|
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Тема: «Жить – Родине служить. Выбор военной профессии»
Автор разработки:
Педагог дополнительного образования
Шкурнов Николай Павлович
Г. Югорск
Цель: формирование у кадет военно-профессиональной направленности, сознательного выбора воинской специальности, через актуализацию нравственно-патриотических ценностей и анализ знаний и представлений о воинских профессиях.
Задачи:
Образовательные:
- формирование положительной нравственной оценки воинской службы
- формирование представлений о преимущественных сторонах воинской профессии
Развивающие:
- развитие уменийделать выводы и аргументировать их
- развитие умений работать в группах и строить конструктивный диалог
Воспитательные:
-формирование представлений о морально-волевых и нравственных качествах офицера,
-воспитание чувства патриотизма, любви к Родине
Использование современных образовательных технологий: элементы личностно-ориентированных, ИКТ-технологий, технологии сотрудничества
Методическое оснащение: мультимедиа проектор, экран, компьютер, карточки для выполнения заданий.
Этапы подготовки и проведения:
1.Подготовительный
-подбор информациипо обозначенной теме
-подготовкавидео-ряда «Родине служить»
- подготовка презентации
2. Основной
2.1 индивидуальная работа
выполнение заданий №1
2.2 работа в группах
выполнение заданий № 2-3 Приложения № 1, 2
3. Подведение итогов
4. Рефлексия
- написание синквейна к слову «Военнослужащий» Приложение № 3
Вступительное слово педагога – организатора:
Добрый день, товарищи кадеты. Каждый день вы живете и учитесь бок о бок с вашими товарищами по классу, учитесь вместе решать проблемы, учитесь общаться и дружить. И у вас это отлично получается, не смотря на то, что все вы очень разные. Наш класс – многонационален, как наша страна.
Но, не смотря на это, есть нечто огромное, нечто объединяющее всех нас. Это, безусловно, наша Родина.
Просмотр видео-ролика «Родине служить»- 3 мин
Педагог – организатор:
Просмотрев видеоролик давайте вместе определим тему сегодняшнего классного час, о чем пойдет речь?
Ответы воспитанников
Да, верно, сегодня мы будем говорить о Родине и о тех, кто стоит на ее защите.
Слайд № 1
Тема: «Жить – Родине служить. Выбор военной профессии»
Сегодня мы с вами подискутируем о том, что каждый из нас вкладывает в смысл слова «Родина», поговорим о важности военной профессии, и взвесим все «За» и «Против» при выборе профессии военного.
Но, прежде чем мы перейдем непосредственно к дискуссии, предлагаю познакомиться с правилами работы, которых все должны придерживаться во время дискуссии.
Слайд № 2
Правила:
Не перебивай! (голосуют, те, кто поддерживает это правило, если большинство, то правило принято и его записывают на ватмане).
Хочешь сказать – подними руку!
Активно участвовать!
Оцениваем и критикуем мнение, а не человека.
Есть ли у вас предложения и дополнения в наши правила?
Основной этап
Все мы много раз в своей жизни использовали понятие слово «Родина». Учили стихи о Родине в первом классе: «С чего начинается Родина…», углубленно изучали на уроках истории и обществознания…
У каждого человека свое понимание слова Родина.
Известный русский поэт Николай Иванович Рыленков писал:
Слайд №3
«Кто вправду любит Родину свою,
Тому любовь глаза не затуманит,
Тот свысока глядеть в чужом краю
На любящих иную даль — не станет...»
Тема Родины отражалась в стихах Пушкина, Лермонтова, Ахматовой, Цветаевой, Гумилева, Есенина, Набокова, этот список можно продолжать почти до бесконечности.
Пожалуйста, приведите пример известного вам определения слова «Родина».
Ответы воспитанников.
Слайд №4
Педагог – организатор: Верно, ваш ответ очень близок к словарному определению этого слова. Например, словарь Д.Н. Ушакова определяет слово родина так: « Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит».
Давайте сегодня попробуем пойти от общего понятия к частному и постараемся понять, какой смысл каждый из вас вкладывает в это слово.
Слайд №5
Задание 1
Перед вами стикеры – их всего 10. Пожалуйста, напишите 10 слов, по 1 на каждом стикере соответственно, которые, по вашему личному мнению составляют смысл слова Родина. На эту работу вам отводится 3 минуты.
Теперь я прошу вас пронумеровать эти стикеры от 10 до 1, где 1 – самое дорогое, самое важное в этом понятие, а 10 – менее дорогое. И разместить их на планшете по порядку от 1 до 10 в столбик.
Теперь давайте по кругу обсудим, что у вас получилось.
Ответы воспитанников
Педагог – организатор: Родина –это прежде всего , те люди, которых он больше всего любит, то место, куда человека «тянет» всей душой и сердцем, куда бы ему хотелось возвратиться, не взирая ни на какие преграды и обстоятельства; все то за что он стоит «горой» и стремится защитить, сохранить и сберечь его.
Беречь и защищать Родину - эта задача будет стоять перед людьми всегда. Это может каждый. Но, первоочередная задача, безусловно. Принадлежит военнослужащим.
В этом году в вашей жизни наступает главный, переломный момент. Вы заканчиваете кадетское училище и каждый из вас должен сделать главный выбор – выбор профессии. Многие из вас уже свои выбор остановили именно навоенных профессиях. Но. Есть в нашем классе и те кадеты, которые еще выбирают между вузами военной и гражданской направленности.
Выбор профессии – это очень важный и ответственный шаг, от которого во многом зависит ваше будущее благополучие. Поэтому, перед тем как принять окончательное решение, давайте вместе взвесим все «ЗА» и «ПРОТИВ».
Для дальнейшей работы я предлагаю вам с помощью жеребьевки поделиться на две группы.
(деление на 2 рабочие группы с помощью жеребьевки – кадеты вытягивают жетоны)
Задание 2:
Сейчас, я предлагаю вам, работая в группах, в течении 5 минут в предложенных вам карточкахнаписать и представить ваши доводы по вопросу: «Военная или гражданская профессия «за» или «против?».
Слайд №6
Педагог – организатор:
Приглашаю по одному представителю от каждой группы, для изложения вашего взгляда на обсуждаемый нам вопрос.
Ответ воспитанников
Кадеты представляют свои доводы, классный руководитель записывает все «за» и «против» от каждой группы в сводную таблицу.
(Приложение №1)
Работа в группах 5-7 минут
Педагог – организатор: Итак, каждая группа более чем развернуто изложила свою точку зрения. Спасибо вам. Я тоже, хотела бы добавить те компоненты, которые не были озвучены.(если не были!)
Слайд №7
Профессия военнослужащего имеет ряд преимуществ над гражданскими. Поскольку все военнослужащие в силу своего особого статуса обладают некоторыми ограничениями, государство вместе с этим дает некоторые гарантии. После десяти лет службы военнослужащий получает право на приобретение жилья (а проблема жилья сейчас весьма и весьма злободневна) Размер зарплат позволяет достойно жить, удовлетворяя свои потребности. Также военные получают сравнительно большую пенсионную выплату. Да и просто: противоположный пол более пристрастен к «людям в форме», потому что военный для представителей прекрасной половины человек-честь, человек-красавец. Безусловно, это большой плюс!
(так же, можно привести в качестве положительных аргументов:
100% бесплатное образование, довольствие во время учебы, гарантированное жилье, обмундирование. То есть, не смотря на доходы ваших родителей – это возможность получения качественного, бесплатного образования.
Гарантированное рабочее место по окончании учебного учреждения. Вам не нужно искать самому работу.
льготы. Проще говоря, надбавки к заработной плате или пенсии, за службу, за условия, за квалификацию и так далее.(детские сады, санаторно-курортное лечение, льготы на путевки, ж/д переезд)
Итак, давайте посмотрим на итог. Глядя на доводы, которые привела каждая из групп, на какой стороне перевес?
Ответ обучающихся
Педагог – организатор: Верно, гражданские профессии, безусловно, интересны и уважаемы, но нельзя не согласиться, что сегодня в нашей дискуссии перевес на стороне профессии военнослужащих.
Однако, стоит помнить, профессия военнослужащего хоть и высокооплачиваемая, но очень трудна.Трудна и достойна, вне зависимости от выбранного рода войск и узкой специализации. Все вы выбирая военный вуз изучали перечень военных профессий и виды войск. Однако, давайте еще раз из вспомним. Внимание на экран.
Просмотр ролика «Мощь армии России»
Педагог – организатор: Пожалуйста, перечислите, какие виды войск были представлены в видео ролике.
Ответ обучающихся
Слайд №8
Педагог – организатор:
Служба в определенном виде войск и каждая военная профессия требует от человека определенного набора личностных качеств.
Слайд №9
Задание 3
Кадетам предлагаются карточки, на которых представлен набор личностных и профессиональных качеств военнослужащих разных видов войск. Необходимо распределить качества в соответствии с видом войск.
(Приложение 2)
Работа в группах – 7-10 мин
Педагог – организатор: Итак, что у вас получилось?
Ответы воспитанников.
Верный вариант:
Вид Вооруженных Сил | Личностные | Профессионально важные качества воина |
Ракетные войска стратегического назначения | смелость, решительность, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, физическая выносливость, стойкость, бдительность, хладнокровие, товарищество, взаимовыручка, гордость, чувство собственного достоинства. | • Правильное и твердое понимание основ процессов, протекающих в ракетных системах; |
Воздушно - космические Силы | смелость, решительность, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, физическая выносливость, стойкость, бдительность, хладнокровие, товарищество, взаимовыручка, гордость, чувство собственного достоинства. | • Внимание, быстрота реакции и действий, хорошая пространственная ориентировка; |
Военно - Морской Флот | смелость, решительность, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, физическая выносливость, стойкость, бдительность, хладнокровие, товарищество, взаимовыручка, гордость, чувство собственного достоинства. | • Поддержание высокой работоспособности в длительных походах; |
Воздушно - десантные войска | смелость, решительность, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, физическая выносливость, стойкость, бдительность, хладнокровие, товарищество, взаимовыручка, гордость, чувство собственного достоинства. | • Отличная всесторонняя физическая подготовка; |
Танковые войска | смелость, решительность, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, физическая выносливость, стойкость, бдительность, хладнокровие, товарищество, взаимовыручка, гордость, чувство собственного достоинства. | • Хорошая двигательная память; |
Наземная артиллерия | смелость, решительность, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, физическая выносливость, стойкость, бдительность, хладнокровие, товарищество, взаимовыручка, гордость, чувство собственного достоинства. | • Точность и быстрота зрительного восприятия; |
. Педагог – организатор: Верно, профессиональные качества у всех разные, а вот личностные везде одинаковые! Пожалуйста, озвучьте их еще раз.
Ответ воспитанников.
Педагог – организатор: Во все времена военная служба была делом чести, школой мужества и самоотверженности, а к профессии военного всегда относились с особым почетом и уважением. Но, важно помнить, что военная карьера начинается с хорошего образования. Ведь офицер – это не просто человек, которому подчинены солдаты. Чтобы стать офицером, нужно учиться, овладевать знаниями. Но чтобы овладеть знаниями, нужно желание достигнуть цели!
III. Рефлексия.
В завершении, я предлагаю каждому из вас составить синквейн к слову ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ.
Слайд №10
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое, не требует специальных знаний или литературных талантов.
Алгоритм таков:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Слайд №11
Педагог – организатор: Для примера мной был написан синквейн слова Родина.
Родина
Великая, необъятная
Процветай, славься, вдохновляй
Там, где чувствуешь себя счастливо и свободно
Дом
Вы, пользуясь алгоритмом, представленным на экране должны составить синквейн к слову ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ.
Слайд №12
(индивидуальная работа 3-5 минут)
Педагог - организатор: Пожалуйста, прочтите ваши сочинения.
Кадеты читают написанные синквейны.
Педагог – организатор: Товарищи кадеты, благодарю вас за интересный диалог, за ваши мнения и ваши литературные сочинения!
Приложение №1
Военная профессия | Гражданская профессия | |||
«ЗА» | «ПРОТИВ» | «ЗА» | «ПРОТИВ» | |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
Приложение № 2
Вид Вооруженных Сил и рода войск | Личностные качества военнослужащих | Профессиональные качества военнослужащих |
Ракетные войска стратегического назначения |
|
|
Воздушно космические Силы |
|
|
Военно Морской Флот |
|
|
Воздушно десантные войска |
|
|
Мотострелковые войска |
|
|
Танковые войска |
|
|
Наземная артиллерия |
|
|
Личностные качества:
смелость, решительность, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, физическая выносливость, стойкость,
бдительность, хладнокровие, товарищество, взаимовыручка,
гордость, чувство собственного достоинства.
Профессиональные качества:
-правильное и твердое понимание основ процессов, протекающих в ракетных системах;
-внимание, быстрота, четкость, точность и аккуратность;
-способность успешно переносить длительные статические напряжения при малоподвижных позах;
-отличное знание штатной техники
-внимание, быстрота реакции и действий, хорошая пространственная ориентировка;
-эмоциональная и высотная устойчивость;
-способность успешно переносить перегрузки;
-хорошая тренированность сердечно-сосудистой системы
-поддержание высокой работоспособности в длительных походах;
- умение снять нервную напряженность;
- устойчивость к действию неблагоприятных факторов: перегревания, охлаждения, температурных перепадов, изменения состава воздушной среды, качки и непогоды;
-быстрое восстановление физической работоспособности;
- умение сноровисто действовать в борьбе за живучесть корабля
-отличная всесторонняя физическая подготовка;
-смелость, дерзость и решительность при действиях в тылу врага;
-отличное владение различными видами вооружения и техники;
-сообразительность, инициатива и находчивость;
-хорошая двигательная память;
-ловкость и силовая выносливость;
- устойчивость к долгому нахождению в замкнутом пространстве
-точность и быстрота зрительного восприятия;
-хороший глазомер;
- силовая и скоростная выносливость;
-навыки в поднимании и переноске тяжестей