Тема урока: «Чем занимается наука систематика» 6 класс
.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ИКТ; презентация; гербарии культурных и дикорастущих растений; таблица «Многообразие живых организмов»; раздаточный материал; портрет К.Линнея
Цели урока для учителя:
обучающие: создать условия для формирования понятий «систематика», «вид», «ареал»; знаний об основных таксономических группах растений,значении систематики растений для ботаники, создать условия для формирования умений отличать систематику от других биологических наук
развивающие: создать условия для овладения учащимися умениями давать определения понятиям, наблюдать, классифицировать, осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для данной логической операций;
воспитательные: создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности
Цели урока для учащихся:
Усвоить определения и значения понятий «систематика», «вид», «бинарное название», «ареал».
Выработать умения: отличать систематику от других наук, приводить примеры названий различных растений, систематизировать растения.
На данном уроке будут использоваться регулятивные УУД: целеполагание, планирование деятельности, контроль и оценка результатов учебной деятельности, рефлексия результатов деятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
1.ОРГ | |||||
2. Определение темы урока | Сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела ботаники. Посмотрев видеофрагмент, определите ключевое слово (словосочетание) темы. | Многообразие растений/… | |||
На Земле существует более 275 тысяч видов растений. Их отличия: по размеру, по жизненным формам, по месту обитания,по цвету, по продолжительности жизни, по сложности организации. Как разобраться в огромном разнообразии растений? Демонстрация комнатных растений, изображения различных растений на слайде. А сможете ли вы сформулировать тему сегодняшнего нашего урока? «Чем занимается наука систематика» | Делают предположения по поводу темы урока… Записывают тему урока в тетради | ||||
4. Целеполагание | Вспомните алгоритм постановки целей, сформулируйте цели своей учебной деятельности. Как проверите достижение целей? Как проверите достижение этой цели? Как вы считаете, а в жизни вам могут пригодиться эти знания? Для чего? А какие средства для достижения поставленных целей вы будете использовать на уроке? | Усвоить определение и значение понятий «систематика» «вид», «бинарное название», «ареал». Цель может считаться достигнутой, если: я смогу правильно дать определения понятий «систематика», «вид», «бинарное название», «ареал». Ответить на вопрос, чем систематика отличается от других наук и каково её значение для ботаники Выработать умение отличать систематику от других наук, полученные знания применять на практике (или систематизировать растения, приводить примеры названий различных растений) Цель может считаться достигнутой, если: я смогу правильно выполнить задание(или смогу систематизировать растения, сумею привести примеры названий различных растений) Да, например, для того чтобы правильно назвать комнатные растения Средства: текст учебника, рисунки, гербарии, раздаточный материал | Определение цели учебной деятельности | ||
5. Планирование деятельности по достижению целей | Как и в какой последовательности, вы будете достигать поставленные цели? Сколько времени вам для этого потребуется?(на каждом этапе работы) | План деятельности: 1.Для того чтобы освоить определение понятий, мы проанализируем текст в учебнике (или др.); 2. С помощью текста определим, чем систематика отличается от других наук и в чём её значение для ботаники; 3.Выполним задания для отработки умений, которые Вы нам предложите. (Или отработаем умение правильно называть растения и систематизировать их с помощью текста учебника и дополнительного материала) | Планирование учебного сотрудничества | ||
6.Открытие новых знаний | -Итак, приступим к первому пункту плана. Организация работы с текстом, определением понятия «систематика».
-На каких основаниях систематики классифицируют организмы? -Какие группы (таксоны) используют для систематики растений? -Основоположником систематики считается шведский учёный естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778) Какие незнакомые слова в сообщении вы встретили впервые? Если эти слова вам неизвестны, то что нужно сделать? Организация работы с текстом, определением понятия «вид» К одному виду относят родственные между собой растения по строению и жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать жизнеспособное потомство, похожее на родителей. Сходные между собой виды объединяются в роды, а роды — в семейства, семейства — в порядки, затем следуют классы и отделы. «ареал» «бинарное название» вида Приступаем к пункту 2 плана деятельности: Задание: прочитайте текст стр. 107 (последний абзац), определите значение систематики для ботаники. Приступаем к пункту 3 плана: Выполните задание1. Найдите вид и род растения в следующих примерах: Картофель европейский Берёза пушистая Берёза повислая Смородина красная Смородина чёрная Задание 2. Используя раздаточный материал (ксерокопии из «Атласа растений водоёма»), определите и запишите в тетрадь названия вида растения, рода, семейства, отдела. -На каком языке написано название вида? -Как вы думаете почему? Задание 3*.Установите соответствие между таксоном и названием группы на примере картофеля европейского, используя текст стр.107 (группы царства растения) Царство – растения Отдел – покрытосеменные Класс – двудольные Семейство – паслёновые Род – картофель Вид – картофель европейский Какие трудности возникли при выполнении задания? Почему? | Читают текст определения понятия, определяют родовой признак и видовые отличия стр.105 -На основании сходства строения и родства. -Царство, отделы, классы, порядки, семейства, роды, виды. Сообщение уч-ся о жизни и деятельности К. Линнея Слушают сообщение, в тетрадь записывают термины, встречающиеся впервые Вид, бинарная номенклатура Познакомиться с ними, запомнить, проанализировать Читают текст определения понятия, определяют родовой признак и видовые отличия. Приводят примеры названий видов растений. Выполняют задания Определяют названия вида, рода, семейства, отдела предложенных растений, записывают в тетрадь. -Названия записаны на латинском и русском языке. -Наверное, для того чтобы одно и тоже растение в разных странах называть одинаково. - Трудно было правильно установить соответствие между таксоном и название группы растения. | Умение находить в учебнике и других источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач | ||
Физкультминутка: для улучшения мозгового кровообращения | |||||
7. Контроль и оценка результатов учебной деятельности | Приложение 1 Выполнение заданий Что необходимо для проведения процедуры контроля? Что необходимо для проведения процедуры оценки? Вариант 1 1.Кто ввёл бинарное название видов? А-Ч.Дарвин, б-К.Линней, в-М.Ломоносов, г-Теофраст 2.Какая самая крупная единица в царстве растений? А-отдел, б-порядок, в-класс, г-семейство 3. Как называется территория, которую занимает растущий в определённых условиях вид? А-пространство, б-местность, в-арена, г-ареал 4. Сколько различных видов растений существует на Земле? 5. Как называется особая область биологии, которая описывает все существующие растения, даёт им названия, классифицирует их по группам и выявляет родство? Вариант 2 1.Что является основной единицей систематики? А-семейство, б-вид, в-класс, г-отдел 2. Во что объединяют родственные виды? А- порядок, б-класс, в-семейство, г-род 3. Какой отдел образуют классы двудольных и однодольных? А- голосеменные, б-покрытосеменные, в-мохообразные, г-папоротниковидные 4. На каком языке названия растений понятны ботаникам всего мира? 5. В бинарном названии вида заключены родовые и …признаки растения. | Эталон (образец) Ключи Самопроверка по эталону (на экране), и выставление оценок в тетради (согласно ключам) | Контроль и самооценка результатов учебной деятельности | ||
8.Рефлексия учебной деятельности и самооценка учениками своей учебной деятельности на уроке | Возвращение учащихся к целям урока: какие цели вы ставили в начале урока, достигли вы их? Объясните свою позицию. Оцените свою собственную работу, обоснуйте свой вывод. Какие затруднения остались, над чем ещё нужно поработать? | Я могу дать определение понятию «систематика»-это… «вид» - это… «ареал» - это… Я узнал, что систематика отличается от других наук тем, что … Значение систематики в том, что … Я правильно выполнил предложенные задания. | Рефлексия способов действия и результатов деятельности | ||
9. Домашнее задание | П.19вопр. 1-4. Дополнительно творческое задание (для желающих): подготовить презентацию-заочную экскурсию по своей квартире или по ботаническому саду (с указанием систематического положения растений) |
Приложение 1
Вариант 1
1.Кто ввёл бинарное название видов?
А-Ч.Дарвин, б-К.Линней, в-М.Ломоносов, г-Теофраст
2.Какая самая крупная единица в царстве растений?
А-отдел, б-порядок, в-класс, г-семейство
3. Как называется территория, которую занимает растущий в определённых условиях вид?
А-пространство, б-местность, в-арена, г-ареал
4. Сколько различных видов растений существует на Земле?
5. Как называется особая область биологии, которая описывает все существующие растения, даёт им названия, классифицирует их по группам и выявляет родство?
Вариант 2
1.Что является основной единицей систематики?
А-семейство, б-вид, в-класс, г-отдел
2. Во что объединяют родственные виды?
А- порядок, б-класс, в-семейство, г-род
3. Какой отдел образуют классы двудольных и однодольных?
А- голосеменные, б-покрытосеменные, в-мохообразные, г-папоротниковидные
4. На каком языке названия растений понятны ботаникам всего мира?
5. В бинарном названии вида заключены родовые и …признаки растения.
Задание 3* Установите соответствие между таксоном и названием группы на примере картофеля европейского
1.Царство – 2.Отдел – 3.Класс –4.Семейство –5.Род –6.Вид
А-двудольные
Б-растения
В-картофель
Г-покрытосеменные
Д-паслёновые
Е-картофель европейский