Тема тренинга: Коррекция ролевых представлений педагогов о психических особенностях подростков.
Цель:
Повышение психологической компетентности специалистов работающих с подростками и коррекции стереотипных представлений педагогов о негативных проявлениях подростковой психики. Оргмомент.
Вы знаете самую точную примету: если встретились два учителя, то обязательно начнется педсовет? Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько педагогов!
Игра «Ситуация успеха» (на фоне музыки «Давайте говорить друг другу комплименты»)
Для начала я хочу предложить вам участие в одном упражнении. Мы не так часто слышим добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности, а ведь без тёплого слова и летом холодно.
УПРАЖНЕНИЕ 1 «Комплименты» - 10-15 мин.
Цель: Дать участникам группы возможность пережить новый способ
принятия знаков внимания от других.
Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний),
стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару.
Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему
напротив, т.е. говорит ему что-либо приятное. Тот отвечает: «Да, конечно, но кроме того я еще и …» (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Знаками внимания могут быть
отмечены поступки, навыки, внешность и др. Затем партнеры меняются
ролями, после чего делают шаг влево и таким образом, образуют новые пары.
Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг.
Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:
- Какие чувства Вы испытывали, когда оказывали другому знаки
внимания?
-Что Вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали Вам?
-Легко ли Вам было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? Почему? и др.
Психолог: Наверное, если Вас спросят, какими Вы хотели бы видеть своих учеников, Вы перечислите такие качества как образованность, честность, самостоятельность, порядочность, скажете, что хотите гордиться ими.
Но, вместе с тем, если попросить любого опытного преподавателя вспомнить самые яркие события или случаи из его педагогической практики, он, как правило, вспомнит не процент отличников, а совсем другое. Например, сложные отношения с «трудным» учеником; непростой процесс завоевания доверия у «трудной» группы; рассказы школьников о своих проблемах; реальную помощь кому-то из родителей и т.д.
Проблема трудностей в поведении и общении подростка обостряется в переходные периоды, когда меняется и сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими. Именно в эти годы перестраивается психика ребенка, изменяется характер учебной деятельности и отношение к ней, бурно развивается самосознание и личность подростка в целом.
Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.
Упражнение: «ПОДРОСТОК ГЛАЗАМИ ВЗРОСЛОГО»
Цель упражнения:
Оформление высказываниями и афоризмами, плакат с изображением «Подростка», стикерсы, карточки задания (по кол – ву участников или групп)
1этап Открываем плакат.
Мозговой штурм: «Каким профессиям чаще всего приходится сталкиваться с подростками и почему?»
Выделяются три группы «МИЛИЦИЯ»; «УЧИТЕЛЯ»; «РОДИТЕЛИ».
(раздаются карточки на выбор) каждая группа получает бланк им предлагается ответить на вопрос:
«Какие типовые черты характера и поведения современных подростков мешают вам (родителям, милиции, учителям) нормально (продуктивно) общаться с ними?»
2.Этап «Визуализация иглы»: участники группы зачитывают вслух результаты, каждую негативную черту необходимо фиксировать в виде «иголок». Рисунок кактуса куда приклеиваются колючки (негативные качества подростков)
3 этап. Происходит интерпретация отрицательных характеристик и строится текст сообщения
4 этап. ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ:
В цикле развития человека подростковый период считается особенным – переход от детства к взрослению.
Упражнение «Почувствуй себя подростком»
Сейчас я предлагаю Вам почувствовать себя в роли подростка.
Поставить рядом 2 стула – большой и маленький. Поспросить кого-нибудь из участников одновременно усидеть на них. Один стул олицетворяет детство, другой - взрослую жизнь. Спросить об ощущениях.
Говорят, что подросток — это человек, сидящий на 2-х стульях. А теперь представьте, каково сидеть одновременно на двух стульях - одном большом, другом - маленьком, детском стульчике. Не очень удобно получается. И налицо или неожиданно взрослое поведение с соответствующими запросами и потребностями или возврат в легкомысленное и беззаботное детство.
ДЕТИ (мораль послушания)
ВЗРОСЛЫЕ (мораль принципиального равенства)
А где в этой системе ПОДРОСТОК????
Специфичность этого состояния в том, что он пребывает между двумя группами, потому что подросток уже не хочет пребывать в группе детей, а в группу взрослых его еще не принимают. Это состояние социальной неопределенности подростка и является источником специфических особенностей подростка и трудностей общения с ним – многочисленных кризисов.
Чем дальше в обществе группа детей удалена от группы взрослых, тем дольше и более проблемно протекает подростковый возраст.
Особенности подросткового возраста
Младшие подростки (11-12 лет) | |
Характеристика психологических особенностей | Методические рекомендации |
Изменяется характер учебной деятельности. Новые знания обогащают и расширяют представления младших подростков об окружающей действительности, открывают новые области явлений, а новый уровень мышления делает возможным сопоставлять и систематизировать свои представления и глубже проникать в причины и сущность явлений. | Это связано с развитием у подростка более сложных, абстрактных форм мышления. Вместе с тем дети этого возраста еще не могут достаточно полно анализировать свои поступки, и поэтому нередко склонны переоценивать свои возможности, а иногда переживать чувство неуверенности в себе. |
Важным фактором развития является коллектив сверстников и общественное мнение. Благодаря накопленному предыдущему «опыту» совместной жизни со сверстниками резко возрастает значение коллективных отношении, расположение к нему товарищей, их оценка его поступков. | Подростки стремятся занять определенное положение в коллективе. Они ставят перед собой такие цели и задачи, которые считают «себе по плечу» и стремятся их достигнуть (хотя это и не всегда соответствует их возможностям). Постепенно это порождает новую потребность — быть не только на уровне требований коллектива, но и на уровне своих собственных требований и своей самооценки. |
В центре внимания в этот период оказываются вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми; начинают складываться относительно независимые и устойчивые моральные взгляды и оценки. | В коллективе подростков нередко возникают собственные моральные требования, не совпадающие с моральными требованиями взрослых. Примером может быть правило: «Не выдавать». Такие правила с общечеловеческой точки зрения не так уж аморальны, если речь не идет о преступлении. Педагог чаще всего стоит на позиции, что подросток обязан немедленно по его требованию все рассказать. Здесь не все так прямолинейно надо решать: честность, откровенность, конечно же, добродетели, и если подросток убежден в этом, он сам расскажет. А мы возьмем себе на заметку, что в случае расхождения понятия морали во взрослой среде и подростковой, подростки всегда следуют морали, принятой в их среде, упорно ее отстаивают, не боясь идти с вами на конфликт. Значит, разбираться здесь надо глубже, изучая мотив действия, поступка, формируя убеждение в правильности вашей позиции. |
Особенность самосознания младших подростков заключается также и в том, что хотя они стремятся понять самого себя, они еще не умеют достаточно глубоко анализировать свои поступки, свой успех и неудачи. Поэтому каждый неуспех часто вызывает у подростка чувство неуверенности и даже переживание своей неполноценности. Этими же особенностями самосознания объясняется повышенная чувствительность подростков к тому, как относятся к ним окружающие, их «ранимость», выражающаяся в обидчивости, упрямстве, вспыльчивости, а иногда в грубости и резкости. Именно это является причиной возникновения уже с 5-го класса частых конфликтов, вспыхивающих между детьми, а еще чаще между детьми и взрослыми. | Резко выраженное стремление занять достойное место, утвердить себя (для этого нередко прилагаются большие усилия), приводит не всегда к положительному результату, и если у под- ростка не получается решить эти задачи в коллективе — он непременно будет искать другие пути. Помочь найти себя и занять адекватное место можем мы, взрослые. В делах ставить в позицию ответственности, меняя роли, оценивая результативность, акцент делая на том, что получается, что хорошо. |
У младшего подростка заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости. Тенденции эти усиливаются в данный период и связаны с началом интенсивного физического и физиологического созревания. Если взрослые не учитывают положительного в целом стремления подростка к самостоятельности, оно может принять уродливый характер, вызвать появление отрицательных черт (упрямство, грубость, резкость).
| Хотя и проявляется стремление к самостоятельности, к активной деятельности, но еще недостаточно сформированы навыки самостоятельной деятельности, их надо последовательно развивать и укреплять. |
Старшие подростки (13-15 лет) Этот период не может рассматриваться как самостоятельный этап возрастного развития: он является непосредственным продолжением предыдущего и стартовой позицией перехода к юношеству. Четко просматриваются три ведущие тенденции: формирование собственной точки зрения на нравственные требования и оценки, дальнейшее развитие самосознания и стремление определить свое место среди окружающих. | |
Подростки стремятся утвердиться в позиции взрослого, почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе. Подросток хочет найти свое место в жизни, устремляет взгляд в будущее, однако пока это сочетается с позицией школьника. | Необходимо дело, которое отличалось бы от всего, что он делал раньше, и по содержанию, и по организации. К этому стремлению нужно относиться уважительно и помочь. |
Они действительно стали взрослее во всех отношениях: более самостоятельные и умелые, расширились кругозоры и интересы, стали способны управлять своим поведением, что порождает потребность к какой-то новой позиции, они хотят признания со стороны окружающих его больших возможностей и больших прав, четко проявляется стремление «к взрослости», «к самостоятельности», «к самоутверждению» | Стремление к взрослости приводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельности. Направления поиска могут быть различны: некоторые пытаются утвердить себя в новой позиции, начать зарабатывать деньги, подражая поведению взрослых, начинают курить, одеваться по-взрослому, пробуют наркотики, знакомятся с сексуальными отношениями полов. Для них очень характерно внимание к внешнему виду: — и появляются дорогие и дешевые (часто безвкусные) украшения, необыкновенные стрижки приходят на смену длинным волосам и т. д. Внешний вид со временем можно откорректировать, а вот огромную опасность представляют распространенные наркотики (надо ли говорить здесь о таящейся беде) и, конечно, раннее вступление в интимные отношения. Как показывает опыт, надо не уходить от этих проблем, а идти им навстречу, объяснять, рассказывать, вызывать на откровенность своим тактичным поведением, доброжелательностью, информированностью, компетентностью. |
Впервые появляется стремление составить некоторую общую картину мира, общее представление о самом себе; появляется еще неосознанное до конца стремление упорядочить и объединить свои взгляды и отношения. | В этой связи подростку хочется выяснить: зачем живет человек, какова будет жизнь в дальнейшем, зачем живет он сам, каким он станет, когда будет взрослым. Формируются зачатки мировоззрения и связанного с ним общего мироощущения. |
Мышление как бы становится на службу потребности подростку разобраться во всем окружающем. Вместе с тем, развитие мышления в этот период характеризуется еще неумением подростка охватить богатство и многогранность действительности с позиции усвоенного им общего понятия. | В этот период у старших подростков возрастает способность к абстрактному мышлению, к анализу и обобщению фактов и явлений, т.е. к более совершенному способу познания действительности. Данная особенность в сочетании с небогатым пока еще жизненным опытом делает часто подростка односторонним в своих суждениях и взглядах, слишком прямолинейным и нетерпимым. Он еще не умеет выявлять причинно- следственные связи, вникать и учитывать точку зрения другого человека. Эта особенность находит свое выражение и в отношении с людьми, с которыми он общается. Иногда человек лишь одним хорошим словом или поступком, или даже красивым жестом может завоевать расположение подростка и заставить его закрыть глаза на присущие этому человеку недостатки. И наоборот, какой-нибудь неблаговидный поступок, который не характерен для личности в целом, может в корне изменить отношение подростка к этому человеку. Этим объясняются имеющие место в этом возрасте «крушение авторитетов», безжалостность и жестокость. |
Стремится не только больше знать, но и больше уметь. Проявляется повышенная активность, действенность. Подросток стремится все понять, сам во всем разобраться, уяснить свое отношение ко всему, что и кто его окружает. | Не пытайтесь все делать сами, больше доверяйте, поручайте сложные дела — не бойтесь ошибок — идет нормальный процесс накопления опыта. Но, в отличие от младших подростков, нет стремления к получению оценки их деятельности со стороны взрослых, чаще наоборот, похвала вызывает обратную реакцию. Особенно агрессивно воспринимаются нравоучения, нотации, разговоры. Склонны спорить, оспаривать, перестать принимать «на веру», казалось, даже очевидные факты. В частых спорах пытаются выявить свою точку зрения, и, если это удастся, подросток начинает страстно утверждать ее, даже навязывая другим. Обычно сложно завоевать и удержать авторитет. Надо быть предельно внимательным к себе, своим словам и поступкам. Бывает и другая крайность: подростки, осуждая поступок товарища, могут быть настолько жестоки, что явно потребуется ваше вмешательство, чтобы подросток соотносил свою прямолинейную позицию с гуманистическими чувствами, учился чуткости, вниманию и доброте, не терял при этом своей принципиальности. |
Следует помнить, что отношения старших подростков со взрослыми значительно усложняются; прямое непосредственное давление (приказ, немотивированное требование) вызывает протест. Зато охотно принимается опосредованное руководство в виде совета или ненавязчивого предложения прийти на помощь. | Если взрослый хочет успешно взаимодействовать с подростками, он должен «завоевать их сознание», убедить их в правильности своих предложений. Если же моральные установки самого подростка являются неправильными, ему необходимо найти доказательства несостоятельности и должности взглядов подростка. Другая особенность взаимоотношения взрослых со старшими подростками заключается в необходимости оказывать им доверие и предоставлять возможно большую самостоятельность. В руководстве старшими подростками есть и еще одно условие: чтобы иметь авторитет у детей этого возраста, надо его завоевать. Подростки чутко улавливают любые противоречия во взглядах старших людей и болезненно относятся к малейшему расхождению между тем, что взрослые утверждают и пропагандируют, и тем, как они сами поступают и думают. |
Подростковый возраст называют пубертатным периодом. Это означает:
Эмоциональная реактивность
Возмужание, половая зрелость
Индивидуализация
Уменьшенная поглощенность учением у подростков вызвана:
Осложнением отношений с учителями
Усложнением учебного материала
Тем, что прежние мотивы к учению уже удовлетворены, а новые еще не сложились
Несформированностью навыков учебной деятельности.
Основной критерий оценки подростками деятельности педагога:
Отношение учителя к своей работе
Личностные качества учителя
Особенности внешности учителя
Профессионализм учителя
Ведущий мотив в учебной деятельности подростков:
Значимость самого процесса учения как социально-ценной деятельности
Стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников
Получение хорошей оценки
Стремление к превосходству
Подростки используют преимущественно:
Логическую память
Механическую память
Непроизвольное запоминание
В выборе друга подросток ориентируется:
На успеваемость
Внешний облик
Личностные качества
Поведение
Становление самооценки подростка происходит под влиянием:
Самого подростка
Родителей
Учителей
Сверстников
Предлагаем Вам пройти небольшой тест, позволяющий выявить осведомленность об особенностях подросткового возраста, уровень понимания их психологии.
Отметьте, пожалуйста, верно ли каждое из приведенных ниже утверждений.
С социальной точки зрения, подростки становятся взрослыми раньше, чем с биологической.
Большинство случаев нарушения дисциплины подростками – прямое следствие всплеска концентрации гормонов в их крови.
В подростковом возрасте темпы как физического, так и психологического развития мальчиков выше темпов развития девочек.
Мышление подростка, в отличие от мышления младшего школьника, становится более конкретным.
Суть личностного развития старших подростков – поиск ответа на глобальный вопрос «Кто я, каково мое место в мире?»
Младшие подростки общаются преимущественно в однополых компаниях, старшие – в смешанных по полу.
Взрослые являются для подростка более авторитетными фигурами, чем сверстники.
Большинство подростков имеет четкие, конкретные и реалистичные планы, касающиеся своей взрослой жизни.
Три основные области, вокруг которых сосредоточены переживания подростков: собственное будущее, отношения со сверстниками и с родителями.
Подростки воспринимают здоровье не как самостоятельную ценность, а скорее как инструмент, средство достижения других целей.
«Ключ»: по одному баллу начисляется за каждый ответ «Да» на вопросы №№
5,6,9,10 и за ответы «Нет» на все остальные вопросы.
Интерпретация результатов:9-10 баллов: Вы прекрасно понимаете психологические особенности подростков! Вероятно, Вы специально учились этому, либо у Вас отличная психологическая интуиция.
7-8 баллов: Вы неплохо понимаете подростков, однако в некоторых деталях можете ошибаться. В целом, Ваше знание особенностей этого возраста вполне позволяет конструктивно взаимодействовать с подростками.
5-6 баллов: Ваше знание о психологических особенностях подростков находится на уровне здравого смыла: в большинстве случаев он помогает, но нередко и приводит к ошибкам. Вам рекомендуется более внимательно изучить психологию подростков!
4 балла и менее: К сожалению, в своих суждениях о подростках Вы чаще всего серьезно заблуждаетесь! И это весьма затрудняет взаимодействие с ними. Если Вы хотите научиться находить общий язык с подростками, Вам следует серьезно озаботиться изучением их психологии.
Что необходимо знать о физиологии подростка, чтобы эффективно сотрудничать с ним?
Физиологические изменения происходящие в головном мозгу подростка. | Как они проявляются в поведении подростка | Как это учитывать в работе |
Сокращается период активности доминирующего центра коры | Неуверенное, неустойчивое внимание | 1.Лекционные блоки делать не более 20 мин.(затем игры, упражнения). 2.Планируя занятия, выбирать различные методы его проведения: лекционный минимум; беседы-дискуссии, игры, работа в микрогруппах. |
Ухудшается способность к дифференцированию | Ухудшается понимание материала и усвоение информации. | 1.Использовать больше ярких, понятных примеров и фактов. 2.По ходу проведения занятия (тренинга) при помощи вопросов, игр регулярно проверять правильность понимания материала участниками. 3.Не единоразово сообщать сложный материал, используя разнообразные методы (использование рисунков, эскизов, схем на доске, ватмане, показ фото проведение соответствующих игр, до получения обратной связи, анкетирование для проверки усвоенной информации). |
Увеличивается латентный период рефлекторных реакций | Замедляется реакция. Подросток не сразу отвечает на вопросы. Не сразу начинает выполнять задания. | Не торопить. Учитывать эту особенность при планировании времени занятия. Инструкции выдавать последовательно, давая время на вхождение в рабочее состояние, подготовку ответов. |
Подростковые процессы выходят из –под контроля коры головного мозга | Подросток плохо владеет своими эмоциями, Не может контролировать проявления как позитивных так и негативных эмоций | Относиться к проявлениям эмоций с пониманием Не оценивая. Не «заражаясь» негативными эмоциями. В конфликтных ситуациях переводить внимание на что-нибудь другое. Во время усвоения информации использовать эту особенность как «эмоциональный якорь». |
Ослабляется деятельность другой сигнальной системы. | Речь может быть замедленной, краткой, стереотипной. Подросток плохо понимает аудиальную информацию. | Не торопить. Подсказывать необходимые слова. Рассказывая, использовать визуальные материалы Записывая ключевые слова, рисунки. Рассказывать эмоционально с яркими примерами. |
5 этап. Рефлексия. «СНЯТИЕ ИГОЛОК»
ЦЕЛЬ:
Систематизация новой информации;
Определение новых ориентиров взаимодействия с подростками;
Осознание и проектирование собственных действий,
Направленность на диалог с подростком в режиме равности
Повышение профессиональной самооценки.
Концентрация внимания группы на плакат «Подросток – обыкновенный»
Сейчас мы должны определиться с какими иглами мы можем справиться используя полученные знания (владея информацией):
Изменить стиль общения
Не интерпретировать видимое безразличие подростка как «пофигизм»
Давать время на включение в содержание требований
Излагать инструкции последовательно
Не воспринимать не точность или не тщательность выполнения как «негилизм»
Обсуждая с участниками группы содержание «иголок», снимаем с плаката те которые можно снивелировать.
В результате на плакате остаётся мало «игл» или не остаётся вообще (в идеале).
Предлагаю изменить надпись на плакате добавив к слову «обычный» частицу «НЕ»
Упражнение на «Я-высказывание»Как высказать свою точку зрения, не обижая партнера? Можно использовать в кон фликтной ситуации схему «Я-высказывание».
Событие — «Когда...» (описание неприятной ситуации): «Когда вы на меня кричите...» Ваша реакция — «Я чувствую...» (описание ваших чувств): «Я чувствую себя беспомощным...»
Предпочитаемый исход — «Мне хотелось бы, чтобы...» (описание желаемого варианта): «Мне хотелось бы, чтобы мы спокойно во всем разобрались».
Формула обоснования — «Я хотел бы... потому что...»
«Я-высказывание» позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать, предполагает ответственность говорящего за поведение в конфликте.
«Ты-высказывание» («Ты каждый раз перебиваешь», «Ты никогда не здороваешься») нацелено на обвинение другого человека. Научиться не конфликтовать с окружающими, не раздражаться совсем не просто — этого не добиться простыми тренировками и упражнениями. Самый верный способ — навести порядок в самом себе.
Упражнение «Вдвоем»
Цель упражнения: формирование внутренних средств гибкости и пластичности в процессе смены коммуникативных позиций.
Психолог предлагает членам группы разделиться на пары. Упражнение содержит три игровые задачи: партнеры садятся спина к спине и в течение 5 минут ведут разговор; следующие 5 минут они беседуют, когда один сидит, а другой стоит перед ним, поочередно меняясь позициями «сверху» и «снизу»; затем они садятся друг напротив друга и «разговаривают» только глазами в течение 10 минут. После решения каждой задачи пара обменивается впечатлениями.
В конце организуется общее коллективное обсуждение того, какая игровая задача была наиболее легкой и приятной, когда в общении появились трудности и почему, в какой из пар возник психологический контакт и др.
Игра «Позиционное общение»
Цель игры: расширение диапазона коммуникативных средств учителя, поиск эффективного индивидуального стиля педагогического общения с учащимися средних и старших классов.
Игра проводится в три этапа.
На первом этапе психолог предлагает двум участникам группы проиграть одну из типичных ситуаций, взятых из взаимодействия учителя и ученика-подростка или старшеклассника. Остальные участники наблюдают. Возможны следующие ситуации: «Ученик сорвал урок, и учитель вызвал его для беседы»; «Ученик курит в школе», «У старшеклассницы резко снизилась успеваемость» и т.п. Выбранная ситуация проигрывается в соответствии с заданными коммуникативными позициями: «учитель» выступает строгим, реализующим формально-оценивающий стиль, а «ученик» оправдывается, молча выслушивает нотацию «учителя». Затем происходит общее обсуждение: какие ощущения и впечатления получил «ученик» от такой беседы, как чувствовал себя «учитель», какие мысли и эмоции вызвала данная сцена у группы. Довольно часто учитель, который играл роль ученика, с удивлением признавался, что никогда бы не подумал, что жесткие, директивные меры воздействия, справедливо применяемые для наказания нерадивого школьника, рождают в последнем такую подавленность, пассивность, а иногда и раздражение. Участники группы приходят к выводу, что применение авторитарных средств общения с подростками и старшеклассниками в целом малоэффективно.
На втором этапе проигрывается та же ситуация общения учителя и ученика, но меняются «актеры» и заданные коммуникативные позиции. Участнику группы, играющему роль учителя, предлагается перейти на упрашивающий тон (например, в дорогой элитной школе учитель вынужден уговаривать сына миллионера), в то время как старшеклассник ведет себя высокомерно и вызывающе. Групповое обсуждение результатов второго этапа игры посвящено анализу того, по каким причинам возникают ситуации зависимости учителя от ученика и как их преодолеть или избежать.
На третьем этапе организуется групповой поиск средств и способов, помогающих учителю наладить психологически полноценное общение с учеником на примере той же ситуации, но при этом реализовать педагогическую управляющую позицию. Рассматриваются вопросы: как учителю следует начать разговор со школьником, как сесть, какие фразы и когда говорить, какую атмосферу и настрой должна носить такая беседа и др.
Коллективная Скульптура «Вместе ради детей!»
Предложить педагогам создать совместную скульптуру на тему «Вместе ради детей!».
«Представьте себя скульптурами, сегодня нам предстоит поработать над созданием нового проекта под названием «Вместе ради детей». Но создавать скульптуру мы будем необычным способом – при помощи собственного тела».
Вызывается первый участник, он занимает нужную на его взгляд позу, подходящую к теме скульптуры. Далее приглашается еще 1 участник, он занимает необходимую позу рядом с предыдущим, продолжая таким образом достраивать скульптуру. И так далее пока все участники не займут свое место.
Совместная фотография.