Урок аналитического чтения на тему «Военный очерк К. Симонова «Свеча»

Урок аналитического чтения на тему «Военный очерк К.Симонова «Свеча».

Посвящается 77-летию начала Второй мировой войны

Содержимое разработки

Дождем рыдало небо

Урок аналитического чтения на тему «Военный очерк К.Симонова «Свеча».

( Посвящается 77-летию начала Второй мировой войны)

Форма: урок аналитического чтения.

Цель: духовно - нравственное воспитание учащихся, воспитание толерантности.

Задачи:

- привлечь внимание учащихся к событиям Второй мировой войны;

- содействовать формированию таких качеств личности, как человеколюбие; уважение к людям другой национальности, сострадание;

-раскрыть гуманистическую суть очерка К.М.Симонова;

-формировать умение анализировать текст и делать выводы;

-формировать личностное отношение к прочитанному;

- содействовать пониманию учащимся роли советских воинов в освобождении Европы от фашизма.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

44-й .. До Белграда версты…

И памятным осенним днем

Им было, верьте, так непросто

Подняться под сплошным огнем.


Пылал Белград, дымилась Сава,

Дождем рыдало небо, побледнев…

И шла, как мать, к солдатам Слава,

От гибели спасти всех не сумев…

Преподаватель: О чем мы сегодня поговорим на уроке?

Преподаватель: Прежде чем мы перейдем собственно к анализу текста, предлагаю вам вернуться в 1944 год, посмотреть на тех, кто освобождал от фашистов Европу (демонстрация слайдов). Какие чувства вызывают у вас эти мгновения войны , запечатленные в кадрах военной хроники?

…………….

Преподаватель: Дорогами войны прошагал известный русский писатель, поэт, публицист Константин Михайлович Симонов. Как военный корреспондент, побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появилась его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента». Как вы думаете, в чем важность пребывания на фронте писателей и журналистов?

………….

Преподаватель: Излюбленным жанром публицистов военных лет был военный очерк. Это короткий рассказ на военную тему, написанный с натуры. Давайте прочитаем маленький очерк Константина Симонова, который называется «Свеча», повествующий о горькой участи сербского народа.

Чтение очерка.

Вопросы:

  • Кто является героем очерка «Свеча»?

  • Какое фактическое событие легло в основу очерка?

  • О чем рассказывает нам Симонов? Попробуйте пересказать очерк одним – двумя предложениями.

(Одна старая жительница Белграда решила похоронить убитого русского солдата. Она, рискуя жизнью, предает его земле и на могиле бойца зажигает свою венчальную свечу.)

Преподаватель: Все верно. Скажите, где больше затронуты читательские чувства: в тексте, что лежит перед вами, или же в одном предложении?

…………..

Преподаватель: В чем же сила художественного слова? Писатель рассказывает нам о поступке Марии Джокич так, что никто из нас не остается равнодушным. Как он это делает?

Исследовательская работа

Преподаватель: Давайте посмотрим на средства создания художественности документального очерка.

  • Пейзаж.

  • Обстановка.

  • Портрет героини.

Задание 1. Выберите из текста слова, позволяющие воссоздать пейзаж. (Зачитываем вслух.) Посмотрите, какое наследие оставили фашисты жителям Белграда. Какие слова делают пейзаж страшным?

-Голый сквер.

-Железная решетка, которая искалечена пулями.

-Изуродованное железо.

-Мертвое дерево.

-Воронки от снарядов(изувеченная земля).

Какое изобразительно – выразительное средство использует Симонов? О чем мы задумываемся, глядя на такое описание города?

………….

Задание 2. Выберите из текста слова, изображающие обстановку в тот день. Подумайте: какие слова повторяются и зачем?

–«… по ним стали стрелять немцы, как кругом разорвалось много мин…»

- «А одна разорвалась возле развалины…»

-«Немцы стреляли, и в скверике продолжали взрываться мины».

-«Немцы продолжали стрелять…»

-«Немцы продолжали стрелять...»

-«А немцы все стреляли…»

-«Когда мины рвались далеко, пламя только колыхалось, но несколько раз, когда они разрывались ближе, свеча гасла».

……………..

Задание 3. Главной героиней своего очерка Симонов сделал женщину. Почему? Как жилось женщинам во время войны? Давайте посмотрим, какой мы видим героиню. Представьте ее внешне, опираясь на текст.

Внешний портрет:

-старая женщина;

-старушечий, неторопливый шаг;

-вдовий платок;

-немощная женщина.

Вывод: физически слабая. А какова Мария внутренне? Внутренний портрет:

-Не боится смерти - храбрая.

-Не боится трудностей – выносливая (в чем ее сила?).

-Терпеливая, настойчивая (в чем ее настойчивость?).

-Щедрая(в чем ее щедрость?).

Вывод: мужественная, сильная духом.

Преподаватель: Почему Мария дарит солдату венчальную свечу?

……………

Преподаватель: Мы видим старуху Марию только со стороны. И она молчит. Но ведь она не просто молча, сидит рядом с убитым, а потом рядом с его могилой.

Творческое задание

Придумайте: Что Мария могла бы сказать, обращаясь к убитому солдату? Что Мария могла бы сказать, обращаясь к живому солдату?

Преподаватель: Почему действие очерка происходит в Сербии, а не в России?

…………..

Преподаватель: Симонов своим очерком хотел донести до людей очень важную мысль. У беды и горя нет национальностей, перед трагедией войны все люди равны. Своим благородным поступком Мария Джокич утверждает вечные ценности: все люди – сыны человеческие.

Тысячи русских солдат, которые понимали, что надо освободить от фашизма не только Советский Союз, но и всю Европу, остались лежать в сербской земле. Прошу вас почтить их память минутной молчания.








Музыка жизни звучит

Урок-исследование на тему «Анализ художественного текста: путь от слова к тексту»

Форма урока: исследование.

Фундаментальные понятия: звук и цвет.

Актуальные темы

На предыдущем уроке ученики повторяли тему «Не и ни с разными частями речи». На уроках обобщения и повторения я стараюсь использовать художественные тексты. Выяснение роли звука и цвета делают урок живым, а тему - значимой.

Цели урока

Образовательные:

- закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного текста

- определить, как с помощью языковых средств раскрывается мысль писателя в художественном тексте;

- исследование внутренних ресурсов слова;

- показать значимость темы «Не и не с различными частями речи»;

-совершенствовать такие коммуникативные умения и навыки, как организация и произнесение монологической речи, ведение дискуссии.

Развивающие: развивать образное мышление, речь, логику; умение сопоставлять, сравнивать, интерес к родному слову, к русской литературе; навык коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной исследовательской работой.

Воспитательные:

-показать, что нравственные ценности русского слова, русской классической литературы не имеют ни временных, ни возрастных ограничений;

-воспитание толерантности.

Оборудование к уроку: песочные часы, цветные маркеры и фломастеры, лингвистические словари, портрет И.А.Бунина, раздаточный материал, презентация к уроку.

Ход урока

Звенит звонок. Учитель берет в руки песочные часы.

Учитель: Итак, время начинать. Время…песчинка к песчинке, секунда к секунде, беззвучное, неслышное, оно отмеряет нашу жизнь. У В.В.Вересаева есть такие строки: Пока есть жизнь, есть и музыка жизни».

Если мы с вами откроем толковый словарь, то найдем несколько определений слова «жизнь». Но какие бы словари не листали, мы не найдем словосочетание музыка жизни. Может быть, мы с вами сами попробуем дать толкование этому словосочетанию?

Высказывание ребят.

Учитель: Вот и сегодняшний день так прекрасен, что перехватывает дух… И даже дым костров не мешает дышать легко и свободно. Дух, дым, дымка дышать. А интересно, есть ли что-то общее у всех этих слов, кроме того что все они начинаются с буквы д? Давайте обратимся к этимологическому словарю.

Анализ слов: 1-я группа - «дух», 2-я группа - «дышать», 3-я группа - «дым», 4-я группа - «дымка».

Вывод: эти слова исторически происходят от одного корня.

Учитель: Давайте запишем словосочетания, предложения, которые могут объединять все эти слова. Высказывание начнем с местоимений нечто, что-то.

Получилось: «нечто тающее и воздушное, как дымка, прозрачное, парящее над миром, легкое и бесплотное, как дыхание, тяжелое и мрачное, как дым, то, что нельзя поймать, удержать, спрятать».

Учитель: Наверное, так и появилось это слово, которое обозначает нечто легкое, летучее, бесплотное, прозрачное, парящее над землей. Говорят, это может быть легким, прозрачным, как дыхание влюбленных, как дыхание ребенка .И тяжелым и мрачным, как черный дым, как тяжелое дыхание больного человека.

Входе обсуждений ученики приходят к выводу, что это слово-душа.

Учитель: А как вы понимаете лексическое значением слова душа?

Ответы ребят.

Учитель: Давайте проверим по различным словарям, что значит слово душа и как она произошло.

1-я группа. Этимологический словарь.

2-я группа. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка

3-я группа. Морфемный разбор слова душа. Каков древний корень этого слова?

4-я группа. Запишите в транскрипции слово душа.

Задание всему классу. Попробуйте закрасить слово душа, написанное на предложенных вам листах простым карандашом, любым цветом, какой цвет и почему вы выбрали. А какой музыкой вы бы наполнили это слово?

Учитель. Тема нашего урока «Анализ художественного текста: путь от слова к тексту»

Имя урока: «Музыка жизни звучит?!.». Предложение, как вы видите, заканчивается сразу тремя знаками. В конце урока вы сами должны выбрать, какой знак – точку, восклицательный или вопросительный знак – вы поставите.

Сегодня наше время мы посвятим Ивану Алексеевичу Бунину.

Учитель читает рассказ И.А.Бунина «Дедушка». Перед каждым ребенком текст с пропущенными орфограммами.

Анализ текста: Какова, на ваш взгляд, тема текста? Какова его основная мысль? К какому жанру можно отнести этот текст? Как бы вы озаглавили этот рассказ?

Обсуждение

Учитель: А вот И.А.Бунин назвал свой рассказ… «Дедушка». Какова, на ваш взгляд, роль суффикса в слове дедушка. А в слове невестушка? Итак, слова дедушка, невестушка образованы с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ушк-. А что вы скажете об этих словах? (На слайде слова врушка, побирушка.)

Учитель: Суффикс один и тот же, но как изменилось значение! А теперь выделите любым цветом слова, отражающие семейные ценности, семейное тепло. Обоснуйте свой выбор. Какой музыкой, на ваш взгляд, наполнены эти слова?

Обсуждение

Вывод: За ласковыми словами скрывается, глубокое безразличие друг к другу, неумение и нежелание сочувствовать, сострадать.

Работа с орфограммами. Ни один художественный текст не может быть гармоничным, если в нём пропущены или неправильно обозначены орфограммы или пунктограммы. Обратите внимание на слова с пропущенными орфограммами. Какое правило объединяет все эти слова?

Гармонизация текста: работа с орфограммами в группах – что быстрее.

Учитель: Обозначьте эти слова любым цветом. Обоснуйте свой выбор.

Ребята выполняют задания в группах.

Учитель: Вы замечательно справились с заданием, а ведь правописание не и ни в различных частях речи – одно из трудных правил русской орфографии.

А знаете, ребята, каждое слово имеет свой ключ, свой код, то, что спрятано внутри, так же как и человеческая душа.

Наверное, не случайно Бунин в таком коротком рассказе столько раз использовал слова с не и ни. Смотрите, что получится, если все остальные слова исчезнут. (На экране текст словно растворяется, и остаются только слова с отрицательными частицами и приставками.) Какой музыкой, на ваш взгляд, будет наполнен такой текст? Какую роль играют отрицательные частицы и приставки в тексте? Ни свет ни заря; и пока не закурит; не затянется; ничего не понимает; необыкновенно не нужен; ждёт не дождётся; не осталось; небось, кабы было; не стал бы беречь!; невестушка, ничего не надо; жаден невероятно; никак не менее века; не знает зачем.

Ответы ребят.

Учитель: А что вы скажете об этих словах и словосочетаниях: я не один, никогда не предаст?

Обсуждение.

Работа с проблемными заданиями.

Задания 1. Так ли оно просто, это простое предложение? Проведите наблюдение.

Сед, густоволос, лохмат, весь день курит.

Односоставное или двусоставное? Полное или неполное? Определите главные и второстепенные члены предложения. Почему Бунин не использовал в этом предложении подлежащее? Как изменить текст, если добавить подлежащее дедушка, внешне (с точки зрения синтаксиса) и внутренне?

Задание 2.

Объясните, какова роль многоточий в диалоге? Какие чувства старика передает Бунин с помощью многоточий? Что скрывается за этими знаками?

Задание 3.

Расскажите о роли местоимений сам (а сам) в текст. Сколько раз используется это местоимение в тексте и почему? Почему в тексте нет местоимения мы?

Задание 4.

Обратите внимание на предложение «Чужая душа потемки». Почему слова взяты в кавычки? Почему именно так заканчивается рассказ?

Работа в группах.

В течении 1-2 минут подготовьте одного человека, который озвучит мнение всей группы, исходя из роли, предложенной группе. Постарайтесь, чтобы состоялся диалог.

1-я группа. Я старик, я сижу в своем углу и думаю. О чем? Я хочу сказать этим молодым, которым некогда остановится, послушать меня…

2-я группа. Мы - чада, домочадцы. Вон, в углу, сидит этот старик. Что мы думаем о нем?

3-я группа. Композиторы. Нам нужно написать жизнеутверждающую оперу по мотивам этого рассказа. Какой музыкой будет наполнен этот рассказ и нужно ли изменить сюжет так, чтобы опера стала жизнеутверждающей?

4-я группа. Художники. Нам нужно написать картину по мотивам рассказа Бунина. Какие краски (тона, оттенки тонов) мы будем использовать? И какие тона использует Бунин?

Обмен опытом групп.

Учитель: Мы с вами попытались вчитаться. Вдуматься в бунинский рассказ. Но я скрыла от вас концовку. Вот как заканчивает рассказ Бунин: «Чужая душа потемки». Нет, своя собственная еще темней». Что-то изменилось в ваших взглядах на рассказ в таком виде?

Ответы ребят.

Учитель.

А теперь разложите на столе все слова, тексты, раскрашенные вами. Каждый из вас по-своему раскрасил слово душа, каждый выбрал свой цвет и для «раскраски» слов в рассказе. Получилось многоцветье.

В рассказе Бунина почти нет «цветных» эпитетов, только намек на черный –потемки, темней. Как вы думаете, почему, ведь все произведения Бунина пронизаны цветом?

Ответы ребят.

Учитель.

С точки зрения физики черный цвет самый «чистый», он отражает все цвета. Не случайно можно часами вглядываться в «Черный квадрат» Малевича, размышляя о вечном и о вечности. Вот и мы с вами задумались об оттенках человеческой души. А белый цвет- это смещение всех цветов, что у нас и произошло. Белый цвет – это красные, белые, черные, зеленые, синие краски- все краски на белом свете. Белый свет – это радость, печаль, встречи и расставания, это то, что и хотел показать на И.А.Бунин.

Рефлексия. В начале урока мы обратились к словам Вересаева. Но у этой фразы, как и у рассказа Бунина, есть концовка: «Пока есть жизнь, есть и музыка жизни. И она прекрасна и в гармонии, и в диссонансах ». достигли ли мы цели урока? Какой знак вы поставите в предложении «Музыка жизни звучит»?

Ответы ребят.




Сохранить у себя:
Урок аналитического чтения на тему «Военный очерк К. Симонова «Свеча»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки