Учебно-методическая консультация для педагогов ЦДТ «Радуга» «Сенсорная комната как эффективный инструмент для развития и коррекции участников образовательного процесса»
Дата: 27.09.21. Педагог-психолог: Гринева И.Ф.
Сенсорная комната (в литературе встречаются другие названия: комната психологической разгрузки, комната релаксации, мультисенсорная комната) представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальном проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее.
Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у здоровых и больных людей.
В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира - кинестетический, аудиальный и визуальный.
Сенсорная комната предназначена для: обучения на основе сенсорной стимуляции; психокоррекции; социальной адаптации.
«Комната - доктор» способствует: улучшению эмоционального состояния; снижению беспокойства и агрессивности; снятию нервного возбуждения и тревожности; нормализации сна; ускорению восстановительных процессов после болезни.
Теоретические основы по работе с сенсорным оборудованием:
В образовательном учреждении сенсорная комната используется в следующих направлениях:
• Психопрофилактические занятия с детьми от 3-х лет и старше;
• Психолого-педагогические групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми;
• Индивидуальные занятия с детьми по уменьшению тревожного состояния;
• Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Основные цель и задачи занятий в сенсорной комнате являются:
1.Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
• Снятие психоэмоционального напряжения;
• Саморегуляцию и самоконтроль;
• Умение управлять своим телом, дыханием;
• Умение передавать свои ощущения в речи;
• Умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
• Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
• Уверенность в себе.
2.Развитие коммуникативной сферы детей:
• Эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
• Формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
• Преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
3. Развитие психических процессов и моторики детей:
• Произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
• Мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности);
• Развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих формах:
• Использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
• Непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности;
• Релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.
Все занятия в сенсорной комнате имеют следующую структуру:
• Ритуал начала занятия;
• Игры и упражнения на развитие психических процессов;
• Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация);
• Рефлексия, подведение итогов;
• Ритуал окончания занятия.
Результатом посещения сенсорной комнаты являются:
• Умение взаимодействовать в группе;
• Сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих;
• Снижение агрессивности, тревожности;
• Приобретение навыков произвольной саморегуляции;
• Достижение состояния расслабления.
Основными показаниями для проведения работы в сенсорной комнате являются:
•Психически здоровые дети и взрослые, которым необходима психологическая поддержка;
• Дети, имеющие трудности в общении;
• Дети, испытывающие проблемы адаптации в социуме.
Противопоказания к занятиям в сенсорной комнате:
• Инфекционные заболевания;
• Ограниченно использовать интерактивное оборудование сенсорной комнаты с детьми или взрослыми с астеническими проявлениями (патологическая усталость после нормальной активности, резкое снижение работоспособности. Сопровождается вялостью, сонливостью, раздражительностью);
• Синдром гиперактивности (ограничение по времени);
• Эпилиптический синдромом;
• Умеренная и тяжелая умственная отсталость;
• Психоневрологические заболевания, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов.
Оборудование для сенсорной комнаты условно можно разделить на 2 функциональных блока:
Релаксационный блок - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки. Ребенок или взрослый, лежа на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.
Активационный блок - в него входит все интерактивное оборудование, оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели, мягкие кубики и маты. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.
Также эффективно использование сенсорной комнаты в работе с детьми ОВЗ. На ребёнка оказываются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки.
В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что очень важно для «особенного» ребёнка. Комната способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, органов чувств, вестибулярного аппарата, а также релаксации).
Повышение интереса, движение и познание - вот ключи к развитию детей. Все это заложено в оборудовании сенсорной комнаты, значительно повышающем эффективность и результативность образовательных, стимуляционных и релаксационных мероприятий.
Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.
Перечень оборудования сенсорной комнаты:
Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей – в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся пузырьки воздуха. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой. Безопасное угловое акриловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.
Безопасный оптико-волоконный пучок тонких волокон, на концах которых то загораются, то гаснут «звездочки». Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.
Настенное интерактивное панно «Бесконечность» - После включения загораются лампочки и появляется оптический эффект светящегося круглого тоннеля, уходящего в бесконечность. Хорошее средство для зрительной стимуляции и т.п.
Тактильная среда - позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Детский игровой модуль «Камушки», игровая компьютерная программа «Тимокко», командные игры «Лабиринт», «Башня» предназначены для стимуляции чувствительности и др. Они обеспечат широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами.
Все составляющие сенсорной комнаты, к ним относится световое и звуковое оборудование, мягкие модули и массажные материалы, многофункциональные развивающие панели и дидактические игры, обеспечивают эффективное влияние на развитие и коррекцию психологического состояния детей и взрослых.
Сенсорная комната ускоряет процесс выздоровления, обучения и развития на основе активного сенсорного воздействия и повышения уровня информированности об окружающем мире.
Сенсорная комната в ЦДТ «Радуга» может стать настоящим «помощником» для психолога, которому приходится периодически работать с детьми, их родителями и педагогами, оценивать их психоэмоциональное состояние.
Заключение:
Сегодня я познакомила вас с сенсорной комнатой, с ее оборудованием, направлениями, целями, задачами работы. Вы узнали, какие существуют показания и противопоказания по применению сенсорной комнаты в образовательном учреждении.
Я считаю, сенсорная комната необходима в каждом учреждении нашего города, так как ее применение имеет высокую эффективность для психопрофилактической и развивающей работы с обучающимися и педагогами.
Приложение
Занятие для педагогов в сенсорной комнате
Цель: развитие практических навыков снятия психологического напряжения у педагогов в условиях интерактивной среды сенсорной комнаты.
Задачи: познакомить педагогов с сенсорной комнатой и апробировать ее на практике, создав оптимальные условия для их психофизиологической релаксации;
• нормализовать эмоциональное состояние педагогов.
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: Аудиозапись «Шум моря», листы бумаги и ручки.
Педагогам предлагается пройти в сенсорную комнату и ознакомится с ее оборудованием. Поочередно психолог рассказывает о приборах, отвечает на возникающие вопросы.
Ритуал начала занятия «Улыбка»: Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).
Игра для установления контакта «Знакомство»: Начните, пожалуйста, ходить по комнате и здороваться с каждым за руку. При этом вы говорите простые слова: «Привет! Как твои дела?». Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно простое правило: здороваясь с кем-то из участников, вы можете освободить руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.
Упражнение-расслабление «Мысленная картина»: я предлагаю вам, удобнее расположится в мягких креслах и посмотреть на воздушно-пузырьковую колонну. Закройте глаза и попытайтесь удержать увиденное в памяти. Теперь опишите свои ощущения от увиденного. После того, как каждый из присутствующих опишет свои ощущения, предлагается, подойти к колонне, потрогать ее и представить, что это живой фонтан и так же описать свои ощущения, эмоции которые появляются.
Релаксация:
Процедура: звучит музыка, психолог произносит текст спокойным тоном, напоминая участникам о том, что напряжение их покидает:
«Сядьте в удобное кресло. Руки свободно опущены. Кисти рук положены на бедра. Стопы стоят на полу. Закройте глаза.
Сделайте 2-3 глубоких вдоха, обращая внимание на то, как воздух наполняет легкие до самой диафрагмы.
Вытяните правую руку и сожмите кисть в кулак. Прочувствуйте напряжение в кулаке. Через 5-10 секунд концентрации на этом напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и прочувствуйте, как напряжение проходит, уступая место чувству расслабленности и комфорта.
Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Через 15-20 секунд снова сожмите правую руку в кулак, испытывайте чувство напряжения в руке в течение 5-10 секунд и опять разожмите кулак. Прочувствуйте тепло и расслабленность в руке.
Через 15-20 секунд повторите всю процедуру левой рукой. Старайтесь сосредоточиться только на тех группах мышц, которые вы напрягаете и расслабляете, и не напрягайте при этом остальные мышцы».
Используйте имеющееся у вас время на выполнение таких же циклов напряжения/расслабления со следующими группами мышц (указаны действия, необходимые для напряжения мышц):
руки – сгибайте их, чтобы напрягать бицепсы;
руки – разгибайте их, чтобы напрягать трицепсы;
плечи – поочередно горбите и распрямляйте их;
шея – наклоняйте голову вперед, пока подбородок не упрется в грудь;
рот – открывайте его как можно шире;
язык – надавливайте им на нёбо;
глаза – крепко их зажмуривайте;
лоб – поднимайте брови как можно выше;
спина – прогибайте ее, выпячивая грудь (будьте осторожны, если спина у вас не в порядке);
ягодицы – сокращайте ягодичные мышцы;
живот – втягивайте его к позвоночнику;
икры – прижимайте пальцы ног к верху обуви.
Добиваясь расслабления определенной группы мышц, каждый раз убеждайтесь в том, что оно полное. Заканчивая упражнение, сделайте 2-3 глубоких вздоха и прочувствуйте, как расслабленность расходится по всему телу - от рук до плеч и далее - к груди, туловищу, ногам.
Аутогенная тренировка «Маяк»:
«Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком. Он стоит так прочно, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду вы посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. У вас много энергии, вы в состоянии поддерживать постоянства вашего светлого луча. Этот луч скользит по океану, предупреждая мореплавателей о мелях.
Вы – символ безопасности для людей в море и на берегу. Ощутите внутренний источник света в себя – света, который никогда не может угаснуть».
Когда будете готовы открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1, на каждом счете чувствуя себя все более бодрым и свежим.
Рефлексия: - Как вы себя чувствуете?
- Какое у вас настроение?
- Что понравилось, что не понравилось?
- Есть ли пожелания?
Ритуал прощания. Упражнение «В лучах солнца»: Участники рисуют солнце, в середине солнца пишут своё имя, рисунок передаётся по кругу, и каждый участник пишет пожелание на лучике.