Тест по теме «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»
Часть 1
1. С историей принятия письменных сводов законов Русского государства связана дата
|
|
|
|
2. Ранее других произошло событие
|
|
3. К XI в. относится событие
образование единого Древнерусского государства
гибель князя Святослава Игоревича
создание «Русской Правды»
восстание древлян
4. Создание на Руси письменного сборника законов «Русская Правда» началось в правление
|
|
5. Бояре на Руси обычно владели
1) поместьем | 2) барщиной | 3) налогом | 4) вотчиной |
6. Свободные крестьяне-общинники, имевшие своё хозяйство, в Древней Руси назывались
|
| 3) холопы | 4) люди |
7. Согласно «Русской Правде», к категориям зависимого населения Древней Руси относились
|
| 3) казаки | 4) дьяки |
8. Особенность древнейшего русского свода законов
равное положение перед законом всех категорий населения
окончательное закрепление крепостного права
замена кровной мести денежным штрафом
существование в устной форме
9. Причина расцвета Древней Руси при Ярославе Мудром
устранение печенежской опасности
ослабление власти киевского князя
отказ от ведения завоевательных походов
сохранение языческих верований
10. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите, к какому из князей Древней Руси относится эта характеристика.
«Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр: прибавлена ещё одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписали много книг, много ин и купил их. Князь строил церкви по городам и местам не огороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывая им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам».
|
| 3) Рюрику | 4) Ярославу |
Часть 2
1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) подписание князем Олегом торгового договора с Византией
Б) начало правления Ярослава Мудрого
В) разгром князем Святославом Хазарского каганата
Г) создание оборонительных рубежей вдоль южных границ, избавивших Русь от набегов печенегов
2. Установите соответствие между именами князей и характеристиками их деятельности.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
КНЯЗЬ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
А) Ярослав Мудрый Б) Олег В) Владимир Святославич |
|
3. Какие понятия обозначают категории феодально зависимого населения Древней Руси? Укажите два верных понятия из пяти предложенных. Обведите соответствующие цифры и запишите их в отведённом месте.
посадники
рядовичи
казаки
закупы
уличи
4. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и напишите название документа («гражданского устава»), о котором идёт речь в отрывке.
«...Подобно отцу — Владимиру, Ярослав не был князем только в значении вождя дружины, который стремился в дальние страны за завоеваниями, славою и добычею; Ярослав, как видно, был более князем — нарядником страны. Он любил церковные уставы, был знаком с ними: неудивительно, что к его времени относится первый писаный устав гражданский».
Ответ: .
Часть 3
Прочтите отрывок из исторического источника — «Повести временных лет» — и выполните задания CI, С2. Используйте в ответах информацию источника, а также знания по курсу истории.
«В году пошёл с воинами на Корсунь, город греческий, и заперлись корсуняне в городе... Корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу [в лагерь князя], так написав на стреле: "Из колодца, который за тобой от востока, идёт вода по трубе [в город]; раскопай и перейми [воду]". , услыхав это, взглянул на небо и сказал: "Если это сбудется, крещусь сам". Тотчас велел копать поперёк труб и перехватил воду. Люди изнемогли от жажды и сдались...
Епископ Корсунский... крестил ...
Когда пришёл [в столицу], повелел ниспровергнуть кумиры, — одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить по Боричеву въезду в Ручей [Почайну]... И, приволочивши Перуна, ввергли его в Днепр...
После этого послал по всему городу со словами: "Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идёт против меня..."
повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна, и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал ставить по городам церкви и попов, а людей заставлял креститься по всем городам и сёлам. И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мёртвым...»
С1. Когда (в каком году) происходили описанные в историческом документе события? Как звали князя — главное действующее лицо описываемых событий?
С2. Опираясь на текст отрывка и знания из курса истории, укажите, каковы последствия действий, предпринятых князем после возвращения из Корсуни? Назовите не менее двух последствий.
СЗ. Укажите название первого письменного свода законов на Руси. В каком году (приблизительно) завершилось его создание?
С4. Назовите не менее двух направлений деятельности князя Ярослава Мудрого.