Урок химии в 9 классе по теме «Класс неорганических соединений. Кислоты»

Урок химии в 8 классе по теме

«Класс неорганических соединений. Кислоты»

Содержимое разработки

Краевое государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»













Урок химии в 9 классе по теме

«Класс неорганических соединений. Кислоты»
























Учитель. Егорова Екатерина Александровна





Хабаровск, 2024



Тема урока: Класс неорганических соединений. Кислоты.

Тип урока: урок «открытия» нового знания, с использованием учебных заданий.

Форма урока: комбинированный урок

Цель: сформировать представление обучающихся о кислотах как классе неорганических соединений.

Задачи урока:

образовательные:

- обеспечить формирование представления об одном из важнейших классов неорганических соединений – кислотах;

- обеспечить знания обучающихся о составе и номенклатуре кислот;

- обеспечить умение обучающихся классифицировать кислоты по различным признакам;

воспитательные:

создать условия для:

- воспитания сознательного и серьезного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания

пригодятся им в будущей деятельности;

- воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей;

- воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;

- воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;

- воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;

- воспитания таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты

своего труда;

- воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;

- воспитания умения управлять собой, своим поведением.

развивающие:

создать условия для:

- развития мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные

признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;

- развития у обучающихся рефлексивной деятельности;

- развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний – наблюдение,

гипотеза, эксперимент);

- развития практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, актуализации знаний обучающихся о правилах работы в химическом кабинете в связи с изучением свойств кислот;

- развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Оборудование и реактивы: интерактивная доска, презентация, образцы кислот: соляная, серная, аскорбиновая, уксусная, лимонная, пробирки, штативы для пробирок, индикаторы (р-р лакмуса, метиловый оранжевый, фенолфталеин), рабочие листы, таблицы с формулами кислот.

Ход урока

1. Орг. Момент. Вступительное слово учителя (2мин).

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Нам предстоит сегодня очень серьезная работа и все задуманное должно осуществиться. Для этого мне потребуется ваша помощь

Эпиграфом нашего урока пусть станут эти строки:

«Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать»

2. Проверка выполнения домашнего задания

На прошлых уроках мы с вами уже изучили некоторые классы неорганических соединений, я предлагаю вам проверить насколько хорошо вы усвоили пройденные темы.

Заполним таблицу №1 в рабочих листах. Обратите внимание на формулы химических соединений

NаОН, СО2, НNО3, Н2SО4, Са(ОН)2, Н3РО4, КОН, Al2O3, CuO (слайд 1)

Выберите из данного перечня формул, известные вам соединения и распределите их по классам.

На какие группы вы распределили данные вещества?

Дайте определение этих классов веществ.

Ответ учащегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород.

Ответ учащегося: Основание – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами (ОН)

(слайд 2) проверка

3. Определение темы и цели урока.

Все ли предложенные формулы вы смогли узнать и определить к какому классу принадлежат эти соединения?

Какие вещества не подходят для классификации в данную таблицу?

H2SO4, HCl - знаем ли мы эти вещества?

К какому классу относятся оставшиеся вещества, мы узнаем посмотрев на фотографии, представленные на экране. Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственных средств (лимон, яблоко, щавель, кефир, аспирин, муравей, крапива). (слайд 4)

Учитель: Внимательно посмотрите на продукты (Лимон, яблоки, уксусная эссенция) и скажите, что общего у них? (кислый вкус)

Как вы думаете, о каких веществах мы будем сегодня говорить? ---- (о кислотах)

Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? (слайд№5)

Ответы учащихся: Кислоты.

Учитель Тема урока. Кислоты

Записать число, тему урока в тетрадь.


Учитель: Давайте вместе поставим цели нашего урока

- выяснить классификацию, номенклатуру и свойства кислот

Цель? Что мы можем узнать о кислотах?

По какому плану мы будем изучать вещества кислоты?

Словарная работа

Сегодня на уроке будем работать со следующим словарем:

Словарь: кислота, водород, кислород, индикатор, кислотный остаток, основность

бескислородные

Кислоты

кислородосодержащие


4. Изучение нового материала

Учитель показывает яблоко, лимон.

- Что общего между ними?

Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые, вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Яблочная кислота, лимонная кислота, щавелевая кислота -это органические кислоты. Есть и ещё много других органических кислот (муравьиная, уксусная, молочная и др.)(слайд-7)

В 9-ом классе мы будем изучать кислоты неорганические. (слайд8 )

Рассмотрите формулы кислот, которые были лишними в первом задании и сформулируйте определение данного класса веществ.

Что общего в составе кислот?

Верно, в состав кислот входит водород, который записывается в формуле на первом месте. Все остальное называется кислотным остатком. Запишем определение.

Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка (слайд 9)

Я предлагаю вам выполнить еще одно учебное задание

Классификация кислот.

Посмотрите на слайд. (слайд11 ) По какому признаку кислоты разделены на группы?

1) По наличию атомов кислорода в составе, кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие. (Записать схему в рабочий лист) (слайд 11)

2) По каким признакам разделены кислоты?
По количеству атомов водорода в формуле, кислоты делятся на одноосновные, двухосновные, трехосновные. (слайд 13)

3) По растворимости в воде делятся на растворимые, нерастворимые. (слайд 13)


Физ.минутка: с помощью подбородка головы ребята в воздухе пишут по одной формуле любой кислоты, после чего проговаривают формулу, которую они написали. (слайд 14)


Что произойдет, если к сахару добавить концентрированную серную кислоту? (слайд 15)

Просмотр опытов

Работа с учебником. Стр 151 учебника. Прочитайте физические свойства кислот .

Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами.

Какими?

Ответ учащегося: Все кислоты жидкие, не имеют цвета.

Действительно. Все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, борная.

Правила техники безопасности:

Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.



Качественные реакции на кислоты.

Мы с вами знаем, что кислоты кислые на вкус. Какие кислоты вы пробовали? Но кто рискнет попробовать серную кислоту, а это и не обязательно, мы с вами знаем, что существуют специальные вещества для распознавания веществ … (слайд 17)

Я предлагаю вам заполнить Таблицу 2. Как будет изменяться цвет индикатора в кислой среде, сейчас посмотрим.

Лабораторный опыт. Изменение окраски индикатора в кислотах (высвечивает на (слайде 17) окраску индикатора в кислой среде).

В пробирку с серной добавьте каплю фенолфталеина. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Во 2-ю пробирку с серной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

В 3-ю пробирку с лимонной кислотой добавьте метилоранжа Результаты наблюдений запишите в таблицу.

5. Первичное закрепление. Осмысление и систематизация изученного.


Почему все кислоты получили такое название? (Потому что все они кислые.)

Что общего между всеми кислотами? (В составе кислот есть водород и кислотный остаток)

С помощью, каких веществ мы распознаем кислоты? ( Индикаторы)

Выполняют интерактивное задание.

Учитель выдает тест учащимся, правильные ответы на доске. Учитель объясняет критерии оценивания.

Тест «Химическая загадка»

Ответ: ЛИМОН

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Теперь вернемся к цели, которую ставили в начале урока. Посмотрите, достигли вы тех целей, что ставили в начале нашего урока?

- Что запомнили?

(Кислоты – жидкости, без цвета, запаха, обладают кислым вкусом,

Метилоранж – в кислой среде краснеет)

- Что поняли? (Кислоты приносят пользу, но и могут оказывать вред)

- Чему научились? (Различать формулы кислот)

Молодцы!

Оценочный лист

Урок мне хотелось бы закончить арабской пословицей: "Ни один сосуд не вмещает больше своего объёма, кроме сосуда знаний - он постоянно расширяется".
Желаю вам, чтобы сосуд ваших знаний также постоянно расширялся и крепкого вам здоровья. А быть здоровыми вам поможет аскорбиновая кислота (витамин С), которым я вас угощаю.

7. Домашнее задание § 44, с. 149 – 150, выучить формулы и названия кислот в таблице





ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест «Химическая загадка»

1. В данном ряду к кислотам относятся:

л) H2S м) NH3 н) H2О. 

2.Какое из веществ изменяет окраску метиловый оранжевый на розовый ?
и) H2SO3 р) H2O н) NaOH.

 3.Кислотному остатку РO4 соответствует кислота: 

и) серная к) угольная м) фосфорная л) кремневая

4.Наличие кислорода - обязательная часть всех кислот: 

о) нет  р) иногда л) да

5. Одноосновные кислоты содержат атомов водорода:

н) один п) два а) три








Оценочный лист ___________________________

Я знаю формулы кислот

Я знаю классификацию кислот

Я выполнил задания на рабочем листе

Я умею определять степени окисления кислот

Я правильно выполнил тест и отгадал слово






Итоговая самооценка

Оценка: Самооценка



На прошлых уроках мы с вами уже изучили некоторые классы неорганических соединений, я предлагаю вам проверить насколько хорошо вы усвоили пройденные темы.

Заполним таблицу №1 в рабочих листах. Обратите внимание на формулы химических соединений

Выберите из данного перечня формул, известные вам соединения и распределите их по классам.

На какие группы вы распределили данные вещества?

Дайте определение этих классов веществ.

Ответ учащегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород.

Ответ учащегося: Основание – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами (ОН)














Все ли предложенные формулы вы смогли узнать и определить к какому классу принадлежат эти соединения?

Какие вещества не подходят для классификации в данную таблицу?

H2SO4, HCl - знаем ли мы эти вещества?


К какому классу относятся оставшиеся вещества, мы узнаем посмотрев на фотографии, представленные на экране. Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственных средств (лимон, яблоко, щавель, кефир, аспирин, муравей, крапива). (слайд 4)

Учитель: Внимательно посмотрите на продукты (Лимон, яблоки, уксусная эссенция) и скажите, что общего у них? (кислый вкус)

Как вы думаете, о каких веществах мы будем сегодня говорить? ---- (о кислотах)

Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? (слайд№5)

Ответы учащихся: Кислоты.

Учитель Тема урока. Кислоты

Записать число, тему урока в тетрадь.


Учитель: Давайте вместе поставим цели нашего урока

- выяснить классификацию, номенклатуру и свойства кислот

Цель? Что мы можем узнать о кислотах?

По какому плану мы будем изучать вещества кислоты?

Словарная работа

Сегодня на уроке будем работать со следующим словарем:
















Учитель показывает яблоко, лимон.

- Что общего между ними?

Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые, вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Яблочная кислота, лимонная кислота, щавелевая кислота -это органические кислоты. Есть и ещё много других органических кислот (муравьиная, уксусная, молочная и др.)(слайд-7)

В 9-ом классе мы будем изучать кислоты неорганические. (слайд8 )

Рассмотрите формулы кислот, которые были лишними в первом задании и сформулируйте определение данного класса веществ.

Что общего в составе кислот?

Верно, в состав кислот входит водород, который записывается в формуле на первом месте. Все остальное называется кислотным остатком. Запишем определение.

Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка (слайд 9)


Сохранить у себя:
Урок химии в 9 классе по теме «Класс неорганических соединений. Кислоты»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки