Урок биологии в 6 классе по теме «Органы цветковых растений. Генеративные органы»
Цель: Обучающиеся научатся распознавать характерные черты определенных частей растений;
Выделять существенные признаки биологических объектов характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (растительных организмов), их практическую значимость
Учебная задача: Открыть способ исследования строение цветка любого растения
Вовлечь учащихся в образовательную коммуникативную работу – работа в парах и группах, исследовательскую – проведение открытия строения цветка, изучение видов плодов и строение семени
Овладеть теоретическим знанием в области строения цветковых растений и способами его прикладного использования для практического применения данных знаний в повседневной жизни
Сценарий проведения учебного занятия | ||||||||||||||||||||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) | |||||||||||||||||
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Создание спокойной обстановки для восприятия и усвоения материала и создание психологического учебного настроения. | Настрой на учебную деятельность | |||||||||||||||||
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Учитель задает вопрос о вегетативных органах растений | Учащиеся думают, вспоминают, отвечают на вопрос учителя | ||||||||||||||||||
1.3. Создание проблемной ситуации | Учитель читает стихотворение Растение имеет Различные отделы Как корень, стебель, листья Что составляет тело Раз органы поспорили Так кто же всех важней? Кто всех трудолюбивей, Растению нужней? « Без корня нет и жизни- Тут корень заявил «Я склад, насос и якорь. Работаю сверх сил. Обиделся здесь стебель: « Я к Солнцу всех несу Меж листьями и корнем Я мостиком служу!.» А листья зашептали: «И мы , и мы нужны. Дыханье. Фотосинтез Растению важны Мы можем сделать вывод: Растения растут Пока его все органы В согласии живут. О каких органах в этом стихотворении нет информации? | Учащиеся слушают, думают, вспоминают, отвечают на вопрос учителя. Это генеративные органы | ||||||||||||||||||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Как же мы назовем сегодняшний урок? Какие задачи мы ставим на урок? Как мы можем решить эти задачи? | Учащиеся называют тему урока. Учащиеся предполагают план своих действий (найти информацию в параграфе, работа с таблицами, гербарием, муляжами и живыми плодами и семенами) | |||||||||||||||||
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Исходя из плана ваших действий: 1.Предлагает учащимся посмотреть видеофрагмент и поработать с текстом учебниками « Строение цветка» 2. Учитель показывает видеоряд разнообразия цветов одиночных и групп – соцветий ( ссылка), предлагает из гербария выделить простые и сложные соцветия и составить таблицу
3.Учитель спрашивает у детей, а что образуется на месте цветка у растения? Учитель читает стихотворение Персик. Яблоко. Орех – Что объединяет всех? Их плодами называют. Семена в них вызревают Ягода всегда сочна. Мякоть сладкая видна Сок костянки ( вишни, сливы) Жажду утолит , даст силы. У зерновки и бобов, И других сухих плодов- Сока нет ( хоть жми, не жми) Это все ты заучи! Учитель предлагает работу в парах по распределению плодов ( муляжи и живые фрукты и овощи) на группы и разрешает пользоваться рисунками учебниками С работой вы справились, ребята, я вам предлагаю поиграть, собери картинку ( ссылка на интерактив) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000219-1000-4ddd-d6f3-5e0046b326a0/167_1.swf Какую функцию выполняют плоды? А что находится внутри плода? Семена у всех растений одинаковые или разные? А какое строение имеют семена? Я предлагаю вам выполнить лабораторную работу «Строение семени» Инструкционная карточка к выполнению лабораторной работы 1.Прочитайте текст о строении фасоли Семена фасоли созревают внутри многосеменного плода, который называется боб. Снаружи семя фасоли покрыто блестящей гладкой семенной кожурой, защищающей семя от чрезмерного высыхания и механических повреждений. На вогнутой стороне семени заметен рубчик- след от семяножки, соединявшей семя фасоли с околоплодником( т.е. со створками боба). Под семенной кожурой находится зародыш семени, состоящий из двух семядолей и расположенных между ними корешка, стебелька и почечки. Семядоли в семени фасоли толстые и мясистые, в них содержится запас питательных веществ. 2. Снимите с набухшего семени фасоли кожуру, найдите зародыш. С помощью лупы рассмотрите его составные части. 3. Закончите схему 4.Прочитайте текст о строении зерновки пшеницы Зерновка пшеницы представляет собой сухой односеменной плод. Золотисто – желтый околоплодник так плотно сросся с семенной кожурой ,что разделить их невозможно. На продольном разрезе видно, что большую часть зерновки занимает мучнистый эндосперм , клетки которого содержат питательные вещества. Зародыш семени пшеницы очень маленький, он имеет корешок, стебелек, почечку и одну семядолю. Семядоля у него не содержит запаса питательных веществ, плотно прилегает к эндосперму и похожа на тонкую пластинку. При прорастании семян из клеток эндосперма через семядолю поступают питательные вещества к развивающемуся зародышу. Попробуйте снять препаровальной иглой часть плодовой оболочки набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему они не снимаются. Рассмотрите в ручную лупу, разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Используя рисунок учебника и таблицу , изучите строение зародыша. 5.Закончите схему
6. Сравните семена фасоли и пшеницы, заполните таблицу
Выводы. 1.У всех семян обязательно имеются составные части……………….. 2.Однодольные растения отличаются от двудольных количеством семядолей - у двудольных в семени………. семядоли, а у однодольных-……….. 3.Семя можно назвать зачаточным растением, потому что……….. | Учащиеся слушают, читают текст учебника, разглядывают рисунок в учебнике стр. 32, на рисунке в тетради делают подписи частей цветка. На партах у детей гербарий растений ( работа в группе) ,разбирают, делят на простые и сложные, составляют и заполняют таблицу Ученики отвечают на вопрос учителя – на месте цветка образуются плоды Учащиеся слушают стихотворение Учащиеся разбирают выданные наглядные пособия и разделяют их на группы: сочные и сухие, многосеменные и односеменные. Выполняют задание Ученики отвечают на вопросы Ученики выполняют лабораторную работу Сначала читаю тексты ( смысловое чтение) Выполняют действия по инструкции Ученики делают выводы по лабораторной работе | ||||||||||||||||||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Объяснить схему : Цветок Соцветие Опыление Плоды Семена Жизнь | Учащиеся объясняют схему, используя свои знания по теме, могут объяснить явления разнообразие цветов, соцветий, плодов разных растений | ||||||||||||||||||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Работа с гербарием, тестами, текстами, где нужно найти ошибки, например Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях Построение системы конкретно-практических задач | Умение находить правильные решения, выявлять ошибки, делать правильный выбор | ||||||||||||||||||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу | Умение делать правильный выбор в конкретной ситуации | |||||||||||||||||
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Анализ и оценка успешности достижения цели. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, саморегуляцию сотрудничества. Учитель подводит итоги занятия. Была поставлена цель, мы ее достигли, организует оценивание ученической деятельности с точки зрения самого ученика. Д.З. По желанию составить синквейн или кроссворд по теме урока. Подумать над вопросом: Можно ли собирать цветущие растения на букеты? Пояснить свою точку зрения Учитель дает четкую информацию с комментарием домашнее задание. Проверяет соответственные записи. | Учащиеся оценивают свою деятельность, свои ошибки. Осмысливают свои учебные действия и самооценку. Адекватно оценивают свою деятельность, знания, полученные на уроке. Правильно выполненные задания на уроке, говорит об организации, реализации успешности уч-ся. Учащиеся записывают домашнее задания. |
Литература:
Н.И.Сонин, В.И.Сонин Биология, Живой организм, М.Дрофа, Вертикаль, 2016 год
Н.В.Устюжанова и другие, Рифмовки на уроках биологии , Нижний Новгород, 2007
Интернет – ресурсы и ЭОР
1. Строение цветка https://www.youtube.com/watch?v=4tW4K5azxFM
2.строение фасолиhttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/008f/0004e28e-9930de17/img19.jpg
3. строение зерновки https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0cbd/0000f71c-fea9ddf2/2/img6.jpg
4.Плоды http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000219-1000-4ddd-d6f3-5e0046b326a0/167_1.swf
5.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8879a10c-31c2-4184-90cf-90500eeceac1/%5BBIO6_03-10%5D_%5BIM_02%5D.swf
6.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e1d8-0a01-022a-0027-0fc4c697db4b/%5BBIO6_03-10%5D_%5BIM_03%5D.swf