Урок биологии «Строение клетки» 5 класс
Технологическая карта урока
Учитель | Махмутова Ф.Р. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет | биология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока | Строение клетки. Инструктаж по ТБ Л. р. «Рассматривание препарата кожицы чешуи лука» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Место урока | Урок № 9, в разделе «Клеточное строение организмов» урок №3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели | Создать условия для: - систематизации знаний учащихся о строении растительной клетки; - формирования представлений у учащихся о клетках, особенностях строения; - развития воображения, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение; - воспитания мотивов, направленных на изучение живой природы и бережного отношения к ней; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование:
| компьютер, микроскоп (1 на 2 учащихся), таблицы с изображением клеток. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы проведения урока:
| объяснение с использованием иллюстраций; лабораторная работа учащихся, тестирование с использованием ЭОР, самостоятельная работа с учебником и тетрадями на печатной основе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технологии:
| технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии, работа в парах с микроскопом, ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создать организационные и содержательные условия для изучения учащимися строения растительной клетки;
содействовать формированию навыка работы с микроскопом и микропрепаратами; умения находить сходства и различия в строении растительных клеток; работать с ЦОР. | способствовать развитию умения анализировать, сравнивать строение разнообразных клеток: (лука, томата, арбуза, яблока), использовать практические методы познания (наблюдение), развитие навыка исследовательской работы учащихся;
способствовать формированию умения ставить проблему, искать пути ее решения, работать с разнообразными источниками информации для решения проблемы.
| - положительное отношение к уроку; - формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; - осознание необходимости самосовершенствования; - способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время, мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
учителя | учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Организационный этап | Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов | Добрый день! Я рад Вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Встаньте ровно и красиво. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня вы — исследователи. Вам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке: Слайд.2 | Готовятся к уроку, настраивают себя на работу | компьютер | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Этап актуализации знаний
| Познавательные: слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.
| Какое строение имеет лупа, микроскоп? У вас на столе задание: на рисунке художник перепутал последовательность действий при приготовлении микропрепарата. Обозначьте цифрами правильную последовательность действий и опишите ход приготовления микропрепарата. Как определить увеличение микроскопа? Что вы рассматривали под микроскопом? Вы видели под микроскопом клетки растений? О чем это говорит? Вам предстоит совершить открытие внутри . (клетки). Значит, с чем вы должны познакомиться? Посмотрите на рисунок. Слайд.3 Слайд 4. Какие цели и задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? - отработать умение работать с микроскопом; - рассмотреть клетки кожицы лука в микроскоп; - выяснить, какие бывают клетки; - зарисовать увиденное; - особенности строения клеток; - выяснить, какие органоиды есть в клетках; - какую функцию они выполняют. Слайд 5. Записывает тему урока на доске. Слайд 6. Слайд 7. Постановка проблемы в виде показа презентации о клетках (одноклеточные, многоклеточные) с интересными фактами и чтение отрывка из стихотворения: Загляните на часок
| Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы учителя. Называют тему урока, ставят перед собой задачи и цели. Записывают тему урока. |
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы. 5 класс.
| 5
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Этап изучения новых знаний и способов деятельности
| Познавательные: извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение и синтезирование; Коммуникативные сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: формировать умение способности к саморазвитию | Ну, вот мы попали в лабораторию, следующий этап нашей работы – это перевоплощение в ученых исследователей, для этого давайте вместе попробуем познакомиться со строением растительной клетки, рассмотрев под микроскопом препарат кожицы чешуи лука. Давайте проверим, как вы приготовите микропрепарат, но вначале прослушаем стихотворение – инструкцию: Слайд 8 С лука сняли кожицу- Тонкую, бесцветную, Положили кожицу На стекло предметное. Микроскоп поставили, Препарат - на столик, Объектив направили, Глядь, а лук – из долек! Дольки – это клетки С ядрами внутри, Вакуоли крупные В клетке рассмотри. Снаружи – оболочка, Под нею – цитоплазма. Зеленые пластиды Искать будешь напрасно. Слайд 9. 1. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». Что вы увидели при просмотре данного микропрепарата? Что вы можете рассказать об увиденном? Теперь просмотрите текст учебника и рисунок 19 и 20, скажите из каких органоидов состоит клетка. Зарисуйте клетку, подпишите названия органоидов.
2. Заполнить таблицу в тетради «Функции органоидов». | Воспринимают информацию; Готовят микропрепарат, работают с микроскопом.
Отвечают на вопросы учителя.
Работа с учебником. Выполняют работу в тетради.
Заполняют таблицу |
| 15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Этап первичной проверки понимания изученного | Познавательные: принятие участия в обсуждении, анализ объектов с целью выделения необходимых признаков Коммуникативные управление поведением сверстников | 1. - Итак, что вы узнали о клетке»? Мозговой штурм Слайд 10. Какое строение имеет клетка? Какова роль клеточных оболочек? Что называют вакуолями? Что содержится в клеточном соке? Слайд 11. 2. Физкультминутка Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою – три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять.
| Воспринимают информацию. Отвечают на вопросы
|
| 5
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Этап закрепления изученного | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные: формирование интеллектуальных умений Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
| 1. На основе полученных знаний, давайте попытаемся вместе ответить на вопросы: Слайд 12. 1. Из чего состоят все живые организмы? 2. Какое строение имеет клетка? 3. Какова роль клеточных оболочек? 4. Где находится клеточный сок и что в нем содержится? 5. Какую роль в клетке играют ядро и ядрышко? 2. Один ученик работает на компьютере с кроссвордом. 1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения?
2.Ученый открывший клетку.
3.С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?
4. Защищает клетку от влияния окружающей среды.
5.Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.
6.Полужидкое содержимое клетки.
Слайд. 13. Слайд ответов: хлоропласты, Гук, микроскоп, клеточная мембрана, вакуоль, цитоплазма. | Учащиеся выполняют разноуровневые задания
| | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Этап обобщения и систематизации | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения Личностные: формирование интеллектуальных умений | Предлагает тестирование с использованием ЭОР 1. Органоид, который содержит клеточный сок: а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро; 2. Клеточная стенка имеется у клетки: а) растительной; б) бактериальной; в) животной 3. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы: а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; 4. В клетках кожицы лука пластиды: а) красные; б) зеленые; в) бесцветные. Слайд 14. | Решают тесты за компьютером в парах | Тестирование с использованием ЭОР | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Этап информации о домашнем задании | | Слайд 15. Объясняет сущность домашнего задания. Предлагает дома прочитать параграф учебника, ответить на вопросы. Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами, сочинить сказку о клетке. | Записывают д/з | | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Этап подведения итогов учебного занятия | | Вот и закончилось наше исследование. 1. Достиг ли ты целей и задач урока? Даёт качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся. 2. Закончите предложение: теперь я знаю.... у меня вызвало затруднение... теперь я могу.... | Фиксируют выводы | | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Рефлексия | Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать товарища. Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии. | Закончите предложение: на уроке мне было интересно..... сегодня меня удивило..... Слайд 16, Слайд 17 | Отвечают на вопросы учителя, заканчивают предложения | | 2 |
Литература к уроку:
В.В.Пасечник Учебник Биология Бактерии, грибы, растения 5 класс М. Дрофа, 2014 г.
Н.И.Галушкова Биология. Поурочные планы 5 класс, Волгоград, 2013 г.
А.А.Калинина Поурочные разработки по биологии Бактерии. Грибы. Растения 6(7 класс), М.Вако, 2012г.
4. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003
5. А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003
6. Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003