Урок физики в 7 классе

В презентации находится материал для урока по теме: "Диффузия" с повторением.

Содержимое разработки

РАЗДЕЛ II .  «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА»  Тема урока : «Диффузия. Три состояния вещества»

РАЗДЕЛ II . «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА»

Тема урока : «Диффузия. Три состояния вещества»

ЦЕЛЬ:

ЦЕЛЬ:

  • Познакомиться с явлением диффузия .
  • Выяснить в каких трёх состояния могут находиться вещества .
ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА:

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА:

  • Молекулы
  • Атомы
  • Явления
  • Вещество
  • Физическое тело
НОВЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА:

НОВЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА:

  • Диффузия
  • Агрегатные состояния вещества
  • Смачиваемость
  • Несмачиваемость
План изучения темы:

План изучения темы:

  • Диффузия.
  • Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачиваемость и несмачиваемость тел.
  • Агрегатные состояния вещества.
  • Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
  • Свойства твердых тел, жидкостей и газов.
Демонстрации урока: Опыт №1: Диффузия в газах (освежитель воздуха) и жидкостях (вода и краска). Опыт №2: Притяжение молекул (стакан воды и лист бумаги).

Демонстрации урока:

Опыт №1: Диффузия в газах (освежитель воздуха) и жидкостях (вода и краска).

Опыт №2: Притяжение молекул (стакан воды и лист бумаги).

Повторение: Выберите только физические тела : тепловоз, гвоздь, железо, стекло, вода, кусочек мела, Солнце. К каким явлениям ( тепловым , звуковым , механическим , электрическим , магнитным ) относятся следующие: эхо, молния, рассвет, таяние льда, образование льда, испарение, слышен гром, прилипание волос к расческе при расчесывании. Выразите в: а) 40 см = …м; б) 1000м = … км; в) 10 см = …мм.

Повторение:

  • Выберите только физические тела : тепловоз, гвоздь, железо, стекло, вода, кусочек мела, Солнце.
  • К каким явлениям ( тепловым , звуковым , механическим , электрическим , магнитным ) относятся следующие: эхо, молния, рассвет, таяние льда, образование льда, испарение, слышен гром, прилипание волос к расческе при расчесывании.
  • Выразите в:

а) 40 см = …м; б) 1000м = … км; в) 10 см = …мм.

Верю – не верю 1. нет 1. Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом.  2. Объем газа при нагревании увеличивается, т. к. каждая молекула становится больше по размеру.  3. Атом – мельчайшая частица вещества.  4. Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т. к. промежутки между молекулами становятся больше  5. Атомы состоят из молекул.  6. Объем тела при нагревании уменьшается.  7. Объем жидкости при охлаждении уменьшается, т. к. промежутки между молекулами становятся меньше.  8. Объем тела равен сумме объемов его молекул.  2. нет 3. нет  4. да 5. нет 6. нет 7. да 8. нет

Верю – не верю

1. нет

1. Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом.

2. Объем газа при нагревании увеличивается, т. к. каждая молекула становится больше по размеру.

3. Атом – мельчайшая частица вещества.

4. Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т. к. промежутки между молекулами становятся больше

5. Атомы состоят из молекул.

6. Объем тела при нагревании уменьшается.

7. Объем жидкости при охлаждении уменьшается, т. к. промежутки между молекулами становятся меньше.

8. Объем тела равен сумме объемов его молекул.

2. нет

3. нет

4. да

5. нет

6. нет

7. да

8. нет

Гриб-чесночник обладает запахом чеснока и из него можно готовить разные приправы и соусы к мясным блюдам

Гриб-чесночник обладает запахом чеснока и из него можно готовить разные приправы и соусы к мясным блюдам

Диффузия - это

Диффузия - это

  • Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.
Агрегатные состояния вещества:   ГАЗООБРАЗНОЕ Молекулы расположены далеко друг от друга ЖИДКОЕ ТВЕРДОЕ Молекулы расположены друг от друга ближе, чем в газообразных веществах Притяжение между молекулами (и атомами) очень слабое. Молекулы расположены друг от друга очень близко и упорядоченно Притяжение между молекулами (и атомами) сильнее, чем у газообразных веществ. Притяжение между молекулами (и атомами) очень сильное.

Агрегатные состояния вещества:

ГАЗООБРАЗНОЕ

Молекулы расположены далеко друг от друга

ЖИДКОЕ

ТВЕРДОЕ

Молекулы расположены друг от друга ближе, чем в газообразных веществах

Притяжение между молекулами (и атомами) очень слабое.

Молекулы расположены друг от друга очень близко и упорядоченно

Притяжение между молекулами (и атомами) сильнее, чем у газообразных веществ.

Притяжение между молекулами (и атомами) очень сильное.

Свойства твердых тел,  жидкостей и газов: Свойства веществ ГАЗООБРАЗНОЕ Форма Легко меняют , принимают форму любого сосуда, в котором находится ЖИДКОЕ Объем ТВЕРДОЕ Легко меняют , принимают форму любого сосуда, в котором находится  Легко меняют , заполняют весть предоставленный объем Остается постоянным, Меняет при определённых условиях Остается постоянным Остается постоянным. Меняет при определённых условиях

Свойства твердых тел, жидкостей и газов:

Свойства веществ

ГАЗООБРАЗНОЕ

Форма

Легко меняют , принимают форму любого сосуда, в котором находится

ЖИДКОЕ

Объем

ТВЕРДОЕ

Легко меняют , принимают форму любого сосуда, в котором находится

Легко меняют , заполняют весть предоставленный объем

Остается постоянным, Меняет при определённых условиях

Остается постоянным

Остается постоянным. Меняет при определённых условиях

Применение диффузии Диффузия в растительном и животном мире Запах клопов отвратительный, а божьи коровки выделяют желтую пахучую ядовитую жидкость Осьминог выпускает чернильное пятно, чтобы спрятаться от неприятеля  Отпугивает своих обидчиков скунс

Применение диффузии

Диффузия в растительном и животном мире

Запах клопов отвратительный, а божьи коровки выделяют желтую пахучую ядовитую жидкость

Осьминог выпускает чернильное пятно, чтобы спрятаться от неприятеля

Отпугивает своих обидчиков скунс

Простейшей формой дыхания обладают медузы и черви  Они вообще не имеют органов дыхания. Растворенный в воде кислород всасывается через их кожу, а растворенный углекислый газ выводится наружу тем же путем

Простейшей формой дыхания обладают медузы и черви

Они вообще не имеют органов дыхания. Растворенный в воде кислород всасывается через их кожу, а растворенный углекислый газ выводится наружу тем же путем

Роль диффузии для человека Благодаря диффузии кислород из легких пpоникaeт в кровь человека, а из крови – в ткани

Роль диффузии для человека

Благодаря диффузии кислород из легких пpоникaeт в кровь человека, а из крови – в ткани

Применение диффузии на производстве  На явлении диффузии основана диффузионная сварка металлов.  На явлении диффузии основан процесс металлизации – покрытия поверхности изделия слоем металла или сплава. Он применяется для защиты изделий от коррозии, износа  Детали помещают в закрытую сварочную камеру с сильным разряжением, сдавливают и нагревают до 800 градусов .

Применение диффузии на производстве

На явлении диффузии основана диффузионная сварка металлов.

На явлении диффузии основан процесс металлизации – покрытия поверхности изделия слоем металла или сплава. Он применяется для защиты изделий от коррозии, износа

Детали помещают в закрытую сварочную камеру с сильным разряжением, сдавливают и нагревают до 800 градусов .

Применение диффузии в быту Засолка и засахаривание, смешивание различных ингредиентов при приготовлении пищи

Применение диффузии в быту

Засолка и засахаривание, смешивание различных ингредиентов при приготовлении пищи

Вредная диффузия Растут дома; гудят автомобили; Фабричный дым висит  на всех кустах; Аэропланы крылья расстелили В облаках  Май. Грозовых туч клочки. Неживая зелень чахнет. Всё моторы и гудки, - И сирень бензином пахнет  Процесс диффузии играет большую роль в загрязнении воздуха, рек, морей и океанов

Вредная диффузия

Растут дома; гудят автомобили;

Фабричный дым висит

на всех кустах;

Аэропланы крылья расстелили

В облаках

Май. Грозовых туч клочки.

Неживая зелень чахнет.

Всё моторы и гудки, -

И сирень бензином пахнет

Процесс диффузии играет большую роль в загрязнении воздуха, рек, морей и океанов

Вывод: - Диффузия протекает и в газах, и в жидкостях, и в твёрдых телах, но с разной скоростью.  - Наиболее быстро диффузия происходит в газах, медленнее в жидкостях и медленнее всего в твёрдых телах.  - Процесс диффузии проходит быстрее с увеличение температуры тел .

Вывод:

- Диффузия протекает и в газах, и в жидкостях, и в твёрдых телах, но с разной скоростью.

- Наиболее быстро диффузия происходит в газах, медленнее в жидкостях и медленнее всего в твёрдых телах.

- Процесс диффузии проходит быстрее с увеличение температуры тел .

пословицы и поговорки   1. Ложка дёгтя в бочке мёда  2. Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее   3. На мешке с солью и верёвка солёная   4. Овощной лавке вывеска не нужна  5. Капля яда ведро молока портит

пословицы и поговорки

1. Ложка дёгтя в бочке мёда

2. Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее

3. На мешке с солью и верёвка солёная

4. Овощной лавке вывеска не нужна

5. Капля яда ведро молока портит

Закрепление новых знаний:

Закрепление новых знаний:

  • Что такое «диффузия» ?
  • Каковы различия скорости протекания диффузии в твердых телах, жидкостях и газах?
  • Приведите примеры диффузии в окружающем мире.
  • Как взаимодействуют между собой молекулы (и атомы)?
  • Когда заметнее проявляется отталкивание , а когда притяжение между молекулами (и атомами)?
  • Какое явление, наблюдаемое в природе, основано на притяжении молекул (и атомов) твердого тела и жидкостей?
  • Какие тела обладают хорошей смачиваемостью , а какие несмачиваемостью ? Приведите примеры.
Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Повторить материал §9-10.
  • Усвоить материал §11 и §12.
  • Ответить на вопросы в конце §9-12 (устно) .
Выберите правильное утверждение 3. Что доказывает процесс диффузии? 1. Какое из приведенных ниже утверждений верно?  А) что молекулы взаимодействуют между собой А) только газы состоят из молекул Б) только жидкости состоят из молекул Б) что молекулы состоят из атомов В) все тела состоят из молекул В) что молекулы непрерывно и беспорядочно движутся 4. Как зависит скорость протекания диффузии от температуры? 2. В каких телах диффузия, при одинаковых температурах, происходит быстрее?   А) не зависит      Б) чем ниже температура вещества, тем меньше скорость А) в газах  Б) в жидкостях В) чем выше температура вещества, тем меньше скорость В) в твердых телах

Выберите правильное утверждение

3. Что доказывает процесс диффузии?

1. Какое из приведенных ниже утверждений верно?

А) что молекулы взаимодействуют между собой

А) только газы состоят из молекул

Б) только жидкости состоят из молекул

Б) что молекулы состоят из атомов

В) все тела состоят из молекул

В) что молекулы непрерывно и беспорядочно движутся

4. Как зависит скорость протекания диффузии от температуры?

2. В каких телах диффузия, при одинаковых температурах, происходит быстрее?

А) не зависит

Б) чем ниже температура вещества, тем меньше скорость

А) в газах

Б) в жидкостях

В) чем выше температура вещества, тем меньше скорость

В) в твердых телах

Сохранить у себя:
Урок физики в 7 классе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки