Министерство образования и науки Республики Дагестан
МБОУ "Кафыр-Кумухская СОШ М.А.Алхлаева"
Методическая разработка открытого урока
в 7-м классе
«Употребление союзов в простых и сложных предложениях»
Провела: Мустафаева В. С.
2021г.
ЦЕЛИ УРОКА:
Добиться, чтобы учащиеся знали:
Чем отличается простое предложение с однородными членами от сложносочинённого предложения с союзом И;
В чём особенность постановки знаков препинания в предложении с однородными членами, соединёнными союзом И.
Умели:
Определять тип предложения;
Правильно ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, соединёнными союзом И, в сложносочинённых предложениях с союзом И.
Конструировать предложения по схемам и заданию.
Воспитывать интерес к урокам русского языка, чтобы учащиеся увидели и почувствовали красоту и величие русского языка, осваивали его огромные богатства и пользовались этими возможностями в своей речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: наглядность, схемы предложений, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
1. Мобилизующий этап.
На доске запись: (союзы и предлоги, частицы) в течение, внизу, несмотря на, чтобы, навзничь, около, если, вдали, однако, вследствие, и, по, в, впереди, из-за, потому что, от, горячо, не то… не то… .
Учитель: Прочитайте записанные слова.
(Задание выполняется).
Сгруппируйте слова по принципу “третий лишний” так, чтобы в каждой группе были предлоги и наречия.
2. Формулирование темы урока.
Учитель: Прочитайте “лишние” слова. Назовите эти слова. Что это за слова и какую роль они выполняют?
(Слушаются ответы).
Действительно союзы, служат для связи однородных членов предложений и частей сложного предложения, соединяют, употребляются в предложениях.
А теперь, используя последний употребленный мною глагол, подумайте, как может сформулировать тему сегодняшнего урока.
Ученик: Употребление союзов. Значит, тема сегодняшнего урока: “Употребление союзов в простых и сложных предложениях”.
(Тема урока фиксируется учителем на доске).
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей.
- заполнить 1 графу таблицы - что я знаю по теме? (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока:
- что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу.
Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. Используйте для этого опорные фразы:
Цели:
1) повторить все, что . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2) учиться различать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3) учиться правильно…………. в речи, конструировать ………….
Ученик: Цель нашего урока: повторить все, что мы знаем о союзе, …..
3. Синтаксическая разминка.
Задание: Выразительно прочитать предложения, найти союзы, определить их разряд, указать вид сложного предложения. (запись на доске)
Учитель обращает внимание учащихся на правильное произношение сложных предложений: перед союзом делается пауза, в конце предложения, за которым следует союз, голос несколько повышается.
1. Накануне дул яростный ветер, а сегодня ярко светит солнце.
2. Пожелтели зимние дороги, потому что весна стоит на пороге.
Вывод: (называют союзы, определяют разряд).
4. Актуализация знаний и изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
Не многие знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. Как вы думаете, какой из союзов самый употребительный? (называют различные союзы, но чаще других союз И).
Правильно. Союз И является одним из самых употребительных слов русского языка. Частое использование его в речи вносит пунктуационные сложности.
- Исследование языкового материала.
Анализируются предложения (распечатан материал).
-Какое это предложение?
-Какой союз и что соединяет?
( подчёркивают однородные члены и главные члены в сложном предложении)
-Как расставляются знаки препинания?
-Составьте схемы предложений.
1.Сугроб оседает, и через валежник на солнце глядит удивлённый подснежник.
2. Солнышко ярко светит и улыбчиво смотрит с ясного небосвода.
3. Идёт весна по полям, и гонит тучи с ясного неба, и тёплым ветром дышит на реку, и солнечным и лучами согревает землю.
, и
Схемы предложений:
○ и ○
○ , и ○ , и ○ , и ○
Вывод: Что нового вы узнали об употреблении союза И, о знаках препинания в простом предложении с однородными членами и в сложносочинённом предложении?
Учитель. Союз может выполнять и другую функцию. Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина. (запись на доске)
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
– Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина "Полтава".)
– Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.)
– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и.)
– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.
- Если посмотрите на начальные строки стихотворения, увидите, что союз И помогает передать повторение или единоначалие, такой художественный прием называется - АНАФОРА (запись в тетрадях).
5. Закрепительные упражнения.
1. А сейчас я предлагаю вам выполнить первое задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.
Задание (запись на доске)
Задание выполняется в рабочих в тетрадях. Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.
2. Следующее задание, ребята, немного сложнее и носит творческий характер.
Задание: продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем – сложное предложение. В каком случае нужна запятая перед союзом И? Графически объясните. Правильно расставьте знаки препинания. В предложениях передать свое настроение. (запись на доске)
1.Пришла весна и…
2. Брызнули лучи весеннего солнца и …
3. Деревья вновь зазеленели и …
4. Настроение у всех весёлое и …
Зачитывают составленные предложения, определяют, кому удалось передать настроение и выразить свои чувства. Объясняют постановку знаков препинания.
6. Диагностика усвоения.
Работа с раздаточным материалом. Выполнение заданий по вариантам.
Задание: укажите предложение, в котором нужна только одна запятая.
1 вариант.
1. Справа и слева от дороги сплошной стеной стоят сосны и ели.
2. К рассвету хлынул дождь и снег подтаявший раньше расплавился в потоке воды.
3. По- весеннему синеет небо и медленно тают в нём остатки вчерашних туч.
2 вариант.
1. Кое-где на дороге попадаются угрюмые ракиты и молодые берёзки с клейкими листочками.
2. Редеет мгла ненастной ночи и близкий день уж настаёт.
3. В поле густо колосится и рожь и пшеница и просо.
7. Лингофизминутка.
Как и любая физминутка она приходится на пик усталости. Главная её цель – снять напряжение, и заодно проверить усвоение изученного.
В данном случае проверяем работу с раздаточным материалом (ответ: второе предложение, сложносочинённое).
- Встаньте те, у кого во втором предложении нужна одна запятая.
- Встаньте те, у кого в третьем предложении нужна одна запятая.
- Поднимите руку, если есть предложение с однородными членами.
- Поднимите руку, если есть предложение сложносочинённое.
- Поблагодарите себя за правильный ответ (хлопают в ладоши)
Во время физминутки учитель видит уровень усвоения материала: замечает тех. Кто менее удачно выполнил задание.
8. Применение знаний.
Предложения даны разные по сложности, и учащиеся выбирают по желанию.
Задание: расставить знаки препинания, графически объяснить
1. Пробилась зелень полевая навстречу солнцу и теплу и настежь двери раскрывая весна проходит по селу.
2. На лугах расстилающихся по берегам озера зазеленела трава и деревья шумели сверкая нарядной листвой.
Учитель следит за правильной интонацией учащихся в сложных предложениях.
Учащиеся объясняют постановку знаков препинания, графическое обозначение.
9. Обобщение изученного.
- Что нужно знать о знаках препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзом И; о знаках препинания в сложносочинённом предложении с союзом И?
10. Рефлексия. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Учитель: Вернемся к началу урока, к таблице. Какую графу можете уже заполнить- графа 3 «Что узнал». Постарайтесь письменно выразить свои мысли по осознанию материала урока, собственных действий.
Письменная рефлексия
«Стихотворение по алгоритму» составление синквейна
1-я строка.
Кто? Что?
1 существительное.
2-я строка.
Какой?
2 прилагательных.
3-я строка.
Что делает?
3 глагола.
4-я строка.
Что автор думает о теме?
Фраза из 4 слов.
5-я строка.
Кто? Что? (Новое звучание темы).
1 существительное.
11. Оценка работ. Отметки за урок.
12.Домашнее задание. Хорошо работали.
Конспект урока
Задачи урока:
Образовательные.
Повторение и закрепление знаний о союзе как части речи.
Повторение и закрепление знаний о разрядах союзов по значению и строению.
Закрепление умения написания союзов и умение различать слова-омонимы с разным написанием.
Закрепление умения употреблять союзы в составе предложений, соблюдая современные нормы литературного языка.
Формирования умения предупреждать синтаксические ошибки, связанные с употреблением союзов.
Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Развивающие.
Развитие познавательной мотивации через постановку учебной задачи урока.
Развитие внимания учащихся.развитие логического мышления и речи учащихся.
Развитие самостоятельности в мышлении и учебной деятельности.
Развитие умения пользоваться повтором союза с целью усиления выразительности речи.
Воспитательные.
Воспитание интереса к истории родного языка.
Воспитание бережного отношения у родному слову.
Воспитание культуры словесного выражения.
Воспитание трудовых навыков, опирающихся на положительную мотивацию в учении.
План урока. Хронометраж.
I. Организационный момент.
II. Эмоциональный настрой.
Это интересно. Знаете ли вы, что… 3 мин.
Слово «союз» пришло к нам из старо-славянского языка, образовано с помощью приставки съ (со, которая обозначает соединение, сближение, связь. Например: содружество, согласие, сотворчество), родственно словам узел, вязать, узы (от жзъ).
Является словом-омонимом.
Во-первых, союз ˡ - лингвистический термин, который обозначает служебное слово, соединяющее предложения и словоформы внутри предложения.
Во-вторых, союз ² является многозначным и может употребляться, в зависимости от значения, в следующих словосочетаниях: Союз демократических сил. Заключить союз.
Союз² - 1. тесное соединение, связь классов, групп, отдельных лиц.
2. объединение, соглашение для каких-нибудь совместных целей.
По частоте употребления союз, как лингвистический термин, занимает 7 место (после наречия). Но и среди союзов есть высокочастотные слова, к которым относится союз «и».
В русском языке «и» - союз. В латинском – языке древних римлян – глагол в повелительном наклонении: «i!» - «Иди!». Во вьетнамском – прилагательное «неподвижный». В африканском языке – местоимение «его». Однако такие слова составляют в любом языке меньшинство.
Соединяя слова или предложения, союзы указывают на отношения, существующие между ними, поэтому, по словам филолога-слависта Измаила Срезневского, союзы, как и предлоги, относятся к «словечкам отношений».
Знаете ли вы, что на вопрос: «Можно ли считать словами служебные части речи?», лингвисты отвечают по-разному:
«Нет, - говорят одни ученые, - предлоги, союзы, частицы – это не слова».
Относят их к разряду морфем, то есть значимых частей слова. По образному выражению А. М. Пешковского, служебные части тела – это как бы оторвавшиеся от основы слова морфемы, свободно передвигающиеся на поверхности языка.
Некоторые ученые предлагают назвать их не частями речи, а частицами речи. (В. В. Виноградов)
И все-таки, большинство ученых считают служебные части речи не морфемами, настоящими словами, потому что они ведут себя как обычные слова: подвижны, могут свободно перемещаться в предложении.
Сегодня мы с вами поучимся употреблять союзы в речи.
1 мин.
Запись числа.
Классная работа.
Тема: _____________________________________
- Давайте убедимся в том, что мы хорошо знаем союзы, можем их «узнавать». Для этого я предлагаю вам морфологическую разминку.
III. Морфологическая разминка «Распутай путаницу». 10 мин.
Из-под, потому что, чтобы, однако, в, если, когда, навстречу, как будто, не смотря на то что, согласно, зато, за, или, так как, благодаря, также, но, на, из, в продолжении, из-за, вследствие.
Назовите союзы, сосчитайте их.
Перечислите, называя разряды по значению (в тетради письменно).
Сочинительные
Подчинительные
Зато (противительный)
Потому что (обстоят. причины)
Или (разделительный)
Чтобы (изъяснительный)
Также (соединительный)
Если (обстоят. условия)
Но (противительный)
Когда (обстоят. времени)
И (соединительный)
Как будто (изъяснительный, сравнит.)
Да = И (соединительный)
Да = Но (противительный)
Так как (обстоят. причины)
Однако (противительный)
Несмотря на то что (обстоят. уступки)
Добавьте сочинительные и подчинительные союзы, указывая их значение.
Используя союзы и учитывая отношения, которые они выражают, придумывайте предложения, используя схемы из приложения № 1.
Какую же роль играют союзы в этих предложениях?
Уточните знаки препинания, которые вы здесь ставите.
Какие виды сложных предложений получились в зависимости от употребления союзов.
IV. Орфографическая задачка. 10 мин.
«Найдите лишнее слово»: что/бы, то/же, как/будто, за/то, так/же, по/тому, от/того, при/том, при/чем, и/так. (Лишним является «как будто», потому что оно пишется раздельно. Остальные слова, в зависимости от оттого, какой частью речи являются, пишутся по-разному).
Запишите в тетрадь зеленой пастой
Как будто
Сформулируйте еще одну орфографическую задачку (придумать предложение со слитным и раздельным написанием).
Что изменится при слитном и раздельном написании (части речи). Союз – пишем слитно, не союз – пишем раздельно. (Наблюдения над предложениями в Приложении № 2).
Итак, какую пару предложений вы записали? Прокомментируйте!
Давайте подумаем, как сформулировать значения оставшихся союзов, чтобы употреблять их в речи и правильно писать.
Наблюдения над предложениями (Приложение № 3).
Пр ичем = притом «да еще и», «к тому же», «вместе с тем»
Оттого «Потому»
Итак «подводя итог», «возвращаясь к разговору»,
«следовательно»
V. Занимательная задачка. 4 мин.
Докажите, что буквосочетание
ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ
Имеет не меньше 7 прочтений.
Те перья подними, те тоже.
Те перья под ним, и те тоже.
Те перья поднимите тоже.
Теперь я, поднимите то же.
Теперь я, под ними те тоже.
Те перья под ними, те тоже.
Теперь я, подними те тоже.
Слово учителя:
Хотя сам по себе союз и не имеет лексического значения, выбор его далеко не безразличен.
Система союзов складывалась в языке постепенно: одни устаревали, другие появлялись, и с их появлением возникало все больше возможностей точной передачи мысли.
Давайте попробуем перевести с древнерусского, какие современные союзы должны стоять на месте устаревшего «яко»?
Рече же им Ольга, яко мстила уже обиду.
Бысть гром велик, яко яко слышали в избе сидящи.
Сдумаша, яко изгоните князя своего.
Больного посетите, яко все смертвенны есмь.
Какой вывод вы можете сделать?
Вывод: «яко» был многозначным, в современном языке появились другие союзы с большими возможностями точной передачи мысли.
VI. Выступления заранее подготовленных учеников. 5 мин.
«Пополним свои знания».
VII. Подведение итогов урока. 1 мин.
VIII. Итоговый тест. 6 мин.
IX. Домашнее задание. 1 мин.
Приложение № 1.
Придумайте и запишите предложения, употребив данные союзы:
и …
однако…
ч тобы…
к ак только…
1) на школьный вечер мы потому что…
пригласили родителей, несмотря на то что…
так что…
2) …, если (бы)
… , …
… , чтобы
… , … котята уснули в плетеной корзинке.
…, хотя
…, …
…, как будто
Приложения № 2
1. Сравните предложения:
1. Сережа выполнил задание, я тоже его сделал.
2. Оля легко решает задачи, сочинения также хорошо пишет.
2. Раскройте скобки:
1. Родители просили, что(бы) в походе мы были осторожны.
2. Ты долго трудился, за (то) получил хорошие результаты.
1. Сережа выполнил то же задание, что и я.
2. Оля так же решила задачу, как и все остальные.
1. Что (бы) мне рассказать вам интересное?
2. Моего друга хвалили за (то), что он отлично выполнил работу.
3. Добавь пару (придумать предложение и записать их в тетрадь).
Приложение № 3.
1. (И)так, я жил тогда в Одессе.
2. Похолодало, (при)чем подул сильный ветер.
3. Пасмурно, (от)того и грустного.
4. Мы попали под дождь (и)так промокли, что сухой нитки на нас не было.
5. (При)чем тут я?
(При)том усердии ему не хватало способностей.
6. (От)того дома до нашего метров двести.
(По)тому мостику машина не проедет.
Тест.
Вариант 1.
1. Так(же), как в море, над лугами дуют свежие ветры.
2. По окончании митинга народ разошелся так(же) быстро, как и собрался.
3. Через полчаса ветер затих так(же) внезапно, как и появился.
4. Олегу то(же) не сиделось в автобусе.
5. Молчание то(же) ответ.
6. Рапира то(же) колющее оружие, только более легкое и эластичное.
7. Мой друг увлекается плаванием, а так(же) гимнастикой.
8. То(же) слово, да не так бы молвить.
9. Что(бы) писать грамотно, надо знать и теорию.
10. Все очень устали, (за)то цели достигли.
+ слитное написание, союз;
- раздельное написание, не союз.
Тест.
Вариант II
1. Я люблю делать то(же) что и мой брат.
2. Он учится в автошколе, он то(же) хочу там учится.
3. Его товарищи учатся хорошо, он так(же) не отстает от них.
4. Его друзья отлична играют в футбол, брат играет так(же), как и они.
5. Мне он то(же) советует заниматься спортом.
6. Яблоки мелкие (за)то сладкие.
7. Он спрятался (за)то дерево.
8. Нельзя сказать, что(бы) он ленив и не старателен.
9. Таня в секунду представила, что(бы) сейчас произошло.
10. Я за такой устав суровый, что(б) ограничить трату.
+ слитное написание, союз;
- раздельное написание, не союз.