Учебно-методический комплекс "Служебные части речи"

В УМК "Служебные части речи" собран теоретический материал и практические задания по этой теме.

Содержимое разработки

№ п\п

Темы программы

64

Предлог как часть речи.

65

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

66

Союз как часть речи.

67

Употребление союзов в простом и сложном предложении.

68

Союзы как средство связи предложений в тексте.

69

Частица как часть речи.

70

Междометия и звукоподражательные слова.

71

Контрольная работа №4

Написание диктанта с грамматическим заданием

Раздел программы

«Служебные части речи»










































Требования к знаниям и умениям

по всему разделу программы:

Учащиеся должны знать:

  • Понятие служебных частях речи, их функциях, значении, строении;

  • Правила правописания служебных частей речи;

  • Правила употребления;

  • Последовательность морфологического разбора служебных частей речи

Учащиеся должны уметь:

  • Различать служебные части речи;

  • Объяснить правописание предлогов, союзов, частиц;

  • Находить в тексте служебные части речи;

  • Составлять тексты, используя служебные части речи;

  • Выполнять морфологический разбор служебных частей речи.



























Контрольные вопросы по всему разделу программы

«Служебные части речи»



  1. Что такое служебные части речи?

  2. Чем они отличаются от самостоятельных?

  3. Перечислите служебные части речи. Приведите примеры.

  4. Расскажите о предлоге, его функциях, значении и строении. Приведите примеры.

  5. Правописание предлогов. Приведите примеры.

  6. Расскажите о союзе, его функциях, значении и строении. Приведите примеры.

  7. Правописание союзов. Приведите примеры.

  8. Расскажите о частице, ее функциях, значении и строении. Приведите примеры.

  9. Правописание частиц. Приведите примеры.

  10. Что такое междометие? Приведите примеры.





Средства обучения для учащихся по всему разделу программы

«Служебные части речи»


  1. Учебник. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - М., 2012.

  1. Таблицы.

  2. Презентации .
















Теоретический материал по всему разделу программы

«Служебные части речи»

Предлог

Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении.
Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.
Предлоги выражают различные отношения:

  1. пространственные;

  2. временные;

  3. причинные.

Непроизводные и производные предлоги

Предлоги делятся на непроизводные и производные.
Непроизводные предлоги: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.
Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков.

Следует различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи.

  1. Предлоги:

    • напротив дома, впереди отряда, возле реки, внутри палатки, кругом сада, вдоль дороги, вблизи берега, согласно указанию;

    • вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, в течение суток, в продолжение ночи, сказать в заключение, в силу обстоятельств;

    • благодаря дождю, несмотря на болезнь.

  2. Самостоятельные части речи:

    • Наречие:
      живу напротив, идти впереди, стоять возле, вымыть внутри, осмотрел кругом, наклеить вдоль, не было вблизи, жить согласно, оглянулся вокруг, иметь в виду

    • Имя существительное:
      положить на счет банка, в следствии по данному делу, в течении реки, в продолжении романа, в заключении на книгу, верить в силу.

    • Деепричастие:
      благодаря хозяйку, не смотря по сторонам.

Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом. Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.

Примечание.
Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми (в, на, к, от, до, из, вопреки, после и др.). Предлоги, состоящие из двух и более слов, называются составными (несмотря на, в заключение и др.).

Морфологический разбор предлога

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологический признак:
Неизменяемость
III. Синтаксическая роль.

Союз

Союз — служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.
Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного).

Подчинительные союзы связывают в сложном (сложноподчиненном) предложении простые предложения, из которых одно подчинен по смыслу другому, т.е. от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми: а, и, но, или, либо, то, как, что, когда, едва, будто и др., а союзы, состоящие из нескольких слов, составными: в связи с тем что, ввиду того что, в то время как, вследствие того что, несмотря на то что и др.

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы делятся на три группы:

  1. Соединительные: и; да (в значении и); не только... но и; как... так и;

  2. Противительные: а; но; да (в значении но); однако же; зато;

  3. Разделительные: или; или... или; либо; то... то; не то... не то.

Части некоторых союзов (как... так и, не только... но и, не то... не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения.

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

  1. Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;

  2. Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;

  3. Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;

  4. Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;

  5. Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно и др.;

  6. Изъяснительные: что; чтобы; как и др.;

  7. Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.

Морфологический разбор союза

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) Сочинительный или подчинительный;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

Частица

Частица — служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.
Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
По значения и роли в предложении частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.

Формообразующие частицы

К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования условного и повелительного наклонения глагола.
Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами.

Отрицательные частицы

К отрицательным относятся частицы не и ни.
Частица не может придавать предложения или отдельным словам не только отрицательное, но и положительное значение при двойном отрицании.

Значение частицы не

  1. Отрицательное значение.

    • всего предложения: Не спешите с ответом. Не бывать этому.

    • отдельного слова: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.

  2. Положительное значение.

    • Товарищ не мог не помочь мне.

Отрицательная частица ни может иметь, кроме отрицательного, другие значения.

Значение частицы ни

  1. Отрицательное значение в предложении без подлежащего.
    Ни с места! Вокруг ни души.

  2. Усиление отрицания в предложениях с частицей ни и со словом нет.
    Вокруг нет ни души. Не видно ни кустика.

  3. Обобщающее значение в предложениях с отрицательным местоимением и наречием.
    Что ни (=всё) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (=всюду) посмотришь, везде поля и поля.

Модальные частицы

К модальным относятся частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего.

Частицы, вносящие в предложение смысловые оттенки, делятся на группы по значению:

  1. Вопрос: ли, разве, неужели

  2. Указание: вот (а вот), вон (а вон)

  3. Уточнение: именно, как раз

  4. Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти

Частицы, выражающие чувства и отношение говорящего, также делятся на группы по значению:

  1. Восклицание: что за, как

  2. Сомнение: вряд ли, едва ли

  3. Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки

  4. Смягчение, требование: -ка

Морфологический разбор частицы

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) Разряд;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

Междометие

Междометие — особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения.

Правописание предлогов

 Предлоги делятся на непроизводные, сложные как разновидность первых и производные. 

1. Предлоги без(безо), в(во), за, из(изо), к(ко) на, над(надо), о(об, обо), по, под(подо), про, с(со), у, через(чрез), которые не образованы от других частей речи, называются непроизводными, или первообразными, первичными: без разрешения, за домом, надо мной, под столом, у калитки и т.п.

Запомните! Предлог по при глаголах чувства употребляется с существительным в дательном падеже, например: скучать по сыну; личные местоимения в этом случае употребляются в предложном падеже, например: плакать по вас (но: по ним).  

Предлоги, как известно, пишутся раздельно с теми словами, к которым они относятся. Их часто путают с приставками и пишут слитно. Как же избежать этой ошибки? Как отличить предлоги от приставок? 

Отличие предлога от приставки 

Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, местоимения или числительного от других слов в предложении: расположиться на берегу реки, встретиться с ним, ровно в шесть и т.п.

Приставка — составная часть, стоящая перед корнем и придающая слову новое значение: столпрестол; уезжать — приезжать — подъезжать — переезжать; стал — встал; мудрый — премудрый.

 

Чтобы не спутать друг с другом приставку и предлог, надо знать, что:

1) предлоги никогда не употребляются при глаголах — приставки же при глаголах употребляются часто: подучить, записать, отредактировать;

2) после предлога можно поставить вопрос: на чем? — на столе; с кем? — с братом; из чего? — из лейки;

3) между предлогом и существительным (местоимением, числительным) можно вставить еще какое-нибудь слово: на утренней заре, под яркими звездами, в огромном доме, над трудной задачей, со многими нашими, у всех шестерых. 

2. Из сочетания двух первичных предлогов образуются сложные: из-за, из-под, по-за, по-над. Они пишутся через дефис. Например: Солнце выглянуло из-за туч. Из-под шапки выбился локон волос. По-за лесом поле. По-над Доном сад цветет (Кольц.). 

3. Наиболее трудными для понимания и написания являются так называемые производные предлоги, то есть предлоги, образованные от других частей речи (согласно, благодаря, спустя, исключая и др.) и путем соединения двух частей речи (ввиду, вроде, невзирая, наподобие и др.). И если первые вызывают трудность только в определении падежной формы следующего за предлогом слова (согласно (чему?) графику, благодаря (чему?) счастливой случайности), то вторые заставляют задуматься о том, слитно или раздельно нужно писать эти предлоги и как их отличить от предложно-именных сочетаний. 

Запомните!

1. Производные предлоги ввиду, вместо, внутри, вроде, вследствие, наперекор, вслед, напротив, навстречу, наподобие, невзирая (на), несмотря (на), насчет пишутся слитно. 

2. Производные предлоги в виде, в связи, в продолжение, в течение, в заключение, в завершение, во избежание, в отличие пишутся раздельно. (Предлог в отношении пишется с и на конце). 

Правило, кажется, простое. Но на письме реализуется зачастую очень неграмотно. Особенно трудности возникают в написании предлогов типа в течение, в продолжение, вследствие и др. Вот несколько советов. 


Отличие производных предлогов от сочетаний первичных предлогов с существительными

1. Если перед вами производный предлог, то вопрос задается ко всему сочетанию.

Например: (когда?) в течение долгих лет; находился (где?) вблизи школы; шел (куда?) вслед за ним.

2. Если же вы имеете дело с сочетанием первичного предлога с существительным, то:

1) от этого предлога к существительному можно задать вопрос: (в чем?) в течении (реки); (в чем?) в следствии (по делу о краже); надеюсь ( на что?) на встречу (с другом);

2) существительное, входящее в состав сочетания, можно просклонять: течение, -ия, -ию, -ие, -ем, -ии;

3) между предлогом и существительным можно вставить слово: в бурном течении реки, в затянувшемся следствии по делу о краже; на скорую встречу с другом.

В заключение предлагаем вам таблицу слитно-дефисно-раздельного написания  наиболее часто употребляющихся предлогов. 

 Слитно

 Раздельно

 Через дефис

  Несмотря на (погоду)

Невзирая на (лица)

Вместо (друга)

Вроде (тебя)

Вследствие (аварии)

Навстречу (гостям)

Наподобие (шара)

Насчет (изложения)

Сверх (ожидания)

Ввиду (отъезда)

(но: иметь в виду)

  В течение (года)

В заключение (доклада)

В продолжение (часа)

В отличие (от других)

В виде (полукруга)

В связи (с трудностями)

За счет (своего времени)

В целях (получения прибыли)

В силу (сложностей)

В отношении (отъезда)

Под видом (услуги)

В соответствии (с законом)

 

Из-за (дождей)

Из-под (земли)

По-над (речкой)


 Правописание союзов

 Союзы пишутся слитно и раздельно.

 

1.   Раздельно пишутся составные союзы не то, то есть, при этом, однако же, как будто, потому то, оттого что, так что, так как, как только, лишь только, будто бы.

 

2.    Слитно пишутся сложные союзы чтобы, зато, тоже, также, оттого, потому, поэтому, причем, притом, итак.

 

Эти союзы нужно отличать от созвучных с ними наречий с частицами (так же), союзов с наречиями (и так), от местоимений с частицами (то же, что бы), от местоимений с предлогами (за то, по этому, за чем и др.).

 

Отличие сложных союзов от местоимений и наречий с предлогами, союзами или частицами

 

Для того чтобы отличить союзы от созвучных с ними слов, рекомендуется произвести синтаксический разбор предложения. При этом необходимо помнить, что союз — это служебное слово, которое не отвечает на вопрос члена предложения и, следовательно, членом предложения не является. Напротив, местоимения и наречия всегда являются членами предложения (значит, к ним можно задать вопрос).

Например: 1. Мересьев взглянул на компас (для чего?), чтобы передохнуть (вопрос здесь задается ко всему придаточному предложению, которое отделяется от главного союзом чтобы). 2. Что бы мне прочитать? (Здесь что отвечает на вопрос дополнения и является местоимением).

 

Рассмотрим несколько пар союзов и созвучных с ними сочетаний.

1. Союзы тоже, также пишутся слитно. В предложениях их можно заменить другими союзами. Местоимение то и наречие так пишутся с частицей же раздельно. Частицу же в этом случае можно опустить. Рядом с этими словами можно поставить другие: самое, что и как (то самое; то, что; так...как).

Например: В конце июля он уезжает в Петербург. Я также (тоже) хочу поехать туда. — И я хочу поехать туда. Брат советовал мне то же, что и вы. — Брат советовал то самое, что и вы. Мой друг отлично учится; я учусь так же. — Я учусь так, как он.

 

2. Союз чтобы пишется слитно, а местоимение что с частицей бы — раздельно. В последнем случае частицу можно отделить от местоимения и перенести в другое место предложения.

Например: Я хочу, чтобы вы больше читали. — Что бы вы посоветовали мне почитать? (Что вы посоветовали бы мне почитать?).

 

3. Союзы зато, притом, причем, поэтому, затем, зачем, оттого, потому, почему пишутся слитно. Их нужно отличать от местоимений с предлогами, которые пишутся раздельно.

Например: Дорого, зато мило. — Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. (Здесь возможна замена местоимения другими словами: за это.) Девушка была очень хорошенькая, притом и умница. — Курсы находятся при том (при этом, при другом) институте, где я работаю. Я встретился с ним, причем на том же месте. — При чем (при каких интересах) ты останешься, если истратишь все свои деньги?

 

4. Союз итак пишется слитно. Союз и наречие так пишутся раздельно.

Например: Итак, экзамены закончились. — Я допустил ошибку в расчетах и так растерялся, что долго не мог ее обнаружить. К союзу нельзя задать вопрос, а к сочетанию и так можно (и как? так).

 Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ.

1. Пишутся раздельно:

  • частицы бы(б), же(ж), ли(ль) (прочитал бы, пошел ли, такой же),

  • частицы вот, ведь, мол, будто и т.д. (Он мол не ; здешний. Ты ведь это знаешь!);

2. Пишутся через дефис:

  • частицы кое-, кой-, -то, либо-, -нибудь, -ка, -де, -с, -тка, -тко, -таки (да-с, кто-нибудь, дайте-ка, он-де, довольно-таки),

Правописание частиц

 Раздельное и дефисное написание частиц

1. Частицы бы (б), ли (ль), же (ж) пишутся раздельно, за исключением тех случаев, когда они входят в состав целых слов (чтобы, неужели, даже и т. п.).

2. Частицы -то, -либо, -нибудь, кое- (кой-), -таки, -ка, -де, -тка пишутся через дефис.

Частица кое- (кой-), отделенная от местоимения предлогом, пишется отдельно (кое с кем).

Частица -таки пишется через дефис только после наречий (опять-таки) и глаголов (взял-таки), в остальных случаях — отдельно (он таки не пришел; дачку таки себе построил). Сочетание все ж таки пишется в три слова.

Частицы будто, ведь, мол и другие, а также сочетания почти что, только что и т. п. пишутся отдельно.

 

Правописание частиц НЕ и НИ

 

Существуют две разные по значению и употреблению частицы – не   и ни. Сравните случаи, когда они выступают под ударением: Он не? был сегодня в школе. Кто бы он ни? был, с ним необходимо поговорить. Но в большинстве случаев частицы не и ни безударны и в произношении неразличимы. Для выбора правильного написания надо определить, какая именно частица употреблена в том или ином конкретном случае.

Основная функция частицы не – отрицание. Отрицательная частица может относиться к любому самостоятельному слову в предложении, например: Не он купил книгу. Он не купил книгу. Он купил не книгу. Он купил не эту книгу. Он купил эту книгу не в магазине. Он купил эту книгу не сегодня.

Основная функция частицы ни – усиление отрицания. Поэтому она употребляется в предложениях с отрицательным сказуемым, т. е. сказуемым, включающим частицу не или выраженным словами нельзя, нет. Частица ни   может быть одиночной и повторяющейся (в составе союза ни… ни ).

1. Одиночная частица ни выступает перед словами один  и (реже) единый, которые могут быть и подразумеваемыми, например: За несколько дней он не увидел ни одного человека. Ни на одном из этих решений они не остановились. Ни одна из этих книг ему не нужна. За весь день он не произнес ни одного слова. В ответ он не сказал ни единого слова.  (В последних двух случаях слова один, единый  могут быть опущены.) Он не издал ни звука. Они не встретили ни души.  (В этих предложениях можно подставить слова один, единый.)

Отрицательное сказуемое нет в предложениях с одиночной частицей ни может опускаться, например: Около дома нет ни одного дерева. В доме ни души. У нас ни клочка бумаги.

2. Повторяющаяся частица ни (в составе союза ни… ни) соответствует повторяющемуся союзу и утвердительного предложения, например: Они не получали ни газет, ни журналов, ни книг. (Сравните: Они получали и газеты, и журналы, и книги.) С ним не переписывались ни брат, ни сестра, ни родители. (Сравните: С ним переписывались и брат, и сестра, и родители.)

Отрицательное сказуемое в предложениях с повторяющимся союзом ни… ни  может выражаться словами нельзя, нет , например: Ему нельзя ни читать, ни писать. Ни в лодке, ни в телеге / Нельзя попасть сюда  (Ахм.). В этом бесплодном лесу нет ни ягод, ни грибов, ни цветов.

Сказуемые нет, нельзя  могут отсутствовать, например: Ни огня, ни чёрной хаты, / Глушь и снег… (П.). Ни шороха, ни звука, ни движенья  (Инб.). Условия оказались ужасные: ни помыться, ни постирать, ни даже чаю горячего напиться.

Различайте сочетания:

ни разу (никогда) — не раз (часто),

ни один (никто) — не один (много).

Запомните: 1) Не — ни разу, ни — много раз. (Я никогда не был в Крыму. — Сколько бы раз ни бывал в Крыму, все время любуюсь им, как впервые).

2) Частицу ни можно заменить союзом и или опустить. Например: Сколько б ни говорил, ни настаивал — безрезультатно (и говорил, и настаивал). — Куда ни посмотришь, повсюду леса новостроек (куда посмотришь...).

 

Существуют особые конструкции с частицами не и ни.

1. Конструкцию с глаголом мочь и двойным отрицанием следует отличать от конструкции с глаголом мочь  с предшествующим не и повторяющимся усилительным ни.

Сравните попарно примеры: 1) Он не может не работать. – Он не может ни работать, ни отдыхать. 2) Он не может не читать, он не может не писать, он не может не слушать музыку. – Он не может ни читать, ни писать, ни слушать музыку. В первом предложении каждой пары утверждается, что соответствующее действие производится; в каждом втором констатируется невозможность производить эти действия.

2. И частица не, и частица ни могут входить в конструкции с местоименными словами кто, что (в разных падежах), как, где, куда, откуда  и т. п.

а) Конструкции с частицей не входят в восклицательные или вопросительно?восклицательные предложения, в которых часто присутствует частица только, например: Кто не знал этого человека! Что только не восхитило его на этой необычной выставке! Кому не известен этот дом? Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?  (Держ.). Как не любить родной Москвы!  (Бар.). Где только не приходилось ему бывать! Куда он только не обращался!

Такие предложения – по форме отрицательные – по содержанию всегда содержат утверждение. (Кто не знал этого человека! означает ‘все знали этого человека’; Где только не приходилось ему бывать! означает ‘ему всюду приходилось бывать’).

б) Конструкции с местоименными словами и частицей ни (часто – с предшествующей частицей бы) всегда являются частью уступительных придаточных предложений, например: Кто ни умрёт, я всех убийца тайный  (П.). Как ни жаль, а придётся от этого отказаться. Что бы ни случилось, надо сохранять спокойствие. Кого ни спрашивали, никто не знает. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало  (посл.). Каким бы ни был ответ, это лучше полной неизвестности. Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить  (П.). Где бы он ни работал, его всюду ценили. Куда ни оглянусь – повсюду рожь густая!  (Майк.). Когда бы к нему ни пришли, он всегда занят. Сколько ни ищи в этом деле виновника, всё равно не найдёшь.

3. Конструкции не кто иной, как и не что иное, как, в которых кто  и что могут стоять в косвенных падежах без предлогов и с предлогами (не кого иного, как; не чему иному, как; не у кого иного, как; не с чем иным, как  и т.д.), следует отличать от конструкций, в которые входят местоимения никто  и ничто  (тоже в разных падежах без предлогов и с предлогами).

Сравните попарно следующие примеры: 1) Это не кто иной, как его родной брат. – Никто иной, кроме его родного брата, не может этого знать.  2) Это не что иное, как самый наглый обман. – Ничто иное его не интересует.  3) Он встретился не с кем иным, как с президентом страны. – Ни с кем иным, кроме президента, он не согласен встречаться.  4) Он согласился не на что иное, как на руководство всей работой. – Ни на что иное, кроме руководящей должности, он не согласится. В каждой паре первое предложение утвердительное, второе – отрицательное.

4. И частица не, и частица ни входят в состав ряда устойчивых сочетаний.

а) Частица не может входить в состав сложных союзов: пока не; не то; не то… не то; не только… но и; не то что (не)… ; не то (не так) чтобы… . Например: Подожди, пока не кончится передача. Прекрати, не то я закричу! Погода неприятная: идет не то дождь, не то снег. Он не только поэт, но и композитор. Отношения между ними не то что не дружеские, а враждебные. Он не то что на десять минут, а и на час опоздает. Он не то чтобы груб, а несколько вспыльчив. Она не так чтобы злая, а равнодушная.

Частица не входит в состав сочетаний, близких по значению к частицам: вовсе не, вряд ли не, далеко не, едва не, едва ли не, нисколько не, ничуть не, отнюдь не, разве не, чуть не, чуть ли не; не более чем, не более как, не более и не менее как.

Частицей не начинаются многие устойчивые сочетания, в том числе включающие предложные конструкции существительных: не ахти (как, какой), не бог весть (кто, что, какой и т.п.), не в дугу, не в духе, не в зачёт, не в лад, не в ладах, не в меру, не в подъём, не в пример, не в радость, не в себе, не в силах, не в счёт, не грех, не дай бог, не до жиру, не до смеху, не до того, не к добру, не к лицу, не к месту, не ко двору, не к спеху, не на шутку, не по адресу; не по дням, а по часам; не под силу, не по зубам, не по нутру, не по себе, не ровён час, не с руки, не тут-то было, не у дел, не чета  и др.

б) Частица ни является составной частью множества устойчивых сочетаний.

Сочетания, представляющие собой по форме придаточные предложения: во что бы то ни стало, как ни верти, как ни кинь, как ни крути, куда ни кинь, куда ни шло, откуда ни возьмись, что ни говори.

Сочетания с начальным одиночным ни: ни аза, ни бельмеса, ни боже мой, ни бум-бум, ни в жизнь, ни в жисть, ни в зуб (ногой), ни в какую, ни в коем разе, ни в коем случае, ни в одном глазу, ни вот столько, ни во что  (ставить), ни гроша, ни гугу, ни за грош  (погибнуть, пропасть ), ни за понюх табаку  (погибнуть, пропасть), ни за что, ни зги, ни капельки, ни копейки, ни копья, ни крошки, ни к чему, ни к чёрту (не годится), ни на волос, ни на грош,  (кто, что, какой) ни на есть, ни на йоту, ни на минуту, ни на шаг, ни ногой, ни под каким видом, ни при чём, ни слова, ни пяди, ни с места, ни с чем  (остаться), ни фига, ни черта, ни шагу  (восклицание), ни шиша.

Сочетания с повторяющимся ни: ни бе ни ме, ни больше ни меньше, ни взад ни вперёд, ни вздумать ни взгадать, ни в мать ни в отца, ни в склад ни в лад, ни да ни нет, ни дать ни взять, ни два ни полтора, ни дна ни покрышки, ни днём ни ночью, ни душой ни телом, ни жарко ни холодно, ни жив ни мёртв, ни за что ни про что, ни кожи ни рожи, ни кола ни двора, ни конца ни края, ни к селу ни к городу, ни ложки ни плошки, ни мало ни много, ни много ни мало, ни мычит ни телится, ни нашим ни вашим, ни ответа ни привета, ни отдыху ни сроку, ни пава ни ворона, ни пройти ни проехать, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни сват ни брат, ни свет ни заря, ни себе ни людям, ни складу ни ладу, ни слуху ни духу, ни сном ни духом, настать ни сесть, ни с того ни с сего, ни стыда ни совести, ни так ни сяк, ни там ни сям, ни то ни другое, ни то ни сё, ни тот ни этот, ни тпру ни ну, ни туда ни сюда, ни убавить ни прибавить, ни уму ни сердцу, ни уха ни рыла, ни холодно ни жарко, ни шатко ни валко; более развернутые сочетания такой же структуры: ни богу свечка ни чёрту кочерга, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, ни в сказке сказать ни пером описать.

Правописание частиц НЕ с разными частями речи

часть речи

слитно

раздельно

сущ.

1. если без не не употребляется (невежа, невзгода),
2. если можно подобрать синоним без не (неправда - ложь, недруг - друг),

1. если есть или подразумевается противопоставление ( не друг, а враг),
2. в вопросительном предполо- жении при логическом подчер кивании отрицания (Вас сюда устроил отец, не правда ли?

прил.

1. если баз не не употребляется (небрежный, невзрачный).
2. если можно подобрать синоним без не (немаленький -большой, молодой-старый),
3. если есть противопоставление с союзом но (река неглубокая, но холодная),
4. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не слитно (невысокий - невысок)

1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не большой,а маленький),
2. с относительными прилагательными (небо здесь не южное),
3. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не раздельно (книга не интересна, а скучна)

числ.


всегда пишется раздельно (не трое, не седьмой)

местоим.

с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов (несколько, некому, нечто)

с другими разрядами местоимений (в не моем классе, не на нашем этаже)

глагол

если без не не употребляется (ненавидеть, недоумевать)
примечание: глаголы типа недосмотреть пишутся слитно, так как в их состав входит единая приставка недо-,

со всеми остальными глаголами (не знать, на плакать)

дееприч.

если без не не употребляется (ненавидев, недоумевая)
примечание: деепричастия, образованные от глаголов с приставкой недо- пишутся слитно, так же, как и глаголы (недосмотрев)

со всеми остальными деепричастями (не зная, на плакав)

причаст.

 если полные причастия не имеют при себе зависимые слова (непришедший ученик)

 1 . если полные причастия имеют зависимые слова (не пришедший вовремя ученик),
2. с краткими причастиями

(контрольные работы не проверены),
3. если есть или предполагается противопоставление (не законченная, а только начатая работа)


наречие

1 . если без не не употребляется (нелепо, небрежно),
2. наречия на -о, -е, если можно подобрать синоним бел не (неглупо - умно)

1. наречия на -о,-е, если есть или подразумевается противопостав-ление (не смешно, а грустно),
2, наречия на -о, -е, если при них есть пояснительные слова вовсе не, ничуть не, далеко не отнюдь не (вовсе не смешно).
3. если наречие пишется через дефис (не по-русски)


Знаки препинания при междометиях, частицах


1. Междометие отделяется или выделяется запятыми, если произносится без восклицательной интонации.

Например: Ахти, ребята, вор! (Кр.); Эй, завяжи на память узелок! (Гр.); Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (П.); А, не до слов теперь! (Г.); Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (Гонч.); У, какие страсти! (Даль); Эге, да это я совсем не туда попал! (Т.); Чу, сверчок за печкой затрещал (С.-Щ.); «Батюшки, задавили», — послышался женский голос (Л.Т.); Эх, да мало ли что снилось наяву Якову Лукичу! (Ш.); Ушица, ей-же-ей, на славу сварена (Кр.); Жизнь, увы, не вечный дар! (П.); Нет уж, дудки, ваша милость! (Ерш.).

2. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине — то со строчной.

Например: Тьфу! Оплошал…(Гр.); Караул! Лови, лови, да дави его, дави (П.); Эх! Да ты, как я вижу, слова не дашь вымолвить (Г.); «У! Баловень!» — тихо ворчит нянька (Гонч.); А! Была не была! (Т.); Ну, ну! Не выдай, конь! (Н.); Подаю в отставку. Баста! Пять лет всё раздумывал и наконец решил (Ч.); Батюшки! Что у тебя с рожей-то? (М.Г.); Ага! Держитесь, теперь мы будем вас ругать! (Аж.); А ныне, ах! за весь его любовный жар готовится ему несносный столь удар (Кр.); Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! уже нет (Г.); Марья, знаешь, щедровита, да работать, ух! сердита! (Н.).

3. Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: после междометий запятая ставится, после частиц — нет.

Сравните: О, это была бы райская жизнь!.. (Г.) — О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? (П.);

Ну, давай плясать! (Остр.) — Ну как не порадеть родному человечку! (Тр.);

«Ой, кто это?» — испуганно воскликнула Дуся (Лапт.). — Ой ты гой ecu, Волга, мать родная! (П.);

Ах, какие это были ночи! (Гарш.) — Ах ты, обжора! (Кр.)

При разграничении подобных случаев учитывается значение и употребление частиц:

1) частица о употребляется при риторическом обращении и запятой не отделяется.

Например: О вы, кому в удел судьбою дан высокий сан! (Кр.); так же перед словами да и нет: О да, конечно; О нет, ни в коем случае;

2) частица ах, стоящая перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятой не отделяется.

Например:  Ах ты, мерзкое стекло! (П.); Ах ты, степь моя, степь привольная! (К.) Так же в сочетании ах да, употребляемом при неожиданном воспоминании о чем-либо упущенном.

Например: «Ах да! — вдруг хлопнул себя по лбу Свежевский, — я вот болтаю, а самое важное позабыл вам сказать»(Купр.);

3) частица ну употребляется в усилительном значении и запятой не отделяется.

Например: Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! (Гр.); часто в сочетании с что за: Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.); в сочетании с частицами и, уж: Ну и гроза! Давно уж такой не бывало (Реш.); Ну уж и женщины-то ваши хороши (Остр.); в сочетании с да: «Ну да! Тебя Гнедко сбросит!» — говорит пренебрежительно Зина (Г.-М.); сравните также: Ну зачем так резко?; Ну что за вопрос!; Ну пускай я не прав; Ну как, всё в порядке?; Ну что тут скажешь?; Ну скажи!

Междометия, стоящие перед обращением, отделяются от него запятой иа письме, а при произношении  имеют ударение: «Эй, теленок, вставай?» — толкнул он ногой Гаврилу. (М. Горький)
Частицы, стоящие перед обращением, не отделяются от него запятой и а письме, а при произношении не имеют ударения: Антип, а Антип!.. Прости ты меня, (Б. Шукшин)

4. Запятая не ставится внутри цельных сочетаний ах ты, ах вы, ах он, ух ты, эх ты, аи да, ах и, эх и, ух и, эй и, ох эти и т. п., в которые входят междометия и местоимения или частицы.

Например: Ай да мёд! (П.); Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А.Т.); Ах ты жестокий!; Ах он змея!; Ах ты грех какой!; Ах они плуты прожжённые!; Ох эти сплетницы!; Ох и печёт сегодня!; Ух и вино!; Эх и рассердился!; Эх эти шалунишки! В подобных случаях эмоции выражаются не только междометием, но и интонацией: Ух бедная!; Ух что сделано!; Прораб наш — эх башка!

Указанные междометия входят как составной элемент в предложения с повторяющимися словами.

Например: Хорошо здесь, ах хорошо!; Трудно ему было сначала, ох трудно!; Тонкий расчёт у командира, эх тонкий!; Нудный ты, ух нудный!; Достанется тебе от матери, ух достанется!; Хочется мне тебе всыпать, ой хочется!

Не разделяются запятой конструкции с междометиями эк, эка.

Например:  Эк его разобрало! (Г.); Эк ты храпишь, за две комнаты слышно (Гонч.); Эк на вас погибели нет (Т.); Эк ты напугал меня (М.-С.); Эка раненых-то валится, Господи! (Гарш.)

5. Не отделяются запятой междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», «замечательный», «изумительный», «ужасный»).

Например: …Под час в каждом приятном слове её торчала ух какая булавка (Г.); Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (С.-Щ.); Это, брат, ух как горько и ух как подло! (Усп.); Отстал я от хороших людей, ах как отстал! (Ч.); Самонадеянности море ох как не любит (Соб.); Мы могли бы получить ой какие увечья (Бедн.).

6. Отделяются или выделяются запятыми междометные выражения.

Например:  До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам (Г.).

Сочетание слава Богу выделяется запятыми, если употреблено для выражения радости, успокоения, облегчения, удовлетворения по поводу чего-либо.

Например: Он застрелиться, слава Богу, попробовать не захотел (П.); …Нынче, слава Богу, смирнее, а бывало, на сто шагов отойдёшь, уже где-нибудь косматый дьявол сидит и караулит (Л.); Слава Богу, хоть с этой стороны меня поняли (Ч.).

В значениях же «хорошо», «благополучно» или «в хорошем состоянии» сочетание слава Богу выполняет роль сказуемого и запятыми не отделяется.

Например: Материнские письма были коротки, наполовину состояли из родственных поклонов и успокоительных заверений, что дома всё слава Богу (Пол.); Но старик не выдержал и со слезами в голосе заговорил о том, что делиться он не даст, пока жив, что дом у него слава Богу, а разделить — все по миру пойдут (Л.Т.).

Сочетания чёрт возьми, чёрт дери выделяются запятыми.

Например:  Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит, — на шести шагах их поставлю, чёрт возьми! (Л.); Разбудил меня, чёрт его возьми, сказал, что придёт опять! (Л.Т.); А я ведь рад, что тебя встретил, чёрт те дери! (М.Г.); Тут ещё на грех рана на бедре открылась, чёрт бы её драл (Перв.)

Но выражения чёрт знает, чёрт дернул запятыми не отделяются и не выделяются.

Например: Чёрт знает на что расходовался ум воспитанника! (Пом.); Врачи там написали обо мне чёрт знает что(Н.О.); Чёрт же его дёрнул ночью с пьяным разговаривать! (Л.); Чёрт меня дёрнул Яшку останавливать! (Буб.)

7. Повелительно-побудительные междометия и звукоподражательные слова отделяются запятой или восклицательным знаком.

Например: Только, чур, не перебивать (Пом.); У всех повыспрошу; однако, чур, секрет (Гр.); Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить!(Тр.); «Цып, цып, ти, ти, ти! Гуль, гуль, гуль!» — ласковым голосом приглашала девушка птиц к завтраку (Гонч.); Цыц! Не смей этим шутить! (Леск.)


























Средства, обеспечивающие контроль знаний, умений, навыков к разделу программы

«Служебные части речи»


Упражнения по теме "Предлог"

Упражнение 1.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы в сочетаниях слов.

Пришел (из, со) школы, вышел (из, с) класса, сделал (по) окончани работы, поступил (во) преки вол… отца, смог благодаря усердии…, выполнил согласно распоряжении…, скучает по (вы) , скучает по (он), вышел (из, из-за) угла дома, выскочил (из, из-под) земли.


Выпишите предлоги из текста в два столбика:

  Производные предлоги

 Непроизводные предлоги

 

 

 

 

 

 

 

 




Упражнение 2.

Выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, рухнули с нею, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.


Упражнение 3.

Выпишите номера предложений с производным предлогом.
1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место , чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.

 

Тест по теме "Предлог"

1. Укажите неверное высказывание.

а) Предлог связывает однородные члены предложения.
б) Предлоги бывают производными и непроизводными.
в) Предлоги — неизменяемые слова.

2. Укажите верные высказывания.

а) Предлог не является членом предложения.
б) Некоторые предлоги могут употребляться с несколькими
падежами.
в) Предлог вносит различные дополнительные оттенки значения в предложения.

3. Укажите словосочетание с предлогом.

а) Распустилась под окном;
б) Саша и Даша;
в) не было никого.

4. Укажите словосочетания с предлогами.

а) Красиво, но дорого;    
б) выйти из-за поворота;
в) вспыхивать то тут, то там;
г) стояли вокруг площади;
д) взял бы его;
е) в течение многих дней.

5. Укажите словосочетания с производным предлогом.

а) рос над водой;
б) лежал под столом;
в) демобилизация вследствие ранения.

6. Укажите словосочетания с производными предлогами.

а) Из далекой страны;    
б) находился в течение дня;
в) проехали мимо музея;
г) благодаря выпавшему снегу;
д) без хорошего друга;
е) вздрогнул от неожиданности.

7. Укажите предлоги, которые пишутся через дефис.

а) Из(за);
б) (в)течение;
в) из(под).

8. Укажите предлоги, которые пишутся слитно.


а) (В)близи;
б) (в)продолжение;
в) из(за);
г) (на)встречу;
д) (по)мере;
е) (в)следствие.

9. В каких предложениях выделенные слова являются предлогами?

а) В продолжение ночи я не спал ни минуты.
б) Сзади шли вязальщицы.
в) Сзади Николая кто-то зашевелился.
г) О новых приключениях ребят мы узнаем в продолжении рассказа.

10. В каких словосочетаниях надо употребить предлог ИЗ?

а) Вернуться ... школы;    
б) вернуться ... реки;
в) вернуться ... магазина;
г) вернуться ... улицы.

11. Укажите предложение с неправильно употребленным предлогом.

а) Все спрашивали о результатах матча.
б) Вчера я ходил до друга.
в) Из школы Ваня пришел сегодня рано.

12. Укажите предложения с неправильным употреблением предлогов.

а) Мы уплатили за покупку и вышли из магазина.
б) Мы с него так смеялись.
в) В книге по истории я прочел о восстании крестьян.
г) Об этом серьезно продумали учителя школы.

Ответы. Правописание предлогов

1. - 1)
2. - 4)
3. - 4)
4. - 4)
5. - 3)
6. - 3)
7. - 2)
8. - 3)
9. - 4)
10. - 2)
11. - 1)
12. - 1)
13. - 3)


Упражнения по теме «Правописание союзов»

 Упражнение 1

Раскройте скобки и напишите союзы слитно, а сочетания местоимений и наречий с предлогами, союзами и частицами — раздельно.

1. Природе надо, что(бы) ее любили. 2. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы (Арс.). 3. Хаджи Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же) (Л.Т.). 4. После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе (Арс.). 5. (И)так, все осталось по-прежнему. (И)так изо дня в день (З.Кур.). 6. И что(бы) и о чем(бы) ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали (С.Ц.). 7. За что купил, (за)то и продаю. 8. Ты произнес свои слова так, (как)будто ты не признаешь теней, а так(же) и зла (Булг.). 9. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался (Биан.). 10. Хочется говорить так(же) медленно и точно, как он. Так(же) сузить брови и так(же) поправлять на столе разложенные бумаги (Кож.). 11. Он хорош собой, (при) том умен. 12. В пяти верстах (от)того места, где происходила переправа, через трясину был перекинут мост (Фад.). 13. Вам не случалось быть (при)том, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной? (Твард.). 14. Собаки притихли (от)того, что никто посторонний не потревожил их. 15. На перевале внизу я увидал зеленую долину, покрытую (не)то высокими тополями, (не)то минаретами, я увидел желанный край, такой радостный, такой приветливый (Пришв.). 16. Грянул выстрел, (за)тем все стихло. 17. Мария Трофимовна умоляла идти скорее, потому(что) леса горят, пожар может пересечь дорогу (Пауст.). 18. Ему вдруг стало досадно на самого себя, (за)чем он так распространился перед этим барином (Г.). 19. Я пришел (за)тем, что ты мне обещал. 20. (За)чем пойдешь, то и найдешь (Посл.). 21. (По)чему судят о людях: по уму, трудолюбию или по житейской хватке? 22. Василек во что(бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату (Н.О.). 23. (По)чем сейчас свежие помидоры? 24. (По)этому признаку и (по)тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.).

 

Упражнение 2.

Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания

1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно (Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л. Т.). 4.Теплая небесная вода для растений — то (же) самое, что для нас любовь (Пришв.). 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало (Арс.). 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) (Арс.). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 8. Я решил пойти один на болото караулить — пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда (В. Б.). 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем (Сим.).

 


Упражнение 3.

 Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания слов

1. Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (погов.). 2. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом (П.). 3. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за (чем) он так распространился перед этим барином (Г.) 4. Мы выпили по стакану воды, при (чем) старик нам кланялся в пояс (Т.).5. Прибыл он за (тем), чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей (С.-Щ.). 6. Из-за тумана и (от) того, что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги, и вся фанза наполнилась дымом (Аре). 7. Вслед за (тем) он встал с постели (Л. Т.). 8. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, (от) чего она так загрустила (Кор.). 9. Вода была тепла, но не испорчена, и при (том) ее было много (Гарш.). 10. Мне стало грустно и досадно не по (тому), что гунны вымерли, а от (того), что смысл слова, которое меня так долго мучило, оказался столь простым и ничего не дал мне (М. Г.). 11. От (того) ли, что учреждение это находилось в глухом губернском городе, или по другим причинам, но жильцов в нем всегда бывало мало (Купр.). 12. По (тому), что говорил «дед», ясно было, что Витька сдержал слово (Фад.). 13. Однажды Варюша проснулась от (того), что воробей прыгал по оконцу и стучал клювом в окно (Пауст.). 14. По (этому) признаку и по (тому), что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.). 15. За (чем) пойдешь, то и найдешь (поел.). 16. И (так), все кончено (П.).

 

Упражнение 4

 Объясните написание выделенных слов.

1. Причем здесь старший брат, когда проступок совершил младший? 2. При том доме находится большой сад. 3. От чего вы отказываетесь: от прогулки в лесу или от купания в реке? 4. О человеке нужно судить по тому, что он делает для других. 5. Непонятно, почему до сих пор его нет. 6. По чему вы судите о предстоящей перемене погоды: по направлению ветра, по полету птиц или по другим признакам? 7. Один рассказывал разные небылицы, другой повторял то же. 8. Старший брат занимается хорошо, младший учится так же. 9. Почем сейчас свежие огурцы? 10. Вместо музыкальных инструментов для оркестра использовали всякую утварь, били по чем попало. 11. Все зависит от того, что скажет врач. 12. Девушка работает и притом учится. 13. Итак, все ясно. 14. Поступали и так и сяк.

 

Упражнение 5

 Перепишите, раскрывая скобки

1. На этом снегу потерять лыжу значило то (же) самое, что в открытой воде остаться с худым челном (Пришв.). 2. Сверкнула молния, и вслед за (тем) послышался резкий удар грома (Арс.). 3. Я за вами на коне поскакал бы то (же) (Марш.). 4. По голосу его, по (тому), как он вдыхал запах воды, оглядываясь по сторонам, я понял, что Зуев не хочет торопиться только по (тому), что с необыкновенной радостью ощущает себя в привычных местах (Пауст.). 5. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал (Грин). 6. Я люблю тебя за (то), что ты всегда все умеешь объяснить. 7, Василек во что (бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату (Н.О.). 8. Из пяти человек бюро трое были за (то), что (бы) Косте вынести выговор и перевести на другую работу (Д. О). 9. В стороне села небо чуть засветилось, под тучами заиграли бледно-голубые зарницы — не (то) загорелось что-то, не (то) стали опять пускать ракеты. 10. От (того), кто не мил, и подарок постыл (посл.).

 

Упражнение 6

 Раскройте скобки, выбрав правильные варианты написания слов.

1) Он не возражал, мы так(же) были согласны. — Земля была так(же) прекрасна, как и все вокруг. 2) Все утверждали то(же) самое. — Я пришел то(же). 3) (И)так, все решено. — (И)так будет всегда. 4) Он учится и (при)том работает. — (При)том положении дел это будет сложно. 5) Нет ничего в мире, что(бы) могло восполнить эту утрату. — Она сжала губы, что(бы) они не дрожали.

 

Упражнение 7

 Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание выделенных слов.

1) В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась так(же) одна очень странная, не виданная мною рыбка. (А. Куприн) 2) Шепот дождя то стихал, то опять повышался, но за(то) подымался ветер. (В. Короленко) 3) Я люблю Мещерский край за(то), что он прекрасен. (К. Паустовский) 4) Что(бы) встретить весну (и журчанье лесов, и земли обновленье), я уехал подальше в деревню, в глухие леса. (В. Солоухин) 5) Что(бы) он ни говорил, что(бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно. (Л. Толстой) 6) Что(бы) поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой) 7) И ветер то начинал шуметь в голых деревьях, то замолкал так(же), как и я, прислушиваясь к течению ночи. (К. Паустовский) 8) Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился, за(то), что на ней умереть мне завещано, что русская мать нас на свет родила. (К. Симонов)

 

Упражнение 8

 Напишите текст под диктовку.

ПОСЛЕ ВИХРЯ

Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же неожиданно, как и появился. В лесу по-прежнему стало тихо. Не слышно было ничего такого, что бы нарушало это спокойствие природы.

Я оделся, взял ружье, свистнул собаку и пошел вниз по речке. Отойдя немного, я сел на камень и стал слушать. Шум ручья, который обыкновенно не замечаешь днем, вечером кажется сильнее. Внизу под обрывом плескалась рыба, поблизости тоскливо кричала птица. Я так увлекся созерцанием природы, что не заметил, как прошло время. Одежда моя стала мокнуть от росы. Я вернулся, лег к огню и тоже уснул как убитый.

(По В.К.Арсенъеву)

 


Упражнение 9

 Напишите текст под диктовку.

НА ВОЛГО-ДОНЕ

Здесь берет начало Волго-Донской судоходный канал...

Из затона канал идет по долине реки Сарпы, вдоль Сарпинских озер и вливается в балку Солянку, что подступает к водоразделу. Дальнейший его путь пролегает по речкам Червленая и Карповка, притокам Дона. У города Калача канал достигает Дона.

Исполнилась вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек!

На север от трассы канала в снежных далях теряются истоки рек Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. В верховьях эти степные, небогатые водой речки сближаются, и расстояние между ними не более 5 километров. В народе этот участок зовется «переволокой». С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон.

Труд русских бурлаков был не легок. Кто не задумывался об этом, глядя на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? Теперь профессия бурлака ушла в мир преданий. Отзвуком далекого прошлого нам кажутся и замечательные слова Н. А. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется— то бурлаки идут бечевой!..»

 

Упражнение 10

 Прочитайте текст. Обратите особое внимание на выделенные слова и в числе их укажите союзы. Объясните слитное написание союзов в отличие от раздельного написания местоимений с предлогами и частицами.

РАБОЧИЙ ДЕНЬ ЛЬВА ТОЛСТОГО

Мы знаем Льва Николаевича Толстого не только как великого русского писателя, но и как выдающегося мыслителя, замечательного труженика, который стремился построить свою жизнь так, как ему подсказывала его совесть, его гуманистические взгляды на мир.

В конце XIX века Толстой с семьей проводил зимние месяцы в Москве. Зачем же он стремился жить в столице? Вовсе не за тем, чтобы создать себе комфорт, потому что и в городе писатель не отказывался от физического труда, много работал Толстой, старался заполнить свой день самыми различными занятиями затем, что считал лучшим отдыхом чередование физического и умственного труда.

Дом Толстых находился не в центре столицы, а в рабочем районе, так что Лев Николаевич вставал утром по фабричному гудку. Будучи человеком уже преклонного возраста, Толстой, несмотря на. это, аккуратно занимался гимнастикой. Затем он сам убирал свои комнаты, а потом брал топор и шел в сарай колоть дрова. Эта работа была нелегкой, зато полезной. И что бы он ни делал в течение дня — разносил ли дрова по комнатам, складывал ли их в сарае или привозил воду из Москвы-реки, все это Толстой делал по своему твердому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю повседневную свою работу, не пользуясь чужим трудом.

После физической нагрузки наступали часы напряженного умственного труда. Толстой, выпив кофе, уходил в кабинет и там работал с 9 часов утра до 3-4 часов дня.

После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал за тем, что происходит в городе. Прогулка проходила обычно в одиночестве, потому что в это время он обдумывал свои произведения. И по тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадываться, насколько напряженно в это время работал его мозг. Поэтому задавать ему лишние вопросы никто не решался, чтобы не отвлекать его от размышлений.

В 1895 году Толстому подарили велосипед, и писатель в возрасте 67 лет за два дня выучился ездить на велосипеде. Если раньше он много ходил пешком, то теперь он ездил по тому же самому маршруту и еще дальше.

В доме у Толстого можно было видеть не только его родных и близких, но и множество разных людей, приходивших к писателю со своими делами и просивших уделить им внимание. Толстой всех их принимал. У него бывали как простые крестьяне, рабочие, так и прославленные его современники — писатели, артисты, ученые. Бывали у Толстого и бедные студенты. Ни занятость писателя, ни его возраст не мешали ему говорить с гостями.

Всем он щедро дарил свое время, да и не только время, а и самого себя. Поэтому учение Толстого, его философия имели такое влияние на умы его современников.

 

Тесты по теме «Правописание союзов» 

1. В каком варианте необходимо слитное написание?

1)                 Что(бы) мы ни делали, мы всегда в ответе за свою работу.

2)                 У правды язык суров, за(то) душа добрая.

3)                 Птица так(же) рада весне, как и дитя матери.

4)                 Лицемерие и ложь одно и то(же).

 2. В каком варианте необходимо раздельное написание?

1)                 (За)чем пойдешь, то и найдешь.

2)                 Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

3)                 Он был неправ, (при)чем еще спорил.

4)                 (И)так, она звалась Татьяной.

 3. Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)же молчала».

1)                 тоже — всегда пишется слитно;

2)                 то же — всегда пишется раздельно;

3)                 тоже — здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4)                 то же — здесь местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.

 4. Укажите верное написание выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Его не было дома, (по)чему я и оставил записку».

1)                 почему — всегда пишется слитно;

2)                 почему — здесь союз, пишется слитно;

3)                 почему — здесь наречие с приставкой, поэтому пишется слитно;

4)                 по чему — здесь предлог по с местоимением чему, поэтому пишется раздельно.

5. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

Девочки в рёв требовали, ЧТО(БЫ) их посадили рядом с Сашей.

1) ЧТО(БЫ) – всегда пишется слитно;

2) ЧТО(БЫ) – всегда пишется раздельно;

3) ЧТО(БЫ) – здесь это подчинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ЧТО(БЫ) – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно.

6. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

В комнату едва проникал свет, ЗА(ТО) за ставнями было знойно.

1) ЗА(ТО) – всегда пишется слитно;

2) ЗА(ТО) – всегда пишется раздельно;

3) ЗА(ТО) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ЗА(ТО) – здесь это местоимение ТО с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.

 7. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

ЗА(ТЕМ) Игорь нашёл старую прорубь.

1) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется слитно;

2) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется раздельно;

3) ЗА(ТЕМ) – здесь это наречие, поэтому пишется слитно;

4) ЗА(ТЕМ) – здесь это местоимение ТЕМ с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.

8. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

В ТО(ЖЕ) время по другую сторону парка в прохладной столовой Варвара Ивановна сидела одна у потухающего самовара.

1) ТО(ЖЕ) – всегда пишется слитно;

2) ТО(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;

3) ТО(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ТО(ЖЕ) – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

 9. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

ТАК(ЖЕ) говорят и мужики в особые и важные минуты: негромко, сурово, покачивая головой.

1) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется слитно;

2) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;

3) ТАК(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ТАК(ЖЕ) – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

 10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Глаза ломило, будто КТО(ТО) нажимал на них (ПО)ВЕРХ век пальцами.

2) (В)ДАЛИ шёл теплоход, и (ОТ)ТУДА доносилась тихая музыка.

3) Подбородок его выступал очень далеко вперёд, ТАК(ЧТО) он всякий раз закрывал его платком, ЧТО(БЫ) не заплевать.

4) Молчаливо и КАК(ТО) иначе, чем днём, стояли (МНОГО)ОКОННЫЕ дома с их обитателями.

11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Папа попросил, ЧТО(БЫ) она (С)НАЧАЛА поздоровалась с Софьей Филипповной.

2) Потом до самой ночи (НЕ)МОГ он унять в теле (НЕ)ПОНЯТНУЮ эту дрожь.

3) (ВО)ВРЕМЯ путешествия скучать (СО)ВСЕМ не приходилось.

4) Она старалась НИ(О)ЧЁМ не думать, но воспоминания плыли ей (НА)ВСТРЕЧУ.

 12. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Матросы с удовольствием (ИЗ)ДАЛИ наблюдали (НЕ)УЛОВИМО быстрые катера.

2) Совесть нам (НЕ)ПОЗВОЛИТ, ЧТО(БЫ) слово и дело шли по разным дорогам.

3) Хотя до переднего края оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ двух километров, разведчики продолжали идти всё ТАК(ЖЕ) осторожно.

4) Но ЕДВА(ЛИ) Василий Васильевич сознавал ВСЁ(ТАКИ), что думает.

 13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (ЗА)ТО я досыта надумалась (ВО)ВРЕМЯ болезни.

2) Он повернулся, ЧТО(БЫ) (С)НОВА бежать в трюм.

3) (ЗА)ТЕМ он разбил КАКОЕ(ТО) стекло, пробежал через столовую и сказал, что уходит.

4) ВРЯД(ЛИ) он сможет прийти (ВО)ВРЕМЯ.

 14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?

1) Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и ТИХО(ТИХО) вышел из хаты; (НА)ВСТРЕЧУ мне шёл слепой мальчик.

2) Фамилии не возникали в (ОДНО)ЧАСЬЕ, в КАКОЙ(ЛИБО) определённый момент.

3) Никита (С)НОВА лежал в купе с (ТЁМНО)СИНЕЙ лампочкой.

4) Снега стали (НЕЖНО)ГОЛУБЫЕ: это (ПО)ВЕСЕННЕМУ яркое небо отражается в их зеркале.

Ответы.  Правописание союзов

1. - 2)
2. - 1)
3. - 3)
4. - 2)
5. - 3)
6. - 3)
7. - 3)
8. - 4)
9. - 4)
10. - 2)
11. - 1)
12. - 3)
13. - 2)
14. - 4)



Упражнения по теме «Правописание частиц»

 

Упражнение 1.

Выделите в тексте частицы, объясняя их раздельное и дефисное написание.

1. Ну что за шейка, что за глазки? (Кр.). 2. Охота быть тебе лишь только на посылках? (Гр.). 3. Пусть будут счастливы все, все твои друзья! (П.). 4. Ребята! Не Москва ль за нами? (Л.). 5. Завтра же едем! (Г.). 6. Неужели ты своего сына не любила? (Т.). 7. Минуты через три все было уже готово, и все-таки медлили начинать (Л. Т.). 8. Ведь я не художница, а музыкантша (Ч.). 9. Разве я говорю что-нибудь дурное? (М.Г.). 10. Вот характерный след зайца (Арс). 11. Ты бы, Сережа, все-таки поговорил с Лидией (Пришв.). 12. Покажите-ка руку (Фед.). 13. Даже самая маленькая ложь приводила его [Петю] в смущение (Кат.). 14. Но дверь открыл именно отец (Горб.). 15. Давай-ка выйдем на воздух (Сим.). 16. По его мнению, лед еще тонок и вряд ли выдержит тяжесть автомашины (Аж.).

 

Упражнение 2.

Перепишите, раскрывая скобки. Частицы подчеркните.

1) Поди(ка) ты сюда, присядь(ка) ты со мной. (А. Пушкин) 2) Степан не решился(таки) идти прямо в усадьбу. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Нельзя(ли) пожалеть о ком(нибудь) другом. (А. Грибоедов) 4) Письмецо было вежливое, но все(таки) решительное и немногословное. (Ф. Достоевский) 5) Жил(бы) он славно, не знал(бы) заботы, кабы не стали глаза изменять. (Н. Некрасов) 6) Он(бы) тотчас ушел, если(б) не Лиза. (И. Тургенев) 7) Ведь были(ж) схватки боевые, да, говорят, еще какие! (М. Лермонтов)



Упражнение 3.

При переписывании предложений раскройте скобки.

1. Я(б) мечтал не ради славы перед утром боевым, я(б) желал на берег правый, бой пройдя, вступить живым (Твард.). 2. Что(бы) вам нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином! (Остр.). 3. Я(таки) думаю (кое) что (М.Г.). 4. (Кое)где вдали желтеет поспевающая рожь. (Тург.). 5. Барин(де) завалился спать, можно и заглянуть (кое) куда (Г.). 6. «Нет(с), она не странная, а золотая лошадь, да(с)!» — с какою(то) гордостью заговорил Калин Калинович (М.С.). 7. Покажи (ка) руку (Фед.) 8. Ребята! Не Москва(ль) за нами? (Л.). 9. По его мнению, лед еще тонок и вряд(ли) выдержит тяжесть автомашины (Аж.). 10. Так(таки) я и не мог понять, почему неприязненно отзывается о Захаре Алеша (Троеп.). 11. Уж как я(ль) мою коровушку люблю! Уж как я(то) ей крапивушки нажну (Из народной песни).

 

Упражнение 4.

Раскройте скобки и объясните дефисное или раздельное написание частиц. Выпишите частицы с теми словами, к которым они относятся.

1.(Да) здравствует наша Родина! 2. (Уж) постоим мы головою за Родину свою (Л.). 3. (Лишь) страну мою, Россию, беззаветно я любил (Л. Ошанин). 4. Москва! Так (вот) ты какая! (Баб.). 5. О Волга! Колыбель моя! Любил (ли) кто тебя, как я? (Н.). 6. Но (даже) на краю небес все тот же был зубчатый лес! (Л.). 7. (Вон) одна звездочка, вон другая, вон третья! (Гонч.). 8. Хоть (бы) листик на дереве шелохнулся (Писем.). 9. (Кое) где вдали желтеет поспевающая рожь... (Т.).  10. Донял (таки) медведь Елеску (М.С.).11.             Днем зверь лежит где (нибудь) в чаще... (Арс). 12. А видел (ли) слона? Каков собой на взгляд? (Кр.). 13. Возьми (ка) у меня щенка любого от Жучки (Кр.), 14. Конь (же) лихой не имеет цены, он и от вихря в степи (не) отстанет (Л.). 15. (Не) нагнать тебе бешеной тройки (Н.).

 

Упражнение 5.

Объясните выбор частицы не или ни.

l. Кого ни спрашивали о Журавлеве, все отзывались о нем хорошо. 2. Кого не спрашивали сегодня, тот будет опрошен завтра. 3. Где я только не бывал! 4. Где я не бывал, так это в Австралии. 5. Где бы я ни бывал, я всегда тосковал о доме. 6. Каких удивительных зверей я не видал в зоопарке! Видел всех, и даже таких, о каких раньше ничего не знал. 7. Куда ни взглянешь, везде вода. 8. Дождь не прекращался ни на минуту. 9. Нельзя не удивляться вашему поведению.10. На небе ни звездочки. 11. Не могу не возразить вам.

 

Упражнение 6.

Спишите примеры, раскройте скобки и напишите частицы слитно или отдельно. Объясните правописание частиц не и ни.

1. Он, Пеночкин, (ни) когда (не) заботился (ни) о ком, кроме собственной особы. 2. Спал я как (не) винный и снов (не) видал (Жук.). 3. Средь полей (не) обозримых в небе ходят без следа облаков (не) уловимых волокнистые стада (Л.). 4. Ужели небу я дороже всех (не) замеченных тобой? (Л.). 5. (Не) волнуйся, (не) плачь и сердца (не) мучай (Полев.). 6. Я привык (ни) в чем (не) отступать от гражданских законов.

 

Упражнение 7.

Спишите предложения. Раскрыв скобки, выберите нужную частицу.

1. Кто (не, ни) занимался математикой, тот имеет слабое представление о развитии мира. 2. Куй железо, пока (не, ни) остыло. 3. (Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега. 4. (Не, ни) что не пропало зря. 5. (Не, ни) веселья, (не, ни) радости (не, ни) принесла мне жизнь на новом месте. 6. В лесу (не, ни) звука. 7. Куда б (не, ни) шел, (не, ни) ехал ты, а здесь остановись (Твард.). 8. Сколько (не, ни) говори, (не, ни) слушается. 9. Каким бы делом он (не, ни) занимался, все у него получается. 10. Компаса (не, ни) у кого не нашлось. 11. Остался (не, ни) при чем. 12. (Не, ни) к кому (не, ни) не обращался. 13. (Не, ни) за чем (не, ни) ходил. 14. (Не, ни) за что (не, ни) прощу. 15. (Не, ни) от чего (не, ни) отказывайся. 16. У нее (не)было на свете (не, ни) одного родного человека. 17. Во время войны он (не, ни) разу не был ранен. 18. (Не, ни) одна звезда (не, ни) освещала нам путь. 19. (Не, ни) давши слово, крепись, а давши, держись. 20. (Не, ни) шороха, (не, ни) звука вокруг. 21. Что (бы) (не, ни) читал Багрицкий, его нельзя было слушать без сжимающего горло волнения (Пауст.). 22. (Не, ни)принесла ли ты мне чего-нибудь по есть? (Гонч.) 23. Герасим (не, ни) чего не слыхал: (не, ни) быстрого визга лающей Муму, (не, ни)тяжелого всплеска воды (Тург.).

 

Упражнение 8.

Спишите, раскрывая скобки и вставляя частицы не или ни

1. (...) сладость розовых лучей, предтечи утреннего Феба, (...) кроткий блеск лазури неба, (...) запах, веющий с полей, (...) быстрый лет коня ретива... — (...) что души (...) веселит (Бат.). 2. В глуши (...) слышно было (...) души (П.). 3. Но Кочубей богат и горд (...) долгогривыми конями, (...) златом, данью крымских орд, (...) родовыми хуторами (П.). 4. Унынья моего (...) что (...) мучит, (...) тревожит, и сердце вновь горит и любит— оттого, что (...) любить оно (...) может (Л.). 5. Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь— (...) истребят (...) годы их, (...) моды, (...) пожары (Гр.). 6. (...) было лица, на котором бы (...) выразилось удовольствия (Г.). 7. (...) ветер бушует над бором, (...) с гор побежали ручьи — Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.). 8. Олег как (...) в чем (...) бывало остался помогать Володе и Толе (Фад.). 9. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он (...) был (Ч.). Ю. Для него (...) было (...) каких — (...) физических, (...) моральных оков: он все мог сделать, и (...) нужно было, и (...) что его (...) связывало... Он (...) во что (...) верил и (...) чего (...) признавал. Но, (...) признавая (...) чего, он (...) только (...) был мрачным, скучающим и резонирующим юношей, а, напротив, увлекался постоянно (Л. Т.). 11. Сергей Тюленин родился, когда (...) зачем было идти в подполье. Он (...) откуда (...) бежал, и бежать ему было (...) куда (Фад.). 12. Он мне очень противен, а странно: (...) за что бы я (...) хотела, чтобы и у ему так же (...) нравилась (Л.). 13. Я (...) намекал (...) разу (...) о пьяном господине, (...) о прежнем моем поведении, (...) о Грушницком (Л.). 14. У ней (...) было (...) подруг, (...) наставниц (Т.). 15. Как (...) старались люди, собравшись в одно (...) большое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как (...) забивали камнями землю, чтобы (...) росло на ней, как (...) счищали всякую пробившуюся травку, как (...) дымили казенным углем и нефтью, как (...) обрезывали деревья и (...) выгоняли всех животных и птиц — весна была весною даже и в городе (Л. Т.).

 

Упражнение 9.

Составьте словосочетания по образцу.

Образец: Благодарить (за что?) — Не за что благодарить. — Ни за что не благодарил.

Рассчитывать (на кого?), верить (во что?), беспокоиться (о ком?), ориентироваться (на кого?), обращаться (к кому?).

 

Упражнение 10.

Прочитайте текст. Укажите частицы и объясните их слитное и раздельное написания.

I. Утро в степи

Степь не была безмолвной. Голосистые, неугомонные птицы то и дело взлетали ввысь и пели так сладостно, с таким упоением, что чуть не замертво падали в травы. Неисчислимый хор звенел над всей степью страстно и неумолчно. Невзрачных, сереньких певцов почти невозможно было найти глазом в сверкающей вышине, и потому казалось: здесь поет весь воздух.

(По М. С. Бубеннову)

II. Какая радость — существовать!

Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. Невероятно, но иногда я думаю: если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив и этим. Одно нужно — только видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски...

(И. А. Бунин)

 

Тест по теме «Правописание частиц»


1. Укажите случаи написания частицы через дефис.

1) (Не)увидел;     

2) захотел(бы);

3) решил(же);       

4) сделал(то).

 2. Укажите случаи неверного написания частиц.

1) Кое-где видны облачка.

2) Ты таки слово сдержал.

3) Едвали удастся увидеться.

4) Взгляните-ка на эту вещь.

 3. Укажите случаи, когда НЕ является частицей и пишется раздельно.

1) (Не)забудем героев;

2) (не)ожиданный поворот;

3) ни с чем (не)сравнимое наслаждение;

4) стоять (не)подвижно.

 

4. Укажите, где на месте пропуска нужно вставить частицу НИ.

1) Час был ... слишком поздний.

2) Нет ... солнца, ... света, ... тени.

3) ... работа сушит, а забота.

4) Девочка ... за что не хотела расстаться с куклой.

 5. В каком ряду НЕ пишется раздельно со всеми словами?

1) (не)красивый, но притягательный; вовсе  (не)дорогой

2) (не)доверять, (не)проходимое болото

3) (не)видимый глазом, (не)победив

4) (не)дальновидный, действовал (не)безопасно

6. НИ пишется в предложении

1) Н.. он один думал так.

2) Я н.. мог внутренне не согласиться с его аргументами.

3) Как н.. старались мы быть первыми, однако проиграли этот забег.

4) Пусть он еще н.. умеет многого, главное – он старается.

 7. НИ пишется в предложении

1) Н.. мы одни обсуждали происшествие.

2) Татаринов н.. мог внутренне не согласиться с тем, что сказанное вполне справедливо.

3) Как н.. стремились мы быть первыми, но не смогли преодолеть препятствия.

4) Он был н.. только музыкант, но и композитор.

 8. НИ пишется в предложении

1) Он не знал н.. правил, н.. простейших теорем.

2) Он не мог н.. слышать своего собеседника.

3) На вид он казался ничуть  н.. моложе брата.

4) Выбирай подарок н.. по цене, а по ценности.

 9. Пишется НЕ и раздельно в предложении

1) Упрямого (н..)чем не убедишь.

2) (Н..)жаль мне лет, потраченных напрасно.

3) Мне не нужен был (н..)чей совет.

4) Мне (н..)когда с вами разговаривать.

 10. Пишется НЕ и раздельно в предложении

1) (Н..)куда человеку пойти – вот он и мается.

2) (Н..)в чем мне признаваться.

3) (Н..)кто Отрепьев жил в нашем городке  с незапамятных времен.

4) Он (н..)к чему не мог придраться.

 Оветы. Правописание частиц

1. - 4)
2. - 3)
3. - 1),3)
4. - 2),4)
5. - 3)
6. - 3)
7. - 3)
8. - 1)
9. - 2)
10. - 2)




Сохранить у себя:
Учебно-методический комплекс "Служебные части речи"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки