Урок информатики. Тема: «Формирование изображения на экране монитора»
Класс: 7
Учитель: Ненькина Н.В.
Раздел программы: раздел программы «Обработка графической информации» (Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. ФГОС. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.) урок № 1.
Тема урока: Формирование изображения на экране монитора
Тип урока: урок решения учебной задачи
Вид урока: урок-исследование
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – научатся систематизировать знания о формировании изображения на экране компьютерных устройств;
Метапредметные –
Познавательные: научится находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; выделяют существенные признаки;
Регулятивные: научится определять цель, проблему в деятельности; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки;
Коммуникативные: научится слушать друг друга, выказывать собственную точку зрения;
Личностные – будут сформированы: способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.
Решаемые учебные задачи:
1) формирование представлений о пространственном разрешении монитора;
2) рассмотрение основных понятий, связанных с компьютерным представлением цвета (цветовая модель, глубина цвета, палитра монитора);
3) расширение и систематизация представлений о видеосистеме персонального компьютера.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические (экспериментально-исследовательские), дедуктивные.
Основные понятия: пространственное разрешение, глубина цвета, пиксель, видеокарта
Оборудование: интерактивная доска, ПК, тетрадь, ПК, карта урока для учащихся
Список литературы и интернет-ресурсов:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. ФГОС. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. ФГОС. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. ФГОС– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс. ФГОС».
Организационная структура урока
Этап урока | Методический приём | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Контроль учителя | ||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||||
1. Орг.момент
| Фронтальная беседа | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку
| Приветствуют учителя, самопроверка готовности к уроку | Самопроверка, самоконтроль | Наблюдение | |
2. Актуализация опорных знаний
| Блиц-опрос | Активизирует базовые знания учащихся по теме: Человек по натуре свой – художник. Он всюду так или иначе стремиться вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М.Горького представляется чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Сегодня на уроке мы будем говорить об области компьютерного искусства – компьютерной графике. Давайте вспомним: - Что такое компьютерная графика? В каких областях может применяться компьютерная графика? Где лично вы ее применяете? (и др.) | Отвечают на вопросы, слушают, дополняют. | Анализ ответов, умение слушать | Опрос | |
3. Мотивация к решению учебных задач. Формулирование учебных задач, темы и гипотезы исследования
| Беседа | Мотивирует учащихся: - Посмотрите на изображения на доске. Помните как называются эти произведения? - Что вы заметили? (Разное качество изображения). -Как вы думаете, от чего зависит качество изображения? - О чем мы будем сегодня говорить? - Сформулируйте тему нашего урока. Обращает внимание на карту урока, ее структуру, особенности заполнения -Запишем в карте урока число и тему, карту урока вы вложите в свою рабочую тетрадь. | Отвечают на вопросы учителя, записывают в карте урока, обсуждают | Самостоятельно формулируют тему исследования | Опрос | |
|
| - Давайте подумаем, какую проблему урока нам нужно решить? (От каких параметров зависит качество графического изображения на экране монитора, планшета или смартфона) - Попробуйте сформулировать задачи для решения проблемы? рассмотрение основных понятий, связанных с компьютерным представлением цвета исследовать особенности качественного графического изображения на экране компьютерного устройства; разработать правила для пользователей компьютерными устройствами. – Предложите гипотезу нашего исследования, отталкиваясь от цели урока и ваших базовых знаний Гипотеза исследования: качество графического изображения зависит не только от высокого разрешения самого изображения, но и от параметров компьютерного устройства. - Давайте составим алгоритм наших действий для проведения эксперимента. 1. Пространственное разрешение экрана 2. Компьютерное представление цвета 3. Видеокарта персонального компьютера 4. Правила для пользователей компьютерными устройствами .
| Отвечают на вопросы учителя, записывают в карте урока, обсуждают | Самостоятельно формулируют проблему урока, учебные задачи и гипотезу исследования |
| |
4. Инструктаж. Выполнение работы
| Исследовательский эксперимент | Делает инструктаж проведения работы и Т.Б. 1. Исследование пространственного изображения экрана устройства 1. Установить разрешение экрана 1280х1024 dpi. Открыть файл «Мишки1» с разрешением 1280х1024 dpi. 2.Затем изменить разрешение экрана монитора 600х600 dpi, открыть тот же файл. 3.Сделать вывод и записать. 4. Установить разрешение экрана 1280х1024 dpi. Открыть файл «Мишки2» с разрешением 1280х1024 dpi. 5.Затем изменить разрешение экрана монитора 600х600 dpi, открыть тот же файл. 6.Сделать вывод и записать.
2. Исследование глубины цвета 1. Установить на мониторе глубину цвета 16 бит. Открыть файл «Мишки1», записать наблюдения в карту. 2. Установить на экране глубину цвета 24 (32) бита. Открыть файл «Мишки1», записать наблюдения в карту. 3. Сделать вывод и записать в карте урока. 4. Установить на мониторе глубину цвета 16 бит. Открыть файл «Мишки2», записать наблюдения в карту. 5. Установить на экране глубину цвета 24 (32) бита. Открыть файл «Мишки2», записать наблюдения в карту. 6. Сделать вывод и записать в карте урока.
3. Сформулировать правила для пользователей компьютерными устройствами. Записать
| Самостоятельно выполняют эксперимент в парах на ПК, делают выводы индивидуально в карте урока | Самостоятельно анализируют данные, делают выводы | Работа с оборудованием, письменный отчет (карта урока) | |
|
| 4. Исследование зависимости качества изображения от основных характеристик параметров видеокарты компьютера 1. Открыть файл с таблицей сравнения характеристик внешней видеокарты № 1 (модель на выбор учителя) и внешней видеокарты № 2 (модель на выбор учителя), сравнить характеристики. 2. Открыть графический файл №1 (видеокарта 1), затем файл № 2 (видеокарта 2). 3. Сравнить изображения, записать вывод в карту урока | Самостоятельно выполняют эксперимент в парах на ноутбуках, делают выводы индивидуально в карте урока | Самостоятельно анализируют данные, делают выводы | Работа с оборудованием, письменный отчет (карта урока) | |
5. Подведение итогов
| Работа с картой урока | Учитель предлагает меняться картами урока с соседом по парте и сделать взаимопроверку выводов. - Если правильно, ставим «1», если неправильно – «0». Ставим оценку, исходя из критериев карты. Учитель выводит общие выводы на экран доски для образца. - Мы подтвердили или опровергли нашу гипотезу? (Подтвердили гипотезу: качество графического изображения зависит не только от высокого разрешения самого изображения, но и от параметров компьютерного устройства. Это – высокое пространственное разрешение монитора, в соответствии с его диагональю; глубина цвета не ниже 24 бит; особенности видеокарты) - Сдаем тетради с картой урока учителю. | формулируют выводы эксперимента | Взаимоконтроль и оценка | Отчет
| |
6. Рефлексия | Интерактивная система голосования | Предлагает учащимся ответить на вопросы (результаты голосования выводит на экран интерактивной доски) 1. Понравился вам урок-исследование? 2. Были у вас затруднения при проведении эксперимента? 3. Согласны ли вы с оценкой работы? | самоанализ | самооценка | наблюдение |
|
7. Домашнее задание | Творческая работа | - Вернемся к поставленным задачам урока (выводит на экран доски). - Все ли они решены? (не разработаны правила для пользователей компьютерными устройствами). - Предлагаю вам разработать правила для пользователей компьютерными устройствами дома. - Открываем дневники, выставляем оценки за урок и записываем домашнее задание (П 3.1, ответить на вопросы) | Записывают в дневник задание и выставляют оценки за урок | самоконтроль | наблюдение |
|
Приложения к уроку
Тема урока:
_____________________________________________________________________________
Этап | Содержание | Результат, выводы |
Формулирование проблемы, задач исследования |
|
|
Проведение исследовательского эксперимента | 1. Исследование пространственного изображения экрана устройства 1. Установить разрешение экрана 1280х1024 dpi. Открыть файл «Мишки1» с разрешением 1280х1024 dpi. 2.Затем изменить разрешение экрана монитора 600х600 dpi, открыть тот же файл. 3.Сделать вывод и записать. 4. Установить разрешение экрана 1280х1024 dpi. Открыть файл «Мишки2» с разрешением 1280х1024 dpi. 5.Затем изменить разрешение экрана монитора 600х600 dpi, открыть тот же файл. 6.Сделать вывод и записать.
|
|
2. Исследование глубины цвета 1. Установить на мониторе глубину цвета 16 бит. Открыть файл «Мишки1», записать наблюдения в карту. 2. Установить на экране глубину цвета 24 (32) бита. Открыть файл «Мишки1», записать наблюдения в карту. 3. Сделать вывод и записать в карте урока. 4. Установить на мониторе глубину цвета 16 бит. Открыть файл «Мишки2», записать наблюдения в карту. 5. Установить на экране глубину цвета 24 (32) бита. Открыть файл «Мишки2», записать наблюдения в карту. 6. Сделать вывод и записать в карте урока.
|
| |
3. Сформулировать правила для пользователей компьютерными устройствами. Записать
|
| |
Вывод (написать ответ) | Ответ: ______________________________________________________ _____________________________________________________________
|
9