Учебно-методическая консультация для педагогов и родителей об особенностях работы в комнате психологической разгрузки

В консультации раскрываются особенности и формы работы в комнате психологической разгрузки сучетом имеющегося в центре оборудования

Содержимое разработки

Учебно-методическая консультация для педагогов ЦДТ «Радуга» «Сенсорная комната как эффективный инструмент для развития и коррекции участников образовательного процесса»

Дата: 27.09.21. Педагог-психолог: Гринева И.Ф.

Сенсорная комната (в литературе встречаются другие названия: комната психологической разгрузки, комната релаксации, мультисенсорная комната) представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальном проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее.

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у здоровых и больных людей.

В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира - кинестетический, аудиальный и визуальный.

Сенсорная комната предназначена для: обучения на основе сенсорной стимуляции; психокоррекции; социальной адаптации.

«Комната - доктор» способствует: улучшению эмоционального состояния; снижению беспокойства и агрессивности; снятию нервного возбуждения и тревожности; нормализации сна; ускорению восстановительных процессов после болезни.

Теоретические основы по работе с сенсорным оборудованием:

В образовательном учреждении сенсорная комната используется в следующих направлениях:

Психопрофилактические занятия с детьми от 3-х лет и старше;

Психолого-педагогические групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми;

• Индивидуальные занятия с детьми по уменьшению тревожного состояния;

• Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Основные цель и задачи занятий в сенсорной комнате являются:

1.Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

• Снятие психоэмоционального напряжения;

• Саморегуляцию и самоконтроль;

• Умение управлять своим телом, дыханием;

• Умение передавать свои ощущения в речи;

• Умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

• Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

• Уверенность в себе.

2.Развитие коммуникативной сферы детей:

• Эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

• Формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

• Преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

3. Развитие психических процессов и моторики детей:

• Произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

• Мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности);

• Развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих формах:

Использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;

• Непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности;

• Релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.

Все занятия в сенсорной комнате имеют следующую структуру:

• Ритуал начала занятия;

• Игры и упражнения на развитие психических процессов;

• Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация);

• Рефлексия, подведение итогов;

• Ритуал окончания занятия.

Результатом посещения сенсорной комнаты являются:

• Умение взаимодействовать в группе;

• Сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих;

• Снижение агрессивности, тревожности;

• Приобретение навыков произвольной саморегуляции;

• Достижение состояния расслабления.

Основными показаниями для проведения работы в сенсорной комнате являются:

Психически здоровые дети и взрослые, которым необходима психологическая поддержка;

• Дети, имеющие трудности в общении;

• Дети, испытывающие проблемы адаптации в социуме.

Противопоказания к занятиям в сенсорной комнате:

• Инфекционные заболевания;

• Ограниченно использовать интерактивное оборудование сенсорной комнаты с детьми или взрослыми с астеническими проявлениями (патологическая усталость после нормальной активности, резкое снижение работоспособности. Сопровождается вялостью, сонливостью, раздражительностью);

• Синдром гиперактивности (ограничение по времени);

• Эпилиптический синдромом;

• Умеренная и тяжелая умственная отсталость;

Психоневрологические заболевания, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов.

Оборудование для сенсорной комнаты условно можно разделить на 2 функциональных блока:

Релаксационный блок - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки. Ребенок или взрослый, лежа на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.

Активационный блок - в него входит все интерактивное оборудование, оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели, мягкие кубики и маты. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.

Также эффективно использование сенсорной комнаты в работе с детьми ОВЗ. На ребёнка оказываются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки.

В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что очень важно для «особенного» ребёнка. Комната способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, органов чувств, вестибулярного аппарата, а также релаксации).

Повышение интереса, движение и познание - вот ключи к развитию детей. Все это заложено в оборудовании сенсорной комнаты, значительно повышающем эффективность и результативность образовательных, стимуляционных и релаксационных мероприятий.

Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.

Перечень оборудования сенсорной комнаты:

Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей – в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся пузырьки воздуха. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой. Безопасное угловое акриловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.

Безопасный оптико-волоконный пучок тонких волокон, на концах которых то загораются, то гаснут «звездочки». Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.

Настенное интерактивное панно «Бесконечность» - После включения загораются лампочки и появляется оптический эффект светящегося круглого тоннеля, уходящего в бесконечность. Хорошее средство для зрительной стимуляции и т.п.

Тактильная среда - позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

Детский игровой модуль «Камушки», игровая компьютерная программа «Тимокко», командные игры «Лабиринт», «Башня» предназначены для стимуляции чувствительности и др. Они обеспечат широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами.

Все составляющие сенсорной комнаты, к ним относится световое и звуковое оборудование, мягкие модули и массажные материалы, многофункциональные развивающие панели и дидактические игры, обеспечивают эффективное влияние на развитие и коррекцию психологического состояния детей и взрослых.

Сенсорная комната ускоряет процесс выздоровления, обучения и развития на основе активного сенсорного воздействия и повышения уровня информированности об окружающем мире.

Сенсорная комната в ЦДТ «Радуга» может стать настоящим «помощником» для психолога, которому приходится периодически работать с детьми, их родителями и педагогами, оценивать их психоэмоциональное состояние.

Заключение:

Сегодня я познакомила вас с сенсорной комнатой, с ее оборудованием, направлениями, целями, задачами работы. Вы узнали, какие существуют показания и противопоказания по применению сенсорной комнаты в образовательном учреждении.

Я считаю, сенсорная комната необходима в каждом учреждении нашего города, так как ее применение имеет высокую эффективность для психопрофилактической и развивающей работы с обучающимися и педагогами.




Приложение


Занятие для педагогов в сенсорной комнате

Цель: развитие практических навыков снятия психологического напряжения у педагогов в условиях интерактивной среды сенсорной комнаты.

Задачи: познакомить педагогов с сенсорной комнатой и апробировать ее на практике, создав оптимальные условия для их психофизиологической релаксации;

• нормализовать эмоциональное состояние педагогов.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы: Аудиозапись «Шум моря», листы бумаги и ручки.

Педагогам предлагается пройти в сенсорную комнату и ознакомится с ее оборудованием. Поочередно психолог рассказывает о приборах, отвечает на возникающие вопросы.

Ритуал начала занятия «Улыбка»: Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).

Игра для установления контакта «Знакомство»: Начните, пожалуйста, ходить по комнате и здороваться с каждым за руку. При этом вы говорите простые слова: «Привет! Как твои дела?». Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно простое правило: здороваясь с кем-то из участников, вы можете освободить руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.

Упражнение-расслабление «Мысленная картина»: я предлагаю вам, удобнее расположится в мягких креслах и посмотреть на воздушно-пузырьковую колонну. Закройте глаза и попытайтесь удержать увиденное в памяти. Теперь опишите свои ощущения от увиденного. После того, как каждый из присутствующих опишет свои ощущения, предлагается, подойти к колонне, потрогать ее и представить, что это живой фонтан и так же описать свои ощущения, эмоции которые появляются.

Релаксация:

Процедура: звучит музыка, психолог произносит текст спокойным тоном, напоминая участникам о том, что напряжение их покидает:

«Сядьте в удобное кресло. Руки свободно опущены. Кисти рук положены на бедра. Стопы стоят на полу. Закройте глаза.

Сделайте 2-3 глубоких вдоха, обращая внимание на то, как воздух наполняет легкие до самой диафрагмы.

Вытяните правую руку и сожмите кисть в кулак. Прочувствуйте напряжение в кулаке. Через 5-10 секунд концентрации на этом напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и прочувствуйте, как напряжение проходит, уступая место чувству расслабленности и комфорта.

Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Через 15-20 секунд снова сожмите правую руку в кулак, испытывайте чувство напряжения в руке в течение 5-10 секунд и опять разожмите кулак. Прочувствуйте тепло и расслабленность в руке.

Через 15-20 секунд повторите всю процедуру левой рукой. Старайтесь сосредоточиться только на тех группах мышц, которые вы напрягаете и расслабляете, и не напрягайте при этом остальные мышцы».

Используйте имеющееся у вас время на выполнение таких же циклов напряжения/расслабления со следующими группами мышц (указаны действия, необходимые для напряжения мышц):

руки – сгибайте их, чтобы напрягать бицепсы;

руки – разгибайте их, чтобы напрягать трицепсы;

плечи – поочередно горбите и распрямляйте их;

шея – наклоняйте голову вперед, пока подбородок не упрется в грудь;

рот – открывайте его как можно шире;

язык – надавливайте им на нёбо;

глаза – крепко их зажмуривайте;

лоб – поднимайте брови как можно выше;

спина – прогибайте ее, выпячивая грудь (будьте осторожны, если спина у вас не в порядке);

ягодицы – сокращайте ягодичные мышцы;

живот – втягивайте его к позвоночнику;

икры – прижимайте пальцы ног к верху обуви.

Добиваясь расслабления определенной группы мышц, каждый раз убеждайтесь в том, что оно полное. Заканчивая упражнение, сделайте 2-3 глубоких вздоха и прочувствуйте, как расслабленность расходится по всему телу - от рук до плеч и далее - к груди, туловищу, ногам.

Аутогенная тренировка «Маяк»:

«Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком. Он стоит так прочно, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду вы посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. У вас много энергии, вы в состоянии поддерживать постоянства вашего светлого луча. Этот луч скользит по океану, предупреждая мореплавателей о мелях.

Вы – символ безопасности для людей в море и на берегу. Ощутите внутренний источник света в себя – света, который никогда не может угаснуть».

Когда будете готовы открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1, на каждом счете чувствуя себя все более бодрым и свежим.

Рефлексия: - Как вы себя чувствуете?

- Какое у вас настроение?

- Что понравилось, что не понравилось?

- Есть ли пожелания?

Ритуал прощания. Упражнение «В лучах солнца»: Участники рисуют солнце, в середине солнца пишут своё имя, рисунок передаётся по кругу, и каждый участник пишет пожелание на лучике.

Сохранить у себя:
Учебно-методическая консультация для педагогов и родителей об особенностях работы в комнате психологической разгрузки

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки