Ученическое тьюторство как эффективный метод повышения качества образования

Основными принципами ученического тьюторства являются обучение через личный опыт учеников и мотивация на их дальнейший личностный рост. Такой подход к организации учебного процесса позволяет добиться максимальных результатов в формировании метапредметных компетенций учащихся.

Содержимое разработки

Ученическое тьюторство как эффективный метод повышения качества образования

Агеева Светлана Юрьевна (ageevasvetlana@bk.ru)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тацинская средняя общеобразовательная школа №3 (МБОУ ТСОШ №3)

Аннотация

Основными принципами ученического тьюторства являются обучение через личный опыт учеников и мотивация на их дальнейший личностный рост. Такой подход к организации учебного процесса позволяет добиться максимальных результатов в формировании метапредметных компетенций учащихся.


Тьюторство в современном образовании — педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика.

Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности  (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)

Сопровождать – значит «сопутствовать, идти вместе, быть рядом или помогать» (из словаря В.Даля).

Сегодня в системе российского обучения активно применяется практика, обеспечивающая доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями в обычных школах. И тьюторство ассоциируется именно с детьми с ОВЗ, которым очень необходима дополнительная помощь.

Но ведь тьютор – это наставник, а наставник может понадобится и обычному ребенку, в самой обычной школе.

Не смотря на то, что практически в каждой семье есть компьютер, сотовый телефон с возможностью выхода в Интернет, чаще всего учащиеся используют и телефон, и компьютер только для общения, игр, поиска информации. Как показывает опыт, не все дети владеют офисными приложениями, а при освоении испытывают трудности. По санитарным нормам практическая работа может длиться 20-25 минут, а в младших классах даже меньше и учителю сложно охватить весь класс, работающий за компьютерами и помочь каждому. На помощь в такой ситуации может прийти тьютор-наставник из числа более «продвинутых» учеников. Конечно же, работа с тьютором, а вернее группой тьюторов, проводится до урока. Учитель ставит задачи урока, практической работы, объясняет, в чем заключается задание. Во время урока каждый тьютор работает с небольшой группой одноклассников. Учитель контролирует и направляет процесс.

Так во время урока в 5 классе «Редактирование» благодаря работе 4 наставников были освоены приемы редактирования: поиск и замена, вставка и удаление символов, исправление ошибок, копирование и перемещение фрагментов текста. Работая в группах под руководством тьютора, учащиеся освоили приемы работы с текстовым редактором, а затем в ходе обмена опытом, научили других.

Информационные технологии открывают огромные просторы для творчества. И среди учащихся несомненно есть те, кто очень увлечен программированием, компьютерной графикой, созданием фильмов и т.п. Такие дети самостоятельно осваивают новые программы, пользуясь видео уроками, занимаясь на онлайн-курсах. Они добиваются успехов в определенной области знаний, и готовы делиться своим опытом. При проведении внеурочных, кружковых занятий наши наставники-тьюторы проводят мастер-классы, уроки «за страницами учебника».

Ученик тьютор может мотивировать учащихся на приобретение знаний, умений и навыков в результате трансляции своего жизненного опыта, при этом получая дополнительный стимул для раскрытия своего творческого потенциала.

Чтобы по-настоящему овладеть знанием или умением, ученику обязательно нужно побывать в роли учителя, передать кому-то свои знания, ибо прочитанное и услышанное всегда легко ускользает из памяти, а то, чему учишь других, запоминается надолго. «Кто учит, учится сам», – так говорили еще древние греки. 


Литература

  1. Всероссийский педагогический журнал «Познание». Рыбкина Ирина Владимировна. Ученическое тьюторство как форма самореализации творческого ученика. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=286

  2. Проект «Мультиурок». Лопатько Надежда Юрьевна. Тьюторство в современном образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://multiurok.ru/index.php/files/tiutorstvo-v-sovremennom-obrazovanii.html




Сохранить у себя:
Ученическое тьюторство как эффективный метод повышения качества образования

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки