Сегодня на уроке мы будем говорить о подвигах.
Давайте сформулируем цель нашего занятия.
Цель: - формировать у учащихся представление о значении подвига для русского народа, стремление совершать героические поступки;
- учить анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные ценностные ориентации и формы поведения.
Ход урока:
1) Организационный момент.
Парты расставлены по группам -5 групп по 5 человек.
На партах стоят таблички с цифрами от одного до пяти.
Дети при входе в кабинет выбирают карточку с цифрой и садятся за тот стол, на котором цифра соответствует выбранной карточке.
После того как дети расселись проверка домашнего задания.
2) Новый материал.
- Все доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Я предлагаю вам взяться за руки, так как высидите и вместе с теплом руки передать друг другу самое лучшее и доброе, что есть у нас. (Звучит спокойная музыка).
- Пожелали? Я думаю, что все ваши пожелания сбудутся, так как они шли от души.
Наше занятие, я бы хотела начать со строк известной поэтессы Марины Цветаевой.
Слайд 2
Есть подвиги. – По селам стих
Не ходит о их смертном часе.
Им тесно в житии святых,
Им душно на иконостасе.
- Какое слово, по вашему мнению, в этом стихотворении является главным?
- Подвиг. А что такое «подвиг»?
Задание:
- В словарях, которые лежат на столах, найдите определение этого слова.
(работа со словарем)
А теперь озвучьте, понятие слова – подвиг.
Сергей Ожегов дал вот такое определение слову «подвиг» (Записать в
тетради).
Слайд 3: Подвиг - героический, самоотверженный поступок.
- А как называют человека, который совершил подвиг?
(Ответы детей - Герой)
Найдите в словаре, определение слова герой?
Сергей Ожегов вот так определяет понятие этого слова.
Слайд 3: Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей
храбрости, доблести, самоотверженности. (Записать в тетради).
Сейчас вы будете работать в группах:
Задание:
- На листе бумаги, которая есть у вас на столах, запишите 5 качеств характера, которыми должен обладать герой.
(Листы вывешиваются на доске, и каждая группа доказывает, почему именно эти качества присущи герою). Выбираются неповторяющиеся качества, составляется психологический портрет героя.
- А сейчас откройте, пожалуйста, учебник на странице 63. Прочитаем небольшую притчу о подвижнике с. 63. (Читают вслух.)
Кто такой, по вашему мнению, подвижник?
Слайд 4:
Ответы детей.
- А теперь послушаем определение из словаря:
ПОДВИ́ЖНИК - реальное или мифическое лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие либо подвиги или переносившее тяжелые испытания. С подвижниками связано много религиозных легенд. Лицо, в своих поступках и занятиях проявляющее героизм, самоотверженность, целиком отдающий себя делу.
- Почему Акакий был «подвижником», в чем проявился его героизм? (Выслушиваются мнения групп).
Физминутка «Богатырская наша сила».
Слайд 5:Перед вами слайд с изображением Богатырей художника Васнецова. Дать небольшую предысторию написания этой картины.
- Рассмотрим картину Васнецова «Богатыри».
Кто изображен на картине? (ответы)
Как мы узнаем о русских богатырях? (из былин)
Кто слагал былины о богатырях? (сказитель)
В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси. Герои - богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине - Руси. Много пословиц поговорок сложено о смелости и отваге русских героев. У вас на столах лежат карточки с начатыми пословицами.
Задание: (Работают в группах)
- Вы должны выбрать окончание пословицы по предложенным вам вариантам ответа (Каждая группа получает 5 вариантов окончания пословиц).
Кто смел / (А) тот на коня сел.
Отвага мед пьет / (Б) и кандалы трет.
Бой красен мужеством / (В) а товарищ – дружеством.
Смелому горох хлебать / (Г) а несмелому и щей не видать.
Без смелости и / (Д) сила попадает на вилы.
- Представитель группы отвечает и поясняет смысл.
Слайд 6:
- Русский писатель Алексей Толстой, так написал про богатырей:
Слайд: «О, Витязь! Делами твоими,
Гордится великий народ.
Твое громоносное имя
Столетия все перейдет»
- Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами героев-богатырей.
- Мы с вами выполняли физминутку под известную песню вокально-инструментального ансамбля: «Цветы» «Богатырская наша сила». Я предлагаю вам попробовать исполнить эту песню - караоке.
Итог:
- Итак, сделайте выводы по уроку, каждая группа. (Ответы детей)
- В завершении сегодняшнего занятия, я предлагаю вам выполнить группой тестовое задание. Подпишите фамилии всех участников.
ТЕСТ.
1. Подвиг совершается тогда:
А) человек жертвует собой ради других в военное или мирное время и не рассчитывает получить награду за свою жертвенность;
Б) люди, помогая кому-то, ищут себе славы;
В) человек делает что-то важное для остальных, надеясь, что его оценят.
2. Можно ли считать «мученичество», которое человек принял за свою веру, подвигом:
A) да, потому что человек принимает муки за свою веру в Бога, а это и есть настоящий подвиг;
Б) нет, потому что человек мог бы отказаться от веры и не мучиться;
B) нет, потому что человек своими страданиями ни кому не помогает.
3. Как вы понимаете строки Л. И. Пальмина:
«Тот не погиб - кто пал в борьбе.
Держа в руках святое знамя....
Нет, он не изменил себе,
Не угасил он в сердце пламя...»
A) Имеется в виду то, что все погибают одинаково: и те, кто имеют веру, и те, кто ее не имеет;
Б) В этих строках говориться о людях, которые не погибли, потому что верили в победу;
B) Здесь говориться о настоящем подвиге, когда люди, павшие в бою, до самого конца хранили в сердце пламя святой веры. А значит, они не погибли и вечно будут живы.
Д/3:
- В тетради записать имена героев-богатырей, можно нарисовать их;
- Возьмите интервью у своих родителей, бабушек, дедушек или других родственников на тему «Какой подвиг и ради кого (чего) вы, возможно, совершили».