«Умники и умницы» (конкурсная игра для учащихся 7-8 классов)

Конкурсная игра по русскому языку и литературе «Умники и умницы».

7-8 классы

Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка и литературы.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка и литературы.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса

у обучающихся.

I. Вступительная часть.

Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-конкурс “Умники и умницы”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с русским языком, народным творчеством, литературными произведениями.

Подсчитывать очки будут: ________________________________________________________

__(ведущий представляет жюри)

Содержимое разработки



Общеобразовательное частное учреждение «Основная школа КВАНТ"



«Умники и умницы»


(конкурсная игра для учащихся 7-8 классов)


















Провела: учитель русского языка и литературы

ОЧУ ОШ «Квант»

Мусаева Аида Магомедрасуловна







Конкурсная игра по русскому языку и литературе «Умники и умницы».

7-8 классы

Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка и литературы.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка и литературы.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса

у обучающихся.


I. Вступительная часть.

Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-конкурс “Умники и умницы”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с русским языком, народным творчеством, литературными произведениями.

Подсчитывать очки будут: ________________________________________________________

__(ведущий представляет жюри)



II. Отборочный тур.


1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
5.  Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)
6.  Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)

7.  Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
8.  Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха)
9.  Обозначение звуков на письме. (Буква)
10.  Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)
11.  Эта часть речи служит для связи слов в предложении. (Предлог)
12.  Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
13. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
14. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? (Прилагательное)
15. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра)
16. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)

17. Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)

18. Сколько согласных в слове денёк? (3)

19. Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)

20. Определить склонение существительного ПЛАМЯ (разносклоняемое)

21. Кто автор произведений: «Дубровский», "Капитанская дочка”? (А.С. Пушкин)

22. Часть слова без окончания? (Основа слова)

23. Что обычно начинается со слов: "В тридевятом царстве...В тридесятом государстве…»? (сказка)

24. Солнышко встаёт. Это словосочетание или предложение? (предложение)

25. Кто написал строчки: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)

26. Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

27. Как называется раздел языкознания, изучающий слова как части речи?( Морфология)

28. К какой части речи относится слово: скучающий? (причастие)

29. Один, десятый, шестьсот. Какая это часть речи? (Числительное)

30. Кто автор строк: « Мороз и солнце; день чудесный!» (А. С. Пушкин)

31. Кого звали Ариной Родионовной? ( Няню А. С. Пушкина)

32. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей. (Дополнение)

33. В  кого  превратился  гадкий  утенок?  ( В  лебедя)
34. Имя  и  отчество  купца  Калашникова.  (Степан  Парамонович)

35. «Голубка дряхлая моя…» ( няня Арина Родионовна)

36.  Кто  ходит  в  гости  по  утрам? ( Винни Пух)                                                                                   
37. Перечислите  Бременских  музыкантов.  ( Кот,  Петух,  Пес,  Осел, Трубадур)

38. С  кем  дрался  купец  Калашников?  (С  опричником  Кирибеевичем)

39. Какой мультипликационный герой говорит: “Ребята, давайте жить дружно”? (кот Леопольд)

40. Какого цвета козлик, живший у бабушки? (серенький)

41. Чёртова дюжина – это сколько? (13)

42. Кто из сказочных героев летал в ступе? (Баба-Яга)

43. Почему мы говорим: время истекло? (Время истекло – водяные часы долго были единственным прибором для измерения времени. Время измерялось количеством воды, вытекающей из резервуара: время текло).

44. В романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина есть строки

В саду служанки на грядах

Сбирали ягоды в кустах

И хором по наказу пели…

Почему хозяева при сборе ягод служанок заставляли петь?

(наказ, основанный на том, чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели).

45. Автор гимна России? (С. Михалков)

III. Основная игра.


Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.


Задание 1: Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, иволги и вороны.

1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Кукушка)


2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

(Ворон)


3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух)


4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова)


5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орел)


Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.


Задание 2. Перед вами изображения животных и зверей.

1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках. (Волк)


2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес. (Медведь)


3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот, кошка)


4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”. (Конь)


5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг. (Пес, собака).

Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.

Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.




Задание 3.

Ведущий: Перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина.

1) Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?

1. Серебро. 2. Железо. 3. Платина. 4. Золото.

(У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том…)


2) Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?

1.Быть столбовой дворянкой. 3.Быть вольной царицей.
2.Быть владычицей морской. 4. Новое корыто.

3) Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
1. Ложь. 2.Урок. 3.Намек. 4. Зарок.

(Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.)


4) Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
1. Горюшко ты моё. 3. Дурачина ты, простофиля.
2. Пустая твоя голова. 4. Ах ты, мерзкий старик.

(Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!)

Ведущий: В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.


Задание 4.

Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, О ком идет речь.

1. Кто сказал: “Краткость – сестра таланта”  (А. П. Чехов)

“Не хочу учиться, а хочу жениться”. (Д.И.Фонвизин)


2. Определите, кто автор этих произведений?

Автор повести “Ночь перед Рождеством”. (Н.В.Гоголь)

Автор рассказов “Толстый и тонкий”. (А.П.Чехов)


3. Чьи это годы жизни: 1799 – 1837 (А.С.Пушкин)

1745–1792 (Д.И.Фонвизин)


Задание 5.

Самый известный толковый словарь русского языка, созданный в XIX веке. Его автор – талантливый человек: он служил морским офицером, врачом, чиновником, не был филологом по образованию, но стал им по призванию. Словарь включает в себя более 200 тысяч слов и 30000 пословиц, поговорок и загадок. Назовите имя составителя «толкового словаря живого великорусского языка». (Владимир Иванович Даль. Над созданием словаря он работал 50 лет.)


. Задание 6.

Проведи аналогию.

    1. Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Найди четвертое слово.

         Пароход – пристань = поезд - ___________.

        ( депо, вокзал, рельсы, шпалы, станция)

         Нога – костыль = глаза -_____________.

        (зрение, очки, слезы, веки, ресницы).

         Музыка – оркестр = пение - ___________.

         (хор, солист, сцена, певец, концерт).






 Задание 7.

Вот выплыла луна,
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашён.

Подберите к этому хокку название из предложенных вариантов:

1. Ночная красота 2. Равенство 3. Весна пришла 4. Одиночество

(правильный ответ: “равенство”)


Задание 8.

Как правильно называют жителей города Архангельска:

1) Архангельцы 2) Архангеляне 3) Архангелогородцы 4) Архангельчане


(правильный ответ: “Архангелогородцы”)


Задание 9.

Какое из слов в этом ряду лишнее:

1) Индиго 2) Ультрамариновый 3) Кашемировый 4) Хаки


(правильный ответ: “кашемировый”)



IV. Финал.


Вопросы для финалистов (за минуту времени).


1. Назовите одним словом: ЯБЛОКО, МАНДАРИН, АПЕЛЬСИН? (фрукты)

2. Нем, как … (рыба)

3. Подберите синоним к старославянскому слову уста (губы).

4. Часть слова, стоящая перед корнем (приставка).

5. Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких лиц)

6. Назовите автора стихотворения « Бородино». (Михаил Юрьевич Лермонтов)

7. Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)

8. Антоним к слову белый? (черный)

9. Жанр произведения «Илья Муромец и Микула Селянинович»? (былина)

10. Что изучается в разделе «Фонетика»? (звуки речи)

11. Что значит фразеологизм сломя голову (быстро)

12. Продолжи пословицу: не зная броду, …….. (не суйся в воду).

13. Брелок во множественном числе (брелОки)

14. В Москве живёт москвич, а в Туле.. (туляки)

15. Какая часть речи отвечает на вопрос Кто? Что?(существительное)

16. Сколько склонений у существительных? (3)

17. В каком веке жил А.С. Пушкин? (XIX век)

18. Кто был хозяином Муму? (Герасим)

19. От чьей руки погиб А.С.Пушкин? (Дантес)


1. Назовите одним словом: СТОЛ, СТУЛ, КРОВТЬ? (мебель)

2. Голоден, как … (волк)

3. Подберите синоним к старославянскому слову очи (глаза).

4. Часть слова, стоящая после корня (суффикс).

5. Что такое монолог? (Речь одного человека)

6. Кто написал "Муму”? (Иван Сергеевич Тургенев)

7. Назовите имя и отчество Чехова. (Антон Павлович)

8. Антоним к слову холодный? (горячий)

9. Жанр произведения И.С.Крылова «Свинья под Дубом»? (басня)

10. Что изучается в разделе «Лексика»? (слова)

11. Что значит фразеологизм во весь дух (быстро).

12. Продолжи пословицу: не имей сто рублей, а …. (имей сто друзей)

13. Дно во множественном числе (дОнья)

14. В Москве живёт москвич, а в Курске... (куряне)

15. Какая часть речи отвечает на вопрос Что делать?(глагол)

16. Сколько спряжений у глагола? (2)

17. В каком веке жил М.Ю. Лермонтов? (XIX век)

18. Назовите имя Дубровского из одноименного произведения А.С.Пушкина. (Владимир)

19. С кем стрелялся на дуэли М.Ю. Лермонтов и погиб? (Мартынов)



V. Подведение итогов.

Награда победителей.











Сохранить у себя:
«Умники и умницы» (конкурсная игра для учащихся 7-8 классов)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки