УЧИМСЯ СЧИТАТЬ ПО МОНТЕССОРИ: ЛЕГО-ЛЕСТНИЦА ИЗ ЧИСЕЛ
В XIX главе книги Марии Монтессори "Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет" автор предлагает для обучения счету использовать палочки разной длины, разделенные на равные отрезки чередующихся цветов. Этот же способ можно использовать и с LEGO-блоками. Вперед!
Итак, нам понадобятся:
- блоки с цифрами от 1 до 10
можно использовать блоки из набора 10558 LEGO Duplo Number Train ("Поезд с цифрами"), аналогичный поезд от Mega Bloks (First Builders 123 Learning Train) или поезд с цифрами из серии Mega Bloks Junior Builders Томас и его друзья.
можно на обычные блоки наклеить цифры, взятые из развивающих книг или раскрасок;
можно просто написать на блоке цифры маркером для белой доски - а после игры стереть обычной тряпочкой.
- устойчивая база (базовые пластины) - пластины ЛЕГО Дупло или Унико подойдут для всех перечисленных наборов, в том числе и Mega Bloks First Builders.
Метод обучения счету Монтессори
Счет в системе Монтессори связан с развитием пространственных представлений: больше/выше/длиннее означает и большее число. Такой способ счета облегчает восприятие абстрактных цифр, связывая их с непосредственными ощущениями и развивая пространственное мышление.
Мария Монтессори использовала набор из палочек разной длины - от 10 см до 1 метра, причем все палочки были размечены на сегменты по 10 см, поочередно раскрашенные в контрастные цвета (красный и синий). Порядок занятия следующий:
Задание 1. Разложить палочки горизонтально по длине сверху вниз (от самой короткой до самой длинной)
Задание 2. Сосчитать синие и красные отрезки на палочках, начиная от самой короткой: выходит последовательный счет от 1 до 10.
Задание 3. Сосчитать палочки сверху вниз по левой стороне треугольника (А).
Задание 4. Сосчитать палочки по правой стороне треугольника (лесенке), сопоставить полученные результаты.
Задание 5. Выбрать на глаз палочку большей длины, чем предложенная взрослым, проверить результат, посчитав отрезки на обеих палочках.
Монтессори и ЛЕГО: вместе веселей!
Можно немного преобразовать метод Монтессори и использовать вместо палочек блоки конструктора. У такого подхода даже больше образовательных возможностей: построить палочки из определенного количества отрезков нельзя, а из блоков - можно. В качестве базового треугольника берем вот такую конструкцию-лесенку, заканчивая ее на том столбике, который, на ваш взгляд, адекватен возрасту ребенка: в 2,5 малыш уже вполне способен осилить счет до 10, но начинать, конечно же, стоит с отрезков 3, 5, а потом 10.
|
Задание 1. Вместе строим лесенку: 1 состоит из одного блока, 2 - из двух, 3 - из трех и так далее. Каждый шаг проговариваем. На следующем этапе (при повторной игре) можно начинать обращать внимание малыша на то, как пишется цифра, используя, например, стихотворение С.Маршака "От 1 до 10".
Задание 2. Пересчитываем количество блоков в каждом столбике - начиная от 1.
Задание 3. Считаем количество блоков в самой высокой башенке.
Задание 4. Считаем количество столбиков снизу вверх, начиная с 1, сопоставляем результаты.
Задание 5. Отделяем столбики от пластины, предлагаем малышу восстановить конструкцию, на первых порах можно предложить распечатанный образец (см. Шпаргалку "Учимся считать по Монтессори: ЛЕГО-лестница из чисел").
Задание 6. Выбираем один из столбиков, просим малыша подобрать столбик большей длины, вместе пересчитываем блоки в столбиках и сверяем результат.