Урок физики в 9 классе

Урок физики в 9 классе по теме "Сила трения". Урок разработан в соответствии с ФГОС. Технологии и методы, используемые при разработке: Парацентрическая технология обучения, обучающий эксперимент, групповая работа, фронтальная работа.

В результате урока отрабатывается навык самооценки, взаимооценки, анализа собственной и групповой работы.

Содержимое разработки

Тема урока: «Сила трения».

Цель: углубить представление учащихся о силе трения

Планируемые результаты:

Предметные

  • раскрыть ее природу, провести исследования зависимости силы трения от различных факторов;

  • с помощью эксперимента установить зависимость силы трения от рода трущихся поверхностей, от шероховатости поверхностей, от силы нормального давления;

Метапредметные:

  • умение строить график на основе опытных данных.

  • способствовать развитию речи, логического мышления, трудоспособности, умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях,

  • развивать творческие способности, интерес к исследованию результатов полученных в результате эксперимента.

Личностные:

  • сформировать коммуникативные навыки работы в процессе коллективной деятельности;

  • способствовать развитию чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач;

  • воспитать активную позицию учащихся в учебном процессе и умение добиваться поставленной цели.

Методы: проблемный, исследовательский.

Межпредметные связи: художественная культура, литература, физика 7 класса.

Приборы и оборудование: брусок деревянный, деревянная линейка, динамометр, набор грузов, гладкая бумага, деревянная дощечка, наждачная бумага, мультимедийный проектор, документ камера, компьютер, презентация, ватман, маркеры, оценочные листы, маршрутные листы.

1. Организационный этап

Организация доброжелательного настроя всех учащихся, подготовка учащихся к работе.

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Для того чтобы на протяжении всего занятия сохранить работоспособность, нам необходимо хорошее настроение. Скажите, а по каким признакам можно определить, что человек находится в хорошем настроении? …

Давайте закроем глаза и подумаем про что-нибудь хорошее, доброе.

Улыбнитесь, откройте глаза. А теперь – за работу!

2. Постановка проблемы. Мотивация.

Учитель:

Каждый день куда-то ходим,

Но при этом не скользим,

Потому что наши ноги

Зацепились за дороги,

И мы ими тормозим.

Вопрос: Почему мы не скользим, когда идём? Что способствует нашему перемещению?

Идет обсуждение и вывод: причиной является сила трения.

Ребята, запишите тему нашего: «Трение. Сила трения».

Цели и задачи урока

Ребята, давайте сформулируем цели урока

(обучающихся формулируют цели урока)

Действительно, мы сегодня познакомимся с силой трения

Нам с вами предстоит немало потрудиться. Работать будем в группах по станциям. Станций будет всего четыре: «Теоретическая», «Экспериментальная» «Литературно-физическая», «Творческая». На столах у вас лежат маршрутные листы, которые послужат для вас путеводителями: в этих листах указан порядок работы на станциях, задания на каждом этапе работы. Время работы на каждой станции – 5 минут. В ваших маршрутных листах одна из станций отмечена особым цветом. Это значит, что вы ответственные за эту станцию и именно вам предстоит предстоит отчитаться о выполненной работе на данной станции в конце урока, а другие группы могут дополнять, вносить поправки.

Чтобы оценить деятельность на уроке – воспользуемся оценочными листами, предлагаю познакомиться с ними, оценивать себя вам предстоит по предложенным критериям.

Итак, в добрый путь, к успеху!

Изучение нового материала

Группы учеников расходятся по станциям:

  1. Теоретическая

Задание 1. «Схема».

Составить схему «Силы трения».

Задание 2. «Направление»

Выясните, какое направление имеет сила трения, где находится её точка приложения. Сделайте схематический рисунок.

Задание 3. «Вопрос»

1 От чего зависит тормозной путь автомобиля? По какой формуле его можно рассчитать?

2 Какая сила разгоняет автомобиль?

  1. Экспериментальная

1. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: I) динамометр, 2) деревянная дощечка, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт., 4) лист бумаги, 5) песок.

Порядок выполнения работы

Вид трущихся поверхностей

Сила трение скольжения, Н

Сила нормального давления, Н

Коэффициент трения

Дерево по гладкой бумаге

Дерево по дереву 
Дерево по наждачной бумаге




Задание 1. . Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности деревянной дощечки.

б) по гладкой бумаге

в) по песку

Задание 2. Результаты измерений запишите в таблицу.

Задание 3. Выполнить вычисления и построить график.

2. Изучить зависимости силы трения скольжения от силы давления и от площади трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) деревянная дощечка, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт.

Порядок выполнения работы

Задание 1. Положите на линейку деревянный стол брусок большой гранью, а на него - груз и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке

Задание 2. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска по столу.

Заполните таблицу:

Масса



Сила трения



Задание 3. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке

Заполните таблицу:

Площадь поверхности



Сила трения



Задание 4. Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения:

а) от силы давления, и если зависит, то как?

б) от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?


3. Литературно-физическая

Задание1. Изучите внимательно предложенные слайды, ответьте на вопросы:

1.Какие виды трения бывают?

2.Назовите виды трения, представленные в художественных произведениях и иллюстрациях к ним.

Задание 2.: Ответьте на вопросы (слайд 5)

За что отвечает трение?

Задание 3. Назовите пословицы и поговорки, связанные с трением.


4. Творческая станция

Задание: на ватмане изобразить «полезные» и «вредные» проявления силы трения

Подведение итогов

Отчёт групп о проделанной работе (устно – определения, пословицы, поговорки; с помощью документ камеры – рисунки, чертежи, результаты экспериментальной деятельности.)

Демонстрация и пояснение творческой работы («полезные» и «вредные» проявления силы трения)

Ребята, а вы сами сталкивались с какими-либо проявлениями трения в жизни? (ответы обучающихся)

Как вы считаете, пригодятся ли вам знания о силе трения? Где такие знания могут быть полезны? (ответы детей).

Заключительный тест.

Проверка по эталону (лист ответов проектируется на экран посредством документ камеры.)

1. Какое из утверждений относится к понятию «трение»?

а) это физическая величина

б) это процесс перемещения тела

в) это физическое явление

г) это процесс обработки поверхности тела

2. От чего зависит величина силы трения?

а) от материала, из которого изготовлены трущиеся тела

б) от веса тела

в) от степени обработки поверхностей трущихся тел

г) от материала, из которого изготовлены трущиеся тела

и веса тела

3. Как движется тело, если приложенная к нему сила равна силе трения?

а) только движется равномерно и прямолинейно

б) находится в покое или движется равномерно и прямолинейно

в) его скорость будет уменьшаться со временем

г) его скорость будет увеличиваться со временем

4. Укажите вредные проявления трения.

а) трение между подошвами обуви и грунтом в гололедицу

б) трение между струной и смычком скрипки

в) трение между деталями машин и механизмов

г) трение между ладонями и перекладиной на турнике

5. Велосипедист движется в гору по дороге. Как влияет на его движение сила трения?

а) сила трения больше препятствует движению, чем помогает

б) сила трения никакого воздействия не оказывает

в) сила трения препятствует подъёму велосипедиста

г) сила трения помогает подъёму велосипедиста


Рефлексия.

Эмоциональная (слайд)

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я почувствовал, что…

  5. Я приобрёл…

  6. Я научился…

  7. Я смог… я попробую…

  8. Меня удивило…

  9. Урок дал мне для жизни…

Деятельностная (оценочный лист)

  1. Как вы оценили свою работу на уроке?

  2. За что поставили такие оценки?

  3. На каком этапе вы были особенно активны?

Учитель:

Уже звенит шалун-звонок,

Уже кончается урок.

Спасибо, – всем я говорю, –

Вы молодцы! Благодарю!
























Рабочий лист

Станция Экспериментальная

1. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: I) динамометр, 2) деревянная дощечка, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт., 4) лист бумаги, 5) песок.

Порядок выполнения работы

Вид трущихся поверхностей

Сила трение скольжения, Н

Сила нормального давления, Н

Коэффициент трения

Дерево по гладкой бумаге

Дерево по дереву 
Дерево по песку




Задание 1. . Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности деревянной дощечки.

б) по гладкой бумаге

в) по песку

Результаты измерений запишите в таблицу

*Задание 2. Рассчитать коэффициент трения

*Задание 3. Выполнить вычисления и построить график.


























































































































































































































2. Изучить зависимости силы трения скольжения от силы давления и от площади трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) деревянная дощечка, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт.

Порядок выполнения работы

Задание 1. Положите на линейку деревянный стол брусок большой гранью, а на него - груз и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке

Задание 2. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска по столу.

Заполните таблицу:


Масса



Сила трения




Задание 3. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке

Заполните таблицу:


Площадь поверхности



Сила трения




Задание 4. Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения:

а) от силы давления, и если зависит, то как?

б) от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?


Вывод: _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________


*Задание дополнительное, выполняется, если группа располагает временем

Рефлексия.


  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я почувствовал, что…

  5. Я приобрёл…

  6. Я научился…

  7. Я смог… я попробую…

  8. Меня удивило…

  9. Урок дал мне для жизни…



Сохранить у себя:
Урок физики в 9 классе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки