ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями»
| ФИО (полностью) | Артёменко Татьяна Васильевна |
| Место работы | - МБОУ СОШ №2 |
| Должность - | учитель начальных классов |
| Предмет - | математика |
| Класс - | 4 |
| Тема и номер урока в теме. | Урок №54 «Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями» |
7.Базовый учебник «Математика» в двух частях, авторы – М.И.Моро, М.И. Бантова, Г.В. Бельтюкова.
Тема | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями |
Цели
| -Образовательные: Познакомить с письменными приемами умножения на числа, оканчивающиеся нулями - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и самостоятельно; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: Познакомятся с приёмом письменного умножения случаев, когда оба множителя оканчиваются нулями; Личностные: -проявляют положительное отношение к урокам математики, к школе, к учёбе; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. -оценивать свои достижения на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
Основные понятия и термины | Умножение двух чисел, оканчивающихся нулями, в столбик |
Межпредметные связи | Математика, информатика |
Ресурсы: - основные
- дополнительные |
М.И.Моро,М.А.Бантова,Г.В.Бельтюкова,С.И.Волкова,С.В.Степанова.Математика. Учебник для 4-го класса. Часть 2. Стр. 15
Методические рекомендации. Поурочное планирование по математике, 4 класс. Издательство «Учитель» - лист успеха (для самооценки)(Приложение 1) - презентация «Математика» - шаги учебной деятельности - тетрадь - электронная физкультминутка (Приложение 2) - алгоритм самооценки. -индивидуальные карточки (Приложение3) |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах. |
Оборудование | Мультимедийное оборудование, компьютер. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД
| |||
I. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Начинаем наш урок. Он пройдет ребятам впрок. Только так, а не иначе. Я желаю всем удачи! Чтоб урок прошел не зря, Будьте внимательны, друзья Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь друг другу! (Слайд 1,2) - Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело, десять хороших минут сделали десять хороших дел. - А сколько хороших дел можно сделать за целый урок? (40) Молодцы! - Я хочу, чтобы вы сегодня получили только положительные эмоции от своих результатов. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку
Включаются в деловой ритм урока. | Коммуникативные -планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные - понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться | |||
II. Актуализация знаний Цель: Активизировать у учащихся мыслительные операции, внимание, III.Затруднения. Сообщение темы, цели
Физкультурная пауза | Устный счет
1) Логическая задача.
2) «Цепочка» на полях (с. 15)
3) Перевод единиц изме- рения. Диагностика
4)Пробное действие с фиксацией затруднения. | -Спортсмены тренируют свои мышцы, а мы будем тренировать свой мозг. - Сегодня вам предоставляется возможность получить хорошие отметки за урок при условии, если вы наберете определенное количество баллов. ( на доске табличка) Также у каждого на парте лежит лист самооценки куда вы будете проставлять свои баллы. Приложение1. «5» - 18-20 баллов «4» - 15-17 баллов - Желаю всем успехов ! - Для начала небольшая разминка и проведет ее лыжник. (Слайд 3) - Тот, кто первым решит эту задачу, тот окажется победителем в лыжной гонке. Проверяем – 1 балл - А теперь задание усложняется. И лыжные гонки переходят в горнолыжный спорт. Гл. задача – не ошибиться и как можно быстрее спуститься с горы.
Биатлон-Лыжная гонка со стрельбой из винтовки. (Слайд 4) На доске примеры. Следующий вид спорта- шорт-трек (Слайд 5) когда один конькобежец, передает эстафету другому. И тут главное не упасть (по одному человеку к доске ) Остальные в тетрадях решают – проверка. 629*200 4008*70 1190*500
- Почему последний пример вызвал у вас затруднения?
-Назовите тему урока. Поставьте себе цель. (Слайд 6)
Физкультурная пауза (Слайд 7) Приложение 2 |
Отвечают на вопрос.
| Познавательные - самостоятельно осуществляют расширенный поиск необходимой информации ; владеют способами выполнения заданий поискового характера
Личностные - проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | |||
Читают и устно отвечают на вопрос задачи. Ответ показывают на «Пиши-стирай» Объясняют решение . Фиксируют результат в оценочных листах – 1 б.
«Цепочкой» устно решают примеры с комментированием. Поучают 1 балл, при правильном решении на двоих. Фиксируют результат в оценочных листах
Ответ показывают на «Пиши-стирай». Фиксируют результат в оценочных листах Выполняют задание с комментированием у доски.
Называют причину затруднения: - Нам встретился пример, в котором оба числа оканчиваются нулями.
Формулируют цель, называют тему урока. |
Познавательные решают логическими действиями; устанавливают причинно-следственные связи
Регулятивные -Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов учащихся Личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха Регулятивные -взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
Регулятивные –самостоятельно ставят цель, называют тему урока, принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий.
Коммуникативные -проявляют готовность слушать.
Личностные - имеют установку на здоровый образ жизни | ||||||
IV. Проект выхода из затруднения. | 1. Знакомство с устным приемом умножения для случаев, когда оба множителя оканчиваются нулями. Работа по учебнику. 2. Знакомство с письменным приемом умножения для случаев, когда оба множителя оканчиваются нулями.
| -Объясните, как решать пример, в котором два числа оканчиваются нулями. 40 * 20 Возможно, что после этого обучающиеся сами смогут «открыть» способ, если нет, то учитель подводит итог: «Сначала умножили 4 на 2, то есть умножили числа, не обращая внимания на нули, а затем к полученному произведению приписали столько нулей, сколько их записано в конце обоих множителей вместе, - два нуля».
-Если трудно вычислять устно произведения чисел, оканчивающихся нулями, то умножение выполняют письменно.
Фигурное катание парное (Слайд 8)
- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.
- Что такое алгоритм? - Сейчас мы его составим.
У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.
. | Высказывают предположения. Работают вместе с учителем - Умножу 40 на 2, для этого 4 десятка умножу на 2, получится 8 десяток, или 80; умножу теперь 80 на 10, получится 800
Делают выводы.
Рассматривают образец в учебнике
Работают в парах по составлению алгоритма умножения
Пошаговое выполнение действий.
Располагают карточки в нужном порядке. Одна пара зачитывает. 1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне. 2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули. 3.К полученному результату приписываю нули. 4.Читаю ответ.
Коллективная проверка по эталону- 1б Слайд№6 |
Познавательные -анализируют, сравнивают, обобщают, делать выводы, аргументируют свой ответ;
Коммуникативные -слушают собеседника и ведут диалог | |||
V. Первичное закрепление | Работа по учебнику. №54.
| Организует индивидуальную работу с последующей проверкой в группе и самопроверкой по эталону. Выходят к доске с объяснением 3 примера, остальные – самостоятельно ) Остальные в тетрадях решают – Проверка по эталону. Приложение 3 Дополнительные карточки для тех кто идёт вперёд. | Самостоятельная работа.
Проверяют по эталону
Фиксируют результат в оценочных листах
|
| |||
VI.Включение нового в систему знаний и повторения. | Самостоятельная работа и самооценка. | Организует индивидуальную работу с последующей проверкой в группе и самопроверкой по эталону. - Внимание на экран.( Слайд 9) Перед вами 4 задания. - Какое из них далеко от темы нашего урока? А) 2360·400 36060 ·80 Б) 765+9854+5749 В) 3950 · 500 + 20970 · 10 Г) х· 8= 4320·20 - Выберите и решите по силам одно задание.
| Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б, так как оно не подходит к теме нашего урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел. Формулируют уровень сложности заданий и конкретизируют их. Выбирают и решают по силам А – выполнить умножение столбиком 1 балл В- вспомнить порядок действий и вычислить.-3 балла Г- решить уравнение.-2 балла Осуществляют самопроверку по эталону. Исправляют ошибки.
Фиксируют результат в оценочных листах
| Регулятивные определение границ собственного знания или «незнания» Познавательные -анализ с целью выделения главных признаков; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные -умение достаточно полно и чётко выражать мысли; интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие при проверке. Регулятивные - планирование; - контроль; - коррекция; - самооценка.
| |||
VI.Прак-тическая деятель-ность | 1.Решение задачи. №56
| Как двигались теплоходы? -Что нам известно о первом теплоходе? -Что известно о втором теплоходе? -Какой вопрос можно поставить к этой задаче? -Что нужно сделать, чтобы узнать расстояние? -Решите задачу. (Один ученик решает задачу у доски)
1)36*4=144 (км)- прошел первый теплоход. 2)144:3=48 (км)- прошел второй теплоход. 3)48:4=12 (км/ч). Ответ: 12 км/ч- скорость второго теплохода.
| Ставят к ней вопрос, затем под руководством учителя делают чертеж. -Теплоходы двигались на встречу друг другу. -Нам известно, что первый теплоход шел до встречи 4 часа со скоростью 36 км/ч. -Нам известно, что второй теплоход прошел до встречи третью часть пути, пройденного первым. -Сколько км прошел второй теплоход? -Что бы знать расстояние, надо скорость умножить на время. (S=V∙t)
Вспоминают формулы S=υ:t, υ=S: t. Решение задачи выполняют самостоятельно, когда коллективно составят план решения. | Познавательные -проводят анализ, синтез; используют знаково-символические средства; осуществляют моделирование; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; осуществляют построение логической цепи рассуждении, доказательство. Регулятивные - умеют находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной форме. Коммуникативные - принимают участие в обсуждении, высказывают свою позицию | |||
VII. Итоги урока. Рефлексия | Самооценка результатов своей деятельности | ( Слайд 10 )- Оцените свою деятельность на уроке, используя алгоритм самооценки.
Посмотрите в свои листы самооценки и посчитайте свои баллы, какую оценку вы заработали - Если на следующем уроке в самостоятельной работе встретятся такие же примеры, вы справитесь с ними? | Один ученик высказывает оценку результатов своей деятельности по алгоритму самооценки Была цель… Я научился… Самостоятельно решил … Всего набрал … баллов. Это соответствует оценке «…».
Ученики называют свои, заработанные баллы и соответствующую критериям оценку. | Познавательные -ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного.
Регулятивные -оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные -формирование адекватной самооценки
| |||
VIII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С.15 №54– Обязательное для всех. № 58 – Предлагаю тем, кто не боится трудностей.(Слайд 11, 12) | Задают уточняющие вопросы | Личностные -осознание обучающимися своей учебной деятельности.
|
Литература
1. «Математика» вторая часть, авторы – М.И.Моро, М.И. Бантова, Г.В. Бельтюкова.
2. Методические рекомендации. Поурочное планирование по математике, 4 класс. Издательство «Учитель»
3. Электронное приложение у учебнику.
4. Физминутка. https://youtu.be/S6FR5Urf6Qo
5.Индивидуальные карточки