Турнир "знатоков физики"

Турнир по физике, который можно использовать в неделе физики

Содержимое разработки

Турнир «знатоков физики» второго курса

«Скоро экзамены!»

Сценарий


Трое участников за столом. Ждут последнюю участницу,

посматривая на часы.


Уч.1. Договорились же пораньше собраться. Экзамен на носу! Когда же она явится?

Появляется последняя участница, запыхавшись.


Уч.2. Слава богу! Мы уже и не надеялись!

Уч.4. А вы знаете закон утра?

Уч.3. Мы такой не проходили.

Уч.4. Конечно, вам бы только законы физики знать. Закон утра гласит: лучше быть голодной, чем ненакрашенной!

Уч.2. Теперь всё встало на свои места.

Уч.3. В газете заметка (читает газету): «В школе волшебников Хогвартс ученики делятся по успеваемости на магов, чародеев и... дубов-колдунов».

Уч.4. Ну, и что вы хотите этим сказать?

Уч.1. Так, хватит вам. У нас впереди «Механика. Молекулярная физика. Электродинамика».

Уч.4. (Мечтательно) Если звенит будильник – значит, лучшая часть суток позади.

Уч.1. Начнём с «Механики»?

Уч.2. Какие у нас задания по этой теме?


Конкурс первый «Разминка»


Уч.3. Вот первый вопрос. Нужно найти ошибку и перевести в систему СИ: «Средний вес человеческого глазного яблока двадцать восемь граммов».


Отвечает группа, первой поднявшая руку. Оценка – два балла.

Максимальное время – одна минута.


Уч.1. Так, с этим разобрались. У меня тоже вопрос, связанный с Международной системой: «Средняя скорость дождя – 27 км/ч».


Ответы учащихся (7,5 м/с). Один балл за правильный ответ.

Даётся одна минута.


Уч.4. А у меня стихи. Н.Рубцов «Экспромт». Я уплыву на пароходе, потом поеду на подводе, потом верхом, потом пешком пройду по волоку с мешком…

Уч.1. Ну, а вопрос?

Уч.4. Ну, придумайте. У меня идея, у вас – вопрос…

Уч.2. Вопрос такой. Запоминайте: за один час на пароходе проплыли 30 км, на подводе за один час проехали 7 км, верхом проехали за один час 8 км, а пешком двигались один час со скоростью 5 км/ч. С какой средней скоростью двигался поэт?


(Ответ: 12,5 км/ч) Два балла за правильный ответ. Время – две минуты.


Конкурс второй «Механика»


Уч.3. У меня вопрос. Когда автомобиль движется всё время со скоростью поезда?

Вопрос первой команде. За правильный ответ – 2 балла.

За дополнение – 1 балл. Ответ даётся сразу.

(Когда он находится на платформе движущегося поезда)


Уч.1. Давайте о невесомости поговорим. Я когда-то читала «Незнайку на Луне» Н.Носова. Вот один эпизод: «Придя постепенно в себя, Знайка убедился, что весит в какой-то нелепой позе посреди комнаты, между полом и потолком. Неподолёку от него повис кверху ножками стул, люстра висела в каком-то противоестественном состоянии: не отвесно, как всегда, а наискось…».

Уч.4. А почему в состоянии невесомости стул поднялся вверх?


Вопрос второй команде (условия те же).

(Так как на стул в обычном состоянии действует сила реакции опоры, то при возникновении невесомости тело под действием этой силы поднимается.)


Уч.1. А, что мы знаем из истории механики?

Уч.2. Я знаю, что простейшие машины (рычаг, клин, колесо, наклонная плоскость) появились в древности. Первое орудие человека – палка – это рычаг.

Уч.3. Каменный топор – сочетание рычага и клина. Колесо появилось в бронзовом веке. А несколько позже стала применяться наклонная плоскость.

Уч.1. Уже в пятом веке до нашей эры в афинской армии применялись стенобитные машины – тараны, катапульты. А кто их изобрёл?


Вопрос третьей команде. Ответ даётся сразу. Два балла.

Дополнение – один балл.


Уч.2. Разработка способов расчёта равновесия тел – это тоже Архимед.

Уч.3. Архимед изобрёл зубчатый редуктор – устройство из нескольких колёс, позволявшее с помощью совсем небольшой силы перемещать значительные тяжести.

Уч.1. Придумал «улитку» - водоподъёмное колесо. Всего ему приписывают около 40 изобретений.

Уч.2. Великий математик, механик, физик участвовал в обороне Сиракуз, осаждённого римлянами. Тогда и погиб.

Уч.1. Рита у нас опять запечалилась.

Уч.2. Об экзамене мечтает.

Уч.3. Может, вопрос по физике какой-нибудь мучает (с иронией)?

У.4. Мне снился сон. Сижу я у реки, наблюдаю за восходом солнца и думаю о том, что я сдала экзамен. Но тут вдруг эта самая утренняя волна радости буквально толкает меня, и в голове промелькнуло: «Да, случилось!». Но тут я понимаю, что это волна не радости…

Уч.1. …а звуковая!

Уч.4. Да, сквозь сон всё отчётливее слышался звонок будильника.

Уч.2. Кстати, мы ничего ещё про механические волны не повторили.

Уч.3. Вопрос: чем отличается звуковая волна от других волн? И почему мы можем отличить игру на трубе от звонка будильника?


Вопрос четвёртой команде


Уч.1. Хотите совет?

Уч.4. Интересно послушать.

Уч.1. Знаешь, как заработать денег? Берёте высокий стул, кладёте ему под ножку купюру, садитесь на стул. Задача?

Уч.4. Взять эту купюру.

Уч.1. Правильно. И что же нужно сделать?

Уч.4. Ну, и задача! Конечно, встать со стула, наклониться и поднять.


Демонстрация «эксперимента»


Уч.4. И в чём же смысл?

Уч.2. Чтобы заработать, нужно поднять…

Уч.4. (Перебивает) Поняла: чтобы сдать экзамен, для этого нужно заниматься (обижаясь).

Уч.3. С вашей интуицией только угадывать, в какой руке арбуз. Давайте лучше разберёмся с этой задачей. Что будет, если выдернуть стул, когда человек сидит. Почему он упадёт обязательно? И почему не падает, когда наклоняется?


Вопрос пятой команде при тех же условиях.


Уч.4. Я так торопилась к вам, бежала во весь дух... Чуть не упала…

Уч.2. (Смотрит на обувь Риты) Ты, как всегда, на своих 13-ти сантиметрах?

Уч.3. Давайте вспомним, при каких условиях тело будет наиболее устойчивым?


Вопрос шестой команде (условия прежние).



Учитель. Представитель первой команды должен подойти к столу, найти прибор или модель, с помощью которой он продемонстрирует условие, при котором тело не падает. (Выходит учащийся 1-ой команды) Представитель второй команды должен показать пару обуви, в которой Рите было бы удобнее бежать. Объяснить. (Выходит представитель второй команды)


Вопрос седьмой команде: Из сказки А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Там не неведомых дорожках следы невиданных зверей…

Можно ли по следам определить направление движения зверей? Что называется траекторией?


Уч.4. У тебя есть чайник? Может, чайку попьём? Перерыв сделаем.


Конкурс третий «Космос»


Вам предложены кроссворды. За три минуты вам нужно отгадать как можно больше слов.


Найдите в этой таблице ответы на вопросы о Космосе.







а

я

в

ё

л

о

р

о

к

с

и

т

е

р

е

ш

к

о

т

м

е

л

а

н

д

р

в

р

о

т

е

ф

а

к

с

а

о

н

к

с

к

о

п

о

м

ц

с

а

и

д

о

з

к

е

и

р

и

к

н

и

р

а

т

о

а

н

т

у

п

с

г

а

к

с

в

о

к

л

м

а

с

т

е

р

а

г

и

г

у

т

о

н

ю

п

и

а

з

о

а

с

й

н

л

з

е

л

р

е

т

т

о

и

н

е

р

о

п

в

о

н

о

в

к

а

л

д

е

л

т

д

з

е

т

к

о

к

а

г

а

к

т

и

с

а

и

с

и

р

т

о

с

с

п

а

р

к

м

и

р

о

р

а

с

п

к

и

к

е

с

а

р

у

т

е

е

к

о

е

и

о

н

о

т

э

а

с

е

м

т

а

в

р

н

п

е

я

ф

а


  1. Наука о Вселенной (10)

  2. Оптический прибор астронома (8)

  3. Небесный пояс «зверей» (6)

  4. Великий польский астроном (8)

  5. Загадочная планета пыльных бурь (4)

  6. Хвостатая звезда (6)

  7. Русский учёный, разработавший теорию космических полётов (11)

  8. Советский учёный, главный конструктор первых космических аппаратов (7)

  9. Космический летательный аппарат (6)

  10. Русское слово, которое 4 октября 1957 г. узнал весь мир (7)

  11. Первый в мире космонавт (7)

  12. Название космического корабля первого в мире космонавта (6)

  13. Первая в мире женщина – космонавт (9)

  14. Одежда космонавта (8)

  15. Советский космонавт, первым в мире совершивший выход в открытый космос (6)

  16. Древнегреческая богиня Луны (6)

  17. «Малая планета» (8)

  18. Самая большая планета Солнечной системы (6)

  19. Первый человек, ступивший на поверхность Луны (9)

  20. Девятая от Солнца планета (6)

  21. Газ, преобладающий в атмосфере Земли (4)

  22. Солнце (6)

  23. Обломок астероида (8)

  24. Самая яркая звезда ночного неба (6)

  25. Космическая единица расстояния (6)

  26. Гипотетическая планета Солнечной системы (6)

  27. Созвездие северного неба, пять главных звёзд которого расположены в форме буквы W (9)

  28. Колоссальное звёздное созвездие (9)


Ответы. 1. Астрономия. 2. Телескоп. 3. Зодиак. 4.Коперник. 5.Марс. 6.Комета. 7. Циолковский. 8. Королёв. 9. Ракета. 10. Спутник. 11. Гагарин. 12. Восток. 13. Терешкова. 14. Скафандр. 15. Леонов. 16. Селена. 17. Астероид. 18. Юпитер. 19. Армстронг. 20. Плутон. 21. Азот.

22. Звезда. 23. Метеорит. 24. Сириус. 25. Парсек. 26. Фаэтон. 27. Кассиопея. 28. Галактика.


Конкурс четвёртый. «Молекулярная физика. Термодинамика»


Вопросы каждой команде. За ответ – три балла максимально.

За дополнения – один балл.


Уч.3. Внимание! Загадка. В морях и реках обитает, но часто по небу летает, а как наскучит ей летать, на землю падает опять. Что это? (Вода)

Уч.1. А как изменится скорость движения молекул воды в данной загадке в различных состояниях? Дадим характеристику этому движению, пока чай закипает.

Ответ первой команды

(В твёрдом состоянии молекулы движутся медленно, характер движения – колебательный вокруг узлов решётки. В газах молекулы движутся очень быстро, характер движения – поступательный; в жидкостях скорости молекул средние, характер движения – колебательно-поступательный.)


Уч.2. Кажется, Рита варит ещё и кофе.

Уч.1. Да, действительно. Аромат кофе чувствуется.


Появляется уч.4 с чаем и кофе.


Уч.4. А вот и я. Как ни послушаешь, вам везде физика мерещится.

Уч.3. Может, ты нам скажешь, почему мы догадались, что ты ещё и кофе варишь? (Уч.4 задумалась) И чем ты занимаешься на уроках?

Уч.4. Прихожу и начинаю считать до четырнадцати.

Уч.2. А что потом?

Уч.4. А в четырнадцать пятнадцать у нас занятия заканчиваются!

Уч.1. Вернёмся к запахам. Итак, почему мы чувствуем запахи?


Отвечает вторая команда.


Уч.2. Сидим за столом, а загадки кругом.

Уч.3. Уже стихами заговорила. И какую же ты загадку увидела?

Уч.2. Мы бросаем сахар в чашку, завариваем чай или кофе. Кипяток равномерно окрашивается и становится сладким. Давайте вспомним и объясним, какое это явление.


Отвечает третья команда.


Уч.4. У меня есть знакомая, и она, чтобы не мыть тарелки, надевает на них целлофановый пакетик перед едой, потом снимает и выбрасывает в мусорку, и всё! И тарелки мыть не надо!...

Уч.1. Да она просто гений!

Уч.4. Конечно! Жирную посуду всегда трудно мыть, особенно, если горячей воды нет. Кстати, почему?


Вопрос четвёртой команде


Уч.2. Нужно ещё кое-что вспомнить.

Уч.3. Мы что-то пропустили?

Уч.2. Отгадайте... Я под мышкой посижу и, что делать, укажу: или разрешу гулять, или уложу в кровать (градусник).

Уч.4. А почему градусник необходимо подержать под мышкой? Какую температуру он показывает?


Вопрос пятой команде


Уч.1. Сегодня морозно.

Уч.2. Можно и нос отморозить.

Уч.3. Даже пословица есть. Береги нос в большой мороз.

Уч.4. А почему в большой мороз можно отморозить нос?


Вопрос шестой команде


Учитель. Участник третьего звена должен выйти к столу, найти прибор для измерения температуры. И ответить на вопрос: чью температуру показывает термометр.


Вопрос седьмой команде

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Окно брякнуло с шумом; стёкла, звеня, вылетали вон, и страшная свиная рожа выставилась, поводя очами, как будто спрашивая: «А что вы тут делаете, добрые люди?»

Вопрос: почему стекло, даже при небольшой нагрузке, разбивается?

(Стекло относят к хрупким телам, то есть у этих тел практически отсутствует пластическая деформация и упругая деформация непосредственно завершается разрушением)


Конкурс пятый «Электродинамика. Оптика»


Уч.1. Вы только послушайте, что пишут! (Читает) «Русский учёный физик Василий Петров в связи с отсутствием таких приборов, как амперметр или вольтметр, проводил эксперименты на своём теле. Учёный проверял качество работы батарей по ощущению от электрического тока в пальцах. А, чтобы чувствовать очень слабые токи, Петров специально срезал верхний слой кожи с кончиков пальцев».

Уч.2. Понятно. К дальним сёлам, городам кто идёт по проводам? Светлое величество! Это… (электричество)!

Учитель. Прежде, чем герои продолжат свой рассказ, я приглашаю участника четвёртой команды. Найдите электрометр и продемонстрируйте электризацию тел. Дайте пояснения.


Выходит представитель четвёртой команды.


Уч.4. Мой дед рассказывал мне, как жили ребята нашего возраста в его время. Они ходили в лес за грибами и ягодами, играли во дворе в футбол, купались в реке…

Уч.3. Ну, и что тут такого?

Уч.4. Вы не понимаете! Знаете почему? Представляете, у этих несчастных не было ни телевизора, ни компьютера, ни мобильных телефонов!

Уч.1. Представить, конечно, трудно. Давайте вспомним главный закон электростатики. Что нам известно?

Уч.2. Электрическое сопротивление человека определяется в основном сопротивлением поверхностного рогового слоя кожи. Тонкая, нежная и особенно увлажнённая, с повреждённым наружным слоем кожа хорошо проводит ток. Сухая, огрубевшая кожа является весьма плохим проводником.

Уч.3. В зависимости от состояния кожи, пути тока, значения электрического сопротивления тела человека составляют от 0,5 до 100 кОм.

Уч.1. По указанным данным определим силу тока.


В это время один из членов команды выполняет задание:

  1. найти приборы для измерения силы тока, как он подключается;

  2. найти приборы для измерения напряжения, как подключаются;

  3. найти гальванометр, что им измеряют;

  4. найти конденсатор; дать определение;

  5. найти спектрометр; для чего предназначен;

  6. найти катушку индуктивности; для чего предназначена.

  7. Найти трансформатор; для чего предназначен

Задание записано на карточках, которое выбирают сами команды.

Оценка – три балла



Номер группы


Сопротивление, Ом


Напряжение, В


Сила тока, А


322


500


220



323


100000


220



324


1600


220



325


3500


220



321


50000


220



3??


4400


220



??



220



Задание на слайде. Кто быстрее и правильно решит задачу? Две минуты.

Оценка – 4 балла.


Уч.2.Рита, а ты любишь «мыльные оперы»?

Уч.4. Смотрю. Бабуля моя их обожает. Ты хочешь спросить, почему они так называются?

Уч.2. Почти угадала.

Уч.4. И почему же?

Уч.3. Я расскажу. В 30-ых годах двадцатого века на американском радио появились многосерийные программы с незатейливыми слезоточивыми сюжетами. Их спонсорами выступали производители мыла и других моющих средств, так как основной аудиторией этих программ были домохозяйки.

Уч.4. Поэтому за радио -, а потом и телесериалами закрепилось выражение «мыльная опера». А вопрос-то в чём?

Уч.1. Как происходит трансляция радио- и телепередач? Другими словами: принцип радиосвязи.


Вопрос первой команде. Оценка – два балла; дополнение – 1 балл


Учитель. Вызывается участник пятого звена. Вам необходимо с помощью прибора продемонстрировать: как принцип радиосвязи применяется на практике.


Выходит участник пятого звена. С помощью мобильного телефона показывает принцип радиосвязи.


Уч.2. А всё началось с изучения электромагнитных явлений.

Уч.3. О магнитных явлениях у меня есть вопрос. В 19 веке прославился иллюзионист Антон Гамулецкий. Он создал «Храм очарований или Механический, физический и оптический кабинет», в котором демонстрировались различные трюки. Но самым удивительным созданием была фигура ангела, который парил в воздухе на верхней площадке лестницы при входе в «храм». Хозяин предлагал каждому посетителю убедиться в отсутствии обмана. Ангел действительно висел между полом и потолком без всякой видимой поддержки.

Уч.1. Задание понятно: объяснить парение ангела.


Вопрос 2 команде


Уч.4. Может, немного отвлечёмся.

Уч.2. А что такое?

Уч.4. Домашнее задание: сделать силуэт. А как?

Уч.2. Я даже знаю, почему портреты – силуэты так называются. В 1759 году французский министр Этьен де Силуэт ввёл жёсткие экономические ограничения из-за кризиса, вызванного войной. Именно от его фамилии произошло название портретов – силуэтов, вырезанных из бумаги, которые были гораздо дешевле картин.

Уч.3. А задание у тебя по физике?

Уч.4. Почему по физике? Точно, по физике?

Уч.1. По крайне мере по законам физики. Итак, какой закон и как сделать силуэт?

Ответы учащихся 3 команды


Уч.4. Может, отдохнём, прогуляемся.

Уч.2. Тебе бы только перерывы делать. Да, и морозно сегодня. Смотри, все окна в узорах.

Уч.4. Знаете, я до обеда не люблю учиться, а после обеда – ненавижу!

Уч.3. … Однажды в детстве я стояла у окна, а замороженные стёкла горели искрами. Мне хотелось, чтобы мама собрала эти искры в мисочку. Я даже попросила её об этом.

Уч.1. Это интересно. Какое же явление ты наблюдала? Сформулируйте этот закон.

Ответы 4 команды


Уч.4. А у меня было другое желание. И мама на день рождения подарила колечко.

Уч.1. Из сусального золота?

Уч.4. А такое тоже есть?

Уч.2. Я что-то припоминаю. Технология производства сусального золота в Мьянме сохраняется со времён средневековья. Из золота сначала тянут тонкую проволоку, потом её расплющивают молотками до толщины обёрточной фольги. Эту ленту режут на куски. Каждый квадратик золота перекладывают бумагой из бамбука, стягивают ремнями из оленьей шкуры, в течение шести часов колотят деревянным молотком.

Уч.4. И каков же конечный результат?

Уч.3. Тончайшие золотые кружочки, разлетающиеся даже от дыхания человека, находящегося на расстоянии одного метра. Это золото продают верующим как жертвенное.

Уч.2. Как объяснить ослепительный блеск храмов и божеств, покрытых сусальным золотом? И главное – будет ли это золото блестеть в абсолютно тёмной комнате?


Вопрос пятой команде

Вопрос шестой команде

Вот роща, вот ручка, вот тучка, вот флаг,

Вот тоненький дым над трубою.

Вот красное – друг, а чёрное – враг, а жёлтое – поле боя… (В.Кочетков)

Объясните происхождение цветов у предметов.


Уч.4. Ну, вот, не сдам я экзамен, и что дальше?

Уч.2. А дальше – метлу в руки – и ты ландшафтный дизайнер!

Уч.4. Очень смешно! Если вы такие умные, может, скажете тогда: почему про одних людей говорят, что он достиг чего-то, а про других – добился?

Уч.3. Такой вопрос! Слушай, для тебя не всё ещё потеряно.

Уч.4. А всё-таки? Как вы думаете?

Уч.1. Если ты увидишь высоко на дереве яблоко, полезешь за ним и сорвёшь его, то ты его достигла; а, если, отлупив младшего брата, отобрала у него яблоко – значит, добилась.

Уч.4. Правда?

Уч.2. Конечно, правда.

Уч.4. Знаете, как я хочу, чтобы прошёл экзамен?

Уч.3. Ну, и как же?

Уч.4. Экзамены. Преподаватель спрашивает меня: «Скажите-ка мне, Рита, что такое модулятор?». А я ошарашено так отвечаю: «А мы это ещё не проходили!». Преподаватель говорит: «Совершенно верно!» и ставит отметку в экзаменационный лист.

Уч.1. А вы как думаете: проходили вы это или нет? Если – да, то, что это такое?


Вопрос седьмой команде (модулятор)


Вызывается участник шестой команды. Что можно использовать для наблюдения дисперсии? Продемонстрировать (призма)

Вызывается участник седьмой команды. Чем можно измерить влажность?

Продемонстрировать.


Учитель. Мы заканчиваем турнир. Осталось только назвать победителей.


Жюри подводит итоги.

В это время исполняется песня.

Называет победителей.

Выдаются сертификаты всем участникам.

Называют фамилии наиболее активных участников.



Дополнительно


  1. Этому долго искали название: эйсод и эксод, истод и вестод, альфод и бетод, вольтод и гальвонод. Как это называется сейчас? (Анод и катод)

  2. В 1891 г. Американскому механику Уильяму Грею хозяин запретил узнавать состояние больной жены. В результате через год в США появились 10 тысяч разных будок с шёлковыми занавесками, столиком и стулом. Что ещё было в будке? (Телефонный аппарат. Хозяин запретил Грею пользоваться служебным телефоном, и он придумал телефон – автомат и взял на него патент)

  3. Командир даёт вводную:

- Летит вертоплёт.

- Товарищ командир, не вертоплёт, а вертолёт, - раздался голос из строя.

- Кто это сказал? – спрашивает командир.

- Рядовой Сидоров! – голос из строя.

- Рядовой Сидоров! Лечь, встать, лечь, встать!

- Летит вертолёт, несёт ядрёну бомбу.

- Товарищ командир, не ядрёну, а ядерную, - раздался голос из строя.

- Кто сказал? – спрашивает командир.

- Рядовой Сидоров!

- Рядовой Сидоров! Лечь, встать ….

- Летит вертолёт, несёт ядерную бомбу, сбрасывает её. Каковы ваши действия?

- Хватать командира и нести его в бомбоубежище, - раздался голос из строя.

- Сидоров, опять ты? – спрашивает командир.

- Так точно! Сидоров!

- Сидоров на месте, всем остальным: лечь, встать, лечь, встать!


Что из себя представляет ядерная бомба, и почему она так опасна?


23


Сохранить у себя:
Турнир "знатоков физики"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки