Триз – технологии как основа для развития творческих возможностей обучающихся

В статье дано понятиеТРИЗ-технологии, которую нередко называют не технологией решения изобретательских задач, а технологией поиска правильных решений, что гораздо точнее отражает суть метода. Раскрыта методика применения на теоретических и практических занятиях

Содержимое разработки

ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ, КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Убушаев Н. Л.

БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»



Все педагогические системы в настоящее время поддерживают идею гармоничного развития, в равной мере уделяющего внимание интеллектуальной, эмоциональной, морально-нравственной и другим сферам личности обучающегося. А главная задача воспитания – максимально эффективно адаптировать подростка к предстоящей жизни, научить его справляться с непредсказуемыми ситуациями, в которые он будет попадать в ходе своей жизни, и здесь решающее значение играет способность быстро принимать эффективные, а зачастую, и нестандартные решения.

Одной из передовых педагогических технологий, активно поддерживаемой российскими практиками и теоретиками воспитания, является так называемая «ТРИЗ или технология решения изобретательских задач», созданная в 1946 году Генрихом Альтшуллером. ТРИЗ - технология решения изобретательских задач - новая отечественная технология творчества, известна в настоящее время во многих странах. Технология возникла в СССР, автор ТРИЗ – бакинский изобретатель, писатель-фантаст Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер (псевдоним Генрих Альтов)  и его научная школа. Использование ТРИЗ в общеобразовательной школе началось в 1989г. Уделив немалое время анализу данных собранных многочисленными патентными фондами, он пришел к выводу, что в основе всех изобретений лежат одинаковые предпосылки. Выделив и систематизировав их, он смог  создать свою теорию, что существуют базовые принципы, на основе которых ТРИЗ решает задачи:
1. Принцип объективных законов. Системы развиваются по определенным законам, их нужно изучать и использовать в решении проблемы.
2. Принцип противоречия. Проблема содержит противоречие, ее нужно выявить и решить.

3. Принцип конкретности. Абстрактное решение любой задачи, которая в последствии, приобретает конкретные свойства.

ТРИЗ нередко называют не технологией решения изобретательских задач, а технологией поиска правильных решений, что гораздо точнее отражает суть метода.

Название этой системы ассоциируется скорее с научным творчеством, чем с воспитанием детей, однако и в воспитании детей использование данной методики дает очень эффективные результаты. Это не мешает использовать ТРИЗ и во «взрослой» жизни – в инженерном деле, бизнесе, политике и даже в творчестве. На самом деле, главное содержание теории – научить ребенка или взрослого не столько изобретать, сколько принимать правильные решения, руководствуясь определенными логикой и алгоритмами оценки текущей ситуации. В настоящее время активно используются аналитические компьютерные программы, построенные на основе технологии ТРИЗ, и имеющие возможность предоставлять готовые решения для любых областей человеческой деятельности.

Современное образовательное пространство и среда системы среднего профессионального образования при реализации ФГОС по ТОП-50 и требования конкурсов профессионального мастерства по стандартам международного движения молодых профессионалов WorldSkills и демонстрационного экзамена требует наличия у обучающихся практических компетенций и предусматривает многогранность творческих способностей обучающихся.

Проблема изучения творчества долгое время представляла лишь литературный интерес. Она не имела ни фундаментальных постулатов, ни предмета исследования, ни методики. На сегодняшний день данная тема из разряда малоизученных переходит в категорию доступных для естественнонаучного анализа, получает и научную предметность, и исследовательскую аппаратуру.

В проблеме творчества определяют несколько граней: процесс творчества, творческая личность, творческие способности, творческий климат.

Творческие способности присущи любому человеку, в том числе школьнику или студенту - нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

Творчество можно разделить на несколько видов: это художественное, научное, техническое, педагогическое творчество.

Творчество представляет собой явление, относящееся, прежде всего, к конкретным субъектам и связанное с особенностями человеческой психики, закономерностями высшей нервной деятельности, умственного труда.

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации.

ТРИЗ-технология, как основа для развития творческих возможностей обучающихся, целью которого является создание образовательных условий для развития творческих способностей и инициатив обучающихся, для подготовки к прохождению демонстрационного экзамена за счет внедрения ТРИЗ- технологий и ТРИЗ - педагогики.

Данный технология будет направлена на создание условий для развития нестандартного мышления студентов. С целью развития творческих инициатив студентов, способных применять теорию решения изобретательских задач на практике, развивать и накапливать опыт будущей профессиональной деятельности в процессе образовательной деятельности обучающихся на учебных занятиях.

Реализация ТРИЗ - технологий в процессе образовательной деятельности на учебных занятиях - это слияние теории изобретательства, рационализаторства и практического технического творчества. Преподаватель в процессе обучения способен объединить в единое целое: ТРИЗ- технологию решения изобретательских задач и педагогику, и использовать это в новом качестве, как ТРИЗ - педагогику. Цель, которую можно поставить в данном педагогическом «проекте» ещё более глубокая. Она заключается в использовании ТРИЗ в программе любой учебной дисциплины и, что особенно важно, в практическом обучении. Студенты получают определенный багаж теоретических знаний, но не могут их применить на практике. Изученная теория ТРИЗ позволит им решать разнообразные организационные, технологические, технические и экономические задачи нестандартного характера.

При реализации педагогического проекта можно смоделировать идеально конечный результат: студент-выпускник, освоив методы и приемы ТРИЗ-технологий, будет обладать не только общими и профессиональными компетенциями, но и качествами, необходимые современному высококвалифицированному специалисту и технически-творческому человеку:

1. Наличие достойной цели (уникального пути для мотивации работать в заданном направлении).

2. Наличие планов на профессиональное будущее (формулирование комплекса реальных рабочих планов по достижению цели и регулярный контроль их выполнения).

3. Работоспособность (способность реализовывать «фантастические» идеи в жизнь).

4. Техника решения задач (наличие своей технологии успешно справляться с противоречиями).

5. Умение «держать удар» (ценнейший навык, который учит не сдаваться на пути к цели).

6. Результативность (если предыдущие качества присутствуют, то уже на промежуточных этапах личность должна видеть результат).

Перспектива развития педагогического проекта «ТРИЗ-технологии как основа для развития творческих возможностей обучающихся» - это введение «Технологии решения изобретательских задач» как факультативного курса или вариативной учебной дисциплины.

Для реализации проекта «Технологии решения изобретательских задач - технологии как основа для развития творческих возможностей обучающихся» в качестве основных задач можно назвать следующие:

- провести диагностику творческих способностей обучающихся (уровня ассоциативного и системного мышления);

- выбрать рациональные методы и приемы ТРИЗ-педагогики и ТРИЗ-технологий;

- спроектировать дидактическое обеспечение реализации в образовательном процессе ТРИЗ-технологий, для этого необходимы материально-техническая база, методические разработки по дисциплинам, проекты план - конспектов учебных занятий, задания для аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся;

- внедрить дидактическое обеспечение реализации в образовательном процессе ТРИЗ технологии;

- организовать мониторинг сформированности творческих способностей и инициатив студентов, их проявления в процессе демонстрационного экзамена.

Для реализации ТРИЗ проекта требуется выявить инициативную творческую группу педагогических работников, готовых овладеть дидактикой ТРИЗ-педагогики и инструментарием ТРИЗ-технологий.

Дополнительное образование педагоги могут получить на курсах повышения квалификации и обучающих семинарах:

• дополнительная программа повышения квалификации «ТРИЗ технологии для развития творческих возможностей обучающихся», ГБОУ ДПО НИРО (авторы: Полякова А.В., Казакова Л.Н, Гусева Т.А.);

• обучающие семинары от Ассоциации российских разработчиков, преподавателей и пользователей Теории решения изобретательских задач совместно с ООО «РАТРИЗ» (авторы: Кислов А.В., Пчелкина Е.Л., г. Санкт-Петербург).

В результате внедрения ТРИЗ-технологий в образовательный процесс системы среднего профессионального образования студент-выпускник будет обладать не только общими и профессиональными компетенциями, но и способностью решать нестандартные технические задачи.



Список литературы

1. Приказ Департамента образования г. Москвы от 27 октября 2016 г. № 1118 «Об утверждении Положения о проведении демонстрационного экзамена с учетом требований стандартов WorldSkills в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;

2. Альтшуллер, Г.С., Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач/ Генрих Альтшуллер. – 5-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012. (Серия «Искусство думать»), ISBN 978-5-9614-2189-7

3. Петров, В., Основы теории решения изобретательских задач/учебное пособие – Тель-Авив, 1999 г., С 255;

4. Маклаков, А. Г.. Общая психология: Учебник для вузов. 2010.




2



Сохранить у себя:
Триз – технологии как основа для развития творческих возможностей обучающихся

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки