Урок - игра в 5 классе по теме "Басни Крылова

Урок -игра по теме "Басни Крылова" можно провести как внеклассное мероприятие

Содержимое разработки

Урок-игра в 5-м классе по басням И.А. Крылова

10.10.2018

Пояснительная записка.

Изучение творчества И.А. Крылова в 5-м классе включено в программы и учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, М. Кутузова. В методических пособиях рекомендуется итоговый урок по басням И. Крылова проводить в игровой форме (например, в пособии Н.В. Егоровой «Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс» (Москва, ВАКО, 2009) предлагается урок-викторина). Учебник-хрестоматия Т.Ф. Курдюмовой содержит такие вопросы и задания для учащихся:

  • какие термины нужно знать, чтобы понять басню?

  • вспомните басню и заполните пропуски.

  • определите, к какой басне относится вывод.

  • подготовьте инсценировку одной из басен.

Данный урок также проводится в игровой форме и учитывает задания учебника (именно на их основе составлены авторские задания игры). Новизна разработки заключается в выборе вида игры («Морской бой»), что предполагает элемент неожиданности, интереса, даже азарта (например, возможность получения бонусного балла), а также в использовании компьютерных технологий. Возможности операционной среды MS Power Point позволяют нестандартно преподнести учебный материал, разнообразить урок иллюстративным материалом, использовать видеофрагменты. В то же время на уроке предполагается не только работа с презентацией Power Point , но и выполнение учащимися заданий на бумажных носителях («Найди пару», «Вставь пропущенные слова», «Узнай басню»).

Учащимся предлагаются задания разного уровня: выразительное чтение либо чтение наизусть, в зависимости от степени подготовленности учащихся, знание текста и фактов биографии, восприятие и истолкование (узнавание морали басен), а также узнавание басни по иллюстрациям (развитие образного мышления).

Работа на уроке основана на совместной деятельности учащихся в ходе повторения и обобщения учебного материала. Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, который выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, и фактор саморазвития.

Сценарий урока.

Цель урока:

  • обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».

Задачи урока:

Образовательные:

  • проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова.

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;

  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

  • воспитание культуры работы в группе;

  • воспитание интереса к классической литературе.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры (Слайд № 2).

2. Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». Игра проводится с использованием презентации Power Point

Для проведения игры класс делится на команды. Самый оптимальный вариант – три команды (по рядам). Игра начинается со слайда № 3. Это игровое поле «Морского боя», состоящее из 16 квадратов. Каждый квадрат – это гиперссылка:

  • на задание (их восемь);

  • на слайд «Мимо» (их пять), в данном случае ход переходит к другой команде;

  • на слайд «Бонус» (их три), что даёт команде дополнительный балл.

Ход игры

Команды по очереди называют квадраты. Случаи «Мимо» и «Бонус» описаны выше. Если выпадает слайд с заданием, то команде даётся право первого ответа. После выполнения всех заданий подводятся итоги.

Описание конкурсов.

Конкурс «Найди пару»

Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.

Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

Например:

СЛОН

МОСЬКА

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

ЗЕРКАЛО

ОБЕЗЬЯНА

ОСЁЛ

МУЖИК

ВОРОНА

ЛИСИЦА

КУКУШКА

ПЕТУХ

Конкурс «Мораль сей басни такова…»

Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:

Угадай и запиши название басни по её морали.

Басня.

Её мораль.

 

Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

 

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

 

Мораль басни: не связывайся с глупцами, не поручай им ответственных дел!

 

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

 

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

 

В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.

Конкурс «Алло, мы ищем таланты».

Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. В зависимости от уровня подготовленности класса инсценировку можно заменить выразительным чтением басни наизусть.

Примерное время – 10 минут.

Оценивание по 5-балльной шкале.

«Конкурс Знатоков».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Например:

Для команды № 1

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь, 
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, _________, сказки!

Для команды № 2

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

Когда в товарищах ___________ нет,
На _________ их дело не пойдет, 
И выйдет из него не дело, только _________.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с ___________ воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ___________!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак ____________ назад, а Щука тянет в воду.

Для команды № 3

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза
Лето ___________ пропела; 
Оглянуться не успела,
Как зима ___________ в глаза.
__________________ чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой ______________
______________, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На _____________ петь голодный!

Конкурс «Блиц-турнир»

Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам: басня, аллегория, мораль. Команде даётся право выбора «цены» вопроса (1,2 или 3 балла). При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Время выполнения – 5 минут.

Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.

Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.

Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные.

В басне используются:

  • диалог;

  • просторечная лексика;

  • особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).

Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.

Аллегория - иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).

Конкурс «Знаете ли вы?».

Конкурс предполагает проверку знания статьи учебника по биографии И.А. Крылова. (Литература. 5 кл. В 2 ч. Ч. 1: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 9-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2017. С. 85 – 87.)

Команде даётся право выбора вопроса. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Время выполнения – 7 минут.

Оценивание – по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Вопросы:

  1. Сколько лет было И. Крылову, когда он написал свою первую басню?

  2. На каком инструменте играл И. Крылов?

  3. Что вы знаете о детстве И. Крылова?

  4. Сколько басен создано И. Крыловым?

  5. Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И. Крылов?

  6. Где стоит первый памятник И. Крылову? Что вы знаете об этом памятнике?

Конкурс «Картинная галерея»

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация.

Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание – по 1 баллу за каждую иллюстрацию.

Конкурс «Угадай басню»

Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.

Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню..

Цитаты:

  • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

  • «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

  • «А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)

  • «А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)

  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» («Лебедь, Щука и Рак»)

  • «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)

Слайд № 32 – завершающий на уроке. После подведения итогов (на слайде появляется надпись «Молодцы!») учитель обращается к строкам П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):

Забавой он людей исправил, 
Сметая с них пороков пыль; 
Он баснями себя прославил, 
И слава эта – наша быль. 
И не забудут этой были, 
Пока по-русски говорят, 
Ее давно мы затвердили, 
Ее и внуки затвердят. 
Детям задаются вопросы: 
Как вы понимаете строки?
Согласны ли вы с автором?

Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?

Также для анализа эффективности урока учитель может предложить детям устно или письменно оценить урок.

Примечания.

  1. В ходе урока в данную презентацию вместо конкурса «Угадай басню» прошла «Видеопауза»: отрывок из мультфильма «Стрекоза и муравей». Но так как формат видеофайла «не вписывается» в объём Приложения, этот эпизод урока был заменён ещё одним конкурсом.

  2. Если задания выбираются детьми в произвольном порядке, нужно вести учёт выбираемых (уже «проигранных») квадратов либо на отдельном поле (например, на доске), либо с помощью функции на слайде «рукописные примечания».



Сохранить у себя:
Урок - игра в 5 классе по теме "Басни Крылова

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки