Тест по теме «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»

Тест по теме «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»

Содержимое разработки

Тест по теме «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»


Часть 1

1. С историей принятия письменных сводов законов Русского государства свя­зана дата

  1. 882 г.

  1. 945 г.

  1. 1072 г.

  1. 1097 г.

2. Ранее других произошло событие

  1. призвание варягов на Русь

  2. начало правления Ярослава Мудрого

  1. начало правления княгини Ольги

  2. создание «Русской Правды»

3. К XI в. относится событие

  1. образование единого Древнерусско­го государства

  2. гибель князя Святослава Игоревича

  3. создание «Русской Правды»

  4. восстание древлян

4. Создание на Руси письменного сбор­ника законов «Русская Правда» нача­лось в правление

  1. Ярослава Мудрого

  2. Владимира Святого

  1. Андрея Боголюбского

  2. Александра Невского

5. Бояре на Руси обычно владели

1) поместьем

2) барщиной

3) налогом

4) вотчиной

6. Свободные крестьяне-общинники, имевшие своё хозяйство, в Древней Руси назывались

  1. рядовичи

  1. закупы

3) холопы

4) люди

7. Согласно «Русской Правде», к кате­гориям зависимого населения Древней Руси относились

  1. вотчинники

  1. рядовичи

3) казаки

4) дьяки

8. Особенность древнейшего русского свода законов

  1. равное положение перед законом всех категорий населения

  2. окончательное закрепление крепост­ного права

  3. замена кровной мести денежным штрафом

  4. существование в устной форме

9. Причина расцвета Древней Руси при Ярославе Мудром

  1. устранение печенежской опасности

  2. ослабление власти киевского князя

  3. отказ от ведения завоевательных по­ходов

  4. сохранение языческих верований

10. Прочтите отрывок из «Повести вре­менных лет» и укажите, к какому из князей Древней Руси относится эта ха­рактеристика.

«Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр: прибав­лена ещё одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамот­ность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и пере­писали много книг, много ин и купил их. Князь строил церкви по городам и мес­там не огороженным, ставил при них священников, которым давал содержа­ние из собственного имущества, при­казывая им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам».

  1. Олегу

  1. Игорю

3) Рюрику

4) Ярославу


Часть 2

1. Расположите в хронологическом по­рядке следующие события. Укажите от­вет в виде последовательности буквен­ных обозначений выбранных элементов.

А) подписание князем Олегом торгово­го договора с Византией

Б) начало правления Ярослава Мудрого

В) разгром князем Святославом Хазар­ского каганата

Г) создание оборонительных рубежей вдоль южных границ, избавивших Русь от набегов печенегов

2. Установите соответствие между име­нами князей и характеристиками их де­ятельности.

К каждому элементу первого столбца под­берите соответствующий элемент из второ­го и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

КНЯЗЬ

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) Ярослав Мудрый

Б) Олег

В) Владимир Святославич

  1. объединил под своей властью Новгород и Ки­ев; совершил военный поход на Византию. Со­гласно летописи в знак победы прибил к воро­там Константинополя свой щит

  2. совершил неудачный поход на Византию. Убит древлянами во время сбора дани

  3. вступил в брак с сест­рой византийского им­ператора. Принял кре­щение по православно­му обряду

  4. разгромил печенегов. Заключал династичес­кие браки своих детей с представителями мо­нарших семей Европы

3. Какие понятия обозначают кате­гории феодально зависимого населения Древней Руси? Укажите два верных по­нятия из пяти предложенных. Обведите соответствующие цифры и запишите их в отведённом месте.

  1. посадники

  2. рядовичи

  3. казаки

  4. закупы

  5. уличи

4. Прочтите отрывок из сочинения ис­торика С.М. Соловьёва и напишите на­звание документа («гражданского уста­ва»), о котором идёт речь в отрывке.

«...Подобно отцу — Владимиру, Ярос­лав не был князем только в значении вож­дя дружины, который стремился в даль­ние страны за завоеваниями, славою и до­бычею; Ярослав, как видно, был более князем — нарядником страны. Он любил церковные уставы, был знаком с ними: не­удивительно, что к его времени относится первый писаный устав гражданский».

Ответ: .

Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника — «Повести временных лет» — и выполните задания CI, С2. Используй­те в ответах информацию источника, а также знания по курсу истории.

«В году пошёл с воина­ми на Корсунь, город греческий, и запер­лись корсуняне в городе... Корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу [в лагерь князя], так написав на стреле: "Из колод­ца, который за тобой от востока, идёт во­да по трубе [в город]; раскопай и перейми [воду]". , услыхав это, взглянул на небо и сказал: "Если это сбудется, кре­щусь сам". Тотчас велел копать поперёк труб и перехватил воду. Люди изнемогли от жажды и сдались...

Епископ Корсунский... крестил ...

Когда пришёл [в столицу], повелел ниспровергнуть кумиры, — одни изрубить, а другие предать огню. А Перу­на повелел привязать к хвосту коня и стащить по Боричеву въезду в Ручей [Почайну]... И, приволочивши Перуна, ввер­гли его в Днепр...

После этого послал по всему городу со словами: "Кого не окажется за­втра на реке, богатого ли, убогого ли, ни­щего или раба, тот идёт против меня..."

повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли куми­ры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна, и дру­гие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал ставить по городам церкви и попов, а людей за­ставлял креститься по всем городам и сёлам. И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать их в книжное уче­ние. А матери плакали по ним, как по мёртвым...»

С1. Когда (в каком году) происходили описанные в историческом документе события? Как звали князя — главное действующее лицо описываемых собы­тий?

С2. Опираясь на текст отрывка и знания из курса истории, укажите, ка­ковы последствия действий, предпри­нятых князем после возвращения из Корсуни? Назовите не менее двух пос­ледствий.

СЗ. Укажите название первого пись­менного свода законов на Руси. В каком году (приблизительно) завершилось его создание?

С4. Назовите не менее двух направле­ний деятельности князя Ярослава Муд­рого.



Сохранить у себя:
Тест по теме «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки