Типы синтаксической связи

Конспект урока на тему: "Виды синтаксической связи в сложном предложении"

Содержимое разработки


Тема урока: «Типы синтаксической связи в сложном предложении»



Какое это счастье – быть грамотным

Максим Горький

  1. Начальная формула вежливости, приветствие

- Всем добрый день! Ребята, сегодня у нас гости. У нас в гостях учителя русского языка и литературы нашего управления образования. Очень хочется порадовать их своими знаниями, активностью и смелостью.


II. Мотивационное начало урока.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Максима Горького «Какое это счастье – быть грамотным».

Спросим себя: «Что означает быть грамотным человеком?

(умение писать без ошибок; умение писать и читать; быть грамотным – значит правильно говорить, говорить без ошибок)

 

Понятие «быть грамотным» очень широкое.

Быть грамотным это не просто уметь читать и писать без ошибок, быть грамотным значит быть образованным, быть хорошим специалистом, мастером своего дела. Каких бы высот власти человек ни достиг, каким бы богатым он ни был, ему никогда не стать культурным, если он неграмотно пишет и не умеет связать двух слов

На уроках мы постоянно решаем пунктуационные задачи: ставить или не ставить запятую Мы все помним фразу «казнить нельзя помиловать», запятая в которой решает судьбу человека. Знание школьной грамматики, правил – это ступенька для следующего вашего шага.

Какого? Давайте посмотрим небольшой видеоролик.

.


III. Проверим частично д/з (презентация).

Сегодня нам предстоит серьезная работа. Пожелаем друг другу удачи, плодотворной работы.

На сегодняшний урок помимо письменного упражнения вам нужно было подготовить кластеры по теме «Предложение», «Сложное предложение». Кластеры нужно было выполнить на бумаге формата А 4. (кластеры магнитиками прикреплены к доске; опрос ведется по одному из кластеров)

Расшифруйте эту запись. Дайте определение этим понятиям. (БСП, ССП, СПП)



IV. Актуализация знаний.

А как мы определяем, что предложение сожносочиненное или сложноподчиненное. (по союзам)

Давайте проверим ваше умение определять типы союзов

На экране запись:

И, А, НО, ДА, НЕ ТОЛЬКО … НО И, ЗАТО, ОДНАКО, КОГДА, ИЛИ, ЛИБО

- Ребята, посмотрите внимательно на эту запись и скажите, что здесь лишнее? Объясните. (называют союз когда, т.к. он подчинительный, все остальные союзы - сочинительные).

- Прежде всего, следует отметить, что слово СОЮЗ пришло из греческого языка и в переводе на русский означает СВЯЗЬ, СОЕДИНЕНИЕ. А что соединяет, связывает союз как часть речи? (простые предложения, однородные члены предложения).

А для чего нужно знать классификацию союзов? (чтобы правильно оформить на письме свою речь; чтобы правильно выполнять задания по пунктуации на ОГЭ; чтобы определить тип связи в сложном предложении и правильно расставить знаки препинания).

Вы правильно отметили, умение различать союзы помогает нам определить типы связи в сложном предложении. Тема нашего урока: Типы синтаксической связи в сложном предложении.


V. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.

Именно с этой темой связаны все три задания ОГЭ по пунктуации. И основная цель нашего урока –это …. (научиться безошибочно выполнять задания по определению типов связи в сложном предложении). А Для этого нам нужно????

(углубить знания о СПП и ССП, правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях, правильно определять тип связи в сложном предложении)

-А для того, чтобы добиться поставленной цели, необходимы….(стремления,… - подберите синоним)

Синоним к этому слову я предлагаю вам угадать: с ней выступают, ею завладевают, её подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда она наказуема. Это… ИНИЦИАТИВА.

- Давайте составим с этим словом словосочетания со связью согласование (примеры учеников).

Фатима, иди к доске, запиши, пожалуйста, свой пример, разбери. Замени это словосочетание синонимичным со связью управление.

Выполняя задание № 7 на экзамене, о чем мы не должны забывать?

(при замене словосочетания синонимичным, главное слово должно остаться неизменным)

Правильно, об этом нужно помнить, это поможет избежать вам ошибок, выполняя на экзамене задание по словосочетанию.

- Какой раздел языкознания изучает строение словосочетания?

(Синтаксис)

-Что еще является предметом изучения синтаксиса? (Предложение)


VII. Тренировочные задания

Я вам сейчас раздам рабочие листы – это карты урока, на которых вы будете выполнять задания и напротив каждого задания в правой колонке ставить себе балл.


-Ребята перед вам задания в формате ОГЭ, задание 12. Класс условно разделен на две группы: одна группа указывает знаки препинания при сочинительной связи, а другая - при подчинительной.


Имангаджи, напомни определение сочинительных и подчинительных союзов.

(союзы, связывающие равноправные по отношению друг к другу простые предложения в составе сложного называются сложносочиненными, и связь при этих союзах сочинительная;

союзы, связывающие неравноправные по отношению друг к другу простые предложения в составе сложного называются подчинительными, и связь при этих союзах подчинительная)

Выполняем задания в рабочих листах. Вам нужно внести ваши ответы в бланки. Не забываем !!! правила оформления ответов.


-Всё, завершаем задание, передаем друг ругу рабочие листы и проверяем (ответы на экране - слайд).

Выставляем баллы. Справились неплохо. С какими трудными случаями вы столкнулись ? (запятые при союзе И - 1 вариант, придаточное предложение – 2 вариант).

(Комментированный разбор 3го предложения на доске)

Итак, делаем вывод:

(выполняя задание 12, нужно определить, что соединяет сочинительный союз: однородные члены или простые предложения в составе сложного. А для этого нужно уметь правильно выделять грамматические основы и определять границы предложений)


Да, при сочинительной связи это трудности с союзом И. А при подчинительной?

(Комментированный разбор 3го предложения на доске. Чертим схемы предложения)

И какой вывод?

(придаточное предложение в СПП может находиться и в середине, и в начале, и в конце предложения. Поэтому чтобы правильно расставить знаки препинания нужно правильно обозначить границы предложений).


-Прекрасно. А теперь давайте немножко отдохнем.

 


Cледующее задание поможет нам отработать навыки работы с заданием 14. Каково условие 14 задания, Чамасак? Что нам нужно сделать? ( Найти предложения с бессоюзной, союзной подчинительной и сочинительной связью).


Задание, связанное с темой нашего урока.


Тренировочные задания (1 и 2 вариант)


Какой вывод мы можем сделать?

(чтобы правильно выполнить задание, нам прежде всего нужно правильно определить границы предложений и определить тип связи между простыми предложениями)


Итак, ребята, мы сегодня повторили типы синтаксической связи в предложении. Вы прекрасно работали на уроке.


Обобщение:

Выполняя тестовые задания, мы в условиях выделяли ключевые слова. Сейчас я вам предлагаю выделить ключевые слова нашего урока. (Предложение, правило, урок, союз)

Составьте синквейны по теме.


ИЛИ


Составление «резюме» СПП. Каждая группа заполняет предоставленные им «резюме»

А что такое резюме? (……………………….)


Название понятия: СПП

Изучаемый раздел: Синтаксис

Состав: Две и более частей, одна из которых подчиняется другой

Структура: Главное и придаточное предложение

Средства связи: Подчинительные союзы или союзные слова

Место придаточного по отношению к главному: в начале предложения, в конце предложения или в середине.



VI.

Ребята, обратите внимание на последний пункт резюме: Место придаточного по отношению к главному. На следующем уроке мы подробно разберем сложное предложение с несколькими придаточными. Знание этой темы поможет вам безошибочно выполнить ещё задание 13. (Это последнее задание из экзаменационной работы, которое осталось нам разобрать).

VII. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу, и я предлагаю подвести итоги.


Сегодня на уроке я:

повторил…

узнал…

научился…

понял…

Ребята, вы все большие молодцы. Работа каждого из вас будет оценена. Рабочие лист - карты урока и кластеры вы ставите себе в папки ОГЭ. Это будет ваш практический и теоретический материал по сегодняшней теме. Вы можете воспользоваться им как справочным материалом.


XI. Домашнее задание.

На слайд выводится домашнее задание:


На «5»: 1) Возьмите любую пословицу в качестве тезиса и напишите небольшое сочинение-рассуждение.

          2)Повторить теорию о ССП.

На «4»: 1)Выполнить тест по типу ОГЭ. (вариант 40,41)

          2) Повторить теорию об односоставных предложениях


На «3»: 1) Выполнить упражнение 96.

             2) Повторить теорию о союзах


Каждый учащийся выбирает свой уровень сложности.


XII. Флешмоб (если останется время)

  • Я сдам ОГЭ. Я надеюсь только на свои знания и способности.

  • Я сдам ОГЭ. Это первый шаг к моей карьере.

  • Я сдам ОГЭ. Это ступенька к возможности поступить в ВУЗ моей мечты.

  • Я сдам ОГЭ. Я это ступенька к моему будущему.

  • Я сдам ОГЭ. На это потрачено много сил и времени.

  • Я сдам ОГЭ. Я верю в себя и в каждого из нас.

  • Я сдам ОГЭ. Я хочу сдать ОГЭ.

  • Я сдам ОГЭ. Потому что это итог не только моей учебы и моего старания, но и благородный труд моих родителей и учителей.

  • Я сдам ОГЭ. Я стану на один шаг ближе к своей мечте.

Все вместе: Я СДАМ ОГЭ!!!!!




- Всем спасибо за урок.


Сохранить у себя:
Типы синтаксической связи

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки