Урок технологии по теме
"Мережка – простая красота"
учитель технологии МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса
Абронова Светлана Васильевна
Цель: сформировать знания по ручной вышивке на уровне применения в сходной ситуации; научить самостоятельно выполнять вышивку мережка «кисточки», оценивать результаты работ. Вызвать интерес к культуре и искусству. Совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности.
Задача: улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся, уметь выполнять простейший узор –кисточка.
Оборудование и материалы:
иллюстрации, показывающие использование вышивки в предметах быта;
предметы быта с использованием вышивки
иголки, нитки
лоскут х/б
ножницы,
инструкционная карта.
Методические рекомендации: лоскут ткани размером 25х30см. полотняного переплетения нитей.
План проведения:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
Историческая справка
Классификация вышивок
3. Практическая работа.
Техника безопасности.
Текущий инструктаж
Технология ручной вышивки.
4. Анализ и оценка урока. Самоконтроль. Домашнее задание.
Ход урока
Учитель: Проверка готовности учащихся к уроку: наличие спецодежды и необходимых материалов.
Всем известна пословицы: «Век живи – век учись», «Новое - это хорошо забытое старое»
Как вы думаете, почему я вам их напомнила?
Сегодня на уроке мы познакомимся с ажурной вышивкой. К ажурной вышивке относятся: крестецкая строчка, гипюры, мережка.
Откуда и как к нам пришли вышивки.
Вышивка – распространенный вид декоративного искусства, в котором узор и изображение выполняется ручным и машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками и др.
В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство домашнего обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семьей. Почти в каждом доме ткали полотно и шили из него одежду, украшая ее вышивкой. Вышитая белая сорочка – неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов. Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Для этой работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которых девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.
Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, ее трудолюбия. Именно по этому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданным, сделанным руками невесты. В приданное входила не только ее собственная одежда, рушники и постельное белье, но и рубаха для будущего мужа, плетеные и тканые пояса для будущих близких родственников (символ семейных уз) и даже рубашка для первенца.
Искусство вышивания постепенно вышло за пределы домашнего ремесла и кое-где приобрело форму кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслам. И в наше время, наряду с использованием стандартизированной массовой продукции текстильной промышленности, люди охотно обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев.
Художественная вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа – приносит и будет приносить тысячам его почитателей радость, красоту. Это изысканное женское хобби еще долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.
Классификация вышивок:
Все техники вышивки можно объединить в две группы: счетные и гладьевые.
Давайте вспомним, какие ручные швы мы с вами научились выполнять?
Шов “вперед иголку” , “назад иголку”,“Стебельчатый шов” , “ Тамбурный” , “Петельный шов” , “Узелки” , Шов “Крестик” - все вышеперечисленные швы называются счетные (вышивание со счетом нитей основы крестом и другими гобеленовыми швами по канве; вышивание по полотну счетной гладью, т.е. мережками и мережками в двух направлениях).
Гладьевые (вышивание на белом, по шелку и бархату, золотое шитье, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах, нарисованных на тканях контуров). СЛАЙД 1
Промежуточное положение занимают ажурные швы или стяги (вышитое кружево), когда внутри свободных гладьевых контуров нити считают и стягивают. Одним из таких видов вышивки является мережка. Тема нашего урока «Мережка-простая красота». СЛАЙД 2, 3,4,5,6,7,8,9
Мережка, может быть, простой и сложной. К простой мережке относится: “кисточка”, “столбик”, “раскол”, “жучок”. Сегодня на уроке мы будем выполнять простую мережку – “кисточку”. СЛАЙД 10-16.
Прежде чем приступить к выполнению практической работы вспомним правила техники безопасности.
Принять позу вышивальщицы: правильно поставить стул и сесть, спина упирается о спинку стула, предплечья опираются о край стула.
Как нужно работать с иголкой, ножницами? (ВМЕСТЕ)
Мы будем выполнять на уроке строчевую (ажурную) вышивку. Их достоинство заключаются в том, что они не требуют дорогих ниток и просты в исполнении. Недостатком же является большая затрата времени. В качестве материала для ажурных работ применяются полотно, батист, т.е. ткани полотняного переплетения, которые имеют ясно видимые нити и в которых возможно вытаскивание ниток по направлению основы или утка.
У вас на столах лежат инструкционные карты, возьмите и рассмотрите их.
Разбор инструкционной карты.
Показ учителем последовательности изготовления мережки “кисточки”.
Практическая работа. Выполнение девочками мережки на своих тканях.
Такими мережками можно украшать большое разнообразие вещей, выполняя сложные кружевные узоры.
Для того чтобы начать вышивку, нужно, немного отступив от края ткани, сделать 2-3 стежка и закрепить нить.
Вышивка в данной технике всегда выполняется только слева направо. Чтобы строчка была ровной, следует каждый раз отсчитывать одинаковое количество нитей ткани, через которые проходит игла, а также стараться делать как можно более равномерные стежки.
Виды узоров
Создание любой ажурной вышивки мережки базируется на нескольких простейших узорах.
Кисточки. Подготовьте ткань, выдернув из нее нужное количество нитей. Затем зафиксируйте иглу с нитью, проденьте ее на лицевую сторону ткани и, протянув ее через несколько продольных нитей (от 3 до 5), захватите их в петлю. Затем выведите иглу в место начала второго, аналогичного, стежка. Выполните узор до конца ряда.
Физкультминутка.
Изучив несколько простых узоров мережки, мы можем украсить салфетку или платочек. Лучшие работы 5-х классов мы разместим на выставке.
Столбики. Это одна из вариаций предыдущего узора, в которой кисточки выполняются с обеих сторон ткани. Такой двухсторонний узор дает возможность протянуть между рядами кисточек шнурок или тесемку.
Если кисточки второго ряда немного сместить относительно первого, у вас получится вышивка в шахматном порядке, или, как ее называют, мережка в раскол.
Мережка «жучок». Сначала делается мережка «столбик». Затем ниткой посередине мережки собирают по два столбика узлом. Узелок делается следующим образом: нитка подхватывает два столбика, проходит под ними, возвращаясь, она обвивает их, чтобы выйти в образовавшуюся петлю, и затягивает её. Чтобы узелок не сдвигался, тут же делается вторая петля.
Елочка. Этот узор выполняется между двумя разреженными участками на ткани. Иглой захватываются пучки нитей сначала сверху, затем снизу. Для достижения большего эффекта нитка для вышивания может быть контрастного цвета. Стороны разреженных участков ткани, которые остаются свободными, закрепляются тонкой ниткой в соответствии с техникой, описанной выше.
Вышивка бисером также возможна в технике мережки. При этом в промежутках между кисточками (столбиками, ромбиками) на нить нанизывается бисер, стеклярус или бусины. Такая работа смотрится еще более изысканно.
Итоги урока, рефлексия.
Мережка существует столько же, сколько и само ткачество. Модели, декорированные ею, всегда выглядят изысканно и благородно. Освоив этот способ отделки изделий, можно создавать настоящие шедевры портновского искусства.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде 17:
сегодня я узнала…
было интересно…
теперь я могу…
я научилась…
у меня получилось …
я попробую…
мне захотелось…
СЛАЙД 18 «Спасибо за работу на уроке!»
Самоконтроль. Оцените свою работу и работу соседки.
Домашнее задание. Доделать строчку.