МБОУ «Красноясыльская средняя общеобразовательная школа»
Открытый классный час на тему
«Умеем ли прощать? Все ли можно простить?»
8 класс
Классный час подготовила
учитель химии и физики
МБОУ «Красноясыльская сош»
Боричевская Розалия Рафиковна
2018
Цель: поразмышлять с учащимися о важнейшей нравственной ценности – умении прощать, о сложности нравственного выбора; показать, что прощение – это путь к формированию сильной личности, умеющей любить и быть милосердной
Задачи:
1.Учить анализировать поступки героев и оценивать свои.
2. Способствовать формированию у обучающихся смысла понятия «прощение».
3. Развивать положительные эмоции, эмпатию, стремление делать добро себе и другим людям.
4. Воспитывать понимание значения умения прощать и быть прощённым в жизни человека.
Оформление класса:
1. Афоризмы на доске:
* Прощать – это понять, понять – это значит знать, знать – это приблизиться к порогу мудрости. (Николай Рерих)
* Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного.
( Махатма Ганди)
* Прощение, идущее от сердца, превращает несчастливое прошлое в счастливое будущее.
(Лууле Виилма)
* Человек бывает прекраснее тогда, когда просит прощения или прощает сам.
(Немецкий писатель Жан Поль)
Оборудование: мультимедиа установка, памятки для учащихся.
Ход занятия.
Слайд №1
1. Создание эмоционального настроя.
Добрый день, улыбчивым лицам.
Добрый день, открыто, доверчиво
Добрый день продлится до вечера.
Добрый день всем, кто находится здесь
Я рада вас приветствовать на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь. Посмотрите и улыбнитесь друг другу, чтобы создать атмосферу тепла, добра, единения.
Наше общение требует соблюдение определенных правил.
Слайд №2 «Правила общения»
/Учащиеся по очереди озвучивают текст/
1. Необходимо говорить о тех мыслях, чувствах, которые у нас появляются на данный момент.
2. Самое главное - не лицемерить и не молчать, стараться максимально говорить правду.
3. Каждому из нас необходимо высказывать собственные возникающие чувства и переживания, используя выражения типа "Я чувствую...", "Мне кажется..."
4. В течение мероприятия каждый из нас обязан быть активным. Просто посидеть и молчать запрещается.
2. О чем же мы сегодня будем говорить?
СТИХ Трудное слово.
Есть трудное слово на свете,
Его очень трудно сказать.
Его не хотят часто дети
И слышать, не то, что понять.
Оно никому не мешает,
Оно примиряет людей.
И тот, кто его применяет,
Бывает сердечней, добрей.
Что это за слово такое,
Что многих так сильно страшит?
Не сложное, очень простое:
«Прости», — и Бог тоже простит.
Слайд №3
3. Ну как догадались? О каком человеческом качестве говорится в стихотворении?
Сегодня мы с вами поговорим об одном из самых сложных, но очень важных человеческих чувств, а именно о том - Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?
Слайд №4
Ребята, давайте порассуждаем с вами над такими простыми словами, как «прости» и «извини».
Что вы думаете о значении этих слов?
/высказывание детей/
Простить – это “перестать упрекать”, “не держать зла”, “относиться терпимо к тому, что не принимаешь в других”; “не ждать, пока обидевший первый придет мириться”
Слайд №5
Учитель: перед вами на слайде есть выдержки из словарей русского языка
Ребята зачитывают значение слова «простить»
1) В «Толковом словаре русского языка» С. Ожегова слово «простить» расшифровывается как «извинить, не ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства».
2) В словаре В. Даля «простить – делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать».
Слайд №6 Что связывает эти снимки?
Учитель:
-Ребята, а вы в жизни испытывали чувство обиды?
- Что же чувствует человек, которого обидели и который обиделся? /высказывания детей/
- Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию, а также свои нервы.
– Возникают сомнения в существовании справедливости.
– Жизнь меняется в отрицательную сторону
- Наукой доказано, что когда человек обижается, то:
1. Учащается сердцебиение;
2. Затуманивается разум;
3. В кровь начинают поступать вещества, которые настраивают человека против другого. Эти вещества (империалы) оказываются отравляющими. Они не уходят из организма, а остаются в нём и отравляют человека. И чем чаще человек обижается, тем всё больше их накапливается. И тогда человек начинает обижаться из-за всякой мелочи, пустяка.
- Принесёт ли такой человек какую-то пользу окружающими себе?
- Легко ли живётся такому человеку? Почему?
Вывод: Такой человек плохо ест, беспокойно спит, у него плохое настроение, может заболеть и даже умереть. И чтобы такое не случилось с вами, да и окружающими вас, мы должны найти лекарство от обиды.
Я хочу рассказать вам одну историю.
Однажды там, где нужно было слово, встретились Молчание и Молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Взгляды их выражали одиночество, пустоту, и в них было что-то тоскливое.
Вдруг раздвинулась бездна и за спинами встали твердые скалы. Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец своей дороги. Немые губы сжались и языки мучительно искали слово. Их силы были на исходе. И осталось - не вместе жить, а вместе умереть. И потянулись руки навстречу, и слово родилось: "Прости!"
Прости… Почему это слово очень трудно сказать, трудно слышать и понять?
Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям.
Учитель: Как же выйти из этого состояния? Что поможет?
/Высказывание учащихся/
Слайд № 7
- Как же нужно поступить, чтобы не дать обиде отравить вас и вашу душу?
/на слайде появляется "лекарство" от обиды: разобраться - пожалеть - простить - возвыситься над обидой).
Стих «Правило бумеранга»
Других не зли и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
А если что не так – смирись.
Будь поумнее, улыбнись.
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно.
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно.
ВЫВОД: надо уметь ПРОЩАТЬ.
Учитель:
- В прощении заключается великая сила. Все ли можно простить? Сразу, пожалуй, нет (слишком велика может быть обида).
Всегда ли нужно прощать? Всегда! А иначе, как жить дальше с обидой?
Носить в себе, а тем более "холить и лелеять" обиду нельзя: душа ожесточится, а обида будет "разъедать" вас изнутри, подобно ржавчине.
Учитель:
К чему можем прийти если не умеем прощать?
Обсуждение ситуации
Нечаянно девочка толкнула двух стоявших мальчиков. Один умел прощать, а другой не умел. Один сразу простил толкнувшую девочку, а другой обиделся на нее и разозлился. ЗАДАНИЕ
Придумайте, что будет дальше, чем может все это кончиться для мальчика, который не умел прощать?
(Сильно ударил, плач, скандал, больница, родители девочки, милиция)
Учитель:
- Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают?
Значит, и вы тоже должны прощать других. Нужно уметь прощать для себя. Прежде всего, прощение несет успокоение самому человеку.
Главное условие и правило хороших отношений между людьми звучит так: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (делайте другому только то, что хотели бы получать сами). Каждому человеку нравится, когда другие его любят, прощают, помогают и относятся хорошо и по-доброму. Точно так же и вы должны относиться к другим людям. Но сам человек часто забывает любить, помогать, прощать других и поступает плохо с другими людьми. Прежде чем вы захотите что-то сделать другому, вы должны подумать, понравилось бы или нет это вам самим. Все, что вам самим понравилось бы, вы можете делать другим, но вы ни в коем случае не должны другому делать то, что вам самим было бы неприятно получить. Всегда пользуясь этим правилом, вы не станете хуже и меньше будете совершать ошибок, а ваша душа и ее энергия не будет загрязнятся и останется чистой.
Вам нравится когда мама не съедает все конфеты сама, а приносит вам? А сами вы точно так же поступаете, вы всегда ее угощаете, если вам в гостях или школе кто-то дал конфету?
Если вы любите получать только хорошее, то значит, и отдавать должны только хорошее.
Слайд №8
Воспользуйтесь мудрыми советами
1. Не делай другому того, чего не пожелал бы по отношению к себе.
2.«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете».
3.«Не обижайте, и вы не будете обижены!»
4. «Человеку дано все, но он упорно издевается сам над собой».
5. Не важно, что делают другие, важно, ЧТО делаешь ТЫ и КАК ты это делаешь
Учитель:
Некоторые люди считают, что просить прощение – значит унизиться перед другим. Но прощение – это внутреннее, личное освобождение от обиды. Не важно - какого ты вероисповедания, не важно - маленький ты или большой, человек должен уметь прощать, если он человек, но всё же лучше стараться не обижать других людей. А умение прощать даёт возможность человеку стать добрее, лучше, порядочнее.
Учитель:
Как вы просите прощение? Покажите.
- Мирись! Мирись! Больше не дерись!
- Прости меня, я больше так не буду!
- Извини, если можешь!
- Пожать по-мужски руку, прикоснуться рукой к другому человеку
Слайд №9
История рукопожатия
Рукопожатие уходит своими корнями в глубокое прошлое. Когда первобытные люди встречались в мирной обстановке, они демонстрировали ладони друг другу, чтобы показать, что не прячут никакого оружия в знак примирения и приветствия. Принято считать, что рука отражает душу человека. Таким образом, рукопожатие означает, что ваши чувства исходят от чистого сердца.
Рукопожатие – вроде бы элементарный жест, и для многих лишь формальность, но он играет важную роль в нашей жизни, и относиться к нему надо внимательно. Рукопожатие может говорить как о вашей заинтересованности человеком, так и об отсутствии всякого интереса, выражать уверенность или сигнализировать о слабости, может показать теплоту, открытость и честность, или желание что-то скрыть. Рукопожатие – это очень информативный жест, своим рукопожатием вы посылаете тонкий, но весьма мощный импульс о том, кто вы есть и какие при этом у вас намерения…
Слайд № 10,11
Игра «Человеческие чувства»
- Ребята, перед вами список различных человеческих чувств (список на столах).
1. Выберите (ставьте знак «-») из них те чувства, мешает вам прощать и объясните почему?
/Высказывание учащихся/
2. Выберите из них те чувства, что помогает вам, прощать и объясните почему?
/ Высказывание учащихся /
Досада | Обида |
Учитель:
-Перед вами лежат листы с вопросами. Я предлагаю ответить на вопросы. (3мин)
(выбранные ответы выделите).
Объясните, почему такие ответы вы выбрали?
Вопросы: 1. Что же означает теперь для вас слово «простить»?
| Возможные ответы: – Перестать гневаться и винить другого человека. |
2. Что мы чувствуем, когда прощаем себя и другого? | – Удивление. |
3. Ребята, а как дать человеку понять, что ты прощаешь его? | – Если человек осознал свою вину и просит извинить его, надо принять эти извинения. |
4. Какие качества помогут мне сделать это?
| – Смелость, сострадание, великодушие. |
Слайд №12
Учитель:
-В христианстве прощению даже отведен специальный день – день духовного очищения от грехов вольных или невольных – последний день Масленицы – накануне Великого поста. Это – Прощеное воскресение. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы старая традиция – празднования прощеного воскресения – плотно входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге своего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»
- Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает.
Слайд №13
Учитель:
- В прощении заключается великая сила. Все ли можно простить? Сразу, пожалуй, нет (слишком велика может быть обида). Простить можно. Надо лишь быть мудрым. Добрым. Любить.
Всегда ли нужно прощать? Всегда! А иначе, как жить дальше с обидой?
Носить в себе, а тем более "холить и лелеять" обиду нельзя: душа ожесточится, а обида будет "разъедать" вас изнутри, подобно ржавчине.
Слабый не может прощать.
Прощение есть свойство сильного.
Махатма Ганди.
Учитель:
РЕФЛЕКСИЯ: «Волшебный клубочек»
Я попрошу вас, передавая волшебный клубочек, друг другу, назвать качество, которое помогает нам прощать. Итак, я начну, а вы продолжайте: «Уметь прощать- значит быть милосердным» ……… (передавая клубок, наматывать нитку на палец каждого и передавать дальше)
Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием! Давайте поднимем руки, и мы увидим, что все качества составляют единое целое. Только обладая всеми этими качествами можно стать поистине милосердным человеком, умеющим прощать.
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллели и зеленых рек,
Совершите чудо, руку протяните
Чтобы милосердным был каждый человек.
Слайд № 14
Учитель:
- Я желаю вам вселенского прощения. Желаю вам найти в себе силы простить человека, который вас обидел.
Простите и вы меня, если я кого-то невольно обидела. Благодарю вас за разговор.
Учитель раздаёт ребятам на память красивые памятки. Ребята, запомните!
Каждый может совершить ошибку.
Совершив ошибку, умей её признать.
Прости, и будешь прощён.
Прощение уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества.
Прости, и твоя душа будет светлее.
Советы Дейла Карнеги.
Правило 1: заполните свой ум мыслями о спокойствии, мужестве, здоровье и надежде, ведь «наша жизнь – это то, что мы думаем о ней».
Правило 2: никогда не пытайтесь свести счёты с обидевшими вас, потому что этим вы принесёте себе гораздо больше вреда, чем им.
Правило 3: ведите счёт своим удачам, а не своим неприятностям!
Правило 4: когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.
Правило 5: забывайте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим. «Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе».