й] [у]) - Это первый секрет буквы. Вывод. – Найдите картинки, в названии которых есть буква ю в начале слова. Назовите их. | - звук йу. - ю - звук и буква ю. Уч-ся собирают из элементов букву ю (буква Ю) (Кусочек буквы Н +буква О) Уч-ся конструируют из нитки букву Ю. - Юла, юбка | Слайд 8. Слайд 9 Слайд 10 |
Пальчиковая гимнастика | Подготовка руки к письму. | Разминка для пальчиков | | Слайд 11, 12, 13 |
| | – Рассмотрите письменную «ю», из каких элементов она состоит?
Показ на слайде№14, затем учитель прописывает на доске Объяснение учителя с опорой на образец: – Пишем, как букву «н», вторая часть – как буква «о». Первый элемент соединяется по-разному со вторым в зависимости от последующего соединения: нижнего или верхнего. (Письмо первой и второй строки – «ю».) | (Из элементов буквы «н» и буквы «о».)
( Дети пишут за учителем «в воздухе», на доске и в тетради по образцу ) | Слайд 14, 15 |
V. Физминутка. | Здоровьесбережение | «Повторяй! Не зевай!» | Уч-ся выполняют действия за слайдом. | Слайд 16, 17 |
VI. Проверка первичного восприятия.
| | - Мельница так завертелась, что перемешала согласные буквы с гласной буквой Ю и образовались слоги. Давайте поможем мышке их прочитать. - Какова роль буквы Ю в этих слогах? Это второй секрет буквы ю. Кто может его сформулировать? - Пришло время поселить букву Ю в свою квартиру в доме букв (выставляю букву на ленту).
| Уч-ся читают на слайде слоги, а Дима составляет эти слоги из букв разрезной азбуки. (смягчает предыдущий согласный звук) (Буква ю в середине слова обозначает мягкость предшествующего согласного звука, и обозначается одним звуком) | Слайд 18, Слайд 19 |
VII. Закрепление.
| Развитие навыка глобального чтения. Словарная работа. | - Прочитайте слова, которые я вам раздам: - Соотнесите слово с картинкой. - Соедини слог и слово: Лу – лук, лю – люк, ту – тук, тю – тюк - Что такое «клюшка», «шлюз»? | Уч-ся читают по карточкам: Юра, Юля, Юта, люстра, лютики, клюшка, люк Работа на интерактивной доске, затем с индивидуальными альбомами. На интерактивной доске соединяют слог со словом. Дети смотрят на картинку слайда и пытаются ответить | Интерактивная доска. Слайд 20, 21 |
VIII. Итог урока. Рефлексия. | Подведение итогов. | - С какой новой буквой познакомились? - Почему она особенная (хитрая)? - Что интересного узнали об этой букве? - Найдите слова с буквой ю. | Ответы уч-ся. На слайде ищут слова с буквой ю. | Слайд 22 |
| Оценивание работы учащихся. | - Оцените свою работу на уроке. -Спасибо, ребята, вы хорошо поработали! Нолик благодарит вас за ваши правильные ответы, ему урок очень понравился. Теперь он с легкостью справится с заданиями Симки. | - Показывают смайлик на доске с улыбкой или грустного. | Слайд 23, 24 |
IX. Д/З | Задание на дом. | стр. 134 | Записываю задание в электронный журнал, чтобы видели родители. | |
6