Урок на тему "Подвиг"

Цель: - формировать у учащихся представление о значении подвига для русского народа, стремление совершать героические поступки;

- учить анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные ценностные ориентации и формы поведения.

Содержимое разработки

Сегодня на уроке мы будем говорить о подвигах.

Давайте сформулируем цель нашего занятия.

Цель: - формировать у учащихся представление о значении подвига для русского народа, стремление совершать героические поступки;

- учить анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные ценностные ориентации и формы поведения.


Ход урока:

1) Организационный момент.

Парты расставлены по группам -5 групп по 5 человек.

На партах стоят таблички с цифрами от одного до пяти.

Дети при входе в кабинет выбирают карточку с цифрой и садятся за тот стол, на котором цифра соответствует выбранной карточке.

После того как дети расселись проверка домашнего задания.


2) Новый материал.

- Все доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Я предлагаю вам взяться за руки, так как высидите и вместе с теплом руки передать друг другу самое лучшее и доброе, что есть у нас. (Звучит спокойная музыка).

- Пожелали? Я думаю, что все ваши пожелания сбудутся, так как они шли от души.


  • Наше занятие, я бы хотела начать со строк известной поэтессы Марины Цветаевой.


Слайд 2

Есть подвиги. – По селам стих

Не ходит о их смертном часе.

Им тесно в житии святых,

Им душно на иконостасе.


- Какое слово, по вашему мнению, в этом стихотворении является главным?

- Подвиг. А что такое «подвиг»?

Задание:

- В словарях, которые лежат на столах, найдите определение этого слова.

(работа со словарем)

  • А теперь озвучьте, понятие слова – подвиг.

  • Сергей Ожегов дал вот такое определение слову «подвиг» (Записать в

тетради).


Слайд 3: Подвиг - героический, самоотверженный поступок.

- А как называют человека, который совершил подвиг?

(Ответы детей - Герой)

  • Найдите в словаре, определение слова герой?

  • Сергей Ожегов вот так определяет понятие этого слова.

Слайд 3: Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей

храбрости, доблести, самоотверженности. (Записать в тетради).

  • Сейчас вы будете работать в группах:


Задание:

- На листе бумаги, которая есть у вас на столах, запишите 5 качеств характера, которыми должен обладать герой.


(Листы вывешиваются на доске, и каждая группа доказывает, почему именно эти качества присущи герою). Выбираются неповторяющиеся качества, составляется психологический портрет героя.


- А сейчас откройте, пожалуйста, учебник на странице 63. Прочитаем небольшую притчу о подвижнике с. 63. (Читают вслух.)

  • Кто такой, по вашему мнению, подвижник?


Слайд 4:

Ответы детей.

- А теперь послушаем определение из словаря:

ПОДВИ́ЖНИК - реальное или мифическое лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие либо подвиги или переносившее тяжелые испытания. С подвижниками связано много религиозных легенд. Лицо, в своих поступках и занятиях проявляющее героизм, самоотверженность, целиком отдающий себя делу.


- Почему Акакий был «подвижником», в чем проявился его героизм? (Выслушиваются мнения групп).


Физминутка «Богатырская наша сила».


Слайд 5:Перед вами слайд с изображением Богатырей художника Васнецова. Дать небольшую предысторию написания этой картины.

- Рассмотрим картину Васнецова «Богатыри».

  • Кто изображен на картине? (ответы)

  • Как мы узнаем о русских богатырях? (из былин)

  • Кто слагал былины о богатырях? (сказитель)

  • В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси. Герои - богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине - Руси. Много пословиц поговорок сложено о смелости и отваге русских героев. У вас на столах лежат карточки с начатыми пословицами.




Задание: (Работают в группах)

- Вы должны выбрать окончание пословицы по предложенным вам вариантам ответа (Каждая группа получает 5 вариантов окончания пословиц).

  1. Кто смел / (А) тот на коня сел.

  2. Отвага мед пьет / (Б) и кандалы трет.

  3. Бой красен мужеством / (В) а товарищ – дружеством.

  4. Смелому горох хлебать / (Г) а несмелому и щей не видать.

  5. Без смелости и / (Д) сила попадает на вилы.

- Представитель группы отвечает и поясняет смысл.


Слайд 6:

- Русский писатель Алексей Толстой, так написал про богатырей:

Слайд: «О, Витязь! Делами твоими,

Гордится великий народ.

Твое громоносное имя

Столетия все перейдет»

- Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами героев-богатырей.


- Мы с вами выполняли физминутку под известную песню вокально-инструментального ансамбля: «Цветы» «Богатырская наша сила». Я предлагаю вам попробовать исполнить эту песню - караоке.


Итог:

- Итак, сделайте выводы по уроку, каждая группа. (Ответы детей)

- В завершении сегодняшнего занятия, я предлагаю вам выполнить группой тестовое задание. Подпишите фамилии всех участников.


ТЕСТ.


1. Подвиг совершается тогда:


А) человек жертвует собой ради других в военное или мирное время и не рассчитывает получить награду за свою жертвенность;

Б) люди, помогая кому-то, ищут себе славы;

В) человек делает что-то важное для остальных, надеясь, что его оценят.


2. Можно ли считать «мученичество», которое человек принял за свою веру, подвигом:


A) да, потому что человек принимает муки за свою веру в Бога, а это и есть настоящий подвиг;

Б) нет, потому что человек мог бы отказаться от веры и не мучиться;

B) нет, потому что человек своими страданиями ни кому не помогает.

3. Как вы понимаете строки Л. И. Пальмина:


«Тот не погиб - кто пал в борьбе.

Держа в руках святое знамя....

Нет, он не изменил себе,

Не угасил он в сердце пламя...»


A) Имеется в виду то, что все погибают одинаково: и те, кто имеют веру, и те, кто ее не имеет;

Б) В этих строках говориться о людях, которые не погибли, потому что верили в победу;

B) Здесь говориться о настоящем подвиге, когда люди, павшие в бою, до самого конца хранили в сердце пламя святой веры. А значит, они не погибли и вечно будут живы.


Д/3:

- В тетради записать имена героев-богатырей, можно нарисовать их;

- Возьмите интервью у своих родителей, бабушек, дедушек или других родственников на тему «Какой подвиг и ради кого (чего) вы, возможно, совершили».



Сохранить у себя:
Урок на тему "Подвиг"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки