Урок Литературного Чтения
«Н.Г. Гарин-Михайловский «Тёма И Жучка»
в 3Д классе
Цель урока: Научить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста; сформировать навык сравнения и анализа; развивать восприятие, память, внимание, навыки выразительного чтения; прививать интерес к информации, извлекаемой из текста; воспитывать любовь к природе, животным
Планируемые результаты:
предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения; познакомить учащихся с творчеством Н.Г. Гарина –Михайловского, помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа «Тема и Жучка»; способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся;
личностные: проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения; развивать умение высказывать своё мнение и отстаивать его; показать связь с жизнью литературного произведения на примере маленьких героев, которых награждали в Совете Федерации 2 ноября 2017 года; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, к животным.
системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, умение определять главную мысль произведения; находить средства выразительности; учить детей работать в группе, парах;
Методы и приёмы: анализ произведения, отработка приемов «мозговая атака», «направленное чтение», вопросы Б. Блума, «синквейн», применение информации урока к жизни, осознанное чтение, воспитание словом.
Ход урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Почему?
- Желаю вам замечательного настроения, активности, радости от познания нового, жизненного. Пусть этот урок принесет вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами!
У нас сегодня гости – подарите им улыбку.
У каждого из вас есть лист самооценки.
Не забывайте оценивать себя.
К концу урока мы сможем поставить оценки самым внимательным, самым активным, самым находчивым.
— Дети, посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
— Что вы почувствовали? (тепло, радость, хорошее настроение, рядом друзья)
— И вот так, в хорошем настроении, рядом с друзьями, мы проведём наш урок.
Актуализация знаний о писателе. Цели уроков литературы.
- Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (читать, размышлять…)
- Да, уроки литературы – уроки жизни!
- Сегодня мы с вами анализируем произведение «Тёма и Жучка» Н.Г.Гарина-Михайловского.
- Ребята, посмотрите на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке?
(Стройный мужчина, с проседью в волосах, добрые глаза…)
- Что вы можете вспомнить о нём? Что рассказать?
(Самая знаменитая его книга “Детство Темы” – произведение автобиографическое. Первое издание повести 1892 году вызвало единодушное одобрение читателей, писателей, критиков. В 2017 году — 125 лет изданию книги «Детство Тёмы» (впервые была опубликована в 1892 году)
Эта книга («Детство Тёмы») не только воспоминания о собственном детстве, но и размышления о нравственном воспитании в семье. Писатель помнил своего жестокого отца, карцер в их доме, порки. И дал слово своей невесте, что никогда «пальцем не тронет своих детей». А их было у Гарина-Михайловского 11 своих и трое приемных! И вправду, детей в семье писателя никогда не наказывали, одного его недовольного взгляда было достаточно.
Он очень хотел, чтобы дети были счастливы. И засевал в своем имении целые поля алыми маками — для красоты, а как-то раз устроил прямо в лесу новогоднюю ёлку с раздачей подарков для детей железнодорожников и крестьян из близлежащих деревень. Он вообще очень любил делать подарки людям — знакомым, малознакомым и вовсе незнакомым. Был невероятно щедр — до расточительности. Строил школы для крестьян, устраивал спектакли для народа, преобразовывал отсталые крестьянские хозяйства. Он очень хотел изменить, улучшить жизнь.
И писал книги: «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». (Последняя осталась недописанной).
– Современники считали Гарина – Михайловского выдающейся личностью и выдающимся писателем, человеком редкого благородства, талантливым педагогом.
20 февраля 2017 года исполнилось 165 лет со дня рождения Николая Георгиевича Гарина-Михайловского.)
Анализ произведения.
Вызов.
— Рассказ называется «Тема и Жучка».
— Как вы думаете, о чем рассказ?
(О любви человека к собаке)
На доске слова: любовь, человек, собака, дружба, труд, помощь.
- Что значит быть человеком?
Мозговой штурм.
— Что вы знаете о собаках?
(верный друг, помощник человека, стерегут границу, помогают во время охоты, украшают жизнь, охраняют стада овец и коров, охраняет жилище, собака-поводырь, помогали во время войны, побывали в космосе, лучшее домашнее животное, готова жертвовать собой во имя человека, полноправные члены семьи, играют с детьми)
— Мы еще раз сказали, что собаки делают для человека: спасают, охраняют, помогают и т. д. А сегодня мы узнаем, как поступает маленький мальчик, когда его собака оказывается в беде.
Осмысление.
Прием «Направленное чтение» (Учащиеся читают по смысловым частям).
Словарная работа
Ирод – изверг, мучитель.
Иродами называют злых, жестоких, бессердечных людей.
Не чаявших уже больше свидеться в этом мире – не надеялись, не думали, не ожидали больше увидеться в этом мире.
Истома – слабость.
Пустынно – одиноко.
Панорама – общий вид.
Фиаско – поражение.
Ставни – створки для прикрытия окна.
Брезжить – чуть светиться.
Каретник- сарай для карет.
Вожжи – ремни для управления лошадью.
Жердь – шест из длинного тонкого ствола дерева.
Трехсаженная глубина (сажень) - русская мера длины, равная 2,13м.
Смрад – вонь, отвратительный запах.
Чаять – ожидать, надеяться.
Чтение 1 части.
— С какого вопроса начинаются все события?
(«Няня, где Жучка?»)
— Что ответила ему няня?
(«И-и, – отвечает няня, – Жучку в старый колодезь бросил какой-то ирод…»)
— Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец?
— Каким, словом называет няня этого человека? (Ирод)- злодей, изверг, мучитель.
Тёма встречается со злом.
— Какое чувство вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок? (ужас)
Найдите в тексте подтверждение ваших слов.
(«Тёма с ужасом вслушивался в слова няни…»)
— Какие мысли «роем теснились в голове мальчика»
— Какие планы мелькали у него в голове?
— Что ему приснилось? (что Жучка все время обрывается)
— К какому решению пришел Тема?
— Какое необычное состояние Темы подчеркивает автор?
То, что Тема спит очень беспокойно, это говорит о том, что он болен.
Гимнастика для глаз.
Чтение 2 части.
— Как вышел, Тема из дома? (прочитайте 1 абзац)
-Куда и с чем отправился Тема?
-Когда он позвал Жучку, что он услышал? (жалобный, протяжный стон)
— Как на него подействовал «жалобный, протяжный стон» Жучки? (сердце Темы мучительно сжалось)
— С какими словами обращается к собаке мальчик? («Милая, Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу!»)
— О чем он переживал, когда спускался в колодец? (чтобы Жучка не подумала, что он ее бросил)
Вопросы к анализу 3 части.
– Какое чувство пришлось испытать нашему герою?
— Страх.
-Какие мысли успокаивают его? (Что Жучка сидит в колодце уже целые сутки)
— Какие чувства они испытали при встрече? (они очень обрадовались, что вновь увиделись)
— Когда и где еще Тёма испытал страх?
— При спуске в колодец, в колодце и при подъеме из него.
— С их помощью автор доказывает, что Теме страшно в этом колодце.
— Но почему, же Тёма все-таки спускается в колодец? (У него нет другого выхода)
— «…подниматься труднее…» Почему?
– Этот эпизод имеет большое значение для раскрытия не только характера Темы, но и главной мысли произведения. Прочитаем часть этого эпизода.
— «Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а
того и другого у Темы мало…»
— Какие трудности испытывал Тёма при подъеме из колодца?
— Не хватает воздуха и сил, а это главное, что нужно для подъема.
— Тяжелое положение Темы автор подчеркивает с помощью противопоставления. Тёма находится на глубине 6 метров (3 сажени), он на грани срыва на дно колодца.
— Какие чувства закрадываются в душу Теме?
— «Чувство одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу».
— Таким образом, мальчиком овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и упасть на дно, но он находит силы не в руках и в ногах. Какая сила приходит на помощь Теме?
— Сила воли и сила духа.
— Какими словами мальчик успокаивает себя? Найдите этот отрывок.
(«Не надо бояться, .. Стыдно бояться! Трусы только боятся!..»
Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю…»
— Как вы оцениваете его поступок?
— Как ведет себя Жучка, оказавшись на земле?
Теперь, когда все сделано, силы быстро оставляют Тему, напряженные нервы Темы не выдерживают, он без сознания валится на траву к великой радости Жучки, которая теперь уже свободно, без препятствий, выражает свою горячую любовь и признательность за спасение.
— Если бы Жучка могла говорить, чтобы она сказала Теме?
— Как вы думаете, что будет дальше?
– Итак, мы добрались до развязки. Болезнь и все пережитое взяли верх над мальчиком, и он лежит в бреду.
Учитель зачитывает последний абзац со слов: «Всем жаль маленького Тему».
– Какое чувство вызывают у вас эти строки? Чего боятся родные Темы? Как вы понимаете предложение: «Холодное дыхание смерти ярко колеблет вот-вот готовое навсегда погаснуть разгоревшееся пламя маленькой свечки»?
-С чем сравнивается жизнь Темы?
(Автор сравнивает жизнь, которая висит на волоске, со свечой, готовой погаснуть от малейшего дуновения.)
– Как вы думаете, останется ли живым Тёма?
— Да.
— Сумел ли Тёма одолеть зло, страх, болезнь, трудности и смерть? Найдите в последней строчке слова, которые точно характеризуют Тему и указывают на то, что помогло ему преодолеть все препятствия.
— Горячая, любящая душа.
— Кто из вас, глядя на схему, попытается сформулировать главную мысль рассказа?
Центральная надпись: «Любовь побеждает» – закрыта. Открывают после того, как дети самостоятельно сформулируют главную мысль произведения.
– Тёма – благородный мальчик с любящей душой. Он на деле доказывает любовь к своему четвероногому другу. Добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее, любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. Добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил – только тогда добро будет сильнее зла.
Теперь, когда вы столько узнали о Теме и Жучке
Составьте словесный портрет каждого.
Составьте словесную характеристику Тёмы. Выберите слова, соответствующие его характеру: милосердный, заботливый, жестокий, трусливый, впечатлительный, беспокойный, самоотверженный, чуткий, отзывчивый, внимательный, умный, мужественный, храбрый.
Составьте словесную характеристику Жучки. Выберите слова, соответствующие её образу: добрая, ласковая, сердитая, преданная, грустная, злая, внимательная, смышленая, глупая, сообразительная, игривая, дружелюбная, милая, веселая.
Работа над пословицами (на интерактивной доске).
— А теперь пришло время вспомнить пословицы.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Друг познается в беде.
Собака – друг человека.
— Какая из них подходит к рассказу?
— Когда мы прочитали произведение, какие мысли и представления у вас появились о Теме?
У них большая крепкая дружба, автор учит нас, читателей, быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг другу и животным.
И хотя собаку можно купить, дружбу ее не приобрести ни за какие деньги. Цена дружбы доверие. Ежедневно, и терпеливо занимаясь собакой, мы воспитываем друга.
— Можно сказать, что Тема настоящий друг?
ВИДЕО о награждении ДЕТЕЙ-ГЕРОЕВ 2 ноября 2017 года в СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ.
- 2 ноября 2017 года в Совете Федерации награждали детей-героев, которые совершили отнюдь не детские поступки: спасали людей от пожаров, помогали тонущим выбраться из водоворота и т.д. Давайте посмотрим видеорепортаж этого важного события.
После просмотра.
- Обычные ли поступки совершили дети? Под силу ли они каждому из вас? Дети совершали эти поступки ради славы? Кто из вас смог бы помочь в трудную минуту незнакомым людям? Молодцы! Я горжусь вами!
- Скажите, в повести «Тёма и Жучка» указана фамилия, возраст мальчика? (нет) Почему автор не дал фамилию мальчику? (Потому, что таким мальчиком может стать каждый из нас.)
Рефлексия (письменная) в парах.
Составим синквейн.
1 группа составит на тему
Тёма.
Верный, настоящий.
Выручает, помогает, спасает.
Друг познается в беде.
Дружба.
2 группа составит на тему
Жучка.
Игривая, ласковая.
Благодарит, любит, верит.
Собака – друг человека.
Доверие.
3 группа составит на тему
Друзья.
Верные, надёжные.
Помогут, спасут, выручат.
Никогда не подведут товарища.
Дружба.
4 группа на тему —
Дружба
Сильная, сплоченная.
Дружить, выручать, не предавать.
Никогда не оставлять друга в беде.
Верность.
Рефлексия устная.
Как бы вы поступили на месте Темы?
Хотели бы вы иметь такого друга как Тема?
О чем вы бы хотели спросить Тему, когда он поправится?
О чем бы вы хотели рассказать своим товарищам после этого урока?
Выполнили ли мы поставленную перед собой цель?
Что особенно было интересно?
Как бы вы оценили себя?
Кто был самым активным?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Написать письмо Тёме.
- Наш урок подошёл к концу. Я хочу ещё раз спросить вас о том, что значит быть настоящим человеком? (…) На память о сегодняшнем жизненном уроке давайте подарим нашим гостям открытки.
Дети дарят открытки под лирическую трогательную музыку.