Урок биологии «Строение клетки» 5 класс

Урок биологии «Строение клетки» 5 класс

Содержимое разработки

Урок биологии «Строение клетки» 5 класс


Технологическая карта урока


Учитель

Махмутова Ф.Р.

Предмет

биология

Дата


Тема урока

Строение клетки. Инструктаж по ТБ Л. р. «Рассматривание препарата кожицы чешуи лука»

Место урока

Урок № 9, в разделе «Клеточное строение организмов» урок №3

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели

Создать условия для:

- систематизации знаний учащихся о строении растительной клетки;

- формирования представлений у учащихся  о клетках, особенностях строения;
- формирования умений работать с рисунками, микроскопами;

- развития воображения, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

- воспитания мотивов, направленных на изучение живой природы и бережного отношения к ней;

Оборудование:


компьютер, микроскоп (1 на 2 учащихся), таблицы с изображением клеток.

Методы проведения урока:


объяснение с использованием иллюстраций; лабораторная работа учащихся, тестирование с использованием ЭОР, самостоятельная работа с учебником и тетрадями на печатной основе.

Технологии:


технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии, работа в парах с микроскопом, ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Создать организационные и содержательные условия для изучения учащимися строения растительной клетки;


содействовать формированию навыка работы с микроскопом и микропрепаратами; умения находить сходства и различия в строении растительных клеток; работать с ЦОР.

способствовать развитию умения анализировать, сравнивать строение разнообразных клеток:

(лука, томата, арбуза, яблока), использовать практические методы познания (наблюдение), развитие навыка исследовательской работы учащихся;


способствовать формированию умения ставить проблему, искать пути ее решения, работать с разнообразными источниками информации для решения проблемы.


- положительное отношение к уроку;

- формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;

- осознание необходимости самосовершенствования;

- способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли. 

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время,

мин

учителя

учащихся

1

Организационный этап

Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов

Добрый день! Я рад Вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!

Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Слайд.1

Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Сегодня вы — исследователи. Вам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке: Слайд.2

Готовятся к уроку, настраивают себя на работу

компьютер

2

2

Этап актуализации знаний


Познавательные:

слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.






Какое строение имеет лупа, микроскоп?

У вас на столе задание: на рисунке художник перепутал последовательность действий при приготовлении микропрепарата. Обозначьте цифрами правильную последовательность действий и опишите ход приготовления микропрепарата.

Как определить увеличение микроскопа?

Что вы рассматривали под микроскопом?

Вы видели под микроскопом клетки растений? О чем это говорит?

Вам предстоит совершить открытие внутри . (клетки). Значит, с чем вы должны познакомиться? Посмотрите на рисунок. Слайд.3

Слайд 4. Какие цели и задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

- отработать умение работать с микроскопом;

- рассмотреть клетки кожицы лука в микроскоп;

- выяснить, какие бывают клетки;

- зарисовать увиденное;

- особенности строения клеток;

- выяснить, какие органоиды есть в клетках;

- какую функцию они выполняют.

Слайд 5. Записывает тему урока на доске.

Слайд 6.

Слайд 7. Постановка проблемы в виде показа презентации о клетках (одноклеточные, многоклеточные) с интересными фактами и чтение отрывка из стихотворения:

Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.


Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга.


Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Отвечают на вопросы учителя.

Называют тему урока, ставят перед собой задачи и цели.

Записывают тему урока.
















Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы. 5 класс.



5


3

Этап изучения новых знаний и способов деятельности






Познавательные:

извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков,

обобщение и синтезирование;

Коммуникативные

сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные:

формировать умение способности к саморазвитию

Ну, вот мы попали в лабораторию, следующий этап нашей работы – это перевоплощение в  ученых исследователей, для этого давайте вместе попробуем

познакомиться со строением растительной клетки, рассмотрев под микроскопом препарат кожицы чешуи лука. Давайте проверим, как вы приготовите микропрепарат, но вначале прослушаем стихотворение – инструкцию: Слайд 8

С лука сняли кожицу-

Тонкую, бесцветную,

Положили кожицу

На стекло предметное.

Микроскоп поставили,

Препарат - на столик,

Объектив направили,

Глядь, а лук – из долек!

Дольки – это клетки

С ядрами внутри,

Вакуоли крупные

В клетке рассмотри.

Снаружи – оболочка,

Под нею – цитоплазма.

Зеленые пластиды

Искать будешь напрасно.

Слайд 9. 1. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».

Что вы увидели при просмотре данного микропрепарата?

Что вы можете рассказать об увиденном?

Теперь просмотрите текст учебника и рисунок 19 и 20, скажите из каких органоидов состоит клетка.

Зарисуйте клетку, подпишите названия органоидов.

2. Заполнить таблицу в тетради «Функции органоидов».

Воспринимают информацию;

Готовят микропрепарат, работают с микроскопом.























Отвечают на вопросы учителя.



Работа с учебником. Выполняют работу в тетради.


Заполняют таблицу






15

4

Этап первичной проверки понимания изученного

Познавательные: принятие участия в обсуждении,

анализ объектов с целью выделения необходимых признаков

Коммуникативные

управление поведением сверстников

1. - Итак, что вы узнали о клетке»? Мозговой штурм

Слайд 10. Какое строение имеет клетка?

Какова роль клеточных оболочек?

Что называют вакуолями?

Что содержится в клеточном соке?

Слайд 11.

2. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.


Воспринимают информацию.

Отвечают на вопросы




5



5

Этап закрепления изученного

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование интеллектуальных умений

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации







1. На основе полученных знаний, давайте попытаемся вместе ответить на вопросы:

Слайд 12. 1. Из чего состоят все живые организмы?

2. Какое строение имеет клетка?

3. Какова роль клеточных оболочек?

4. Где находится клеточный сок и что в нем содержится?

5. Какую роль в клетке играют ядро и ядрышко?

2.  Один ученик работает на компьютере  с кроссвордом.

1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения?

х

л

о

р

о

п

л

а

с

т

ы

2.Ученый открывший клетку.

Г

у

к

3.С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

м

и

к

р

о

с

к

о

п


4. Защищает клетку от влияния окружающей среды.

к

л

е

т

о

ч

н

а

я

м

е

м

б

р

а

н

а

5.Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.

в

а

к

у

о

л

ь

6.Полужидкое содержимое клетки.

ц

и

т

о

п

л

а

з

м

а

Слайд. 13. Слайд ответов: хлоропласты, Гук, микроскоп, клеточная мембрана, вакуоль, цитоплазма.

Учащиеся выполняют разноуровневые задания








5




6

Этап обобщения и систематизации

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование интеллектуальных умений

Предлагает тестирование с использованием ЭОР

1. Органоид, который содержит клеточный сок:

а) вакуоль;  б) хлоропласт;  в) ядро;

2. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной;  б) бактериальной;  в) животной

3. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:

а) ядро;  б) цитоплазма;  в) вода;    

4. В клетках кожицы лука пластиды:

а) красные; б) зеленые; в) бесцветные.

Слайд 14.

Решают тесты за компьютером в парах

Тестирование с использованием ЭОР


6


7

Этап информации о домашнем задании


Слайд 15. Объясняет сущность домашнего задания. Предлагает дома прочитать параграф учебника, ответить на вопросы. Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами, сочинить сказку о  клетке.

Записывают д/з


2

8

Этап подведения итогов учебного занятия


Вот и закончилось наше исследование.

1. Достиг ли ты целей и задач урока?

Даёт качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся.  

2. Закончите предложение:

теперь я знаю....

у меня вызвало затруднение...

теперь я могу....

Фиксируют выводы


3

9

Рефлексия

Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать товарища. Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии.


Закончите предложение:


на уроке мне было интересно.....


сегодня меня удивило.....


Слайд 16, Слайд 17

Отвечают на вопросы учителя, заканчивают предложения


2






Литература к уроку:


  1. В.В.Пасечник Учебник Биология Бактерии, грибы, растения 5 класс М. Дрофа, 2014 г.

  2. Н.И.Галушкова Биология. Поурочные планы 5 класс, Волгоград, 2013 г.

  3. А.А.Калинина Поурочные разработки по биологии Бактерии. Грибы. Растения 6(7 класс), М.Вако, 2012г.

4. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003

5. А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003

6. Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003


Сохранить у себя:
Урок биологии «Строение клетки» 5 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки