Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 5"
городского округа город Сибай Республики Башкортостан
Классный час на тему:
«Терроризм – угроза личности, обществу, государству»
Классный руководитель 5 класса:
Алчинова Диля Тимирьяновна
2018 год
Формы организации работы: выступление подготовленных учеников, рассказ учителя, беседа, групповая работа, просмотр слайдов.
Цель: сформировать у учащихся представление о терроризме как историческом и политическом явлении; акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов; содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости; ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях теракта (памятка каждому учащемуся).
Подготовительная работа: подготовить ученика к выступлению «Что такое терроризм»; подобрать спокойную классическую музыку, разделить класс на две группы; подготовить для каждого учащегося памятки «Правила поведения в случае террористической угрозы».
Структура:
1. Организационный момент
2. Введение в тему классного часа
Вступительное слово учителя
Выступление ученика «Что такое терроризм»
3. Раскрытие темы классного часа
Выступление учителя «Крупные теракты»
Беседа «Три Стороны конфликта».
Выступление ученика «Права и обязанности»
Выступление ученика «Хорошие качества человека»
Разбор ситуаций. Памятки
4. Подведение итогов классного часа. Рефлексия
Ход занятия:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя: Тема нашего классного часа (Слайд 1) «Терроризм – угроза личности, обществу, государству». Цель урока: разобраться, что такое терроризм, какие последствия и жертвы имеет террористический акт, каким нужно быть человеком, как вести себя в случае угрозы или во время теракта.
Выступление ученика:
(Слайд 2) Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти.
Терроризм:
Является незаконным актом насилия.
Запугивает правительство или общественность.
Его задача-это добиться определенных целей.
Насилие направлено против гражданских лиц. Исполнители малочисленны, являются членами организованных групп. Их акции совершаются так, чтобы привлечь максимум внимания и оказать воздействие на власть или определённые группы населения причиняя физический ущерб.
Выступление учителя: С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. И поэтому каждый человек – взрослый и ребенок – должен знать сущность терроризма и возможные способы защиты от него.
Крупные теракты 1990 —2000 гг. (Слайд 3, 4):
газовую атаку нервно-паралитическим газом зарин в токийском метро в марте 1995 (погибло 12 человек, было отравлено 5 тыс. человек),
взрыв в Оклахома-Сити 19 апреля 1995 (погибло 168 человек),
взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 (погибло 300 человек),
атака захваченных террористами самолетов башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 (погибло более 3 тыс. человек),
захват около 800 заложников во время демонстрации популярного мюзикла «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 (погибло 130 заложников),
взрыв дискотеки курортного места на острове Балу в октябре 2002 (погибло 189 человек, ранено 300),
взрывы в Грозном (декабрь 2002) (число жертв 60 человек), в Моздоке (август 2003) (погибло 49 человек),
захват заложников в школе североосетинского города Беслан (1-3 сентября 2004), (погибло 335 человек, ранено более 1000, большинство пострадавших – дети).
24 января 2011 в зале международных прилетов аэропорта Домодедово прогремел взрыв. Его инициировал террорист-смертник, который смешался с толпой встречающих. По предварительным данным, мощность взрыва составляла 7 кг в тротиловом эквиваленте. Погибли 35 человек, пострадали 168 человек.
Три стороны конфликта террористической акции (Слайд 5):
Те, кто совершает теракт (террористы).
Непосредственные жертвы акции.
Те, кого хотят запугать и заставить вести себя определённым образом.
Беседа. Попробуем охарактеризовать поведение первой и второй стороны. ( Выслушиваются мнения учащихся, и делаем вывод).
Террористы – злые, безжалостные люди, никого им не жаль – ни мужчин, ни женщин, ни беззащитных детей.
Жертвы террористов – наоборот, люди сострадающие, готовые прийти на помощь незнакомым людям.
Выступление ученика. Теракт 24 января 2011 года: врачам, которые прибывали в аэропорт, помогали выжившие свидетели теракта; сотрудники аэропорта выводили пассажиров на улицу. И это не единственный террористический акт, в котором люди, которым удалось выжить или получили незначительные увечья, помогали тем, которые были в тяжелом состоянию. У каждого человека, гражданина своего государства есть права и обязанности. Значит он должен не только что-то требовать, но и сам выполнять определенные требования. Например, гражданин обязан защищать свою родину; беречь государственное имущество; заботиться о родных и близких; никому не причинять боли, не моральной и тем более физической и так далее.
Учитель. Как вы думаете как надо вести себя, чтобы не стать террористом? (высказывания учащихся)
Выступление ученика (Слайд 6):
быть добрым и милосердным,
быть вежливым человеком,
уважать друг друга и окружающих,
совестливым и порядочным,
уметь откликаться на чувства других и стремиться всем прийти на помощь.
Учитель. Терроризм в России обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают негативное влияние на все стороны общественной жизни страны. Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.
Ребята, как же не стать жертвой теракта? Следует избегать посещения регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно проведение теракта.
Что такое гражданская бдительность? (Подозрительные люди, оставленные без присмотра предметы).
Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (не трогать, не вскрывать, дождаться прибытия милиции).
Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться помочь другим людям)
Теперь поработаем в группах. Попробуйте за 7 минут составить самые важные, самые главные правила поведения в различных ситуациях.
Задание 1 группы. Как не стать жертвой теракта?
Задание 2 группы. Как вести себя в заложниках?
Памятка 1. (Слайд 7)
Как не стать жертвой теракта?
Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.
Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.
О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.
Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.
По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.
Памятка 2. (Слайд 8)
Как вести себя в заложниках?
Помнить главное – цель остаться в живых.
Как можно быстрее взять себя в руки, всеми силами подавить в себе панику и постараться успокоиться.
Подготовиться к моральным, физическим и эмоциональным испытаниям.
Говорить спокойным ровным голосом.
Ни в коем случае не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.
Переносить лишения, оскорбления и унижения без вызова и возражений.
Экономьте и поддерживайте силы.
Не совершайте любых действий, спрашивайте разрешения.
Меньше двигайтесь.
Помните, что для вашего освобождения делается всё необходимое и возможное.
Подведение итогов классного часа. Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Что понравилось, не понравилось на уроке?
Учитель. Толерантность – от латинского слова, ТЕРПИМОСТЬ, ВЕРА. Чтобы быть толерантным, нужно соблюдать правила общения. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается. Надо помнить, что все мы люди, а также быть хорошим и толерантным человеком. Толерантный человек никогда не будет националистом, террористом или вандалом, не будет уничтожать всё вокруг себя, делить людей по национальному признаку.
Использованная литература:
Романченко Ю. статья “Терроризм: нынешнее состояние проблемы”. Ж-л, ОБЖ, апрель 2002
Орлов В. Статья “Война против беззащитных”. Ж-л, ОБЖ, сентябрь 2004.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание в средней школе. Издательство “Учитель”, Волгоград.