"Умножение чисел. запись которых оканчивается нулями"

Разработка урока математики для 4 класса. Тема "Умножение чисел. запись которых оканчивается нулями"

Содержимое разработки



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями»



ФИО (полностью)

Артёменко Татьяна Васильевна

Место работы

- МБОУ СОШ №2

Должность -

учитель начальных классов

Предмет -

математика

Класс -

4

Тема и номер урока в теме.

Урок №54 «Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями»

7.Базовый учебник «Математика» в двух частях, авторы – М.И.Моро, М.И. Бантова, Г.В. Бельтюкова.




Тема

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями

Цели


-Образовательные: Познакомить с письменными приемами умножения на числа, оканчивающиеся нулями

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и самостоятельно; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Познакомятся с приёмом письменного умножения случаев, когда оба множителя оканчиваются нулями;

Личностные:

-проявляют положительное отношение к урокам математики, к школе, к учёбе; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

-оценивать свои достижения на уроке

(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке 

Основные понятия и термины

Умножение двух чисел, оканчивающихся нулями, в столбик

Межпредметные связи

Математика, информатика

Ресурсы:

- основные





- дополнительные



М.И.Моро,М.А.Бантова,Г.В.Бельтюкова,С.И.Волкова,С.В.Степанова.Математика. Учебник для 4-го класса. Часть 2. Стр. 15



Методические рекомендации. Поурочное планирование по математике, 4 класс. Издательство «Учитель»

- лист успеха (для самооценки)(Приложение 1)

- презентация «Математика»

- шаги учебной деятельности

- тетрадь

- электронная физкультминутка (Приложение 2)

- алгоритм самооценки.

-индивидуальные карточки (Приложение3)

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Оборудование

Мультимедийное оборудование, компьютер.



























Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты,

задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Формируемые УУД


I. Моти­вация к учебной деятель­ности

Эмоциональ­ная, психоло­гическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Начинаем наш урок. Он пройдет ребятам впрок. Только так, а не иначе. Я желаю всем удачи! Чтоб урок прошел не зря, Будьте внимательны, друзья

Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь друг другу! (Слайд 1,2)

- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело, десять хороших минут сделали десять хороших дел. - А сколько хороших дел можно сделать за целый урок? (40) Молодцы!

- Я хочу, чтобы вы сегодня получили только положительные эмоции от своих результатов.

Слушают учителя. Демонстрируют готов­ность к уроку





Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные

-планируют учебное сотрудничество с учите­лем и сверстниками.


Личностные

- понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

II. Актуа­лизация знаний

Цель: Активизировать у учащихся мыслительные операции, внимание,































III.Затруднения.

Сообщение те­мы, цели





















Физкультурная пауза

Устный счет

















1) Логическая задача.











2) «Цепочка» на полях (с. 15)




3) Перевод

единиц изме-­

рения.

Диагностика






4)Пробное действие с фиксацией затруднения.

-Спортсмены тренируют свои мышцы, а мы будем тренировать свой мозг. - Сегодня вам предоставляется возможность получить хорошие отметки за урок при условии, если вы наберете определенное количество баллов. ( на доске табличка)

Также у каждого на парте лежит лист самооценки куда вы будете проставлять свои баллы. Приложение1. «5» - 18-20 баллов «4» - 15-17 баллов - Желаю всем успехов !

- Для начала небольшая разминка и проведет ее лыжник.

(Слайд 3)

- Тот, кто первым решит эту задачу, тот окажется победителем в лыжной гонке. Проверяем – 1 балл

- А теперь задание усложняется. И лыжные гонки переходят в горнолыжный спорт. Гл. задача – не ошибиться и как можно быстрее спуститься с горы.


Биатлон-Лыжная гонка со стрельбой из винтовки. (Слайд 4)

На доске примеры.

Следующий вид спорта- шорт-трек (Слайд 5) когда один конькобежец, передает эстафету другому. И тут главное не упасть (по одному человеку к доске ) Остальные в тетрадях решают – проверка. 629*200 4008*70 1190*500



- Почему последний пример вызвал у вас затруднения?











-Назовите тему урока. Поставьте себе цель. (Слайд 6)











Физкультурная пауза (Слайд 7)

Приложение 2



Отве­чают на вопрос.



Познавательные

- самостоятельно осуществляют расширенный поиск необходимой ин­формации ; владеют способами выполнения заданий поискового характера








Личностные

- прояв­ляют интерес к изучаемо­му предмету, понимают его важность


Читают и устно отве­чают на вопрос задачи.

Ответ показывают на «Пиши-стирай»

Объясняют решение .

Фиксируют результат в оценочных листах – 1 б.



«Цепочкой» устно решают примеры с комментированием.

Поучают 1 балл, при правильном решении на двоих.

Фиксируют результат в оценочных листах


Ответ показывают на «Пиши-стирай». Фиксируют результат в оценочных листах Выполняют задание с комментированием у доски.





Называют причину затруднения:

- Нам встретился пример, в котором оба числа оканчиваются нулями. 






Формулируют цель, называют тему урока.







Познавательные

решают логическими действиями; устанавливают причинно-следственные связи



Регулятивные  -Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов учащихся

Личностные

- осознают свои воз­можности в учении; спо­собны адекватно рассуж­дать о причинах своего успеха

Регулятивные

-взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность









Регулятивные

–самостоятельно ставят цель, называют тему урока, принимают и сохра­няют цели и задачи учеб­ной деятельности; осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий.


Коммуникативные

-проявляют готов­ность слушать.


Личностные

- имеют установку

на здоровый образ жизни

IV. Проект выхода из затруднения.

1. Знакомство

с устным при­емом умно­жения для случаев, когда оба множителя

оканчиваются

нулями.

Работа по учеб­нику.

2. Знакомство с письменным приемом умно­жения для слу­чаев, когда оба множителя оканчиваются нулями.



-Объясните, как решать пример, в котором два числа оканчиваются нулями. 40 * 20

Возможно, что после этого обучающиеся са­ми смогут «открыть» способ, если нет, то учитель подводит итог: «Сначала умножили 4 на 2, то есть умножили числа, не обращая внимания на нули, а затем к полученному произведению приписали столько нулей, сколько их записано в конце обоих множите­лей вместе, - два нуля».


-Если трудно вычислять устно произведения чисел, оканчивающихся нулями, то умноже­ние выполняют письменно.


Фигурное катание парное

 (Слайд 8)


- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.


- Что такое алгоритм?

- Сейчас мы его составим.


У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.


.

Высказывают предположения.

Работают вместе с учителем

- Умножу 40 на 2, для этого 4 десятка умножу на 2, получится 8 десяток, или 80; умножу теперь 80 на 10, получится 800


Делают выводы.




Рассматривают образец в учебнике


Работают в парах по составлению алгоритма умножения


Пошаговое выполнение действий.


Располагают карточки в нужном порядке.

Одна пара зачитывает.

1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.

2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.

3.К полученному результату приписываю нули.

4.Читаю ответ.


Коллективная проверка по эталону- 1б

Слайд№6


Познавательные

-анализируют, сравнивают, обобщают, делать выводы, аргументируют свой ответ;









Коммуникативные

-слушают собеседника и ведут диалог

V. Первич­ное закреп­ление

Работа по учеб­нику. №54.


Организует индивидуальную работу с последующей проверкой в группе и самопроверкой по эталону.

Выходят к доске с объяснением 3 примера, остальные – самостоятельно ) Остальные в тетрадях решают – Проверка по эталону.

Приложение 3

Дополнительные карточки для тех кто идёт вперёд.

Самостоятельная работа.


Проверяют по эталону



Фиксируют результат в оценочных листах






VI.Включение нового в систему знаний и повторения.

Самостоятельная работа и самооценка.

Организует индивидуальную работу с последующей проверкой в группе и самопроверкой по эталону.

- Внимание на экран.( Слайд 9)

Перед вами 4 задания. - Какое из них далеко от темы нашего урока?

А) 2360·400 36060 ·80

Б) 765+9854+5749

В) 3950 · 500 + 20970 · 10

Г) х· 8= 4320·20

- Выберите и решите по силам одно задание.


Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б, так как оно не подходит к теме нашего урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел.

Формулируют уровень сложности заданий и конкретизируют их. 

Выбирают и решают по силам

А – выполнить умножение столбиком 1 балл

В- вспомнить порядок действий и вычислить.-3 балла

Г- решить уравнение.-2 балла

Осуществляют самопроверку по эталону. Исправляют ошибки.


Фиксируют результат в оценочных листах


Регулятивные определение границ собственного знания или «незнания»

Познавательные

-анализ с целью выделения главных признаков; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные

-умение достаточно полно и чётко выражать мысли; интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие при проверке.

Регулятивные - планирование; - контроль; - коррекция; - самооценка.


VI.Прак-тическая деятель-ность

1.Решение задачи. №56















Как двигались теплоходы?

-Что нам известно о первом теплоходе?

-Что известно о втором теплоходе?

-Какой вопрос можно поставить к этой задаче?

-Что нужно сделать, чтобы узнать расстояние?

-Решите задачу. (Один ученик решает задачу у доски)


1)36*4=144 (км)- прошел первый теплоход.

2)144:3=48 (км)- прошел второй теплоход.

3)48:4=12 (км/ч).

Ответ: 12 км/ч- скорость второго теплохода.



Ставят к ней вопрос, затем под руковод­ством учителя делают чертеж.

-Теплоходы двигались на встречу друг другу.

-Нам известно, что первый теплоход шел до встречи 4 часа со скоростью 36 км/ч.

-Нам известно, что второй теплоход прошел до встречи третью часть пути, пройденного первым.

-Сколько км прошел второй теплоход?

-Что бы знать расстояние, надо скорость умножить на время. (S=Vt)


Вспоминают формулы S=υ:t, υ=S: t.

Решение задачи выполняют самостоятельно, когда коллективно составят план решения.

Познавательные

-проводят анализ, синтез; используют знаково-символические средства; осуществляют моделирование; осознанно и про­извольно строят речевые высказывания; осуществ­ляют построение логиче­ской цепи рассуждении, доказательство.

Регулятивные

- умеют находить спо­соб решения учебной за­дачи и выполнять учеб­ные действия в устной форме.

Коммуникативные

- принимают участие

в обсуждении, высказы­вают свою позицию

VII. Итоги

урока.

Рефлексия

Самооценка результатов своей деятельности

( Слайд 10 )- Оцените свою деятельность на уроке, используя алгоритм самооценки.









Посмотрите в свои листы самооценки и посчитайте свои баллы, какую оценку вы заработали

- Если на следующем уроке в самостоятельной работе встретятся такие же примеры, вы справитесь с ними?

Один ученик высказывает оценку результатов своей деятельности по алгоритму самооценки

  1. Была цель…

  2. Я научился…

  3. Самостоятельно решил …

  4. Всего набрал … баллов.

  5. Это соответствует оценке «…».



Ученики называют свои, заработанные баллы и соответствующую критериям оценку.

Познавательные

-ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного.

Регулятивные

-оценивают собствен­ную деятельность на уроке.

Личностные

-формирование адекватной самооценки



VIII. До­машнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

  • С.15 №54– Обязательное для всех.

  • № 58 – Предлагаю тем, кто не боится трудностей.(Слайд 11, 12)

Задают уточняющие вопросы

Личностные

-осознание обучающимися своей учебной деятельности.










































Литература

1. «Математика» вторая часть, авторы – М.И.Моро, М.И. Бантова, Г.В. Бельтюкова.

2. Методические рекомендации. Поурочное планирование по математике, 4 класс. Издательство «Учитель»

3. Электронное приложение у учебнику.

4. Физминутка. https://youtu.be/S6FR5Urf6Qo

5.Индивидуальные карточки






Сохранить у себя:
"Умножение чисел. запись которых оканчивается нулями"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки