Ткани и времена года

Урок игроа по разделу "Материаловедения" на тему" Ткани и времена года"

Содержимое разработки



Урок-игра «Ткани и времена года» по теме «Материаловедение».

7 КЛАСС

Пословицы

Рукам работа – душе праздник.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Приметы

Оставлять ножницы открытыми - к ссоре.

Наглядности:

таблицы со схемами волокон, переплетений;

ярлычки от одежды с символами по уходу за тканью;

ткань различных видов;

плоские макеты кукол.

Оборудование: ножницы, английские булавки, песочные часы на 1 мин., 2 мин., 5 мин.

Цель урока:

на тему «Материаловедение» по программе 7 класса отводится 4 часа. Представленный урок – последний, по данной теме. Исходя из этого, я посчитала необходимым поставить перед учителем и обучающимися цель – обобщить, закрепить, систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках, закрепить эти знания на практике.

Задачи урока

Развивающие:

формирование устойчивого интереса учащихся к предмету, удовлетворение их познавательной потребности по данной теме. Развитие логического мышления, речи, интеллекта, творческих способностей, формирование навыков самоконтроля, раскрытие межпредметных связей с учебными дисциплинами: биология, химия, физика.

Обучающие:

реализовать на уроке следующие принципы обучения – принцип научности, наглядности, глубины и осознанности знаний, доступности в обучении, проблемности обучения, связи обучения с жизнью. Закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении этой темы на практике.

Воспитательные:

способствовать формированию личностных качеств будущих хозяек (аккуратность, практичность, трудолюбие). Прививать эстетический вкус у девочек, умение разбираться в структуре тканей. Творчески подходить к моделированию одежды.

Ход урока

1. Организационный этап.

Подравнялись, улыбнулись, поздоровались, сели красиво.

Открыли тетради, записали число и тему урока (все записано на доске).

Информация об уроке. Урок-игра.

2. Проверка знаний.

2.1. Чем занимаются технологи текстильной промышленности?

Технолог текстильной промышленности – это специалист по совокупности методов обработки, изготовления, состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; изучающая физические, химические, механические и другие закономерности, действующие в технологических процессах.

Сейчас юные технологи играем в игру «Слабое звено». За 1 минуту нужно ответить на вопросы. Отвечаем на вопросы по рядам. Один ряд отвечает, другой считает, сколько правильных ответов было дано и затем на оборот.

I ряд

Волокна растительного и животного происхождения (натуральные).

Растительное, более грубое волокно (лен).

Из него состоит нитка (волокно).

Натуральное волокно, получаемое из коконов тутового шелкопряда (натуральный шелк).

Нити – идущие поперек ткани (уток).

Способность ткани легко образовывать складки (драпируемость).

Переплетение основы с утком через 4 нити и более (сатиновое).

Процесс получения пряжи из волокон (прядение).

К каким свойства относится: прочность, сминаемость, драпируемость (физико-механическим).

К каким свойствам относится осыпаемость, усадка (технологическим).

Волокна, получаемые из отходов газа, нефти (синтетические).

Ворсистая ткань из шелка, шерсти, хлопка (бархат).

Кружевное полотно из шелковых или льняных нитей (гипюр).

Шелковая ткань с металлической нитью и сложным, узорчатым рисунком (парча).

Если на этикетке написано Wool или Laine, что это значит (шерсть).

Polyester (синтетические волокна).

Тонкая шерстяная ткань (кашемир).

Горит медленно, съеживаясь в шарик с неприятным запахом (чистая шерсть).

Полоска ткани, сотканная из шелка или хлопка (лента).

Горит сильно, быстро, не издавая специфического запаха (искусственный шелк).

II ряд

Синтетические и искусственные волокна (химические).

Растительное более мягкое волокно (хлопок).

Из чего состоит любая ткань (нитей).

Натуральные волокна животного происхождения (шерсть).

Не осыпающиеся края ткани, с двух сторон (кромка).

Нити, идущие вдоль ткани (основа).

Процесс получения ткани (ткачество).

Самое простое переплетение (полотняное).

Основное свойство зимней одежды (теплозащитное).

К каким свойствам относится намокаемость, воздухопроницаемость, гигроскопичность (гигиеническим).

К каким свойствам ткани относим красоту и моду (эстетическим).

Волокна, получаемые из отходов древесины и хлопка (искусственные).

Минеральное волокно натурального происхождения (асбест).

Легкая, тонкая, хлопчатобумажная ткань (батист).

Полоска текстиля, получаемая путем плетения или шитья (кружево).

Что обозначает надпись на этикетке Cotton (хлопок).

Ткань из шерсти ангорской козы (мохер).

Надпись на этикетке Rayon (искусственные волокна).

Не горит, образует черный узел и пламя гаснет (натуральный шелк).

Очень редко переплетенная ткань из хлопка, шелка или льна (тюль).



Подведение итогов по игре «Слабое звено», выставление оценок: 20 правильных ответов – 5 баллов, 15 – 4 балла, 10 – 3 балла.



2.2. Следующая игра называется «Эксперты».

Кто такой дизайнер-модельер? Чем он занимается?



Дизайнер-модельер – это художник, который разрабатывает новые образы, форму и конструкцию костюма, отражающие изменения в жизни общества под влиянием научно-технического прогресса (Валентин Юдашкин, Игорь Чапурин, Ирина Крутикова).



Для этой игры Вы должны разделиться на группы по 3-4 человека. Играть будем в куклы. В каждой папке есть макет куклы (кукла выполнена на ткани-мешковине, для того, что бы английскими булавками легче прикалывать сменные изделия). Кукла уже одета в различные наряды (набор нарядов разных фасонов из разных тканей находится так же в папке). Необходимо дать имя вашей кукле, так и будет называться ваша группа, и за 2 минуты подготовить экспертное объяснение, в одежду, из какой ткани одета ваше «девушка», и для какого времени года подойдет этот наряд. Описание должно быть краткое по основным свойствам тканей (гигиенические, технологические, физические, оптические).



Итоги подводятся по пятибалльной шкале, учитывая правильность описания основных свойств ткани.



2.3. Кто такая манекенщица?

Манекенщица – это работник, который демонстрирует на себе новые модели одежды (Клаудия Шиффер, Линда Евангелиста, Надя Ауэрман, Синди Кроуфорд).

Перед показом мод, для того, что бы была красивая осанка, сделаем физкультминутку.

Учитель показывает и объясняет: “Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,

А потом вперед – тут немного отдохнет.

Шея не напряжена и расслабленна…

А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно.

Шея не напряжена и расслабленна…

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращение обратно – расслабление приятно.

Шея не напряжена и расслабленна

3. Закрепление знаний, умений и навыков на практике.

3.1. Следующая коллекция любезно предоставил магазин «Европа де люкс». Приглашаем всех на подиум для показа коллекции. Я называю ткань, Вы находите соответствующую, прикладываете к своим манекенщицам и поднимаем, если совпадает модель ваша и моя, ставите себе в карточку «+»:

а) на подиум приглашаем показать коллекцию «Зима» - буклированный драп;

б) коллекция «Весна» - шерсть;

в) коллекция «Лето» - для улицы одежда из шелка, для дома одежда из хлопчатобумажных тканей;

г) коллекция «Осень» - комплект из тканей со сложным переплетением и покрытием, на трикотажной основе.

3.2. И опять наступает Зима. А какой праздник зимой? Новый год! И вот сейчас самая интересная игра «Стилиссимо», на время Вы станете художниками – модельерами. Кто такой художник – модельер?

Художник–модельер – это художник, который создаёт модную одежду для промышленного и индивидуального производства (Вячеслав Зайцев, Виктория Андреянова, Андрей Шаров, Татьяна Романюк).

Попробуйте за 5 минут создать модель для праздничного вечера. У вас есть шаблоны ( – шаблон куклы и - шаблон платья основы), дополнительная ткань, уже готовые модели. Через 5 минут Вы должны защитить свои модели.

Подведение итогов по пятибалльной шкале, учитывается оригинальность, подбор ткани, декоративные элементы.

3.3. И последняя игра «Золотой ключик». Она будет индивидуальная. В тетрадях запишем графический диктант.

Ответ «да» - , ответ «нет» -

«Графический диктант»:

1. Химические волокна делятся на две группы: искусственные и синтетические.

2. Затраты на производство химических волокон значительно выше, чем на производство натуральных.

3. Свойства тканей из химических волокон не отличаются от свойств тканей из натуральных волокон.

4. Капроновые ткани стирают при температуре выше 50°С.

5. Символами на ярлычке к изделию, пользоваться не обязательно.

6. Капрон необходимо обязательно гладить.

7. Сырьём для производства искусственных волокон служит целлюлоза и древесина.

8. Из синтетических тканей не делают полотенца, носовые платки.

9. Волокна делятся на две группы: натуральные и химические.

10. При производстве ткани, соединять химические волокна с натуральными нежелательно, так как они не совместимы.

Ключ ответов для игры «Золотой ключик» (взаимопроверка), за каждый неправильный ответ отнимается 0,5 балла (по пятибалльной шкале):



4. Подведение итогов. Домашнее задание.



4.1.Выставление оценок по схеме:

Ф.И. обучающегося и название группы

«Слабое звено»

«Эксперты»

«Стилиссимо»

«Золотой ключик»

Итоговая оценка (среднеарифмети-ческое значение)

4.2. Домашнее задание: Найти кусочки ткани, размером 5Х5 см. Исследовать ткань по плану, записанному в тетрадке: свойства тканей. Все это оформить на листах формата А4. Так же изобразить модель, какую Вы считаете лучше всего будет изготовить из этой ткани.







Сохранить у себя:
Ткани и времена года

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки