Урок биологии в 6 классе "Что изучает наука систематика"

Разработка урока биологии в 6 классе по теме "Что изучает наука систематика"

Содержимое разработки

Тема урока: «Чем занимается наука систематика» 6 класс

.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: ИКТ; презентация; гербарии культурных и дикорастущих растений; таблица «Многообразие живых организмов»; раздаточный материал; портрет К.Линнея

Цели урока для учителя:

обучающие: создать условия для формирования понятий «систематика», «вид», «ареал»; знаний об основных таксономических группах растений,значении систематики растений для ботаники, создать условия для формирования умений отличать систематику от других биологических наук

развивающие: создать условия для овладения учащимися умениями давать определения понятиям, наблюдать, классифицировать, осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для данной логической операций;

воспитательные: создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности


Цели урока для учащихся:

Усвоить определения и значения понятий «систематика», «вид», «бинарное название», «ареал».

Выработать умения: отличать систематику от других наук, приводить примеры названий различных растений, систематизировать растения.

На данном уроке будут использоваться регулятивные УУД: целеполагание, планирование деятельности, контроль и оценка результатов учебной деятельности, рефлексия результатов деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.



Ход урока:

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.ОРГ





2. Определение темы урока

Сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела ботаники. Посмотрев видеофрагмент, определите ключевое слово (словосочетание) темы.





Многообразие растений/…





На Земле существует более 275 тысяч видов растений.

Их отличия: по размеру, по жизненным формам, по месту обитания,по цвету, по продолжительности жизни, по сложности организации.

Как разобраться в огромном разнообразии растений?

Демонстрация комнатных растений, изображения различных растений на слайде.

А сможете ли вы сформулировать тему сегодняшнего нашего урока?


«Чем занимается наука систематика»













Делают предположения по поводу темы урока…

Записывают тему урока в тетради


4. Целеполагание


Вспомните алгоритм постановки целей, сформулируйте цели своей учебной деятельности.



Как проверите достижение целей?

























Как проверите достижение этой цели?









Как вы считаете, а в жизни вам могут пригодиться эти знания? Для чего?



А какие средства для достижения поставленных целей вы будете использовать на уроке?


Усвоить определение и значение понятий «систематика» «вид», «бинарное название», «ареал».


Цель может считаться достигнутой, если:

я смогу правильно дать определения понятий «систематика», «вид», «бинарное название», «ареал».

Ответить на вопрос,

чем систематика отличается от других наук и каково её значение для ботаники


Выработать умение отличать систематику от других наук, полученные знания применять на практике

(или систематизировать растения,

приводить примеры названий различных растений)


Цель может считаться достигнутой, если:

я смогу правильно выполнить задание(или смогу систематизировать растения, сумею привести примеры названий различных растений)


Да, например, для того чтобы правильно назвать комнатные растения


Средства: текст учебника, рисунки, гербарии, раздаточный материал

Определение цели учебной деятельности


5. Планирование деятельности по достижению целей

Как и в какой последовательности, вы будете достигать поставленные цели?























Сколько времени вам для этого потребуется?(на каждом этапе работы)


План деятельности:

1.Для того чтобы освоить определение понятий, мы проанализируем текст в учебнике (или др.);

2. С помощью текста определим, чем систематика отличается от других наук и в чём её значение для ботаники;

3.Выполним задания для отработки умений, которые Вы нам предложите.

(Или отработаем умение правильно называть растения и систематизировать их с помощью текста учебника и дополнительного материала)



Планирование учебного сотрудничества 


6.Открытие новых знаний


-Итак, приступим к первому пункту плана.

Организация работы с текстом, определением понятия «систематика».





-На каких основаниях систематики классифицируют организмы?


-Какие группы (таксоны) используют для систематики растений?



-Основоположником систематики считается шведский учёный естествоиспытатель Карл Линней

(1707-1778)









Какие незнакомые слова в сообщении вы встретили впервые?


Если эти слова вам неизвестны, то что нужно сделать?



Организация работы с текстом, определением понятия «вид»

К одному виду относят родственные между собой растения по строе­нию и жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать жизнеспо­собное потомство, похожее на родителей. Сходные между собой виды объединяются в роды, а роды — в семей­ства, семейства — в порядки, затем следуют классы и отделы.

«ареал»

«бинарное название» вида


Приступаем к пункту 2 плана деятельности:

Задание: прочитайте текст стр. 107 (последний абзац), определите значение систематики для ботаники.


Приступаем к пункту 3 плана:

Выполните задание1.

Найдите вид и род растения в следующих примерах:

Картофель европейский

Берёза пушистая

Берёза повислая

Смородина красная

Смородина чёрная


Задание 2. Используя раздаточный материал (ксерокопии из «Атласа растений водоёма»), определите и запишите в тетрадь названия вида растения, рода, семейства, отдела.


-На каком языке написано название вида?

-Как вы думаете почему?






Задание 3*.Установите соответствие между таксоном и названием группы на примере картофеля европейского, используя текст стр.107 (группы царства растения)


Царство – растения

Отдел – покрытосеменные

Класс – двудольные

Семейство – паслёновые

Род – картофель

Вид – картофель европейский


Какие трудности возникли при выполнении задания? Почему?




Читают текст определения понятия, определяют родовой признак и видовые отличия стр.105



-На основании сходства строения и родства.


-Царство, отделы, классы, порядки, семейства, роды, виды.




Сообщение уч-ся о жизни и дея­тельности К. Линнея



Слушают сообщение, в тетрадь записывают термины, встречающиеся впервые



Вид, бинарная номенклатура



Познакомиться с ними, запомнить, проанализировать


Читают текст определения понятия, определяют родовой признак и видовые отличия. Приводят примеры названий видов растений.










Выполняют задания
















Определяют названия вида, рода, семейства, отдела предложенных растений, записывают в тетрадь.



-Названия записаны на латинском и русском языке.

-Наверное, для того чтобы одно и тоже растение в разных странах называть одинаково.















- Трудно было правильно установить соответствие между таксоном и название группы растения.

Умение находить в учебнике и других источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач








































































Физкультминутка: для улучшения мозгового кровообращения


7. Контроль и оценка результатов учебной деятельности

Приложение 1

Выполнение заданий

Что необходимо для проведения процедуры контроля?

Что необходимо для проведения процедуры оценки?

Вариант 1

1.Кто ввёл бинарное название видов?

А-Ч.Дарвин, б-К.Линней, в-М.Ломоносов, г-Теофраст

2.Какая самая крупная единица в царстве растений?

А-отдел, б-порядок, в-класс, г-семейство

3. Как называется территория, которую занимает растущий в определённых условиях вид?

А-пространство, б-местность, в-арена, г-ареал

4. Сколько различных видов растений существует на Земле?

5. Как называется особая область биологии, которая описывает все существующие растения, даёт им названия, классифицирует их по группам и выявляет родство?


Вариант 2

1.Что является основной единицей систематики?

А-семейство, б-вид, в-класс, г-отдел

2. Во что объединяют родственные виды?

А- порядок, б-класс, в-семейство, г-род

3. Какой отдел образуют классы двудольных и однодольных?

А- голосеменные, б-покрытосеменные, в-мохообразные, г-папоротниковидные

4. На каком языке названия растений понятны ботаникам всего мира?

5. В бинарном названии вида заключены родовые и …признаки растения.



Эталон (образец)



Ключи
































Самопроверка по эталону (на экране), и выставление оценок в тетради (согласно ключам)

Контроль и самооценка результатов учебной деятельности

8.Рефлексия учебной деятельности и самооценка учениками своей учебной деятельности на уроке

Возвращение учащихся к целям урока:

какие цели вы ставили в начале урока, достигли вы их? Объясните свою позицию.









Оцените свою собственную работу, обоснуйте свой вывод.


Какие затруднения остались, над чем ещё нужно поработать?


Я могу дать определение понятию «систематика»-это…

«вид» - это…

«ареал» - это…


Я узнал, что систематика отличается от других наук тем, что …

Значение систематики в том, что …


Я правильно выполнил предложенные задания.





Рефлексия способов действия и результатов деятельности 

9. Домашнее задание

П.19вопр. 1-4.

Дополнительно творческое задание (для желающих): подготовить презентацию-заочную экскурсию по своей квартире или по ботаническому саду (с указанием систематического положения растений)





Приложение 1

Вариант 1

1.Кто ввёл бинарное название видов?

А-Ч.Дарвин, б-К.Линней, в-М.Ломоносов, г-Теофраст

2.Какая самая крупная единица в царстве растений?

А-отдел, б-порядок, в-класс, г-семейство

3. Как называется территория, которую занимает растущий в определённых условиях вид?

А-пространство, б-местность, в-арена, г-ареал

4. Сколько различных видов растений существует на Земле?

5. Как называется особая область биологии, которая описывает все существующие растения, даёт им названия, классифицирует их по группам и выявляет родство?



Вариант 2



1.Что является основной единицей систематики?

А-семейство, б-вид, в-класс, г-отдел

2. Во что объединяют родственные виды?

А- порядок, б-класс, в-семейство, г-род

3. Какой отдел образуют классы двудольных и однодольных?

А- голосеменные, б-покрытосеменные, в-мохообразные, г-папоротниковидные

4. На каком языке названия растений понятны ботаникам всего мира?

5. В бинарном названии вида заключены родовые и …признаки растения.

Задание 3* Установите соответствие между таксоном и названием группы на примере картофеля европейского

1.Царство – 2.Отдел – 3.Класс –4.Семейство –5.Род –6.Вид

А-двудольные

Б-растения

В-картофель

Г-покрытосеменные

Д-паслёновые

Е-картофель европейский

Сохранить у себя:
Урок биологии в 6 классе "Что изучает наука систематика"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки