Урок «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Данный материал можно использовать при повторении тем "Дыхательная система " и "Кровеносная система". Задания предложены для работы в группах. На уроке использованы стихи.

Содержимое разработки














Конспект открытого урока

«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»








Провела : учитель биологии высшей категории

Васенева Елена Валерьевна.




















Г. Йошкар-Ола

Урок -«обобщение и систематизация знаний» по теме

«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»




Цели:

Предметные: углубить знания, закрепить изученный материал, определить уровень усвоения знаний и формирования предметных компетенций обучающихся по теме

Личностные: развить интерес и познавательные способности обучающихся на основе добывания ими знаний и приобретения опыта познавательной деятельности

Метапредметные: формировать коммуникативную и предметную компетенции; способствовать развитию способностей учащихся.



Задачи урока. Предметные:

Иметь представление:  о значении кровеносной и дыхательной систем в жизни животных и человека.

Знать: состав, строение, функции кровеносной и дыхательной систем, а так же о их взаимосвязи в организме человека .
Уметь : проводить самостоятельный поиск биологической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), использовать полученные знания на практике, работать в группе, связывать изученный материал с выбором будущей профессии .
Метапредметные:

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, в группе, планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами;

познавательные: умение определять понятия, логически   рассуждать и делать выводы,  производить поиск информации.

Личностные:

формировать коммуникативную компетенцию.

обеспечить познавательную мотивацию учащихся.



Ход урока.

  1. Оргмомент.

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке вы будете работать в группах

Ваша задача – слушать, думать, активно и быстро работать на уроке. За урок вы можете получить две оценки – за работу в группе, а самые активные - дополнительную.

Зачитываю эпиграф.

  • Перед вами лежат листы со стихами. Вам необходимо прочитать и сказать об органах каких систем нашего организма в них говориться?

Правильно. Легкие относятся к дыхательной системе, а кровеносные сосуды и эритроциты – к кровеносной. (3 слайд на экране - стихи)

На протяжении нескольких уроков мы изучали с вами эти системы. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?


Правильно. Сегодня на уроке мы с вами должны обобщить знания о строении кровеносной и дыхательной систем, о мерах первой помощи при повреждении органов. Вам нужно быть внимательными, собранными, и уметь применять свои знания при выполнении заданий. А помогать мне будут на уроке две старшеклассницы. Работать вы будете в командах. Задания вам будут даны в двух экземплярах, что бы было удобно читать и для сохранения вашего зрения. Отвечаете на одном листе, подписав номер команды.


Вас четыре команды. По одному человеку нужно подойти и вытянуть название своей команде. А затем через минуту, дать определение этим словам.

ЭРИТРОЦИТ, ИММУНИТЕТ, ФИБРИН, АЛЬВЕОЛА

Как сказали Эритроцит – это безъядерная клетка крови .

  • Назовите остальные компоненты крови? (4 слайд «Состав крови»)

Плазма крови и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

1 Задание

Это продолжение того, что мы начали – дать определение. Перед вами листы с определениями. А сейчас посмотрим, как вы знаете основные понятия и термины по теме – необходимо назвать как можно больше терминов за две минуты. За каждый правильный термин 1 балл.

  1. Движение крови по кровеносным сосудам.

  2. Самый крупный кровеносный сосуд.

  3. Красные кровяные клетки.

  4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами.

  5. Кровь насыщенная углекислым газом.

  6. Болезнь, связанная с несвёртыванием крови.

  7. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия.

  8. Белые кровяные клетки.

  9. Жидкая часть крови.

  10. Структурно-функциональная единица лёгких.

  11. Наибольший объём воздуха, который может выдохнуть человек после глубокого вдоха.

  12. Орган дыхательной системы, состоящий из хрящевых полуколец .

(ответы)

  1. кровообращение

  2. аорта

  3. эритроциты

  4. фагоцитоз

  5. венозная

  6. гемофилия

  7. большой круг кровообращения

  8. лейкоциты

  9. плазма

  10. альвеолы

  11. жизненная ёмкость лёгких

12.трахея.

  • Назовите функции кровеносной и дыхательной систем?(6 слайд – ф-ции кровеносной 5 слайд – функции дыхательной)

Кровеносная: дыхательная, питательная, выделительная, терморегуляция, защитная, регуляторная..

Дыхательная: газообмен, участие в голосообразовании.

Правильно. А выполнение функций всегда зависит от строения. Следующее задание на знание органов этих систем.

2 задание

Перед вами карточки с рисунками . Вам нужно на карточке №1поставитьбуквы в соответствии с органом, а на 2 написать органы соответствующие цифрам рисунка. На выполнение задания у вас 5 минут.

Карточка №1

Карточка № 2

Карточка № 1 (ответы)

Структура сердца

№ на рисунке

Правое предсердие

1

Левое предсердие

3

Левый желудочек

4

Правый желудочек

2

Аорта

7

Лёгочная артерия

8

Верхняя полая вена

6

Нижняя полая вена

5

Створчатые клапаны

б

Полулунные клапаны сердца

а


Карточка № 2 (ответы)

  1. носовая полость

  2. носоглотка

  3. ротоглотка

  4. гортань

  5. трахея

  6. главные бронхи

  7. лёгочная доля

  8. лёгкие

  9. альвеолы

  10. бронхиальное дерево








  • Ребята, какой из органов, представленных на рисунках имеет три типа регуляции – нервный, гуморальный и автоматию? И какое значение это имеет для нашего организма? (7 слайд – типы регуляции сердца»)

Правильно. Это сердце. Важно при остановке сердца, его можно завести. (определение автоматии на слайде.)

Автоматия сердца – способность органа ритмично возбуждаться.

Человек считает этот орган очень важным. Подтверждением этому могут служить такие факты: сердце это место хранения души; образ сердца человек использует в литературе, говоря о чём то важном. Например, в произведении М. Горького «Данко»; в песнях и стихах – Д.Кедрин «Сердце», песня «Сердце, тебе не хочется покоя» и др. И следующее наше задание тоже в стихах.

  • Покажите размер вашего сердца.

Стихотворение о сердце (8 слайд )

Оно, как маленький насос,
Совсем не в шутку, а
 всерьёз
Качает кровь, качает
И устали не знает.

И если кто из нас сидит,
Читает или пишет,
Оно тихонечко стучит,
Его мы и не слышим.

Но если быстро побежать
Иль сказку стоит услыхать
Про злого Бармалея —
Забьется посильнее.

  • О каких процессах говорится в этом отрывке?

- Связь физической нагрузки и числа сердечных сокращений;

- Гуморальная регуляция работы сердца.

(Фрагмент «Гуморальная регуляция работы сердца») (9 слайд)


Ребята, но сердце не единственный орган кровеносной с-мы. В следующем задании вам нужно показать знания о строении этой системы и фамилии ученых, изучающих эту систему


3 задание. «Лабиринт».

Перед вами таблицы с запутанными словами. В первой –найдите названия сосудов кровеносной системы. А во второй зашифрованы фамилии учёных, которые внесли вклад в изучение крови и кровообращения. На выполнение задания 4 минуты



СОСУДЫ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ.


А

А

О

Ъ

Й

Ы

К

В

Ю

Х

Р

Ъ

Р

Т

Р

Ь

А

Е

Н

М

Т

Э

Я

А

Л

И

П

Щ

Ы

О

Е

Р

И

Я

Л

Я

Р

Ж

Ъ

Ё

Щ

Ш

Е

Р

И

И

Ы

Ц

Ф

Х

А

Р

К

Й

Ц

Ы

Л

Я

Р

Ы


(Аорта, артерии, вены, капилляр)


Учёные, внёсшие вклад в науки о крови, кровообращении.


М

Д

Ж

Ъ

Щ

Р

А

Л

Б

Л

Е

Ё

Е

Н

Н

Е

Ш

Т

Щ

А

Ч

Й

Н

Г

А

Л

Ж

Е

Й

Н

Н

И

Н

Ь

Р

В

Е

Т

Ш

Д

И

К

С

Н

Ё

Е

Й

Н

Е

Е

К

О

В

Я

Ю

Й

Ф

Э

Р

Л



(Мечников, Гарвей, Дженнер, Ландштейнер, Янский)


Справились, молодцы!

  • Какой сосуд называем веной? (10 слайд – сосуды кров. с-мы)

Сосуд по которому кровь течёт к сердцу.

  • А почему нельзя сказать, что вена – это сосуд с венозной кровью?

В малом круге кровообращения по венам течёт артериальная кровь.

  • Мы говорим , что кровь движется по сосудам и это является обязательным условием для выполнения кровью своих функций. А какой учёный впервые сказал об этом? (11 слайд – ученые)

Гарвей

  • Кто из русских учёных, лауреат нобелевской премии создал теорию фагоцитоза?

Илья Ильич Мечников

  • Какие учёные открыли группы крови и когда?

1900 г. Ландштейнер 1,2,3 группы крови.

Ребята, случилась авария. Человек со 2 положительной группой крови потерял много крови. Человек, с какой группой крови и при каких условиях, может стать донором пострадавшему?

2 положительная; 18 лет и здоровый.


Молодцы, спасли человека. Ребята, для того чтобы выжить у нашего организма есть свои защитные реакции. Следующее задание об этом.


4 задание.


Вам нужно ответить, какие защитные свойства есть у человека с точки зрения кровеносной и дыхательной систем. Но вспомнив все, вам нужно выбрать и рассказать о тех которые связаны с названием вашей команды. 4 минуты. И каждая команда выступает в течении 1 минуты


Кровеносная система: образование тромба, иммунитет, способность гемоглобина в эритроците присоединять кислород .

Дыхательная система: чихание и кашель. (12слайд)


13 сайд –свёртываемость крови

14 слайд – гемоглобин – оксигемоглобин; гемоглобин - карбоксигемоглобин.

Но чтобы кровь смогла донести кислород до клеток, он сначала должен попасть в организм.

  • Назовите органы дыхательной системы по порядку? (15 слайд)

Носовая полость, носоглотка, рот, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.

  • Ребята, а как изменяется состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?

А) 21% -16% - кислород

0,04 % – 4-4,5 % - углекислый газ.

  • На какие процессы организм тратит кислород?

Б) на окислительные, в результате которых образуется энергия. Этот процесс происходит в клетке.

  • Почему сильно увеличивается содержание углекислого газа?

В) В результате распада, например, глюкозы в клетке образуются энергия и продукты распада – угл. газ и вода. (16 и 17 слайды с формулами дыхания)

  • Трахея это трубка 15 см. Почему она не теряет свою форму?

Она состоит из хрящевых полуколец. (18 слайд)

  • А почему не спадают альвеолы? Оказывается они содержат особое вещество - сурфактант. (19 слайд -строение альвеол)

  • Какой особенностью гортани мы пользуемся каждый день?

Наличием голосового аппарата – голосовые связки и щель между ними.

(20 слайд)


«911» Нужно оказать помощь

1.У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови - алый.

Ответ. Тип кровотечения - артериальный. Необходимо нало­жить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Записку с указанием времени наложения жгута Жгут можно держать не бо­лее 1,5-2часов (чтобы не вызвать некроза). На рану- стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

2. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ. Перекись водорода. Рану промыть кипяченой водой или раствором марган­цовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.

3. В вашей 2-х квартире больной гриппом. Ваши действия .

Ответ. В отдельную комнату поместить. отдельная посуда. Комнату проветривать. Стараться не подходить ближе, чем на метр.

  • Молодцы. А какие факторы вредны для кровеносной и дыхательной систем?

Заболевания, алкоголь и курение (21, 22 слайды – сравнение лёгких)

Газета «Высказывание великих людей о курении»

Стихотворение о курильщике. (читают дети)


Ребята, так связаны между собой – дыхательная и кровеносная системы? (23 слайд)

Могут ли они выполнять свои функции друг без друга? А какая ещё система организма необходима для осуществления клеточного дыхания?


Правильно, пищеварительная. Вот об этой систем и пойдет речь на следующем уроке


Пришло время подвести итоги нашего урока.

III Подведение итогов. Выставление оценок.


Результаты коллективных работ.

Оценивание активно работающих на уроке.

Общие итоги и выводы.


Рефлексия.

Мне понравилось…..

Мне запомнилось….

Меня удивило…….


IV. Домашнее задание: биологические задачи. Не все вопросы изучаемых тем мы смогли затронуть на уроке. Некоторые из них вам потребуются для решения дом. задач. По желанию кроссворд на 15 слов. (24 слайд – задачи)

25 слайд Спасибо за урок.




























































15


Сохранить у себя:
Урок «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки