Тестирование в начальной школе – как форма контроля и диагностирования.

В настоящее время школа – один из основных потребителей тестов. Спектр использования тестов в школьной практике очень широк: распределение детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения, выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и, одарённых, с другой стороны, оценка причин академической неуспеваемости, учебные и профессиональные консультации учащихся средних школ и колледжей и так далее.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.

Содержимое разработки

Тестирование в начальной школе – как форма контроля и диагностирования






Содержание

Введение………………………………………………………… ……3-6

Раздел 1. История и теория возникновения тестов

1.1 Из глубины веков………………………………………….……..7-8

1.2 Тенденции XX века по применению тестового контроля……8-11

Раздел 2. Тесты – одно из средств проверки и оценки результатов обучения школьников.

2.1 Важнейшие положения тестового контроля…………………12-13

2.2 Подходы к созданию тестов……………………………….…13-14

2.3 Функции тестов…………………………………………..…….14-15

2.4 Виды тестов………………………………………………… ..15-18

2.5 Требования к составлению тестов……………………….……18-19

2.6 Правила составления тестовых заданий………………………19-21

2.7. Критерии ориентированности теста …………………………21-24

Раздел 3. Из опыта работы по использованию тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся начальной школы.

3.1. Эффективность использования тестирования на уроках русского языка…… ……………………………………………………….........25-32

3.2. Тестовый контроль как средство формирования читательских компетенций.. …………………………………………………..…….32-41

3.3. Тестовые задания как форма проверки знаний на уроках окружающего мира………………………………………………......41-50

3.4. Использование тестового контроля на уроках математики……………………………….…………………….……..50-54.

3.5. Компьютерное тестирование …………………..……………….54-59

Заключение……………………………………………….……………..60-61

Литература………………………………………………………………….62











Введение

Государственные образовательные стандарты в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности». Деятельностный подход в обучении основан на исследованиях Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, в которых указывается на зависимость познавательного развития учащихся от характера организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Умение учиться – особое, отличное от других школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.

Главная задача начальной школы – научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности:

  • самостоятельно разбираться в учебной задаче;

  • находить способ её решения;

  • сравнивать свой результат с правильным ответом;

  • адекватно оценивать себя и свои действия;

  • научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации.

В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, обучающиеся четвёртых классов начальной школы, выполняют задания по русскому языку и математике в тестовой форме по принципу ЕГЭ.

В настоящее время школа – один из основных потребителей тестов. Спектр использования тестов в школьной практике очень широк: распределение детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения, выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и, одарённых, с другой стороны, оценка причин академической неуспеваемости, учебные и профессиональные консультации учащихся средних школ и колледжей и так далее.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.

Индивидуальная траектория учения - это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе. Реализация такого подхода требует существенной модернизации образовательной среды на уроке, насыщения её вариативными и динамичными формами работы и контроля учебных достижений учащихся.

Урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовая технология.

С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конкретный результат, а тест позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению младших школьников процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние.

Выполнение тестов вырабатывает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа.

Модель работы над тестами: «Вызов – осмысление содержания – рефлексия».

Тестовая форма сравнительно недавно используется в практике работы начальной школы, но уже стала актуальной.

Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы. Назначение тестов - не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика состояния и проблем возникающих у учащихся на каждом этапе изучения программного материала.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что объектом исследования является проблема диагностического объективного контроля качества усвоения обучающимися учебного материала, а предметом – тестовая форма контроля, в частности особенности её разработки и проведения в традиционной системе обучения.

Целью данной работы не являлось создание чего-то качественно нового. За основу данной разработки взято положение, согласно которому использование тестовой формы контроля обеспечивает высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования, воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности, развивает память, вариативно – логическое мышление, умение делать правильный выбор.

При подготовке к написанию данной работы были использованы следующие методы научно-педагогического исследования:

  • изучение психолого-педагогической литературы по данному вопросу;

  • разработка и апробирование тестов разных видов с учётом возрастных особенностей учащихся начальных классов;

  • осуществление мониторинга учебных достижений учащихся с применением тестов;

  • изучение опыта работы учителей-практиков;

  • наблюдение и сравнение;

  • количественный и качественный результат исследования.














Раздел 1. История и теория возникновения тестов

1.1 Из глубины веков

Всякая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей множеством ручейков из обширного болота. Примерно так же обстоит дело и с тестами. Для изучения истории тестов вначале потребовалось изучить предысторию – то самое болото, из которого и вытекает их подлинная история.

Ещё в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессиональный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умение разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знание всех четырёх арифметических действий, и естественно, умение писать.

В Древнем Египте искусству жрецов обучали только тех, кто выдерживал систему определённых испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения – трудиться, слушать, молчать. Проводили испытания огнём, водой и угрозой смерти. Тем, кто не уверен, что выдержит все тяготы длительного образования, предлагалось подумать – с какой стороны окончательно закрыть за собой дверь в храм – с внутренней или внешней? Сообщается (там же), что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел в молодые годы Пифагор. Вернувшись после учёбы в Грецию, он основал свою школу, допуск в которую открывал только после серии различных испытаний, похожих на те, которые выдержал он сам. Пифагор подчёркивал важную роль интеллектуальных способностей, утверждая, что « не из каждого дерева можно выточить Меркурия». И потому придавал значение диагностике, в первую очередь, именно этих способностей, что делалось с помощью трудных математических задач.

Ученые приводят любопытные описания существовавшей около 3000 лет назад системы приёма на гражданскую службу в Китайской империи. У греков тестирование было признанным спутником процесса обучения. Тесты использовались для оценки овладения физическими, умственными навыками. В Средневековье европейские университеты ввели соответствующие экзамены для присвоения учёных званий и степеней. Имеются сведения, что уже с I тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай) использовались системы конкурсных испытаний интеллектуального характера, предназначенные для отбора персонала на правительственные должности.

1.2 Тенденции XX века по применению тестового контроля

К концу 19 века сложились две основные традиции контроля знаний:

  1. Немецкая. В ней основной упор делался на устной форме экзамена в присутствии комиссии, состоявшей из двух человек. Испытуемому давались один, два сравнительно объёмных вопроса, ответы на которые должны были свидетельствовать о его уровне знания всего курса.

  2. Английская. Это письменная форма контроля, когда испытуемому предлагалось десять-двенадцать коротких заданий на разные темы.

Существующие сегодня формы итоговой аттестации в виде устного письменного экзаменов заимствованы из немецкого и английского вариантов.

Первые тесты для объективного контроля знаний, умений и навыков появились в начале XX века. Они быстро завоевали популярность среди преподавателей вузов и школ в Англии и США, а позже и в СССР. Примерно с этого времени их стали в США называть педагогическими. Именно эти тесты вызывали настороженное к себе отношение у сторонников традиционной, «чистой», без тестов, педагогической науки и практики.

В СССР практика тестирования характеризовалась серьёзными противоречиями: по мере роста числа тестов и тестовых исследований имели место попытки торможения и даже запретов.

Хотя в тридцатых годах практическая работа по тестам затормозилась, научное изучение действительных возможностей этого метода в нашей стране полностью не прекращалось. Часть тестов применялась под видом контрольных заданий, испытаний; и наоборот, различные испытания нередко назывались тестами. Официально запрет на применение тестов так и не был отменён. Его отменила сама жизнь.

В США против использования тестов выступали представители основных групп населения – взрослые и дети, белые и негры, рабочие и управленческий персонал, а также представители национальных меньшинств.

В результате было принято решение, осуждающее неэтичное использование тестов. В августе 1966 года в сенате США обсуждалось предложение о полном запрещении тестов, но это предложение не было поддержано большинством.

Застой в разработке тестов и их применении продолжался около сорока лет – с середины 30–х до конца 70–х годов, после чего вновь стали появляться публикации по этой проблеме, направленные как в пользу тестов, так и против них. Типичные аргументы оппонентов тестового метода сводились, в обобщённом виде, к следующим утверждениям:

- тесты используются в капиталистических странах, где с их помощью решаются вопросы расовой и классовой дифференциации:

- применение тестов унижает достоинство личности, особенно в случаях, когда получаемые баллы оказываются ниже среднего уровня;

- никакие методы измерения не могут заменить преподавателя и личный опыт;

- в педагогике нет и не может быть точной единицы измерения, и потому не следует терять время, силы и средства на разработку неточных методов.

В этих утверждениях много спорного, и даже ошибочного. Что касается применения тестов для целей расовой и классовой дифференциации, то вряд ли здесь надо винить тесты. Как всякое средство, они могут быть использованы в пользу или во вред, в зависимости от идеологии, политики, компетенции, целевых установок и т.п. О возможном унижении достоинства личности, наклеивания ярлыков и т.п. можно сказать, что для предотвращения неприятных последствий такого рода, если это вообще возможно при культурной работе, разработаны специальные правила обращения с тестами и испытуемыми. В этих правилах все возникающие вопросы этического характера предусмотрено решать в пользу личности. Соблюдение этических норм является непременной частью профессиональной подготовки тех, кто работает с тестами.

Тестовые методы не призваны заменять учителя и его личный опыт, а наоборот. Во-первых, призваны помогать ему, освободив его от рутиной работы и дать, тем самым, ему возможность сосредоточиться на повышении качества преподавания. Во – вторых, хотя точность педагогических измерений и не может сравниться с точностью физических измерений, преимущество первых, тем не менее, достаточно очевидны.



























Раздел 2. Тесты – одно из средств проверки и оценки результатов обучения школьников.

2.1. Важнейшие положения тестового контроля

Слово "тест" вызывает у людей самые различные представления. Одни полагают, что это вопросы или задачи с одним готовым ответом, который надо угадать. Другие считают тест формой игры или забавы. Третьи пытаются истолковать это как перевод с английского слова "test", (проба, испытание, проверка).

В общем, по этому вопросу нет единства мнений. Тем более что в учебниках педагогики об этом не пишут. А если где и пишут, то нередко написанное трудно понять. Не случайно размах мнений о тестах оказывается слишком широким: от суждений обыденного сознания до попыток научного истолкования сущности тестов. В науке проводят существенные различия между простым переводом слова и смыслом понятия.

Чаще всего мы встречаемся с упрощенным восприятием понятия "тест", как простой выбор одного ответа из нескольких предложенных к вопросу. Многочисленные примеры таких, казалось бы, "тестов" легко найти в газетно-журнальной периодике, в различных конкурсах и в многочисленных книжных публикациях под названием "Тесты". Но и это часто оказываются не тесты, а нечто внешне похожее на них. Обычно это сборники вопросов и задач, рассчитанных на выбор одного правильного ответа из числа предложенных. Они только по внешней видимости похожи на настоящий тест. Различия в понимании сущности тестов порождают различия в отношении к тестам.

В науку слово «тест» попало уже из английского языка, где означает «испытание, проба, проверка».

По словарю, тест - это стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально - психологических различий. Этот термин был введён Р. Кэттеллом, а первый тест создал выдающийся английский учёный Френсис Гальтон.

Педагогическое тестирование — это форма контроля знаний обучающихся, основанное на применении педагогических тестов.


2.2 Подходы к созданию тестов

В теории педагогического тестирования существует два подхода к созданию тестовых заданий: нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный.

В рамках нормативно-ориентированного подхода разрабатываются тесты для сравнения учеников по уровню учебных достижений. Сравнение происходит путём сопоставления результатов каждого учащегося с результатами его сверстников, выполнявших тот же самый тест.

При критериально-ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объёмом знаний, умений или навыков. Упор делается на то, что может выполнить ученик и что он знает в рамках конкретного содержания, а не то, как он выглядит на фоне других. Процент правильного выполнения заданий рассматривают как уровень подготовки или как степень овладения общим объёмом содержания курса.

Критериально-ориентированные тесты помогают:

  • собрать полную и объективную информацию об учебных достижениях и каждого учащегося в отдельности, и группы учеников;

  • сравнивать знания, умения и навыки ученика с требованиями, заложенными в государственных образовательных стандартах;

  • оценить эффективность профессиональной деятельности учителя;

  • оценить эффективность различных программ обучения.

Тестирование помогает каждому учащемуся выявить возможные затруднения, а также своевременно исправить ошибки в усвоении содержания учебного материала.


2.3 Функции тестов


Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения младших школьников необходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения. Выделяются среди них основные функции тестов:

  • социальная, которая выражается в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребёнка младшего школьного возраста. В ходе оценки знаний с помощью тестов определяется соответствие умений и навыков, достигнутых учащимися установленным государственным стандартам.

  • образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества (точность, полнота, осознанность, отсутствие пробелов, ошибок).

  • учетно-контрольная (информационная), которая систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;

  • контрольно-корректирующя (диагностическая), которая обеспечивает связь «учитель - ученик», для внесения коррективов в методику обучения, перераспределения учебного времени между различными вопросами темы и пр., позволяет осуществлять диагностику причин отставания школьников;

  • развивающая функция тестов направлена на развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.

  • обучающая, которая в результате помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, показывает на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся;

  • воспитательная (мотивационная), которая стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;

  • аттестационная, которая связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основой его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения;

  • функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты помогают учителю оценить свои достижения, обнаружить недостатки и ошибки в своей педагогической деятельности.


2.4 Виды тестов

На уроках в начальной школе используются следующие виды тестов: по форме, по способу предъявления, по цели назначения, по виду деятельности, по месту использования, по объему содержания и времени проведения.

Виды тестов по форме:

  • тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых вариантов);

  • тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым).

  • тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа)

Виды тестов по способу предъявления:

- с предъявлением готового ответа;

- с предъявлением ответа в краткой форме;

- с предъявление развернутого ответа.

Виды тестов по цели назначения:

- первичное закрепление;

- контроль ЗУН;

- разминка в начале урока;

- тренажер.

Различные виды тестовой деятельности:

- самостоятельная работа;

- контрольная работа;

- фронтальный устный опрос;

- тренировочная работа;

-зачетная работа;

- индивидуальный опрос по карточкам;

- заполнение пропусков;

- сопоставление явления (события) и его характеристики;

- распознавание понятия;

- составление последовательности.

Таким образом, различные виды деятельности кроме диктантов, изложений и сочинений можно проводить в форме тестов.

Виды тестов по месту использования (этапы урока):

- актуализация ЗУН;

- первичное закрепление ЗУН;

- упражнения;

- контроль ЗУН.

Виды тестов по объему содержания и времени проведения (контроль ЗУН):

- стартовый контроль;

- тематические тесты;

- итоговый контроль;

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация.

Тесты предполагают владение учащимися определённым объёмом информации, поэтому они чаще всего применяются при закреплении или повторении знаний. Они обеспечивают учителю возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения учащимися учебного материала и в соответствии с этим провести коррекционную работу.

По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Выбирая индивидуальный подход, учитель проводит тестирование с каждым учеником по отдельности, подбирая соответствующие тесты для конкретного учащегося. Данный подход требует больших временных затрат, но позволяет учителю контролировать функциональное состояние каждого испытуемого (тревожность, утомляемость и др.) и оказывать необходимую помощь тем ученикам, у которых возникли затруднения при работе с тестами во время группового тестирования.


2.5 Требования к составлению тестов

Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль достижения результатов. Преимущество тестов в их объективности, т. е. независимости проверки и оценки знаний от учителя. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надёжность, валидность, объективность. Надёжность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик тестов. [3, с.358] При разработке тестов можно выделить 3 этапа: планирование, на котором решается вопрос, какие результаты учеников оцениваются с помощью тестов; составление тестовых заданий и их анализ. Сам же процесс тестирования включает непосредственное тестирование и интерпретацию результатов. При составлении тестов необходимо соблюдать ряд правил, которые помогут создать надежный инструмент оценки: тщательный анализ учебно-методического комплекта, соблюдение тематической сбалансированности, учет уровня сложности тестов, используемых на уроке. В соответствии с требованиями, при конструировании тестовых заданий необходимо учитывать следующее: формулировка задания идеально простая — чёткая, ясная, исключающая двусмысленности понимания; нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися; задания краткие, без лишних, не несущих информацию, слов; только один ответ может быть правильным. дополнять в предложении необходимо наиболее важное; для ответов отводится столько места, сколько необходимо для его записи. Тестовые задания должны обеспечивать проверку знаний и умений на всех уровнях: узнавания и воспроизведения; применения в знакомой ситуации; применения в новой ситуации. Иными словами, при составлении тестов необходимо использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения, заданные программой; основная часть заданий должна быть ориентирована на проверку достижений учащимися планируемых результатов обучения; в конце заданий должны быть вопросы, позволяющие проверить умения применять полученные знания в новой ситуации. Существуют определенные правила проведения самого тестирования: всесторонний анализ отобранных для работы тестов; тщательный инструктаж учащихся, включающий в себя разъяснение целей и задач тестирования, порядок и правила выполнения тестовых заданий, основные положения инструкции. Варианты использования на уроках тестов могут быть различными. Выбор каждого из них зависит от особенностей изучаемой темы и подготовленности класса.

2.6. Правила составления тестовых заданий

При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера, позволяющие проверить способность применять полученные знания в новой или измененной ситуации. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для загрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе. Определим ряд правил к составлению тестовых заданий.

1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.

2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.

4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

5. Вопрос должен быть чётко сформулирован. Избегайте слов: большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.

6. Не используйте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью.

7. Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.

8. Не задавайте вопросы с подвохом.

9. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованны с основной частью задания. Используйте короткие, простые предложения.

10. Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не делать…?»

11. Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.

12. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.

13. Если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию.

14. Лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».

15. Избегайте повторения.

16. Используйте ограничения в самом вопросе.

17. Не упрощайте вопросы.

18. Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу.

19. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

20. Проанализируйте задания с точки зрения неверного ответа наиболее подготовленных учеников.



2.7. Критерии ориентированности теста

В любой тест должны быть включены три основных уровня умения усвоения знаний и умений.

1. Первый уровень – базовый, на этом уровне ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения.
2. Второй уровень обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач.
3. Третий уровень поднимает учащихся на уровень осознанного творческого применения знаний, предусматривает свободное овладение практическим материалом, приемами учебной работы умственных действий.

Согласно методике составления теста, разработанной в лаборатории образования ИОСО РАО, основная часть должна состоять из заданий вопросов первого и второго уровней. Именно задания этих уровней соответствуют обязательным требованиям к знаниям и умениям учащихся.

С целью повышения активности и самостоятельности учащихся на уроках я применяю методику тестового контроля с выборочным ответом следующих типов: дополнения, выборочный, напоминание, альтернативный, ранжирования, комбинированный.

Данные типы развивают у учащихся умения анализировать задачи и находить оптимальные пути их решения. Следует отметить, что для выполнения различных типов тестовых заданий необходимы такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, функция, аналогия, умозаключения и др. Таким образом, системная проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного материала. Но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способности к анализу. Наряду с другими преимуществами, перечисленными выше, данный метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого учащегося. Содержание таких тестов рассчитано на различный уровень умственной деятельности, ответы на задания предполагают их дифференциацию, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся. Выполняя общеклассное задание, слабые ученики отвечают на уровне узнавания, средние – воспроизведения знаний, сильные – применения своих знаний, преобразуя их относительно новым условиям.

Алгоритм тестирования, применяемый на моих уроках.

– Относитесь к тестированию серьезно и хорошо к нему подготовьтесь.
– Помните, что на выполнение работы дается ограниченное время.
– Прежде чем начать отвечать, вникните в смысл задания.
– НЕ задерживайтесь слишком долго на одном задании, переходите к другому.
– Помните, что Ваш успех зависит от Вашей собранности и настойчивости.
– Из нескольких предложенных вариантов выберите один правильный ответ.

Тестовые задания используются мною на уроках закрепления, повторения, при итоговом контроле и контрольной работе. По результатам тестирования составляется мониторинг знаний учащихся. Результаты обучения и внедрения системы тестирования на уроках математике. Значительно улучшилось качество знаний и успеваемость. Сформировались навыки самостоятельно совершенствовать и углублять знания по математике, что в свою очередь, способствует развитию интереса к этому предмету, в использовании знаний на практике. Развились такие качества как трудолюбие и целеустремленность

При осуществлении тестового контроля знаний на каждый тест отводится определенное время.

Базовый тест – 8-15 мин., диагностический тест – 15-25 мин., тематический тест – 45 мин., итоговый тест – 45-90 мин.

В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задания. Чтобы процесс освоения алгоритма работы с тестовым заданием шел эффективнее, необходимо практиковать безотметочную проверку заданий. Моя задача как учителя, научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становиться инструментом анализа ошибки, ее причины, возникших затруднений. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из них не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и тех, кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, т. е владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой. В начальной школе тесты целесообразно использовать в качестве проверочных тематических работ и для целевого назначения, развития логики, рассуждений и т. д.





















Раздел 3. Из опыта работы по использованию тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся начальной школы

3.1.Эффективность использования тестирования на уроках русского языка.


В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в форме тестирования, я стала уделять больше внимания и этому способу. Кроме того, меня привлекает то, что тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль. У родителей появляется возможность узнать результаты обучения их детей.

При составлении тестов используются различные виды заданий, которые позволяют определить, измерить уровень умения школьниками решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений. Так, например, в тестах, требующих репродуктивных ответов учащихся, проверяются знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, которые требуется запомнить и воспроизвести. Для этого используются различные виды заданий.

  • Задания свободного изложения, которые характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения).

Впиши правильный ответ:

  1. Имя существительное – это __________________________________.

  2. Окончание – это изменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для __________________________.

  • Задания-дополнения, в которых учащимся предлагается один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова-ответа, символа или знака.

  1. Вставьте нужное слово.
    Предлоги со словами пишутся __________, а приставки ___________.

  2. Дополни предложение, словом из словаря.
    Бабушка набросила на плечи теплый _________.

  • Задания с альтернативным типом ответа предлагают наличие двух вариантов ответов (да – нет, правильно – неправильно) и способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений, правил. Этот вид заданий используется для выявления таких показателей, как умение определять назначение фактов, подводить под понятие, устанавливать причину.

Подчеркни правильный ответ.

  1. Суффикс служит для образования новых родственных слов.

Да.                  Нет

  1. Между предлогом и другими словами можно вставить какое-нибудь слово, а между приставкой и словом – нельзя.

Да.                  Нет

  • Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Школьнику необходимо подчеркнуть или отметить номер ответа, который он считает правильным.

Подчеркни верное утверждение.

  1. Глагол – это часть речи.

  2. Глагол – это часть слова.

  3. Глагол – это часть предложения.

  • Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, где какому-либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти ответ в другой колонке. Задания этого вида могут состоять из двух следующих друг за другом частей, между пунктами которого также требуется установить соответствие. Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала.

Соедини линиями слова и вопросы, на которые они отвечают:

бегун 
улыбался 
цветок 
милый 
заснул 
высокая

что делал?
какой?
кто?
что сделал?
что?
какая?

Тестовые задания с множественным выбором я использую в случае, если нужно проконтролировать усвоение знаний учащимися по некоторым показателям – не только воспроизведение, но и более комплексные умения. Этот вид заданий обычно состоит из собственно задания и списка ответов на него (наиболее рациональным считается набор из 4–5 ответов). Ответ ученика заключается в выборе того варианта из предложенного набора, который, по его мнению, является наиболее правильным, лучшим или единственным в решении поставленной задачи или вопроса. Так при изучении темы “Состав слова” дети выполняют следующие задания:

Выбери правильный ответ и обведи кружком.

Окончание служит для:

  1. Образования новых родственных слов;

  2. Связи слов в предложении;

  3. Узнавания родственных слов.

Мною были составлены варианты тематических тестов по русскому языку по учебнику Т.Г. Рамзаевой с использованием различных тестовых заданий. Речь идет не о том тестировании, которое фиксирует рейтинг достижений учащихся при завершении учебной четверти или учебного года, а о тестировании как о средстве контроля за состоянием знаний и умений учащихся по вопросам, имеющим ключевое значение для изучения нового материала. При этом можно удачно сочетать тест, направленный на проверку знаний и умений учащихся, с упражнениями по актуализации (и коррекции в случае необходимости) этих знаний и умений, т.е. оптимально совмещать контроль и последующее повторение.

В своей работе я использую тесты трех видов. Входной тест дается в начале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени школьники подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов. Например, перед изучением темы “Имя существительное” в 4 классе учитель должен быть уверен, что его ученики владеют следующими базовыми знаниями:

  1. Определение понятия;

  2. Род имени существительного;

  3. Число имени существительного;

  4. Правописание ь на конце имен существительных женского рода после шипящих;

  5. Падежи имен существительных

На основании выделенных понятий составлен тест (см. приложение).

Внимательный анализ результатов теста позволяет определить, где, и, самое главное, почему могут в дальнейшем возникнуть трудности с усвоением нового материала. Кроме того, диагностическое тестирование может способствовать обоснованному, мотивированному отбору материала для предварительного повторения с учащимися перед изучением новой темы. Непосредственно после диагностирующего тестирования нужно сообщить учащимся правильные ответы на каждое задание. После анализа ошибок я могу осуществить эффективное, своевременное повторение того материала, на который опирается следующая порция новой информации.

Промежуточный тест провожу, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок. Правильность своих ответов ученик может проверить, открыв нужную страницу школьного учебника. При этом осуществляется наиболее эффективная, целенаправленная корректировка знаний учащихся. В качестве примера приведу тест, контролирующий степень усвоения темы.

При необходимости учитель может составить несколько вариантов подобных тестов, переформировав имеющиеся задания.

Тесты третьего вида, предназначенные для заключительного контроля, я использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включены вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.

Тесты я применяю не только при индивидуальной работе, но и при работе учащихся в группах, в парах.

Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тесты повышают качество знаний. Это можно увидеть из сравнительной таблицы.

Таблица 1

Качество знаний

 

Кол-во детей

5”

4”

3”

% качества

Тест №1

25

7

11

7

72,00%

Тест №2

24

9

8

7

78,00%

Тест №3

23

11

7

5

78,00%

Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделала вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках русского языка деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании “новых” методов со “старыми” позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально.

3.2 Тестовый контроль как средство формирования читательских компетенций

Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя — найти привлекательный момент в них, приподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Чтобы разнообразить и сделать более эффективными уроки чтения, я применяю на уроках работу с тестами. Тесты по чтению - это система специальных заданий, организованных так, чтобы проверить, что именно и насколько прочно усвоил ребёнок из программы. Эти тесты помогут быстро и объективно определить уровень знаний и умений младших школьников по чтению.

Тестовые задания я составляю таким образом, чтобы одновременно с проверкой знаний учащихся выяснялась и сформированность их общеучебных умений – умение воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой нестандартной ситуации. Тесты для каждого года обучения можно разделить на две группы:

1. для проверки всех сторон навыка чтения (осознанности, правильности, беглости, выразительности);

2. для определения уровня обученности в вопросах работы с художественными, познавательными произведениями и детскими книгами.

Работая с тестами на уроках чтения, можно выделить следующие виды заданий:

  • задания, направленные на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить информацию, заданную в явном виде;

  • задания, направленные на проверку умения извлечь из текста информацию, данную в неявном виде, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы;

  • задания, направленные на проверку понимания использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности, на проверку осознания последовательности смысловых частей – умение составлять план текста, на проверку понимания жанровых особенностей текста;

  • задания (высокий уровень сложности) направленные на проверку умения понять общий смысл текста, определять авторский замысел, определять основные черты характера главного героя и привести примеры поступков, подтверждающих характеристику героя, выбрать из ряда предложений такое, которое передаёт основную мысль текста, определить основную мысль теста, выразить свои впечатления по прочитанному и т.п.

В проверочной работе по чтению я использую в основном задания таких типов как: задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных; задания с кратким ответом (дописать часть предложения, выписать предложение в соответствии с заданным условием); задания с применением свободного развёрнутого ответа (составить небольшой собственный текст). При проверке работ, выполненных учащимися, подсчитывается число баллов, набранных конкретным учеником. На основе этих двух цифр высчитывается процент выполнения работы:

Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут учащимся – низкий, средний, высокий:

- 85% и выше – это соответствует высокому уровню сформированности читательских умений;

- 60%-85% – средний уровень;

- 45%-60% – низкий уровень;

- ниже 45% – у ребёнка не сформированы базовые читательские умения, требуется коррекционная работа.

ТЕСТ НА УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (Т.С.)

Тест на усвоение содержания может быть составлен на основе произведения любого жанра или его части. Тест используется при проверке осознанности, начиная с 1 класса.

Все вопросы в 1-м классе задаются с вопросительной интонацией, затем вопросительные предложения заменяются повествовательными предложениями, а дети должны согласиться с утверждением учителя или отвергнуть его.

К концу 1-го класса учащиеся научаются тестированию и, начиная со 2-го класса, необходимо использовать для составления теста повествовательные предложения, читая их с соответствующей интонацией, без выделения слова, несущего основную смысловую нагрузку.

Например: Русская народная сказка “Яичко”.

Вид теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценочная шкала

Т.с.

+

+

-

 

 

 

 

 

 

 

1

1. Жили себе дед да баба, у них была пестрая курочка.

(+) (пестрая окраска, “рябой” - с примесью рыжего.)

2. Снесла курочка яичко на улице (+).

3. Дед нечаянно разбил яичко (-) (мышка хвостиком раздавила).

I I. ТЕСТ НА УСВОЕНИЕ ОПИСАНИЯ (Т.О.)

Тест на усвоение описания может быть использован, если в тексте имеется описание литературного героя, предмета или явления.

Тест может состоять из вопросов, утверждений, загадок, пословиц, поговорок, определений.

А. ТЕСТ, СОСТАВЛЕННЫЙ НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО ОПИСАНИЯ ГЕРОЯ.

Перед чтением произведения дается задание учащимся запомнить внешний вид героя.

Русская народная сказка “Снегурочка”.

Вид теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценочная шкала

Т.о.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1. Снегурочка. (Девочка беленькая, как снежок.)

2. Подружки.

Б. ТЕСТ, СОСТАВЛЕННЫЙ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ВНЕШНОСТИ, ХАРАКТЕРА, СКЛАДА УМА ГЕРОЯ.

На доске заранее написаны имена тех героев, на которых дается описание, с указанием номера по порядку.

Ученики должны указать номер того героя в соответствующей графе, кому соответствует описание.

А.Толстой “Приключения Буратино”.

1. Умная, строгая, с голубыми волосами.

1. Лиса.

2. Хитрая плутовка, рыжая.

2. Мальвина.

3. Негодяй, жадный, злой, с длинной бородой.

3. Буратино.

4. Непослушный, деревянный, с длинным носом.

4. Базилио.

5. Разбойник, хитрый, жадный, усатый.

5. Карабас Барабас.

 

Вид теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценочная шкала

Т.о.

2

1

5

3

4

 

 

 

 

 

1

Ученики должны указать номер того героя в соответствующей графе, кому соответствует описание.

Данные тесты обычно проводятся тогда, когда после чтения составляется характеристика героя: внешний вид, черты характера, что необходимо для подготовки к мини-сочинениям.

В. ТЕСТ, СОСТАВЛЕННЫЙ НА ОСНОВЕ ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК.

Тест, составленный на основе пословиц и поговорок, связан с усвоением описания и используется в том случае, если требуется оценить поступки одного или нескольких литературных героев, раскрыть их характер.

Соответствует ли смысл данной пословицы (поговорки) характеру данного героя. Ученики должны подумать над смыслом пословицы, над поступками и характером героя и решить, подходит ли она к данному герою.

В.Осеева “Волшебное слово”.

Вид теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценочная шкала

Т.о.

1,2

3,4

1

1

5

 

 

 

 

 

 

Г. ТЕСТ, СОСТАВЛЕННЫЙ НА ОСНОВЕ ЗАГАДОК.

Цель: используется для проверки понимания произведения.

Пример: проверка понимания явлений природы.

Запись на графопроекторе:

  1. Осень.

  2. Зима.

  3. Весна.

  4. Лето.

Учитель зачитывает загадки, ученики отмечают явления природы.

Загадки о временах года.

1.

Сердита матка, да прикрыла деток
до красного дня пуховым одеяльцем.

2.

Прилетела пава, села на лаву,
распустила перья для всякого зелья.

Вид теста

1

2

3

4

Оценочная шкала

Т.о.

2

3

 

 

 

Из глубины времен загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил себя, свой труд, свое отношение к окружающему миру, к явлениям природы. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также разгадывает в словах скрытый смысл. И если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы.

III. ТЕСТ НА УСВОЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ (Т. СЛ.)

Цель. Расширять словарный запас учащихся, научить их понимать лексическое значение слов.

Тест на усвоение лексического значения слов служит для проверки качества усвоения лексического значения слов, умения правильно объяснить лексическое значение данных слов.

Детям зачитывается предложение или словосочетание, объясняющее трудное слово, а ученики в своих тесторах проставляют № нужного слова, которое соответствует объяснению.

Пример: П.П. Ершов “Конек-горбунок”.

Слова на графопроекторе:

1. Соглядать.

1. Глаза.

2. Малахай.

2. Шалаш, сарай.

3. Очи.

3. Длинная, широкая одежда без пояса.

4. Балаган.

4. Подсмотреть.

 

Вид теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценочная шкала

Т.сл.

4

3

1

2

 

 

 

 

 

 

 

IV. ТЕСТ НА СООТНЕСЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НАЗВАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (Т.П.)

Цель: Упорядочение знаний по прочитанной литературе. Учащимся предлагаю список прочитанных произведений какого-либо автора. Затем зачитываю по порядку отрывки из произведений.

Ученики должны сопоставить отрывок с произведением, из которого он взят.

1 вариант.

1. “Сказка о рыбаке и рыбке”.

1. Свойство зеркальце имело – говорить оно умело.

2. “Сказка о царе Салтане”.

2. И за ними во дворец полетел наш удалец.

3. “Сказка о мертвой царевне”.

3. Не хочу быть вольною царицей.

4. “Сказка о попе…”.

4. Видит, бьется петушок, обратившись на восток…

5. “Сказка о золотом петушке”.

5. Щелк щелку ведь розь.

 

Вид теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценочная шкала

Т.п.

3

2

1

5

4

 

 

 

 

 

 

2 вариант этого теста: на доске фамилии писателей:

1. О.Пройслер. Маленькая Баба-Яга.

1. Вот и стали Иван да Марья куклу из снега лепить.

2. Русская народная сказка Снегурочка.

2. Вышел старик. Стал он макать рукавом и пускать птиц.

3. В.И.Даль. Старик-годовик.

3. Как вихрь помчалась Маленькая Баба-Яга на новой метле.

 

Вид теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценочная шкала

Т.п.

3

2

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для учеников: назвать, отметить в тесте автора произведения, чей отрывок зачитывался.

V. ТЕСТ НА УСВОЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (Т.Ф.).

Понимание фразеологизмов при чтении является показателем уровня владения родным языком. Фразеологизмы составляют национальное богатство языка, точно, метко и очень образно характеризуют все стороны окружающей действительности.

В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разрывать, они имеют одно целостное значение. Например, нужно сказать, что мы очень рано встали. Для этого мы используем выражение “ЧУТЬ СВЕТ”. Такое выражение называется фразеологизмом.

Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запомнить. Чем больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.

Большинство фразеологизмов употребляется в переносном значении. Так, в Древней Руси сочетание слов “БИТЬ БАКЛУШИ” означало разбивать обрубок дерева на мелкие части – баклуши, из которых потом делали ложки, т.к. делать очень простую, легкую работу. В настоящее время выражение “БИТЬ Б АКЛУШИ” - праздно проводить время, бездельничать.

Слова на доске:

1. Клевать носом.

1. Дремать, засыпать.

2. Заруби на носу.

2. Крепко запомнить.

3. Утереть нос.

3. Сделать что-нибудь хорошо, неожиданно для других.

4. С гулькин нос.

4. Очень мало.

5. Нос к носу.

5. Близко друг к другу.

 

Вид теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценочная шкала

Т.ф.

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

Чем больше ученик будет знать фразеологизмов, тем точнее и образнее сможет выразить свою мысль.



3.3 Тестовые задания как форма проверки знаний на уроках окружающего мира



Введение стандарта начального образования предъявляет определенные требования к про­верке результатов обучения, которая должна установить готовность учащихся к восприя­тию нового учебного материала, проверить у них уровень формирования представлений и понятий, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении.

Специфика естественно-научного предмета «Окружающий мир», который характеризуется высо­ким уровнем интеграции материала в содержа­нии и недостаточностью времени для его изучения (2 раза в неделю), требует ускорения про­цесса проверки знаний учащихся. Это возможно за счет использования тестирования, получив­шего в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. В структуре проверки знаний на уроках по окружающему миру, тесты могут быть предвари­тельными, текущими, тематическими, пов­торными, периодическими, итоговыми.

Тестовые задания представляют собой ис­ходную единицу теста, содержащую какой-то один элемент знания. Их объединяют так, что­бы охватить все важнейшие элементы знаний, существенные признаки предметов, явлений природы и окружающего мира, связи между ними. Таким образом, обеспечивается соответ­ствие вопросов цели, ради которой проводится тестирование. Объем теста, как правило, рас­считывается на 10-12 минут работы ученика.

Анализ педагогической и методической литературы (А.К. Майоров, П.И. Самойленко, В.З. Резникова и др.) показывает, что тес­товые задания могут быть следующими:

Задания закрытого типа с выбором ответа.

В таких заданиях ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Задание не должно содержать лишних слов и менее трех-четырех вариантов ответа. При меньшем числе вариан­тов высока вероятность случайного угадывания, а на большее число будет затрачиваться много времени и задание может оказаться чрезмерно сложным. Ответы к заданиям не должны быть очевидно неправильными. Обычно они состав­ляются с учетом типичных ошибок учащихся.

Выделяется несколько видов заданий дан­ного типа:

  • Задания вопросительной формы, требу­ющие утвердительного ответа на вопрос.

Примеры.

1. Какая группа объектов относится к жи­вой природе:

а) береза, дом, собака;

б) растение, животное, человек;

в) облако, человек, камень;

г) река, машина, трава.

2. Какие почвы особенно богаты перегноем:

а) черноземные;

б) песчаные;

в) серые лесные;

г) глинистые.

3. Что позволяет кузнечику спасаться от врагов на лугу:

а) он выделяет едкую жидкость;

б) у него есть жало;

в) его тело по форме напоминает листья растений;

г) его тело окрашено под цвет травы.

  • Задания утвердительной формы с выбо­ром ответа.

Примеры.

1. Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы:

а) темный цвет;

б) плодородие;

в) сыпучесть;

г) водонепроницаемость.

2. Основной признак, по которому можно узнать насекомых среди других животных:

а) крылья;

б) три пары ног;

в) чешуя;

г) нос.

  • Задания на определение природовед­ческого понятия. В этом случае можно пред­ложить определение и предоставить возмож­ность выбора соответствующего термина или, наоборот, указать понятие и предоста­вить возможность выбора определения.

Примеры.

1. Верхний, рыхлый, плодородный слой земли, на котором растут растения, — это...

а) перегной;

б) песок;

в) почва;

г) полезное ископаемое.

2. Дерево — это...

а) многолетнее растение с хорошо выра­женным стеблем, покрытым корой;

б) многолетнее растение с ветками, начи­нающимися у поверхности земли;

в) многолетнее растение, не имеющее вы­раженного ствола.

  • Задания, формулирующиеся с отрица­ниями не, нельзя и т.п. В этом случае, чтобы привлечь внимание к отрицанию в вопросе, его следует обязательно выделить. Эти зада­ния сложнее, так как ориентируют на более высокий уровень умственной деятельности.

Пример.

1) Какую функцию не выполняют листья растений:

а) дыхания;

б) образования питательных веществ;

в) опорную.

  • Среди заданий с выбором ответа наибо­лее сложны те, в которых предлагается вы­брать из ряда правильных ответов один, ха­рактеризующий главный признак, основную причину природоведческого явления.

Пример.

1. Определи наиболее правильный ответ на вопрос: какие условия необходимы для прорастания семян?

а) тепло, влажность, свет, воздух;

б) воздух, тепло, свет, почва;

в) тепло, свет, почва;

г) воздух, влажность, тепло.

2. Отметь признак, являющийся главным для плода растения:

а) круглый;

б) имеет семена;

в) полезный;

г) съедобный.

  • задания на установление соответствия.

Суть подобных заданий состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому. Причем количество элементов одно­го ряда не обязательно должно соответство­вать количеству элементов другого ряда. Со­ответствие устанавливается стрелками.

Пример.

1. Покажи стрелками, кто как размножается.

Рыбы

Рождают детёнышей

Птицы

Откладывают икру

Звери

Откладывают яйца



  • задания на установление логической последовательности.

Пример.

1. Укажи последовательность развития растения из семени:

корень семя проросток

2. Дополни цепь питания:

... - водомерка -...- цапля

Задания открытого типа.

Это задания с ответом, конструируемым учеником. Как правило, такие задания состав­ляются в следующей последовательности: формулируется вопрос; записывается полный предполагаемый ответ; из ответа исключают­ся слова, которые ученик должен вписать.

Пример.

Впиши пропущенные слова.

Живые существа, в отличие от предметов неживой природы, дышат, ___________, ________, развиваются__________, _________,___________.

Задания свободной формы.

Этот вид задания может включать состав­ление схем, выбор «лишних» слов из перечня, завершение фразы и т.д.

Пример.

1. Впиши нужные слова, чтобы получились схемы развития бабочки и лягушки.



а)









б)




2. В представленном перечне слов зачерк­ни лишнее:

река поле море пруд озеро болото

Комбинированные тестовые задания.

Эти задания включают элементы тех или иных типов.

Пример.

Как чаще всего человек использует торф:

а) как подстилку для животных;

б) как удобрение;

в) как топливо.

Объясни почему.___________________________________________________

Тесты, составленные в необычной (воз­можно, шуточной) форме.

Пример.

Грибница — это ...

а) девочка, собирающая грибы;

б) суп из грибов;

в) тело гриба;

г) время сбора грибов.

Систематическое применение тестов раз­ных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения по предмету «Окружающий мир». Результаты вы­полнения тестов обязательно анализируются, чтобы достичь осознания каждым обучаемым причины возникновения ошибки.

Опыт работы по изучению эффективности использования тестов на уроках по окружающему миру показывает, что обучение работе с тестом лучше начинать с заданий закрытого типа на выбор одного правильного ответа, которые оказываются наиболее простыми для понима­ния. Учитель предлагает учащимся прочитать задание, найти в нем главную часть, подумать над ответом, затем сопоставить его с каждым из предложенных вариантов, выбрать правильный и обозначить его в соответствии с требования­ми инструкции (+, V, подчеркнуть, обвести в кружок букву или сделать соответствующую пометку в отдельном листе ответа). По мере изучения материала виды тестов усложняют­ся. На первых этапах обучения методика ис­пользования тестов предполагает больше вре­мени уделить обучению учащихся работе с каждым новым видом заданий.

Очень важно при проведении тестирования указывать время, необходимое для работы учащимся. Время является фактором, который определяет качество получаемых в процессе тестирования результатов. Увеличение времени приводит к утомлению учащихся, что в свою очередь повлияет на результаты тестирования. В начальной школе тестирование не должно занимать более 20-30 минут, в это время внимание поддерживается мотивацией. Я чаще всего использую тестовые задания для текущей проверки и включаю в них небольшое количество вопросов (5-7). Выполнение таких заданий занимает не более 10 минут. Снижает затраченное время и бланковая форма заданий. Учащимся выдаются заранее заготовленные бланки или индивидуальные листы с вопросами и вариантами ответов (для заданий закрытого типа). В 1-2 классах вопросы я читаю сама, что тоже приводит к уменьшению потраченного на эту работу времени. А также помогает всем детям, независимо от скорости чтения и темперамента, закончить работу в одно время. Овладение этой технологией позволяет в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний. Учащиеся осваивают специ­фику работы с тестовыми заданиями, что дает возможность быстро адаптироваться к подоб­ным видам деятельности в средней школе.

Но нельзя забывать, что для учащихся начальных классов большое значение имеет развитие речи на всех уроках, в том числе и окружающем мире. А тестовые задания не способствуют этому. Поэтому они не должны являться единственной формой проверки, а умело использоваться в процессе обучения вместе беседой, самостоятельной работой, контрольной работой, практической работой.

3.4 Использование тестового контроля на уроках математики

Управлять и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением. Не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся. Различают два метода контроля – субъективный и объективный. Субъективный метод контроля означает выявление, измерение и оценку знаний, умений, навыков исходящую из личных представлений экзаменатора. Этот метод оценки знаний пригоден для итогового контроля, так как не обладает необходимой точностью и воспроизводимостью результатов. Под объективным контролем подразумевают контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов. Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является критериально-ориентировочный тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить о качестве усвоения. Для оперативного контроля знаний и умений по математике учеников начальной школы традиционно используются дидактические материалы – специально подобранные и систематизированные упражнения. Планируемые результаты обучения математике, заданные в программе в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать такую форму контроля, как ТЕСТЫ. Тест тем принципиально отличается от привычного контроля знаний, что к нему (заданию) необходимо заранее приготовить эталон, с которым сравнивают ответ учащихся. Эталон необходим для точного определения степени усвоения учащимся содержания обучения.

Тесты – это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Проведение тестирования в ходе обучения математике позволяет полно и достаточно быстро получить объективные результаты обучения, что может быть использовано как для своевременной корректировки учебного процесса, так и для организации эффективного индивидуального обучения детей.

В свое практике я использую следующие виды тестов:

  • тесты на выбор правильного ответа из нескольких (трёх-четырёх) предложенных, среди которых обязательно есть правильный.

4 класс. Тема: «Числа больше 1000. Нумерация»

1. Число сорок восемь тысяч семьдесят записывают цифрами так:

а) 48700 б) 408700 в) 48070

2. В каком числе содержится 400 единиц первого класса:

а) 400 б) 400000 в) 40 г) 40000

3. Если число 14390 уменьшить на 3 сотни, получится:

а) 14090 б) 1390 в) 1090 г) 14690


Тесты такого вида очень эффективны для проверки сформированности у детей навыков устных и письменных вычислений, умений решать текстовые задачи, применять полученные знания при решении практических задач на нахождение периметра и площади прямоугольника (квадрата), при вычислении значений числовых выражений и др.



  • тест, предполагающий определить, является ли предложенное утверждение верным или неверным (поставь около его номера знак +, если оно верно, и знак –, если неверно).

  1. класс. Тема: « Умножение и деление»

1. Произведение чисел 24 и 3 равно произведению чисел 3 и 24.

2. В выражении 3 * 5 первый множитель – это число, которое повторяется слагаемым 5 раз.

3. Из примера на умножение 9 * 3 можно составить два примера на деление.


Тесты такого вида создают условия для проверки понимания изученного, знаний по темам, умений подводить под общее правило конкретное содержание, проводить обобщение.



  • тесты, предполагающие конструирование ответа детьми, когда необходимо заполнить пропуски нужными числами, цифрами, терминами, знаками арифметических действий, знаками сравнения, числовыми выражениями др., что должно сделать сформулированное утверждение верным.

1 класс. Тема: «Сложение и вычитание в пределах 10»

1. Если к числу ….. прибавить 7, получится 9.

2. Разность чисел 10 и 6 равна числу ….. .

3. 8 – это 5 и ….. .

Каждому заданию теста присваивается балл, по результатам которого выставляются оценки: 5 – при 100% выполнении теста, 4 – в случае, когда процент правильного выполнения задания не ниже 80%, 3 – в случае правильного выполнения не менее 58% предложенных в тесте заданий. Учитывая уровень подготовки детей, на уроках я применяю и тестовые задания более высокого уровня сложности, несмотря на то, что результат их выполнения не влияет на оценку, полученную учеником по базовому уровню.

Применение данных видов тестов на уроках, позволяет не только по-разному проверить один и тот же учебный материал, но и проводить активное закрепление изученного, применять знания в изменённых условиях.

При проведении тестирования, особенно на первых порах, необходимо чётко объяснить учащимся особенности предлагаемого вида тестов и способ его выполнения. Время, отводимое на выполнение теста, может варьироваться от 10 до 20 минут в зависимости от общего уровня подготовленности детей, этапа изучения темы, вида теста. Так, тест, предполагающий конструирование ответа, будет требовать большего времени, чем тест с выбором ответа или тест по определению, верно или нет предложенное утверждение. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделала вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Таким образом, применяемый мною подход, позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании “новых” методов со “старыми” позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально.

. 3.5. Компьютерное тестирование

Сегодня, когда начальная школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, актуальным является вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования. На уроках информатики в начальной школе часто используются электронные тесты как эффективный способ проверки предметных знаний, у школьников формируется умение работы с компьютерным тестом. ИКТ-компетентность носит надпредметный, общеучебный характер и умение работать с электронным тестом может быть использовано на других уроках.

В данный момент существуют интернет-сервисы, которые позволяют осуществить контроль за знаниями учащихся в интерактивном режиме. Именно тестовая технология снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние, что очень важно для учащихся начальной школы. Быстрыми темпами развивается компьютерное тестирование, а также интернет- сервисы, которые позволяют учителю быстро проверить полученные знания у обучающихся по предметам. Представим обзор некоторых электронных ресурсов.

Проект «Образовательные тесты» (http://testedu.ru/). На данном сайте можно найти готовую подборку тестов по разным учебным предметам и, что весьма важно, можно скачать оболочку и создавать тесты самому. Сервис дает возможность составлять тесты с открытыми вопросами, с выбором одного варианта ответа, с выбором нескольких вариантов ответов, с иллюстрациями. Созданный тест можно встроить в свой Интернет-ресурс, можно разместить на сайте проекта, можно работать офлайн. Тест интерактивный, после его выполнения учащийся получает информацию о количестве правильных ответов, процент выполнения работы. Если учитель познакомил учащихся с критериями оценивания (перевод процентов в баллы), то каждый сам может определить уровень выполнения работы.

Kahoot (https://getkahoot.com) – сервис для создания викторин с выбором правильного ответа на мобильных устройствах. При проведении викторины можно провести соревнование между участниками: кто быстрее ответит на вопрос. За каждый правильный ответ присуждаются баллы. Сервис можно использовать для проведения различных тестов и опросов обучающихся в классе и при дистанционном обучении. Викторина предполагает выбор правильного ответа из числа предложенных и помогает быстро проверить знания учащихся по любой теме. Этот сервис подходит для уроков «Окружающий мир».

Фабрика кроссвордов (http://puzzlecup.com) — онлайн-сервис по созданию кроссвордов на любую тематику. Сервис имеет удобный русскоязычный интерфейс, прост в создании продукта. Кроссворды – это тоже своеобразные тесты с открытыми вопросами. На уроках мы активно используем сервисы по созданию кроссвордов. Данный сервис позволяет создавать кроссворды двумя способами: вручную и при помощи автоматической генерации. Разгадывание кроссворда может осуществляться предоставлением ссылки к готовому продукту или традиционным способом после распечатывания на принтере. Этот сервис можно использовать на различных уроках в начальной школе.

MyTest — это система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Все сайты, предлагающие бесплатные онлайн-тесты, очень интересны. Нам понравилась система программ MyTest. Программа легка и удобна в использовании, позволяет провести рефлексию знаний. MyTest предусматривает работу с 8 типами заданий:

 с выбором одного ответа;

 с множественным выбором ответа;

 с установлением порядка следования;

 предусматривающий восстановление соответствия;

 предусматривающий восстановление очередности ответов;  с самостоятельным вводом ответа;

 указание истинности или ложности утверждений;

 выбор места на изображении.

Тест можно использовать как в ходе обучения новому материалу, так и на этапе контроля. Достоинством теста является возможность его использования не только непосредственно на уроке, но и, например, при дистанционном обучении или в самостоятельной работе учащихся, что, безусловно, стимулирует их творческую активность. Данный тест позволяет акцентировать внимание учащихся на поставленном проблемном вопросе и активизировать поиск решения необходимой познавательной задачи. Он обеспечивает рост эффективности обучения за счет рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой.

Работа с программой MyTest развивает у учащихся внимание, память, мышление, воображение, умение ориентироваться в учебном пространстве. Тест можно также использовать во внеклассной работе (решение кроссвордов, ребусов, шарад, заполнение таблиц и логических цепочек). Программа MyTest состоит из трех модулей: модуль тестирования, редактор тестов, журнал тестирования. Удобный редактор тестов поможет учителю легко составить свои тесты для программы MyTest и использовать их на уроках. А журнал тестирования в виде таблицы результатов позволяет учителю централизованно принимать и обрабатывать результаты тестирования, раздавать тесты посредством компьютерной сети. Кроме того, журнал тестирования дает возможность учителю быстро проанализировать результаты и сразу же провести работу над ошибками. Спектр применения теста очень широк: наблюдение, сравнение, анализ, прогнозирование, моделирование.

http://www.nachalka.com/test Онлайн-тесты почти по всем предметам и по многим темам.

http://uchit.rastu.ru/ Есть развлекательные задания, подготовка к школе, много различных вариантов тестов, математических диктантов, задач. Все задания распределены по темам, что очень удобно.

http://onlinetestpad.com/ На сайте очень интересные онлайн-тесты и кроссворды почти по всем предметам и классам. Есть онлайн-конструктор тестов, опросов, кроссвордов. Тест и кроссворд для личного сайта.

Конструктор тестов Keepsoft. «Конструктор тестов» — это универсальная программа для проверки знаний. Приложение можно применять для проведения тестирования дома и в учебных заведениях. Программа позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов.

Конструктор тестов «Техносервис плюс». Программа предназначена для создания тестов, экзаменов, электронных учебников. Для разработки теста или учебника пользователю не обязательно иметь навыки программирования — программа адаптирована и предназначена прежде всего для облегчения процесса проверки знаний в образовательных учреждениях. Основным отличием продукта от аналогов является дополнительная возможность — создание модуля закрепления материала, когда уже в процессе обучения пользователь отвечает на вопросы по заданной теме.

В своей работе успешно используем систему контроля и мониторинга качества знаний PROClass. Она предназначена для анализа уровня восприятия и понимания изучаемого материала обучающимися. Может использоваться на любом этапе занятий для диагностики знаний учащихся (текущий, тематический, итоговый контроль знаний) посредством выполнения ими тестовых заданий, результаты которых система PROClass учитывает, автоматически обрабатывает и представляет в форме отчетов. При проверке знаний учащихся применяю как заранее подготовленные и настроенные тесты в Power Point, так и тестовые задания, сформулированные непосредственно перед опросом и представленные на любых носителях. Система PROClass обеспечивает проверку знаний учащихся и без готовых тестов. Записав вопрос и варианты ответов на доске или на обычном листе бумаги, помещаю их под объектив документ-камеры и запускаю систему PROClass для начала опроса. Уровень понимания учебного материала учащимися можно оценить сразу по завершении контроля. Результаты тестирования могут быть представлены как для всего класса, так и для отдельных учащихся. При необходимости сведения об успеваемости учащихся могут быть экспортированы при помощи табличного редактора Excel для математической обработки и всестороннего анализа. Кроме того, система PROClass успешно применяется во внеурочной деятельности, например, при проведении интеллектуальных конкурсов, участники которых должны за максимально короткое время правильно выполнить задание. В этом случае существенно упрощается работа по учету достижений учащихся, появляется возможность за минимальное время определить победителя конкурса. Тестовые технологии с использованием интернет-сервисов позволяют учителю быстро и эффективно контролировать знания учащихся, а учащимся осуществлять самооценку. Тестирование снижает уровень тревожности учащихся и формирует положительную мотивацию к обучению. Применение тестовых технологий дает свои результаты: учащиеся становятся победителями и призерами окружных, областных, всероссийских и международных олимпиад и конкурсов, где большинство заданий предлагаются в тестовой форме.



Заключение

Теоретические и практические результаты методической работы дали возможность сделать следующие выводы. Использование тестовой формы контроля имеет целый ряд положительных характеристик:

  • высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;

  • воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;

  • развивает память, вариативно-логическое мышление;

  • умение делать правильный выбор;

  • делает процесс обучения интересным для ребёнка;

  • снижает уровень тревожности;

  • экономит учебное время, которое идёт на опрос учащихся;

  • разнообразит процесс обучения;

  • проверка большого объёма учебного материала;

  • быстрота проверки выполненной работы;

  • удобство обработки результатов работы;

  • помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний;

  • даёт возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками:

  • большая вероятность выбора ответов наугад;

  • невозможно проследить процесс выполнения задания, логику рассуждения ученика.

Применение метода тестирования на уроках в начальной школе не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в начальной школе и оправдали себя в практике её работы. Следовательно, тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.



Литература

  1. Бенеш Н.И. Тесты для начальной школы. // Арман-ПВ, 2004.

  2. Волкова С.И., Ордынкина И.С. Математика . Тесты 1-4 классы. Методическое пособие для учителя. – М.; 2004г

  3. Волкова С.И., Ордынкина И.С. Математика . Тесты 1-4 классы //Методическое пособие для учителя. – М.; 2004г

  4. Давыдова В. Через игру к социализации личности // Воспитание школьников. 2001. №9.

  5. Кольцов С.С.. Экспресс-контроль по русскому языку 1-4 класс. «Русское слово». – М. 2008г.

  6. Кубасова О.В.. Литературное чтение 1-4 класс. Методические рекомендации к тестовым заданиям. «Ассоциация ХХ1 век». 2009г

  7. Плешаков А.А.. Проверим себя. 1-4 класс. – М. 2005г.

  8. Солодкова Ю. М. Использование тестов как средства контроля достижения планируемых результатов начального образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 187-189.

  9. Шаймарданова Т.В. Формы и методы контроля знаний учащихся [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/501269/





Сохранить у себя:
Тестирование в начальной школе – как форма контроля и диагностирования.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки