Тип «Плоские черви»
Цель: Изучить Тип Плоские черви.
Задачи:
1 Образовательные:
рассмотреть особенности организации плоских червей
выявить черты высокой организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными
развить и закрепить умения и навыки учащихся в оформлении мыслительных операций в устной и письменной форме.
2 Воспитательные:
содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
3 Развивающие:
продолжить формирование работать с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы
совершенствовать навыки самостоятельной и групповой работы; развитие коммуникативных способностей учащихся – умения выслушивать мнения товарищей и обосновывать свою точку зрения и прийти к совместному выводу
Ход урока
Организационный момент
2. Проверка Д/з- биологический диктант
1. По количеству клеток кишечнополостные –
2. Симметрия тела у них -
3. Свое название получили потому, что имеется-
4. Единственное отверстие кишечнополостных-
5. Питаются-
6. Имеют два слоя клеток, которые называются –
7. Клетки наружнего слоя, участвующие в защите от нападения и охоте
8. Способность восстанавливать утраченные части тела-
9. Полипы – это
10. Медузы - это
3. Мотивация.
На сегодняшнем уроке мы начинаем изучать тип Плоские черви. Представителей этого типа я могла бы назвать «Пионерами» в подцарстве многоклеточные организмы. Эти организмы не могут не вызвать удивления, как может один и тот же тип сочетать в себе изящных животных подобных листикам скользящих в воде, и ужасных глистов вызывающих отвращение.
Наша задача: изучить особенности и ситематику плоских червей.
Откройте тетрадь запишите число, тему урока. Напишите в столбик 12 цифр. Я сейчас вам предлагаю утверждения, с которыми вы можете согласиться или нет, и вы напротив этих цифр, + если вы согласны, и –если не согласны.
- Работа с утверждением (учитель диктует, а ученики работают в тетради)
- А сейчас вы полученную информацию должны проверить с помощью информационного источника – книги, откройте пожалуйста учебник на стр 31-32. И проанализируйте эти утверждения. Если вы найдете противоречия, то сделайте соответствующие записи.
А теперь по результатам работы с учебником давайте подтвердим или опровергнем еще раз эти утверждения. Если вы ответили в начале урока на некоторые утверждения не правильно, исправьте себя, напишите правильный ответ в тетрадке.
Все плоские черви – паразиты. (нет)
У плоских червей трехслойное тело. (да)
Плоские черви обитают только в водной среде (нет)
Промежуточный хозяин это организм, в котором живет и размножается взрослый червь (нет)
У паразитических червей развитие циклично протекает в телах других организмов(да)
Плоские черви имеют двустороннюю симметрию тела. (да)
Промежутки между органами заполнены жидкостью. (нет)
Тело в поперечнике круглое (нет)
Плоские черви не имеют органов (нет)
Кожно-мускульный мешок образован мускулатурой и покровным слоем клеток (да)
У плоских червей есть 5 систем органов (нет)
В основном плоские черви – гермафродиты (да)
Работа с утверждениями – 10 -15 мин
4.Регенерация планарий
При повышении температуры воды, недостатке кислорода и т.п. планарии могут распадаться на куски, из которых при наступлении благоприятных условий вырастают целые животные. Это называется самокалечением [2]. Некоторые виды планарий даже в обычных условиях способны делиться на части, что можно рассматривать как особую (бесполую) форму размножения [6]. Планарии отличаются высокой способностью к регенерации. Если разрезать червя пополам или даже на несколько частей, то каждая из них достроит недостающую часть тела. Некоторые виды планарий могут восстановиться даже из 1/279 части тела
5. Систематика плоских червей
Организация работы по рядам:
1-класс Ресничные черви стр.32
2 -класс Сосальщики стр.33
3- класс Ленточные черви стр.33-34
По одному представителю от каждого ряда доносят информацию о своем классе (работа у доски, при наличии времени с составлением таблицы)
6. Значение плоских червей (рассказ учителя)
7. Рефлексия.
Учащимся раздаются кружочки – смайлики, на которых они изображают свое настроение на уроке
8.Д/з параграф 7
Письменно продолжите фразу: Плоских червей можно назвать первыми, потому что…