Урок путешествие для 6 класса
«Многообразие и значение грибов».
Учитель: Онищенко С.В.
12.11.14г.
Цели урока:
Образовательные:
создать условия для формирования умений классифицировать грибы по признакам,
определению значения грибов в природе и для человека.
Развивающие:
способствовать развитию логического и ассоциативного мышления,
совершенствованию монологической речи учащихся,
развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей работы в группе.
Воспитательные:
способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира,
создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношение.
Тип урока: урок – путешествие.
Слайд №1
Вопрос. С какой группой грибов мы познакомились на прошлом уроке?
Ответ. Шляпочные.
Слайд №2.
Вопрос. Как вы думаете, о чем на нашем уроке пойдет речь?
Формулируется тема урока:
«Многообразие и значение грибов»
Урок мы проведем в форме путешествия по Царству грибов. Для этого класс поделится на 3 группы.
В ходе урока команда будет получать вопросы, правильные ответы будут засчитываться команде и ответившему ученику. В конце урока мы выявим команду победительницу и самых активных учеников. Они получат оценки.
Итак, наше путешествие начинается. Счастливого пути!
Мы прибываем на станцию
Станция Повторяйка.
Вопросы.
1.Признаки растений у грибов.
2.Признаки животных у грибов.
3. Признаки грибов.
4.Из чего состоит тело шляпочного гриба.
5.Способы размножения шляпочных грибов.
6. Что такое грибокорень.
7. Строение пластинчатых грибов.
8.Строение трубчатых грибов.
9. Способы питания грибов.
Самостоятельная работа (5 мин). Тест по теме Грибы. Взаимоконтроль.
Вариант № 1. Выбрать букву правильного ответа. 1.Грибы относятся к растениям: а)да, б) нет. 2. С царством растений грибы сближает: а)наличие хитина в клетках, б)наличие хлорофилла, в)неограниченный рост. 3.К пластинчатым грибам относится: а)сыроежка, б)подберезовик, в)шампиньон. 4.Грибы не могут: а)паразитировать, б)фотосинтезировать, в)быть сапротрофами. 5.Плодовое тело шляпочного гриба образовано: а)шляпкой и мицелием, б)ножкой и мицелием, в) шляпкой и ножкой. 6Споры у грибов образуются : а)в пеньке, б)шляпке, в)мицелие. | Вариант №2. Выбрать букву правильного ответа. 1.В клетках грибов содержатся хлоропласты: а)да, б)нет. 2.С царством животных грибы сближает: а)гетеротрофный тип питания, б)неограниченный верхушечный рост, в)наличие хлорофилла в клетках. 3. К трубчатым грибам относят: а)лисичку, б)масленок, в)бледная поганка. 4. Грибы не могут размножаться: а)семенами, б)спорами, в)вегетативно. 5. Как называется сожительство грибов с корнями деревьев: а)паразитизм, в)симбиоз, в)фотосинтез. 6. Клетки плодового тела грибов: а)не имеют ядер, б)двуядерные, в)многоядерные. |
Во время оглашения интересных фактов учащиеся строят основу таблицы «Значение грибов в природе» в тетрадях.
Группа грибов
| Значение. (Заполняется в ходе изучения нового материала). |
1.Шляпочные грибы. | 1.Кормживотным. 2.Пища для человека. 3.Разлагают мертвую органику( круговорот веществ в природе. Опята). 4.Лекарство для животных. (мухомор). 5. Отравления. |
2.Дрожжи. | 1.Использование в хлебопечении, кондитерской промышленности. 2.Разрушение нефтепродуктов. 3.Очистка сточных вод. 4. Кормовой белок. 5.Производство лимонной кислоты. |
3.Пеницилл. | 1. Антибиотики. 2.Сердечные препараты. 3. Сапрофиты - круговорот веществ. 5. Порча продуктов. |
4.Мукор. | 1. Круговорот веществ. 2. Порча продуктов. |
5.Спорынья. | Разрушает зерновки злаков, превращая их в яд. |
6.Головня. | Уничтожает урожай злаков. |
7.Трутовик. | 1. Разрушает древесину деревьев, вызывая их гибель. 2.Используется в медицине. |
8. Другие грибы. | Болезни человека и животных. |
Оказывается.
1. Веселка растет на глазах- ее ножка вытягивается со скоростью 0,5см. в мин.
2.В Японии встречается гриб, ярко светящийся в темноте. Дает столько света, что можно читать ночью.
3. В Южной Америке растет гриб, который за 2ч. увеличивается на 0,5м. Ночью светится изумрудным светом. Наутро от него остается светящийся комочек слизи.
4. Гриб дождевик обладает стерильной мякотью, его используют для остановки кровотечения и как вату.
Станция Одноклеточные грибы.
Слайды № 6, 7, 8, 9.
Дрожжи.
Оказывается, дрожжи открыл 350 лет назад Антоне ванн Левенгук.
Доклад о дрожжах.
Дрожжи –плесневые грибы, клетки, которых имеют округлую форму. У хлебных дрожжей они более округлые, у винных - продолговатые .
Дрожжевые клетки покрыты оболочкой, цитоплазма расположена постенно, а в центре находится круглая вакуоль. В процессе жизнедеятельности дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ, при этом выделяется энергия. Именно пузырьки углекислого газа вспенивают и поднимают бродящее тесто. Размножаются дрожжи почкованием.
Некоторые дрожжевые грибки усваивают и углеводороды: парафин, керосин, сырую нефть, но для этого им нужен кислород. Большая часть грибов может усваивать клетчатку растений и другой компонент древесины – лигнин, с которым не справляются большинство бактерий.
В настоящее время широкого развития достигла биотехнология – отрасль производства, в которой с помощью микроорганизмов получают важные для человека продукты – лекарства, пищевые и кормовые белки, витамины. Корни биотехнологии уходят в далекое прошлое и связаны с такими издавна применяемыми человеком процессами, как хлебопечение, сыроделие, приготовление кисломолочных продуктов, выделка кожи, силосование и т. д.
Дрожжжи используются в хлебопечении, в кондитерской промышленности, в медицине. Отдельные виды дрожжевых грибков используются в очистке сточных вод, так как они используют для своей жизнедеятельности, содержащиеся в сточных водах органические вещества. Некоторые виды дрожжей выращивают на отходах различных производств для получения кормового белка.
Работа с учебником. Оформление второй колонки в таблице значение дрожжей.
Станция Плесневые грибы.
1. Мукор слайд № 11,12,13. Работа с учебником и таблицей в тетради.
2. Пеницилл.
1. Историческая справка.
У английского профессора Флемминга в плоских стеклянных чашках, наполненных питательным студнем, рос посев микроба, вызывающего заражение крови.
Каждое утро он осматривал свои чашки и однажды увидел, что в одной выросло не то, что он сеял. На поверхности студня поселился не прошенный гость - гриб пеницилл. Оказывается, вещество, которое выделял гриб в питательный студень, убивало микробов. Это вещество назвали пенициллин.
Но заметил Флемминг, что старая плесень не могла убивать микробы. Превращение пенициллина в лекарство было долгим.
Это удалось сделать в 1941 году во время Великой Отечественной войны. Советские ученые – ботаники решили эту задачу. В одном из московских бомбоубежищ были расставлены приманки для плесневых грибов – кусочки картофеля, смоченные слабым раствором медного купороса. Как только появлялся зеленый пушок, то его сразу везли на испытание в лабораторию к профессору Ермольевой. Много плесневых грибов испытала профессор Ермольева со своей сотрудницей Балезиной, отбирая самый лучший. Так был получен самый первый светский пенициллин.
Уже в 1946 году был получен искусственный препарат пенициллина Сейчас налажен промышленный способ производства.
Ермольева Зинаида Виссарионовна (1898-1974) родилась в г. Фролово Волгоградской области. Виднейший ученый микробиолог.
Рабочая тетрадь рисунок пеницилла : кто быстрее и правильно сделает подписи к рисунку. (работа с таблицей).
Станция Грибы паразиты.
Слайд №14.
Работа с учебником в парах прочитать материал о значении грибов паразитов, обсудить и записать в таблицу. 1 команда спорынья, 2 команда головня, 3 команда трутовик.
Слайд №15, 16.
Вопрос. Все ли грибы паразиты столь опасны и вредны? Ответ. Без них нет круговорота веществ, они поселяются на старых ослабленных организмах, тем самым осуществляют естественный отбор.
Оказывается.
1. Домовой или плачущий гриб, разрушая древесину, выделяет воду 1м куб. древесины-100 л воды.
2.Спорынья использовался раньше в акушерской практике как наркотик.
3.Головня молодые грибы в Латинской Америке используются в пищу.
4. Серая гниль во Франции используется для производства вин.
5. Чага используется для лечения онкологических заболеваний.
Станция Разгадайка.
Мини викторина.
1команда. 1.Почему нельзя собирать грибы вблизи дорог. | 2 команда. 1.Почему лоси и другие животные поедают мухоморы. | 3 команда. 1.Самое главное правило при сборе грибов. |
2. Какой гриб самый ядовитый? (бледная поганка.) | 2. Какие съедобные грибы можно круглый год выращивать в теплицах? (шампиньоны). | 2. Какие грибы во Франции ищут с помощью свиней? (Трюфели). |
3. Стоит Лукашка – белая рубашка, шляпа надета шоколадного цвета.(белый гриб). | 3.Рыжие ушки с лисьей макушки. В травке лежат для малых ежат. (лисички). | 3.Шапочка красная, пуговки белые, работа напрасная, осталось все целое – никто не берет. ( мухомор). |
4. Есть грибы не в лесу: в пиве, тесте и квасу. (дрожжи). | 4. Выросли на палочке кисточки – метелочки, кисточки зеленые – лекари хваленые.(пеницилл). | 4. Без зубов. А дерево грызет. (трутовик). |
5. Спрятался за пень шапка набекрень; кто проходит близко кланяется низко. (гриб). | 5. Стоит Антошка на одной ножке. (гриб). | 5.Живет в земле, а плодится снаружи. (гриб). |
Наше путешествие подошло к концу.
Подведение итогов, выставление оценок.