Учёные - физики в блокадном Ленинграде

В суровое блокадное время учёные физики не оставили свои лаборатории. В голоде, холоде продолжали свою работу, приближая победу.

Содержимое разработки


Учёные – физики в блокадном Ленинграде

Внеклассное мероприятие по физике к 12 апреля




Преподаватель физики Т.Е.Тарасенко

ГПОУ «Ленинск – Кузнецкий политехнический техникум»

Учёные – физики

в блокадном Ленинграде


Сценарий внеклассного мероприятия


Цели: рассказать о вкладе учёных – физиков в борьбе за освобождение Ленинграда и всей страны от немецких захватчиков; продолжить формирование чувства патриотизма обучающихся; показать примеры, доказывающие, что «знание – это сила»; провести викторину по материалу, изученному в течение года, связанного с темой мероприятия


Инструментарий: компьютерное и музыкальное сопровождения; оформление кабинета; приборы, необходимые для проведения экспериментов; карточки – задания


Способ проведения: информационно – музыкальная композиция с элементами викторины; устный журнал «Учёные – физики в блокадном Ленинграде»


Роли

Ведущие

Чтец

Историк






















Оформленный кабинет

Столы для участников викторины –

«военный учёный совет»

Вводное слово учителя о целях мероприятия, условиях его проведения

Члены жюри – «штаб военного учёного совета»



Чт. Вы, мои друзья последнего призыва!

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.

Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,

А крикнуть на весь мир все ваши имена!

Да что там - имена! Ведь всё равно – вы с нами!...

Все на колени! Все! Багряный хлынул свет!

И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами –

Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет!


(А.Ахматова, август 1942)


Первая страница

«Сентябрь 1941. Блокада»


Редактор 1(ред.1.) На первой странице нашего журнала небольшое интервью с историком. Скажите, с чего всё началось?

Историк (ист.). В сентябре 1941 г. враг подошёл к городу и обрушил на него снаряды, бомбы. Только за сутки на город падало более 6000 зажигательных бомб. Когда был захвачен Шлиссельбург, расположенный в устье Невы, Ленинград оказался блокированным с суши. Из-за вражеского кольца подвоз продовольствия стал почти невозможен.

Ред.1. Наверное, встал вопрос об эвакуации учёных?

Ист. Да, конечно. Но многие и не хотели покидать родной город. Оставшиеся ни на минуту не уходили со своих постов.


Чт. Не забыть мне зарниц Шлиссельбурга,

Батареи немецкой налёт.

Зимней ночи косматая бурка опустилась на ладожский лёд.

Но расстреляно рваное небо, полыньи от бомбёжки дымят.

Пополненья снарядов и хлеба дожидается твой Ленинград.


Ист. Широк был круг проблем, разрабатываемых учёными. На таблице представлена небольшая их часть (подходит к слайду).



Ф.И.О. учёного


Разрабатываемая проблема

В.А.Фок, физик, акад.

Составление таблиц стрельбы из артиллерийских орудий

М.А.Шателен, член – кор. АН СССР

А.А.Радциг, член – кор. АН СССР

Производство селеновых выпрямителей для военных целей

Учебник по деталям паровых турбин

Б.Н.Окунёв, физ.

Работа над первым томом «Основы баллистики»

Исследование «Определение баллистических характеристик пороха и давления форсирования» (оба изданы в 1943г.)

А.Ф.Иоффе, М.А.Шателен и др.

Грелка, защищающая бойцов от обморожения и выхода их из строя

П.П.Кобеко

Высокочастотный кабель на отечественной изоляции для радиолокации

Зажигательная смесь, которую могли выпускать в Ленинграде из наличного материала


Хочется узнать, какое отношение имеют эти проблемы к физике? Перечислите, пожалуйста, основные разделы, темы или вопросы из курса физики, связанные с ними.


Конкурс – разминка проводится по типу «аукцион». Каждая группа называет разделы физики, но побеждает команда, последней назвавшая какой-либо из разделов. Эта команда получает три балла.


Ред.1. (Кто-либо из ведущих приносит ему «сводку») Вот и сводка из гидрометцентра на начало января. Видимо, судьба посылает жителям героического города новое испытание. Но мне не совсем понятна средняя температура...


На слайде задание: на шкале Кельвина 238º.

Скольким градусам на шкале Цельсия соответствует эта температура?

(-35ºС)

Отвечает команда, первая поднявшая руку (два балла).


Ред.1. Понятно, почему полностью замёрз водопровод, вышла из строя канализация, не работало центральное отопление.

Ист. Да, а ещё подача электроэнергии была строго лимитирована, остановился городской транспорт. И при этих обстоятельствах город жил, трудился!


Чт. Метёт колючая пороша, а ветер каменит слезу,

Изнемогая, точно лошадь, не хлеб, а воду я везу.

Как хорошо, что ты замёрзла, святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой на той тропинке ледяной,

Ты не прольёшься из ведёрка, я привезу тебя домой!


Ред.1. Поступили какие-то шифровки для учёного совета.


Конкурс – «шифровка».

Командам выдаются задания, в которых необходимо стрелками указать соответствие между величинами и единицами измерений, формулами, приборами. На выполнение даётся две минуты. За каждый правильный ответ – один балл.


Задание – «шифровка»


Физическая величина

Формула для расчёта

Единица измерения

Приборы для измерения величины

Температура


Давление


Скорость


Сила


Мощность


Напряжение

P = F/S


U = A/q


T = t + 273


P = UJ


V = S/t


F = ma


Вольт


Ньютон


ºКельвина


Ватт


Паскаль


м/с

Вольтметр


Динамометр


Ваттметр


Термометр


Барометр


Спидометр


Ред.1. Думается, что жить и работать в осаждённом городе становилось всё труднее? (Обращение к историку)

Ист. Безусловно. Бомбёжки, снаряды... Хуже стало с продовольствием: во второй половине ноября его скудные нормы сокращены до 250 г хлеба рабочим и 125 г – служащим.

Ред.1. Внимание на экран. Вдумайтесь в эти числа! Ощутите весь ужас, что стоит за ними: голод, смерть...


Задание всем командам: перевести в систему СИ и записать в стандартном виде – 125 г и 250 г. На выполнение одна минута (два балла).


Чт. Ленинград...

Не шумите вокруг, он дышит, он живой ещё, он всё слышит,

Как на влажном балтийском дне сыновья его бредят во сне.

И из недр его вопли: «Хлеба!» до седьмого восходят неба.


Ист. У меня с собой один документ – воспоминание профессора О.Л.Вайнштейна. Хотелось бы его зачитать.

Ред.1. Обязательно!

Ист. «Надев на себя всё самоё тёплое, вы отправляетесь на работу через кажущуюся даль заснеженных проспектов и площадей. За ночь все стёкла выбиты от упавшей рядом бомбы; по всему помещению свободно гуляет ветер. Вы читаете лекцию в калошах и шубе с поднятым воротником. Писать вы можете только в рукавицах и карандашом, потому что чернила замёрзли. ... вас ждёт работа в насквозь промёрзшей лаборатории..., которую нужно выполнить во что бы то ни стало, не поддаваясь ни холоду, ни слабости, ни страху перед артиллерийским налётом».

Ред.1. Последняя заметка на этой странице о подготовке доклада об изучении трудов И.Ньютона в России профессором университета Т.П.Кравцом.

Ист. С этим докладом он выступил в январе 1943 в Москве на торжественном заседании в Академии наук, посвящённом 300-летию со дня рождения великого физика.

Ред.1. А что знает наш учёный совет о работах Ньютона?


Задание командам: «стрельба в тире».

Участники должны выбрать правильный ответ (задания на слайдах).

За правильный ответ один балл.























Вторая страница «Дорога жизни»



Чт. Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!

... сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось ещё восемьсот.


Учитель (Уч.) В истории обороны Ленинграда и деятельности ленинградских учёных есть героический эпизод, который связан с «Дорогой жизни». Он занимает одно из самых выдающихся мест в её летописи. Расскажем о нём, используя воспоминания его участника – учёного Н.М.Рейнова. Представим разговор учёных – Н.М.Рейнова и П.П.Кобеко.


Н.М.Реёнов и П.П.Кобеко перед схемой ледовой «Дороги жизни».


Н.М.Рейнов (Рейн.). Итак, по льду Ладожского озера проложена автотрасса, которая связывает город с Большой землёй.

П.П.Кобеко (Коб.). Да, понятно, что от неё зависит жизнь осаждённого Ленинграда. Она даст возможность эвакуировать из города больных, завести продовольствие, материалы, оружие.

Рейн. Но есть обстоятельство, на первый взгляд совершенно необъяснимое: когда грузовики идут в Ленинград, максимально нагруженные, лёд выдерживает, а на обратном пути с больными и голодными людьми машины часто проваливаются.

Коб. Получается, на обратном пути груз значительно меньше.

Рейн. В том-то и дело. Городской комитет партии поставил перед учёными задачу: выяснить, в чём дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности.


Чт. И машины идут сквозь торосы,

И по дифер в воде, тормозят.

Оплетённые цепью колёса по торосам на ощупь скользят.

Где-то рядом снаряды ложатся. И на лёд выступает вода...


Задание участникам (силы)


Беседа учёных


Коб. Подведём некоторые итоги. Методика регистрации колебаний льда в разных условиях готова.

Рейн. Замечательно, что с её помощью теперь можно прямо на месте выяснить причину аварии.

Коб. Главное, что создать аппаратуру, которая может регистрировать, что происходит со льдом в разную погоду под влиянием различных статических и динамических нагрузок.

Рейн. Да, причём регистрировать быстро, непрерывно и автоматически.

Коб. Конечно, не станут же немцы, сложа руки, наблюдать, как русские ковыряются возле установок.

Рейн. Мобилизованы все сотрудники Физтеха, кто ещё в состоянии что-то делать. Но где взять материалы для изготовления прибора?

Коб. Всегдашний для ленинградцев вопрос в это время... Кое-что придумано... Чтобы сделать станину установки, выкопали из-под снега подставку для ограды газонов. Четыре голодных физтеховца едва приволокли её в институт. Аппаратуру мастерим из деталей старых телеграфных аппаратов. Со дня на день будет сделана первая партия приборов. Мы назвали их «прогибографами». Нужна группа для проведения исследований.

Рейн. Это сотрудники Физтеха: П.П.Кобеко, Н.М.рейнов, Ф.И.Марей, Н.С.Иванова, Н.И.Шишкин, Ю.Н.Неронов и другие.

Коб. Обстоятельства нас не балуют: стужа тридцатиградусная, обстрелы, ужасные ветра. А работать придётся в темноте.

Рейн. Об опасностях говорят мало. Все всё понимают. Главное успешно провести испытания и исследования.

Коб. Война, голодные дети, смерть... Нужно изучить пластическую деформацию и вязкость льда, его проломы и грузоподъёмность, изменение амплитуды ветровых колебаний...

Рейн. А ещё динамические деформации под влиянием нагрузок, суточные естественные колебания ледяной толщи... А куда поместим прогибографы?

Коб. Установим вдоль дороги на кромке льда.


Чт. ... Ленинградскую беду руками не разведу,

Слезами не смою, в землю не зарою.

Я не взглядом, не намёком, я ни словом, не попрёком,

Я земным поклоном в поле зелёном помяну.


Задание для участников


Рейн. Подведём итоги и сделаем выводы после экспериментов?

Коб. Итак, что мы имеем... Наиболее опасной скоростью движения автомобиля по льду Ладожского озера является скорость 35 км/ч.

Рейн. Да, при ней собственные колебания льда совпадают с колебаниями, вызванными идущим по льду автомобилем.

Коб. Поэтому по возможности не нужно везти машины колоннами, не делать обгонов по льду.

Рейн. И, если автомобили движутся по параллельным путям, то расстояние между ними не должно быть более 70 – 80 метров.

Коб. Динамические нагрузки на лёд рассчитаны?

Рейн. Рассчитаны. И установлено, при каких условиях танки смогут пройти по Неве.


Задание для участников:

Перевести в систему СИ и записать в стандартном виде V = 35 км/ч.

На каком из графиков движение автомобилей по Ладожскому озеру является безопасным? (Слайд) (Приложение 3)


Уч. На основе полученных результатов учёные выработали правила безопасного движения по ладожской трассе; составили таблицы и формулы для расчёта допустимой скорости передвижения с разными грузами. Эти таблицы и правила были размножены и использовались неукоснительно на всём фронте. Ледовые аварии прекратились.


Слайд: «Этот цикл работ сыграл положительную роль при прорыве блокады». Академик А.Ф.Иоффе




























Третья страница

«Знаете ли вы, что...»



Чт. Вместо супа – бурда из столярного клея,

Вместо чая – заварка сосновой хвои.

Это всё б ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад...

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград!


Ред.1. Сводок всё больше и больше от учёных Ленинграда (разглядывая несколько страниц). Невероятно, как в таких условиях люди науки находят средства, ресурсы и силы для борьбы с врагом...

Ред.2. Поместим их на третьей странице.

Ред.1. Пусть это будет последним заданием для нашего учёного совета.

Ред.2. Что ты имеешь в виду?

Ред.1. Нужно будет вставить пропущенные слова в предложения наших заметок.

Ред.2. Это - идея. Давай посмотрим, что у нас за новости?

Ред.1. (Читает сводку) В Физтехе создана база для испытания новых образцов боевой техники. Разрабатываются способы сделать землю, из которой возводятся укрепления, водонепроницаемой. В институте железнодорожного транспорта испытывали рельсы, балки, стальные плиты; подбирали материал, из которого лучше и быстрее можно сваривать противотанковые ежи; делать покрытия для дотов».

Ред.2. Послушай, это очень интересно... «Над маскировкой Смольного, как и других военных объектов города, много поработали учёные и художники. Предстояло найти такую окраску, которую не мог бы отличить от зелени деревьев ни глаз, ни оптический прибор даже при спектральном анализе».

Ред.1. Помнишь, как осенью 1941 многие ленинградцы носили небольшие значки, фосфоресцирующие в темноте, как светлячки. Это помогало ориентироваться на тёмных улицах.

Ред.2. Да, да, да... Так... (Продолжает читать) «Светящиеся составы требовались для многочисленных приборов зенитчикам, артиллеристам, морякам. Производство светящихся составов организовал в Радиевом институте А.Б.Вериго. Сотрудники добывают радий с поверхности стен, полов и потолков тех комнат, где раньше применялся радий для научных исследований, пустили в дело отходы».

Ред.1. Вот ещё одна... Что только голод не заставит придумать... «В городе имелись некоторые запасы красок, изготовленных на растительных маслах. Наши физики и химики быстро нашли способ превращения красок в пищу».

Ред.2. Что-то о приборах есть?

Ред.1. Где-то попадалась сводка... Нашёл. «Сотрудники Института морского флота придумали «карманный перископ». Он позволяет бойцам вести наблюдения за противником, видеть всё, что делается в поле, не поднимая головы из окопа».

Ред.2. Так, наше предложение в силе?

Ред.1. По поводу задания учёному совету? Конечно! В журналах ведь часто печатают ребусы, головоломки и т.п. У участников совета 3 – 4 минуты, чтобы заполнить пропущенными словами текст. Один балл за каждое слово. (Приложение 1)


«Военный совет» подводит итоги.


Учитель. И только лишь 27 января 1944 года ленинградцы впервые услышали в своём городе победный салют. Над Невой прогремели 24 залпа из 324 орудий.

Чт. Ленинградский салют


В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, –

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Ред.1.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Ред.2.

Замерзая, люди близких хоронили,

Пили воду из растопленного льда,

Из любимых книжек печь зимой топили,

И была дороже золота еда.

Чт.

Ели маленький кусок ржаного хлеба

По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.

И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…

И руины там, где дом вчера стоял…

Ред.1.

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!

И когда врага отбросили назад,

Был салют! Его снаряды возвещали:

Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

Ред.2.

От усталости шатаясь, ленинградцы

Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»

И сквозь слёзы начинали обниматься, –

Всё! Закончилась блокадная пора!

Чт.

Есть салют у нас весной – на День Победы,

Он цветами красит небо всей стране,

Но особо почитают наши деды

Тот салют в голодно-белом январе…


(Т. Варламова ■)


«Штаб» объявляет итоги.

Поздравления и награждения
































Приложение 1


Задание «Знаете ли вы, что...»



В Физтехе создана база для испытания новых образцов (боевой техники). Разрабатываются способы сделать( землю), из которой возводятся укрепления, (водонепроницаемой). В институте железнодорожного транспорта испытывали (рельсы, балки, стальные плиты); подбирали материал, из которого лучше и быстрее можно сваривать (противотанковые) ежи; делать покрытия для дотов.

Над (маскировкой) Смольного, как и других военных объектов города, много поработали учёные и художники. Предстояло найти такую (окраску), которую не мог бы отличить от зелени деревьев (ни глаз, ни оптический прибор) даже при( спектральном) анализе.

Осенью 1941 многие ленинградцы носили небольшие значки, (фосфоресцирующие в темноте), как светлячки. Это помогало (ориентироваться) на тёмных улицах.

(Светящиеся составы) требовались для многочисленных приборов зенитчикам, артиллеристам, морякам. Производство светящихся составов организовал в (Радиевом институте) А.Б.Вериго. Сотрудники добывают (радий с поверхности стен, полов и потолков тех комнат), где раньше применялся радий для (научных исследований), пустили в дело отходы.

В городе имелись некоторые запасы (красок), изготовленных на (растительных маслах). Наши физики и химики быстро нашли способ (превращения красок в пищ)у.

Сотрудники Института морского флота придумали («карманный перископ»). Он позволяет бойцам (вести наблюдения за противником), видеть всё, что делается в поле, (не поднимая головы из окопа).
















Приложение 2



Первая трасса для перевозок грузов в город проходила по маршруту Жихарево - Желанное - Троицкое - Лаврово - ст. Ладожское озеро, протяженность направления составляла 44 км; для порожняка и эвакуации из города - ст. Ладожское озеро или Борисова Грива - Вагановский спуск - Лаврово - Городище - Жихарево протяженностью 43 км. Общая протяженность рейса по первой кольцевой трассе составляла 83 км.



Вторая трасса для перевозок грузов проходила по маршруту Войбокало - Кобона - Вагановский спуск - ст. Ладожское озеро или Борисова Грива (58 км) и для порожняка или эвакуации - ст. Ладожское озеро или Борисова Грива - Вагановский спуск - Лаврово - Бабаново - Войбокало (53 км). Общая протяженность второй кольцевой трассы составляла 111 км.





























Приложение 3


Графики движения автотранспорта

по «Дороге жизни»






V, км/ч


Сохранить у себя:
Учёные - физики в блокадном Ленинграде

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки