Тезисы: «Формирование инженерного мышления младших школьников посредством обучения по программам дополнительного образования»

Тезисы педагогической пробы на тему «Формирование инженерного мышления младших школьников посредством обучения по программам дополнительного образования»

Содержимое разработки

Тема: «Формирование инженерного мышления младших школьников посредством обучения по программам дополнительного образования»

Суркова Лала Низамиевна

Дворец Творчества, город Снежинск

Актуальность формирования инженерного мышления у младших школьников обусловлена:

-концепцией развития инженерного образования в ЧО

-современными требованиями развития педагогической теории и практики

-временем, условиями, определенным «Кадровым провалом» в промышленности и экономике

ПРОБЛЕМА, решение которой будет разобрано – это активизация творческого и технического мышления младших школьников через обучение по ДООП «Креативное программирование в среде Scratch»

Почему в докладе идет речь именно о младших школьниках и как с ними связано инженерное мышление? В Концепции формирования и развития инженерной культуры ЧО выделено несколько проблем, одна из которых звучит следующим образом: «Низкий уровень осознанного выбора школьниками профессиональной траектории инженерной направленности». Исходя из этого, в наше время инженерным мышлением должны обладать не только выпускники ВУЗов, но и выпускники общеобразовательных школ.

Важное направление развития образования – формирования инженерного мышления НА ВСЕХ УРОВНЯХ общего образования. Именно поэтому на педагогической пробе я представляю формирование инженерного мышления у младших школьников.

Давайте перейдем к конкретному примеру - реализации ДООП «Креативное программирование в среде Scratch». Скретч – это визуально-блочная событийно-ориентированная среда программирования, созданная для детей и подростков. Можно использовать на уроках информатики, внеурочке и при реализации программ дополнительного образования.

Почему скретч привлекателен для детей и им нравится в нем работать? В скретче отсутствует необходимость изучать синтаксис используемых команд. Программы в скретч не пишут, а собирают с помощью мышки из готовых блоков-команд. Каждый блок команд имеет свое название и цвет. Визуальная составляющая способствует более легкому усвоению и запоминанию. Логика представления команд и группировка их в блоки уже определяет определенную алгоритмику: выделить функцию команды, вспомнить название блока, вспомнить цвет блока

Особенности программы «Креативное программирование в среде Scratch». С начала обучения прием по созданию творческого проекта от первого этапа «идеи» до последнего этапа «обдумывания и оценки полученного результата», дает возможность обучающимся проявить свои способности, учит находить правильные, оптимальные решения, и получать реальный продукт деятельности.

Технология проектной деятельности позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося, где они могут работать с удобной для них скоростью.

Снова хочу вернуться к Концепции формирования и развития инженерной культуры ЧО. Одним из способов решения выделенных проблем, там представлена сетевая работа учреждений.

В нашем случае программа реализуется по договору о сетевом взаимодействии между Дворцом творчества и МБОУ СОШ №135

Мы начали сотрудничать в 2020 году, начали с одной двугодичной программы для 1-2 классов.

На 1.09.2024 у нас разработано 4 годичных программы, которые охватывают детей с 1 по 4 класс и обучение по программам получается непрерывным в течение всей начальной школы.

Дети, обучающиеся на программе, регулярно принимают участие в событиях и конкурсах инженерно-технической направленности:

  • Олимпиада Scratch (ежегодно);

  • Конкурсы «Атом-классов» (хакатон и пр.)

  • Конкурсы «Школы Росатома» («Снежные мультярики», Технические форумы, Школа проектов)

  • Всероссийские научно-технические конференции (Литвиновские чтения, Музруковские чтения)

Помимо этого, хочу выделить следующие показатели реализации программы:

- Обучение на программе способствует формированию начального инженерного мышления у детей, ученики получают начальные навыки программирования (это дает хорошую базу для дальнейшего развития инженерной культуры в среднем и старшем звене)

- Уровень усвоения материала по «Информатике» в среднем звене у детей, которые обучались на Программе, значительно выше (по результатам наблюдений учителей Информатики)

- Программой созданы условия для изменения социальной роли обучающихся из потребителей в создателей цифрового продукта.

- На сегодняшний день совместно с МБОУ СОШ №135 ведется разработка следующего этапа углубленного обучения программирования в среднем звене

Сложность в том, что дети разрабатывают проекты на каждом занятии. Особенно малыши-первоклассники. Для них важен быстрый результат, поэтому мы изучаем команды и идем от простого к сложному, создавая проекты.

Проекты мы размещаем на онлайн платформе, где все желающие могут их посмотреть.

Реализация дополнительной основной общеразвивающей программе «Креативное программирование в среде Scratch» соответствует принципам формирования основ инженерной культуры:

- формируются основы инженерной культуры в соответствии с Концепцией формирования и развития инженерной культуры обучающихся Челябинской области;

- начинается освоение основных технологий инженерного мышления: исследования и программирования;

- применяются организационные формы обучения, включающие проектные методы обучения, тренажеры, игровые формы

Обучение на Программе дает хороший трамплин для дальнейшего погружения в инженерно-техническую направленность и интерес к профессии.

Сохранить у себя:
Тезисы: «Формирование инженерного мышления младших школьников посредством обучения по программам дополнительного образования»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки