Городской округ город Выкса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №33 «Земляничка»
Конспект занятия
"Откуда берется звук?"
Цикл занятий по реализации исследовательского проекта
«Звуки вокруг нас»
(Музыкально-экспериментальная деятельность)
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Тарбаева Е.В.
2021г.
Материалы: лейка, сделанная по типу душа, две одинаковые бутылки с узким горлышком, таз, воронка, воронки, сделанные из плотной бумаги.
Ход занятия
1. Дети сидят на стульях. Музыкальный руководитель беседует с детьми:
- Слышали ли вы как про кого - то говорят "У него ушки на макушке?"
- Где у человека расположена макушка?
- Что у человека находится на макушке?
- Где у человека расположены уши?
- Кого же имели в виду, употребляя такое выражение?
Значит, про человека, который внимательно к чему - то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.
Музыкальный руководитель предлагает сравнить размер ушей зверей и людей и продолжает беседу:
- Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?
- В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?
- Что ответил Красной Шапочке волк?
Музыкальный руководитель предлагает детям выяснить, зачем зверям такие большие уши?
2. Музыкальный руководитель отходит подальше от детей и что - то говорит тихим шепотом. Дети должны попытаться услышать сказанное, но сходить с места и приближаться к воспитателю нельзя.
Если дети не могут услышать, что говорит воспитатель, можно предложить им представить, что делает плохо слышащий человек.
(Дети должны приложить руку к уху, тем самым сделав ухо больше).
Музыкальный руководитель предлагает детям выяснить, почему же лучше слышно, ели ухо большое.
3. Дети подходят к столу, на котором стоит тазик, две одинаковые бутылки с узким горлышком, лейка по типу душа и воронка. Музыкальный руководитель продолжает беседу:
- Видели ли вы, как летом собирают дождевую воду?
- Зачем она нужна?
(Музыкальный руководитель ставит в таз одну бутылку и начинает наливать в нее воду из лейки).
- Сколько воды набралось в бутылку?
- Что нужно сделать для того, чтобы воды набралось больше?
После обсуждения приходим к выводу, что в бутылку нужно поставить воронку. Количество налитой в обе бутылки воды сравнивается.
Музыкальный руководитель предлагает каждому ребенку по одной воронке, сделанной из листа ватмана, и предлагает самим догадаться, как ее использовать, чтобы сказанные шепотом слова музыкального руководителя можно было отчетливо услышать.
- Что нужно сделать, чтобы лучше слышать?
Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается вывод, что стало лучше слышно, потому что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкое слышание спасает их от опасности.
4. Музыкальный руководитель продолжает беседу:
- Как же образуется звук?
Дети подходят к столу, на котором лежат металлическая линейка, гитара, расчески по количеству детей.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы линейка начала издавать звук?
(Линейку одним концом прижимают к столу и дергают за свободный конец - раздается звук).
- Что происходит с линейкой? Она дрожит.
- Заставьте звучать гитару. Что вы для этого сделали?
- Что происходит со струной, когда она звучит? Она дрожит.
Делается вывод о том, что если дрожит - значит звучит.
1. Войдем в волшебный мир звуков.
Музыкальный руководитель
Давайте сейчас посидим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
... Удивителен мир звуков, окружающий нас: вот мяукает кот и тихо позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеются малыши, визжит тормозами машина и тихо шуршит книжка.
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину...
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Дети: (хором)
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и "невкусный"!
2. Слушаем и воображаем.
Дети садятся в круг, в центре которого педагог из "волшебной" корзины достает различные предметы: громко тикающий будильник, стеклянный стакан (звенит им), железную крышку от кастрюли, деревянные кубики, шуршит бумажкой и тихонько свистит, чтобы было похоже на ветер, а затем громко дышит, переливает воду. Дети не открывая глаз, стараются отгадать, что это звучало.
Городской округ город Выкса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №33 «Земляничка»
Конспект занятия
"Шумовые и музыкальные звуки"
Цикл занятий по реализации исследовательского проекта
«Звуки вокруг нас»
(Музыкально-экспериментальная деятельность)
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Тарбаева Е.В.
2021г.
Музыкальный руководитель
Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?
У шумовых звуков нет точной высоты - на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые - их создают многие ударные инструменты.
У музыкального звука имеется своя высота, она - то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте - допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, почему их так много - целое море?, откуда берутся звуки?
Дети: высказывают свое мнение.
Музыкальный руководитель А вам бы хотелось узнать, откуда берутся звуки? какие звуки нас окружают?
Дети:Да.
Музыкальный руководитель Тогда предлагаю вам заняться исследовательской деятельностью.
После беседы воспитатель вместе с детьми определила:
- проблемные вопросы:
"Что такое звук?", "Как он получается?", "Почему звуков так много - целое море?"
- выдвинула гипотезу - дрожит, значит звучит...
- обозначила цель проекта:
Познакомить детей с принципами образования и улавливания звуков.
- тема, цель проекта позволили определить задачи:
а) воспитывать интерес к звучащему миру;
б) развивать наблюдательность;
в) развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов).
Общение "Звуки вокруг нас"
Воспитатель: Дорогие ребята!
Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.
Мы, ребятки, дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой.
И другой!
А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь!
(Дети выполняют действия по тексту).
Воспитатель:
Что мы сейчас делали?
Дети:
Топали, хлопали, шумели.
Воспитатель:
Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)
Они называются - шумы.
Давайте минуту помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет?
(Дети минуту слушают).
Воспитатель:
Итак, что вы услышали?
Дети:
Шаги и речь людей за спиной, звонок телефона, топот детей в группе, шум на улице.
Воспитатель:
Мы все время что - то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас - звучащий.
Давайте с вами поиграем. Я буду включать шумы, а вы их угадывать.
Фонограммы различных шумов. Дети угадывают.
Воспитатель:
Я попрошу вас послушать и нарисовать мальчикам - шумы, которые вы услышали на улице; девочкам - шумы, которые вы услышали в помещении.
* Исследовательская деятельность детей.
Воспитатель:
Дети, вы попали в Страну чудес, где живут необычные жители - звуки.
Перед вами на столе разложены: деревянные палочки, стеклянные стаканы, ложка, карандаш, пластмассовая коробочка, связка ключей.
Выберите среди лежащих на столе предметов:
- деревянные: - палочки, кубики,
- постучите ими,
- определите свойства звука (сухой, теплый),
- найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать
деревянные звуки.
- стеклянные: - стеклянные стаканы,
- постучите ими друг о друга,
- постучите по ним ложкой,
- определите свойства звука (нежный, прозрачный, чистый,
тонкий),
- найдите в зале предметы, мебель, которые могут
издавать стеклянные звуки (окно, зеркало).
- металлические: - связка ключей,
- позвените ими,
-определите свойства звука (яркий, призывный),
- найдите в зале предметы, мебель, которые могут
издавать металлические звуки.
- шуршащие: - лист бумаги,
- смять ее,
- порвать ее,
- найти в зале предметы, мебель, которые могут издавать
шуршащие звуки (шторы, одежда, когда ее чистят
щеткой),
- определите свойства звука (тихие, незаметные).
* Дидактическая игра "Что звучит?"
Цель: определение предмета по издаваемому звуку.
Ход игры:
В аудиозаписи слышны различные звуки. Воспитатель выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, шум ветра, топот лошадки и т. д.).
Воспитатель спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (пошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся и с остальными предметами и подбираются предметы, издающие разные звуки (журчание ручья - ключи, цокот копыт - кастаньеты, шум дождя - лейка).
* Дидактическая игра "Музыка или шум?"
Цель: определение происхождения звука, различение музыкальных и немузыкальных звуков.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы (музыкальные и шумовые), выясняет, какие из них могут издавать музыку.
Дети называют предметы, извлекают 2-3 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, что это за песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится - (шум). Дети рассматривают коробочки "со звуками", заглядывая в них, определяют одинаковые ли будут звуки и почему (нет, т. к. разные предметы "шумят" по - разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек.
Вывод: музыкальные инструменты издают музыкальные звуки, а "коробочки - шумелки" - шум (немузыкальные звуки).
* Викторина "Музыкальные и не музыкальные звуки".
Цель: закрепление понятия музыкальных и не музыкальных звуков.
Воспитатель: Сейчас проведем небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы их относить к музыкальным или к не музыкальным.
"Музыкальные" - поднимаете синие карточки,
"Не музыкальные" - поднимаете зеленые карточки.
1. Пение мальчика (муз.)
2. Скрип двери (не муз.)
3. Звучание женского хора (муз.)
4. Шум моря (не муз.)
5. Подметание пола щеткой (не муз.)
6. Стук мяча (не муз.)
7. Игра на скрипке (муз.)
8. Игра на фортепиано (муз.)
9. Шум трактора (не муз.)
10. Звучание симфонического оркестра (муз.)
* "Свойства шумов"
Воспитатель:Шумами называют звуки, которые нас окружают. Иногда они бывают тихие, иногда громкие, иногда очень громкие. Многие шумы существуют сами по себе и никак не зависят от человека. Обычно это звуки природы, например, шум ветра, грохот водопада, крики животных и птиц или раскаты грома. Но есть и шумы, которые производит человек. Сейчас я предлагаю вам выполнить задания.
Задание 1 .
Из предложенного набора картинок выбрать шумы природы, и шумы, которые производит человек.
Задание 2.
Подобрать названия предметов, которые способны издавать указанные шумы и расположите их в правильном порядке.
Деревянные связка ключей
Стеклянные дом
Пластмассовые посуда
Металлические стакан
Задание 3.
Найдите наиболее точные определения шумов.
Набор карточек - шумов: Деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.
Набор карточек: скрип, звон, шелест, скрежет.
Картинки: лестница, колокол, ноготь, пирамидка.
* Общение "Что такое звуки?"
Воспитатель: Дети, что такое звуки? Как они получились? Почему их целое море?...
Скажите, пожалуйста, вам приходилось когда - нибудь бросать камешки в воду?
Дети делятся воспоминаниями.
Воспитатель:
Значит, вам легко представить, что звуки - это такие же волны, только воздушные. К сожалению, их не видят наши глаза, зато их прекрасно слышат наши уши.
А теперь давайте тихонько коснемся стакана чайной ложечкой. Что сразу слышим?
Дети: Звук.
Воспитатель: Откуда же он взялся? Оказывается, при соприкосновении ложечки со стаканом происходит вибрация, начинает дрожать воздух вокруг стакана, поэтому мы слышим звук.
Мы не видим, как дрожит стакан, потому что стенки стакана очень тонкие. Они так мелко и часто дрожат, что человеческий глаз этого заметить не может.
А если тронуть струну гитары, то мы без труда увидим колебание: она дрожит, будто раздваивается.
Значит, если дрожит - то звучит.
Вывод: Из проведенного исследования детям стало известно, какие шумы, звуки нас окружают, почему их так много - целое море.
На следующем этапе проекта дети найдут подтверждение гипотезе проекта - "Дрожит, значит звучит".
Городской округ город Выкса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №33 «Земляничка»
Конспект занятия
Музыкальная мастерская
Цикл занятий по реализации исследовательского проекта
«Звуки вокруг нас»
(Музыкально-экспериментальная деятельность)
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Тарбаева Е.В.
2021г.
Музыкальная мастерская
"Волшебные коробочки"
Воспитатель раздает детям разноцветные коробочки от йогурта, и резинки. Предлагает детям подумать, как можно из этих двух предметов сделать музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала, как струна (резинку надо просто надеть на коробочку от йогурта). Предложить детям поэкспериментировать с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте. Дети должны убедиться, что у них в руках действительно музыкальный инструмент.
Резинкой можно довольно громко щелкать, оттягивая ее сбоку. Звук получается значительно более яркий.
Предложить детям украсить музыкальные инструменты, просунув снизу под резинку 2-3 ленточки из разноцветной гофрированной бумаги. В таком виде у инструмента появляется еще один звук: если взяться за резинку сверху и помахать коробочкой, то ленточками можно шуршать. Дети сами должны догадаться, какой новый звук появился?
«Шуршащие мешочки».
Изготовление с детьми мешочков наполненных орехами (фундук)
«Парикмахерская полька»
Воспитатель предлагает детям представить, что расческа - это вовсе не расческа, а музыкальный инструмент, на котором умеют играть все парикмахеры. Перед тем как постричь или причесать детей, они веселят их своей игрой.
Воспитатель раздает всем детям расчески и предлагает попробовать извлечь из них звуки, послушать, какие они, сравнить разные, выяснить, от чего это зависит.
Воспитатель берет большие ножницы и говорит, что сейчас вместе с ними сыграет парикмахерскую польку "Музыкальная прическа". В партии ножниц должно быть слышно ритмичное щелканье ими. Воспитатель может посадить "клиента" и разыграть стрижку с причесыванием под музыку (например, "Литовская полька"). Во второй части польки дети играют на расческах с помощью кусочка плотной бумаги, сложенной уголком.
Воспитатель предлагает нескольким детям взять бумажные воронки, отойти на 2-3 метра от играющих и послушать, как усиливается звучание с помощью воронки (дети то прикладывают ее к уху, то убирают).
Воспитатель спрашивает детей : "Сыграем еще раз?".
Тогда предлагает нескольким детям сделать прическу одной из девочек под музыку польки (используя при этом маленькие заколочки, разноцветные резиночки). Парикмахерам надо расположиться за спинами играющих или за ширмой, чтобы можно было удивить музыкантов невиданной прической. Оркестр исполняет польку еще раз, за это время парикмахеры стараются прикрепить к волосам девочки как можно больше украшений.
Вывод:
Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезу проекта.