Краевое государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»
Урок химии в 9 классе по теме
«Класс неорганических соединений. Кислоты»
Учитель. Егорова Екатерина Александровна
Хабаровск, 2024
Тема урока: Класс неорганических соединений. Кислоты.
Тип урока: урок «открытия» нового знания, с использованием учебных заданий.
Форма урока: комбинированный урок
Цель: сформировать представление обучающихся о кислотах как классе неорганических соединений.
Задачи урока:
образовательные:
- обеспечить формирование представления об одном из важнейших классов неорганических соединений – кислотах;
- обеспечить знания обучающихся о составе и номенклатуре кислот;
- обеспечить умение обучающихся классифицировать кислоты по различным признакам;
воспитательные:
создать условия для:
- воспитания сознательного и серьезного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания
пригодятся им в будущей деятельности;
- воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей;
- воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;
- воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
- воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;
- воспитания таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты
своего труда;
- воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;
- воспитания умения управлять собой, своим поведением.
развивающие:
создать условия для:
- развития мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные
признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;
- развития у обучающихся рефлексивной деятельности;
- развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний – наблюдение,
гипотеза, эксперимент);
- развития практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, актуализации знаний обучающихся о правилах работы в химическом кабинете в связи с изучением свойств кислот;
- развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Оборудование и реактивы: интерактивная доска, презентация, образцы кислот: соляная, серная, аскорбиновая, уксусная, лимонная, пробирки, штативы для пробирок, индикаторы (р-р лакмуса, метиловый оранжевый, фенолфталеин), рабочие листы, таблицы с формулами кислот.
Ход урока
1. Орг. Момент. Вступительное слово учителя (2мин).
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Нам предстоит сегодня очень серьезная работа и все задуманное должно осуществиться. Для этого мне потребуется ваша помощь
Эпиграфом нашего урока пусть станут эти строки:
«Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать»
2. Проверка выполнения домашнего задания
На прошлых уроках мы с вами уже изучили некоторые классы неорганических соединений, я предлагаю вам проверить насколько хорошо вы усвоили пройденные темы.
Заполним таблицу №1 в рабочих листах. Обратите внимание на формулы химических соединений
NаОН, СО2, НNО3, Н2SО4, Са(ОН)2, Н3РО4, КОН, Al2O3, CuO (слайд 1)
Выберите из данного перечня формул, известные вам соединения и распределите их по классам.
На какие группы вы распределили данные вещества?
Дайте определение этих классов веществ.
Ответ учащегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород.
Ответ учащегося: Основание – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами (ОН)
(слайд 2) проверка
3. Определение темы и цели урока.
Все ли предложенные формулы вы смогли узнать и определить к какому классу принадлежат эти соединения?
Какие вещества не подходят для классификации в данную таблицу?
H2SO4, HCl - знаем ли мы эти вещества?
К какому классу относятся оставшиеся вещества, мы узнаем посмотрев на фотографии, представленные на экране. Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственных средств (лимон, яблоко, щавель, кефир, аспирин, муравей, крапива). (слайд 4)
Учитель: Внимательно посмотрите на продукты (Лимон, яблоки, уксусная эссенция) и скажите, что общего у них? (кислый вкус)
Как вы думаете, о каких веществах мы будем сегодня говорить? ---- (о кислотах)
Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? (слайд№5)
Ответы учащихся: Кислоты.
Учитель Тема урока. Кислоты
Записать число, тему урока в тетрадь.
Учитель: Давайте вместе поставим цели нашего урока
- выяснить классификацию, номенклатуру и свойства кислот
Цель? Что мы можем узнать о кислотах?
По какому плану мы будем изучать вещества кислоты?
Словарная работа
Сегодня на уроке будем работать со следующим словарем:
Словарь: кислота, водород, кислород, индикатор, кислотный остаток, основность
бескислородные
Кислоты
кислородосодержащие
4. Изучение нового материала
Учитель показывает яблоко, лимон.
- Что общего между ними?
Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые, вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Яблочная кислота, лимонная кислота, щавелевая кислота -это органические кислоты. Есть и ещё много других органических кислот (муравьиная, уксусная, молочная и др.)(слайд-7)
В 9-ом классе мы будем изучать кислоты неорганические. (слайд8 )
Рассмотрите формулы кислот, которые были лишними в первом задании и сформулируйте определение данного класса веществ.
Что общего в составе кислот?
Верно, в состав кислот входит водород, который записывается в формуле на первом месте. Все остальное называется кислотным остатком. Запишем определение.
Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка (слайд 9)
Я предлагаю вам выполнить еще одно учебное задание
Классификация кислот.
Посмотрите на слайд. (слайд11 ) По какому признаку кислоты разделены на группы?
1) По наличию атомов кислорода в составе, кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие. (Записать схему в рабочий лист) (слайд 11)
2) По каким признакам разделены кислоты?
По количеству атомов водорода в формуле, кислоты делятся на одноосновные, двухосновные, трехосновные. (слайд 13)
3) По растворимости в воде делятся на растворимые, нерастворимые. (слайд 13)
Физ.минутка: с помощью подбородка головы ребята в воздухе пишут по одной формуле любой кислоты, после чего проговаривают формулу, которую они написали. (слайд 14)
Что произойдет, если к сахару добавить концентрированную серную кислоту? (слайд 15)
Просмотр опытов
Работа с учебником. Стр 151 учебника. Прочитайте физические свойства кислот .
Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами.
Какими?
Ответ учащегося: Все кислоты жидкие, не имеют цвета.
Действительно. Все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, борная.
Правила техники безопасности:
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.
Качественные реакции на кислоты.
Мы с вами знаем, что кислоты кислые на вкус. Какие кислоты вы пробовали? Но кто рискнет попробовать серную кислоту, а это и не обязательно, мы с вами знаем, что существуют специальные вещества для распознавания веществ … (слайд 17)
Я предлагаю вам заполнить Таблицу 2. Как будет изменяться цвет индикатора в кислой среде, сейчас посмотрим.
Лабораторный опыт. Изменение окраски индикатора в кислотах (высвечивает на (слайде 17) окраску индикатора в кислой среде).
В пробирку с серной добавьте каплю фенолфталеина. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с серной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
В 3-ю пробирку с лимонной кислотой добавьте метилоранжа Результаты наблюдений запишите в таблицу.
5. Первичное закрепление. Осмысление и систематизация изученного.
Почему все кислоты получили такое название? (Потому что все они кислые.)
Что общего между всеми кислотами? (В составе кислот есть водород и кислотный остаток)
С помощью, каких веществ мы распознаем кислоты? ( Индикаторы)
Выполняют интерактивное задание.
Учитель выдает тест учащимся, правильные ответы на доске. Учитель объясняет критерии оценивания.
Тест «Химическая загадка»
Ответ: ЛИМОН
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Теперь вернемся к цели, которую ставили в начале урока. Посмотрите, достигли вы тех целей, что ставили в начале нашего урока?
- Что запомнили?
(Кислоты – жидкости, без цвета, запаха, обладают кислым вкусом,
Метилоранж – в кислой среде краснеет)
- Что поняли? (Кислоты приносят пользу, но и могут оказывать вред)
- Чему научились? (Различать формулы кислот)
Молодцы!
Оценочный лист
Урок мне хотелось бы закончить арабской пословицей: "Ни один сосуд не вмещает больше своего объёма, кроме сосуда знаний - он постоянно расширяется".
Желаю вам, чтобы сосуд ваших знаний также постоянно расширялся и крепкого вам здоровья. А быть здоровыми вам поможет аскорбиновая кислота (витамин С), которым я вас угощаю.
7. Домашнее задание § 44, с. 149 – 150, выучить формулы и названия кислот в таблице
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест «Химическая загадка»
1. В данном ряду к кислотам относятся:
л) H2S м) NH3 н) H2О.
2.Какое из веществ изменяет окраску метиловый оранжевый на розовый ?
и) H2SO3 р) H2O н) NaOH.
3.Кислотному остатку РO4 соответствует кислота:
и) серная к) угольная м) фосфорная л) кремневая
4.Наличие кислорода - обязательная часть всех кислот:
о) нет р) иногда л) да
5. Одноосновные кислоты содержат атомов водорода:
н) один п) два а) три
| | | | |
Оценочный лист ___________________________
Я знаю формулы кислот | Я знаю классификацию кислот | Я выполнил задания на рабочем листе | Я умею определять степени окисления кислот | Я правильно выполнил тест и отгадал слово |
| | | | |
Итоговая самооценка
Оценка: Самооценка
На прошлых уроках мы с вами уже изучили некоторые классы неорганических соединений, я предлагаю вам проверить насколько хорошо вы усвоили пройденные темы.
Заполним таблицу №1 в рабочих листах. Обратите внимание на формулы химических соединений
Выберите из данного перечня формул, известные вам соединения и распределите их по классам.
На какие группы вы распределили данные вещества?
Дайте определение этих классов веществ.
Ответ учащегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород.
Ответ учащегося: Основание – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами (ОН)
Все ли предложенные формулы вы смогли узнать и определить к какому классу принадлежат эти соединения?
Какие вещества не подходят для классификации в данную таблицу?
H2SO4, HCl - знаем ли мы эти вещества?
К какому классу относятся оставшиеся вещества, мы узнаем посмотрев на фотографии, представленные на экране. Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственных средств (лимон, яблоко, щавель, кефир, аспирин, муравей, крапива). (слайд 4)
Учитель: Внимательно посмотрите на продукты (Лимон, яблоки, уксусная эссенция) и скажите, что общего у них? (кислый вкус)
Как вы думаете, о каких веществах мы будем сегодня говорить? ---- (о кислотах)
Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? (слайд№5)
Ответы учащихся: Кислоты.
Учитель Тема урока. Кислоты
Записать число, тему урока в тетрадь.
Учитель: Давайте вместе поставим цели нашего урока
- выяснить классификацию, номенклатуру и свойства кислот
Цель? Что мы можем узнать о кислотах?
По какому плану мы будем изучать вещества кислоты?
Словарная работа
Сегодня на уроке будем работать со следующим словарем:
Учитель показывает яблоко, лимон.
- Что общего между ними?
Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые, вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Яблочная кислота, лимонная кислота, щавелевая кислота -это органические кислоты. Есть и ещё много других органических кислот (муравьиная, уксусная, молочная и др.)(слайд-7)
В 9-ом классе мы будем изучать кислоты неорганические. (слайд8 )
Рассмотрите формулы кислот, которые были лишними в первом задании и сформулируйте определение данного класса веществ.
Что общего в составе кислот?
Верно, в состав кислот входит водород, который записывается в формуле на первом месте. Все остальное называется кислотным остатком. Запишем определение.
Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка (слайд 9)