Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области
«Бетлицкая школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
с ограниченными возможностями здоровья»
«Трудовое обучение и воспитание как основа социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Егоренкова Е. А.
учитель,
высшей квалификационной категории
2019 г.
Вопрос о роли труда в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке обучающихся к практической деятельности.
Специальная психология и педагогика говорит о том, что трудовая подготовка для детей с нарушением интеллекта более значима, чем для нормально развивающихся детей. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями детей с умственной отсталостью принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды. Определенное значение имеет также сниженная активность УО ребенка, узкий круг интересов, своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы.
Труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Трудовое воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, экологическим, нравственным воспитанием. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга, товарищества, ответственности за порученное дело.
В качестве наиболее значимого для целей социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями в развитии в теории и практике специального образования выделяется подготовка к труду детей с интеллектуальным недоразвитием. Она направлена на достижение детьми и подростками социального комфорта и равноправия в обществе.
Сущность понятия «трудовое воспитание»
Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования элементарных трудовых умений, позитивной мотивации. Трудовое воспитание направлено на формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и участия в различных видах трудовой деятельности. Воспитание навыков самообслуживания является начальным звеном в воспитании личности человека.
Самообслуживание - первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за одеждой, обувью, уборка игрового и рабочего места — это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается ребенок. Однако обучающиеся коррекционных школ таких навыков при поступлении в первый класс в большинстве случаев не имеют.
В школе, особенно в школе-интернате, самообслуживание является частью общественно полезного труда обучающихся. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, чистоте и сохранности классного помещения, классного оборудования, уход за комнатными растениями (в младших классах), полная уборка классных помещений, кабинетов, мастерских школы (в старших классах) — таков перечень дел, которыми могут заниматься дети с нарушением интеллекта. А также добавляется еще уборка и содержание в чистоте и порядке спален, стирка мелких вещей и ремонт одежды.
Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены.
Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках по ручному труду, домоводству. Сейчас в быту все более широко используются машины, облегчающие труд человека. Обращению с такими машинами дети учатся на уроках домоводства.
Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь изо дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.
Часто у детей сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым, выработать же у наших школьников привычку повседневного участия в труде — дело довольно трудное. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовыми навыками приводят к тому, что дети быстро утомляются и не всегда с желанием берутся за работу. Поэтому особое значение приобретает правильная дозировка трудовых заданий. Непосильность задания может привести к перенапряжению и вызвать отрицательное отношение к работе вообще.
Трудовое воспитание - это совместная деятельность учителя, воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Также трудовая деятельность влияет на формирование наглядно-действенного мышления. В процессе трудовой деятельности развивается восприятие, речь детей за счёт обогащения словаря, дети учатся планировать работу, вербализировать действия, анализировать трудовой процесс и оценивать отношение к труду.
На сегодняшний день трудовое обучение занимает ведущее место в общей системе учебно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. На уроках труда обучающиеся овладевают элементарными умениями и навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях.
Система трудового обучения и воспитания обучающихся в школе - интернате реализуется в процессе обучения самообслуживанию, ручному, хозяйственно-бытовому и общественно-полезному труду, производственному обучению. Анализ всех этих видов трудовой деятельности показывает, что, начиная с обучения элементарным навыкам самообслуживания и хозяйственно-бытового труда, ребенок с умственной отсталостью приобретает необходимые знания и представления, которые на более позднем этапе влияют на успешность его обучения производственной деятельностью и профессиональное самоопределение. Таким образом, система трудового воспитания представляет собой поэтапную, последовательную структуру, в которой успешность прохождения каждого этапа влияет на успешность прохождения этапа последующего.
Цель и задачи трудового воспитания
Одним из приоритетных направлений обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в школах-интернатах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Задачами трудовой подготовки обучающихся с отклонениями в развитии являются:
воспитание мотивированного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умение работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);
коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков умственного развития;
профессиональная подготовка к производительному труду.
Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с отклонениями в развитии, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых обучающихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей, являются наиболее ущербными в плане обеспечения ими общего образования и трудовой подготовки.
Особенно трудна проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, обучающиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых обучающихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.
Одной из важнейших задач трудового воспитания является формирование у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости. Эта задача является общей в воспитании любого ребенка, но в отношении умственно отсталых детей приобретает особый смысл. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии и формированию общей структуры деятельности, создает важные предпосылки другим видам деятельности. Поэтому формирование у умственно отсталых детей базовых (т. е. минимально необходимых жизненно-практических) навыков должно стать предметом особой заботы в школах - интернатах. Выделяют еще ряд задач трудового воспитания:
- овладение теоретическими знаниями, практическими навыками, трудовыми умениями, достаточными для участия выпускников специальных школ в производственном труде по несложным специальностям;
- содействие физическому развитию, укреплению здоровья, закаливанию организма и воспитанию физической выносливости;
- организация профориентационной работы на протяжении всего обучения в школе;
- выработка сознательного выбора будущей профессии обучающимися старших классов;
- освоение основных двигательных умений и навыков пространственной ориентировки, способствующей лучшей адаптации школьников в новых для себя условиях после окончания школы;
- привитие основ психологической культуры поведения в обществе, навыков коммуникативности и уверенности в себе;
- формирование навыков жизнеобеспечения в современных социально-экономических условиях.
Трудовое воспитание включает все содержание работы по подготовке обучающихся к трудовой жизни: вооружение обучающихся общетрудовыми и специальными знаниями, умениями, навыками; формирование у них физических, интеллектуальных и нравственных качеств, необходимых в труде.
Психологическая подготовка к труду
Уже с первых лет обучения школа должна еще психологически готовить ребенка к участию в труде. Эта психологическая подготовка направлена на развитие моральных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств человека, необходимых для творческого труда. В процессе ее формируются положительные мотивы трудовой деятельности, целеустремленность и интерес к овладению определенной профессией.
Известно, что для любой работы необходимо владеть целым комплексом умений. При образовании трудовых навыков ученику вначале показывают образцы работы, приемы ее выполнения, и он, подражая учителю, овладевает автоматизированным действием — навыком выполнения той или другой операции, что необходимо в овладении любой профессией.
Производительный труд в современных условиях требует сочетания физических и умственных усилий. Поэтому большое значение в психологической подготовке к труду приобретает усвоение основ наук и развитие познавательных способностей школьника. В процессе обучения необходимо вызвать у детей стремление к знаниям, вооружить их необходимыми навыками изучения действительности.
Предметные уроки и уроки ручного труда, проводимые в коррекционной школе по определенной системе, создают необходимые условия для развития сенсомоторной культуры ребенка. Их дополняют уроки физического воспитания, ритмики, музыки, подвижные игры во внеклассное время, занятия обучающихся в кружках.
Психологическая подготовка — это не отдельные мероприятия, а целостная система работы с обучающимися, направленная на осознание ими труда окружающих людей и своего собственного трудового опыта, на создание устойчивого интереса к трудовой деятельности.
Практическая подготовка к труду - это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий. За время обучения в школе дети имеют целую систему упражнений в коллективной трудовой деятельности. Уже в процессе изучения основ наук обучающиеся получают некоторые практические навыки и умения, необходимые им в жизни. Например, на уроках математики учатся производить различные измерения, приобретают умения и навыки обращения с некоторыми инструментами (циркулем, ножницами и др.).
На предметных уроках, например, предусматривается ознакомление обучающихся с окружающей действительностью и трудом людей в городе и сельской местности. Дети получают первоначальные сведения о живой и неживой природе, о поверхности земли, о домашних и диких животных. Они ведут наблюдения сезонных изменений в природе. У детей воспитываются практические навыки ухода за телом, за своей одеждой и предметами быта. На уроках труда закрепляются не только умения и навыки, но также и многие понятия («овощи», «фрукты», «мебель», «посуда», «большой», «маленький», «длиннее», «короче» и др.), которые конкретизируются и глубже осознаются обучающимися. Эта взаимосвязь труда и обучения помогает более сознательному усвоению учебного материала, обогащению речи обучающихся, развитию их мышления.
Но основное значение для приобретения рабочих умений и навыков обучающимися имеет система трудового обучения и профессиональной подготовки. Эта система включает занятия по ручному труду и домоводству, работу в мастерских, на пришкольном участке.
Этапы трудового обучения
Трудовое обучение, как часть образовательных технологий, решает задачу подготовки обучающихся к трудовой деятельности через систему специально организованных уроков трудового обучения по конкретному виду труда. В качестве таких занятий могут выступать уроки:
по столярному делу;
швейному делу;
сельскохозяйственному труду (животноводству, овощеводству, цветоводству, декоративному цветоводству и т.д.);
Трудовая деятельность детей с нарушением интеллекта рассматривается в олигофренопедагогике как одно из самых активных средств подготовки к жизни, а обучение — как средство вооружения обучающихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности.
Трудовое обучение в школе осуществляются поэтапно. Выделяются несколько этапов. На каждом конкретном этапе решаются общие учебные задачи и специальные, характерные для конкретного этапа.
Первый этап обучения реализуется в 0-4-х классах.
Уроки ручного труда в 0-4-х классах - база для подготовки мальчиков, девочек к обучению в учебных школьных мастерских.
Ручной труд развивает самостоятельность, инициативу и настойчивость в решении трудовых задач, чувство ответственности. Особенно это чувство возрастает, когда дети видят, что сделанные ими вещи (например, закладки для книг) действительно нужны. К вещам, сделанным своими руками, дети проявляют и особую бережливость. Кроме воспитания этих качеств личности ребенка, ручной труд нужно использовать для развития познавательных интересов и закрепления знаний, полученных обучающимися во время занятий в классе. Дети знакомятся с разнообразными свойствами и качествами предметов, овладевают способами обработки различных материалов (бумаги, картона, ткани, ниток). Так же необходимо создавать у детей интерес и уважение к результату своего труда. Поделки должны быть не только индивидуальными, но и коллективными. В процессе создания коллективной поделки ребята учатся работать сообща, соотносить свои действия с действиями других, что составляет одну из основных сторон культуры труда.
Таким образом, первый этап трудового обучения на уроках ручного труда в 0-4-х классах является избирательным и направлен на формирование у обучающихся начальных классов первоначального трудового опыта.
На этом этапе решаются следующие задачи:
формирование знаний о материалах, с которыми обучающиеся будут работать на уроках ручного труда;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков обучающихся, развитие мелкой моторики рук;
обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно-гигиенических требований при использовании различных материалов;
обучение знаниям об устройстве и назначении ряда инструментов, безопасных при работе с ними;
формирование организационных умений и навыков, в том числе по организации рабочего места;
выполнение обучающимися различных заданий (выполнить сюжетную композицию, используя геометрические фигуры и т.д.);
ознакомление обучающихся, особенно учеников 3-4-х классов, с некоторыми профессиями;
проведение трудовой и моторной диагностики и определение у обучающихся трудового профиля;
изучение индивидуальных трудовых возможностей обучающихся, готовности их трудиться в мастерских по конкретному трудовому профилю.
Учитель должен знать индивидуальные возможности детей, учитывать уровень доступности для них заданий.
Второй этап - профориентационный. Это общетехническое трудовое обучение в 5-м классе на базе профессиональных мастерских. Задачи этого периода более конкретны и преследуют две основные цели:
адаптацию обучающихся к измененным условиям обучения, переход к самостоятельной деятельности под строгим контролем и с помощью учителя-предметника;
отбор обучающихся по видам трудового обучения с учетом их возможностей, уровня развития двигательных и интеллектуальных способностей.
Третий этап - профессиональное обучение в школьных мастерских (6-10 классы). На данном этапе увеличивается количество учебных часов, путем упражнений осуществляется формирование и совершенствование профессиональных навыков.
В процессе профессионального обучения особое внимание уделяется правильности выполнения обучающимися трудовых приемов, а в дальнейшем - темпу работы и степени овладения трудовыми навыками.
Третий этап - это активное обучение труду, которому надо учиться, как и всякому другому виду творческой деятельности. Степень успешности обучения детей с умственной отсталостью зависит от сложности знаний, умений и навыков, составляющих содержание специальности; от методов и приемов обучения; от индивидуальных качеств обучающегося, его психофизических особенностей.
В состав трудового обучения входит формирование системы рабочих движений, трудовых навыков со словесной основой их организации. Формирование этих движений имеет свои закономерности и теснейшим образом связано с формированием умственных действий в труде. К числу умственных действий относятся ориентировка в задании и предварительное планирование хода выполнения задания, различные измерения, вычисления и разметки, ряд контрольных действий.
Наиболее типичной, характерной особенностью для большинства учеников старших классов является низкий уровень самостоятельности в преодолении специфических затруднений, возникающих при выполнении практических работ. Большая часть учеников нуждаются в помощи. Некоторые обращаются за помощью к учителю по своей инициативе, а часть учеников прекращают работу, пребывают в пассивном ожидании, и лишь немногие ученики могут продолжать работу, не замечая явного брака в своем изделии. Почти все затруднения у обучающихся возникают тогда, когда они сталкиваются с какими-либо умственными задачами, для решения которых необходимо произвести некоторые мыслительные операции, проявить умения интеллектуального порядка. Соединение обучения с производственным трудом становится условием успешной социализации обучающихся.
Следует заметить, что к концу профессионально-трудового обучения почти все ученики специальной школы овладевают в достаточной мере рабочими операционными навыками и в состоянии выполнять довольно сложные комплексные работы (шитье одежды, изготовление стула, табуретки и т.п.).
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.
От того, насколько успешно подросток овладеет рабочей специальностью в стенах школы, зависит, как будет проходить процесс его дальнейшей социализации в самостоятельной жизни. Педагогическая наука должна всесторонне разрабатывать такую систему трудового обучения школьников, которая обеспечивает успех в подготовке подрастающего поколения к трудовой деятельности. Но в отношении обучающихся коррекционной школы, имеющих нарушения в умственном и физическом развитии, требуется применять особые и более специфические методы воспитания и обучения.
Перед современной коррекционной школой стоит задача подготовить обучающихся к трудовой деятельности, к общественно полезному производительному труду. Воспитанники школы обязательно должны овладеть определенной специальностью, т.е. должны быть подготовлены к работе на производстве.
Несмотря на узость и элементарность общеобразовательного обучения, оно может и должно отвечать целям подготовки обучающихся к труду.
Ученики коррекционной школы требуют очень большого внимания при коррекции недостатков их эмоционально-волевой сферы. Негативизм, неуверенность в своих силах, возбудимость одних и заторможенность других процессов должны учитываться при организации трудовой деятельности детей. Нередко можно наблюдать, как скованный и нерешительный в классе ученик совсем по-другому ведет себя на занятиях по труду, становится активным и бодрым. Например, при ослабленном, неустойчивом внимании помогает выполнение таких трудовых заданий, которые требуют сосредоточенности (вышивка, прополка, шитье). Индивидуалиста следует чаще подключать к выполнению коллективных заданий, чтобы он осознал силу коллектива; неуверенному ученику необходимо на первых порах задание облегчить, тогда он сможет убедиться в своих силах и т. д.
Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Существует ряд серьёзных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с ОВЗ.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно – методических и практических мероприятий. Например:
- ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
- воспитание интереса к труду, трудолюбия, умений работать в коллективе;
- формирование организационных умений в труде;
-формирование санитарно-гигиенических, трудовых навыков и навыков самообслуживания.
- обучению трудовым навыкам с учетом индивидуальных особенностей, личностных качеств, задатков и способностей;
- ознакомление с видами профессий и нацеливание на получение профессии.
С этой целью можно проводить классные часы и внеклассные занятия на темы: «Профессии наших родителей», «Все работы хороши», «Все профессии нужны, все профессии важны», «От лени болеют, от труда здоровеют», «Талант и труд», где изучение детьми сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению обучающимися знаний о мире труда. В ходе таких бесед раскрывается зависимость между получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.
Также можно использовать и такую форму внеклассной работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению обучающихся, как просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач профориентационного содержания.
Наиболее благоприятной для трудового воспитания детей с ОВЗ является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к труду.
Для того чтобы стимулировать у детей положительное отношение к труду, в школе организуется неделя труда, в ходе которой каждый воспитанник может проявить себя, показать свои теоретические знания и практические умения, которые им пригодятся в дальнейшей жизни. Эти внеклассные занятия значительно улучшают и оживляют работу по трудовому воспитанию и профориентации.
Кружки и факультативы также способны оказать значительную помощь обучающимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления обучающихся с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности, самостоятельности.
В связи с изменением условий среды социального развития и вытекающими из этого последствиями проблема социализации детей (со всеми вариантами развития) приобрела особую актуальность.
Говоря о понятии «социализация», стоит отметить, что оно имеет некоторые разночтения. Например, под социализацией подразумевают «вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций»; «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность»; «процесс присвоения общественного опыта, по мере чего человек входит в общественные отношения, налаживает связи с другими людьми».
Дети с нарушением интеллекта имеют специфику интеграции в окружающую среду, в общество. Имеющийся у них дефект обуславливает нарушение связей с социумом, культурой, что приводит к не всегда адекватному восприятию социальных норм и требований. Воспитанники школ-интернатов имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничена. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д ). Часто мир для них кажется пугающим и опасным или же наоборот они слишком доверчивы и наивны, у них выявляются неполные представления о социальном окружении, о будущих перспективах в жизни. Это есть серьезное препятствие в развитии и дальнейшей социализации ребенка.
Поэтому остро стоит вопрос о необходимости подготовки детей к самостоятельной жизни. Для этого необходима конкретизация и уточнение жизненных планов детей и подростков, формирование у них навыков самообслуживания, обслуживающего труда, формирование коммуникативных навыков.
Заключение
Л. С. Выготский говорил о том, что трудовое воспитание является основой социализации ребенка с интеллектуальными нарушениями. Если для обычного ребенка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребенку погружение в общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
Перед нами, учителями, стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой – стимулировать желание «особых» детей находиться в этом социуме и сформировать доверие к нему.
Обобщая сказанное, считаю необходимым подчеркнуть, что трудовое обучение и воспитание в школе – интернате должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых - развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья активности, самостоятельности, умения самим находить достойную сферу приложения своих сил; формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.
Список используемой литературы:
Абрамова Г. А. Практическая психология. - Екатеринбург, 1998
Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 2000
Жиднина М. В., Кузьмина Н. Н. Ручной труд в специальной (коррекционной) школеVIII вида. – М., Просвещение, 2008
Корабейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М., 2002
Кулишова Г. П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта. - М., 2006
Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. - М., Изд. Телевинф, 2006
Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. – М., 2001