Тема: «Выбор профессии – дело серьёзное»
Цель проведения:
Показать методические приемы и формы организации внеурочной деятельности обучающихся, обеспечивающие повышение мотивации к различным видам профессий;
Развитие у учащихся способности к профессиональному самоопределению, адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи мероприятия:
Сформировать знания о типах профессий, профессиональной деятельности;
Сформировать умение работать с источниками информации о путях получения профессии, основных профессиональных требованиях;
Закрепить представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
Развивать умение анализировать полученную информацию;
Воспитывать уважение к людям разных профессий;
Формировать и развивать наглядно-образное мышление, речевую активность, пополнять словарный запас учащихся, расширять знания, кругозор.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент. (Слайд 1)
Сообщение темы и цели занятия. Ребята, я приветствую вас и гостей нашего мероприятия, которое проходит в рамках декады трудового обучения и СБО. Надеюсь, что вы будете сегодня внимательны и активны. Сегодня мы будем говорить о разнообразии в мире профессий, о правильном выборе профессии по окончании школы, узнаем, где учились, учатся и работают выпускники нашей школы, познакомимся с необычными и редкими профессиями.
2. Мотивация и формирование интереса к уроку. (Слайд 2)
Вы согласитесь со мной, что прежде чем получить профессию, нужно определиться с её выбором. Совсем не за горами тот день, когда вам серьёзно придется подумать о выборе профессии. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от продуманного выбора зависит и ваша судьба. Нет ничего важнее, чем выбор пути, по которому вы будете идти всю жизнь.
3. Введение. (Слайд 3)
Первые профессии появились еще в древнюю эпоху, когда человек начал создавать оседлые поселения, заниматься сельским хозяйством, овладел гончарным и кузнечным делом. В мире постоянно умирают старые профессии и появляются новые. Сейчас существует более 50 000 профессий. Как найти среди них свою? На что ориентироваться? Сколько из них мы себе представляем более или менее? Любая профессия – это труд человека. В русском языке существует большое количество пословиц о труде. Я предлагаю вам, ребята, помочь мне составить правильно пословицы о труде.
(Слайд 4) Составление пословиц о труде.
4. Объяснение материала. (Презентация)
Ребята, по вашему мнению, что такое профессия? (Слайд 5) Помощник словарь.
Что влияет на выбор профессии? (Слайд 6)
- Интересы и склонности человека «Хочу»;
- Способности и состояние здоровья человека «Могу»;
- Спрос на рынке труда и возможность трудоустройства «Надо».
(Слайд 7) Формула выбора профессии. Выбор профессии будет удачным, если совпадут три основных фактора – «хочу», «могу» и «надо».
(Слайд 8) Где можно получить информация о профессиях?
(Слайд 9) Типы профессий.
Существует 5 типов профессий. Тип профессий указывает на то, с чем или кем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности.
Человек – природа (Слайд 10)
Человек – художественный образ (Слайд 11)
Человек – техника (Слайд 12)
Человек – человек (Слайд 13)
Человек – знаковая система (Слайд 14)
Игра «Угадай профессию» (Слайд 15)
Ребята, на экране будут появляться профессии. Вам необходимо верно назвать профессию и определить к какому из пяти типов профессий она относится.
(Слайды 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27)
(Слайд 28) Уровни профессионального образования.
Где после окончания школы можно получить профессию?
Многие выпускники нашей школы нашли профессию по душе. Давайте посмотрим на экран и узнаем, где учились, учатся и работают выпускники.
(Слайды 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40)
Слово выпускнице нашей школы - Скворцовой Наталье Леонидовне, которая после окончания университета вернулась в родную школу и работает воспитателем.
(Слайд 41) Самая необычная работа.
Профессий много на Земле. Но, наряду с привычными профессиями, есть необычные и редкие профессии, с которыми я вас хочу познакомить.
(Слайды 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48)
5. Подведение итогов.
Вот и подошло к концу наше мероприятие. Молодцы, ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие по профессиям. Как вы думаете, можно ли, не обучаясь овладеть какой-либо профессией? Конечно же – нельзя! Для того, чтобы получить профессию, нужно обязательно учиться! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча помогла вам узнать много нового и интересного из мира профессий.
(Слайд 49) «Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». (К.Д.Ушинский).
И закончить мероприятие я хочу стихотворением, в котором отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать:
Желаю вам такой профессии,
Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,
Чтоб быстро по служебной лестнице
Могли вы смело подниматься.
Желаю вам коллег порядочных,
Начальства умного и справедливого,
Чтоб на работу вы бежали с радостью,
А своим творчеством делились искренне!
(Слайд 50) Спасибо всем огромное! Желаем удачи! И помните: «Без труда – не вынешь и рыбку из пруда»
7. Сообщение новых сведений. Пути освоения профессии.
Запись таблицы в рабочие тетради.
Среднее специальное образование
В учреждениях профессионального образования готовят не только рабочих. Для приобретения квалификации здесь необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане училищ и колледжей десятки предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов. Их выпускники способны самостоятельно осваивать новые технологии и виды работ, расти профессионально.
Для поступающих приемные комиссии могут проводить собеседования, контроль знаний по отдельным общеобразовательным предметам, тесты по изучению психологических особенностей, склонностей и интересов.
Профессиональное обучение дают не только училища и техникумы, но и курсы, студии, центры. Они обучают «массовым профессиям» — бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочем месте также позволяет получить профессию и трудоустроиться. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования — показ, тренинг, повторение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.
Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятка два предметов, а также курсовые работы, зачеты и экзамены. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От учащихся техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.
Высшее образование
Получить высшее образование в России стало намного легче, чем несколько лет назад. В настоящее время в России существует более тысячи высших учебных заведений и около трех тысяч их филиалов. Правда, уровень обучения в них не всегда соответствует громким названиям.
И все-таки наша государственная система образования остается самой эффективной в мире. Это хорошо понимают за рубежом, поэтому иностранные фирмы устроили настоящую «охоту за головами» лучших студентов. Сейчас в США 50% физиков и химиков и 30% математиков — выходцы из России.
Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения — институты, университеты, академии.
Институты ведут подготовку по массовым профессиям и специальностям (инженеры, врачи, учителя, экономисты, менеджеры, юристы, психологи и др.). Высшее образование предполагает, что специалист способен решать сложные задачи самостоятельно, то есть думать, искать оптимальные решения и ответственно их принимать. Высшее образование позволяет самостоятельно отбирать необходимую информацию, создавать новые технологии, генерировать нестандартные идеи.
Содержание любого высшего образования состоит из трех частей: углубленное общее образование, включающее известные школьные предметы, «основы наук» (математика, физика, химия, графика, технология, литература); общекультурное образование (история культуры, философия, социология, педагогика, информатика); специальное образование (конструирование автомобилей, кардиология, поэзия эпохи Возрождения). Понятно, что набор учебных дисциплин определяется профилем вуза, особенностями специализации. По многим учебным дисциплинам студенты выполняют курсовые работы и проекты, научно-исследовательские работы, проходят практику.
8. Закрепление материала:
9. Сообщение новых знаний.
У каждого человека: и у взрослого, и у ребёнка – есть удивительная возможность – мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу “лестницей желаний”.
Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того, как вы будете вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом.
Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учета своих способностей и возможных препятствий.
Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни.
10. Тренинговое упражнение: “Мои жизненные приоритеты”
Про старушку .
В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.
- Многого ли достигла в жизни эта старушка?
- Как вы думаете, каков был её путь по лестнице жизни?
- Каковы были её жизненные ценности?
Профессиональный план – это представление человека о своём профессиональном будущем, поэтому его построение зависит от него самого, его опыта. Говоря о профессиональном плане, мы говорим о пути, имеющем протяжённость во времени.
Планирование обычно бывает: долгосрочное (на несколько десятилетий вперёд); на средний срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель).
Планирование профессионального пути у человека чаще всего идёт как намётки основных вех. Причём эти вехи могут быть разные: временные (например, к 23 годам окончить институт и найти хорошую работу), событийные (стать менеджером) без чёткого указания возраста человека при совершении события.
Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо проявить максимум самостоятельности. Ошибки, пока они только в планах, исправимы. У вас есть знания о себе и о мире профессий, ведь осознанным выбор человека может быть только тогда, когда учитываются все обстоятельства дела.
При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача на ЕНТ, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое.
Для планирования своего профессионального пути часто используется схема профессионального планирования, разработанная Е.А. Климовым:
Схема личного профессионального плана
Главная цель – какую профессию выбираю | Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, каким буду, где буду, на кого буду равняться, кем я буду, чего достигну. |
Ближайшие задачи и более отдаленные цели | Первая проба сил, работа, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста |
Пути и средства достижения ближайших целей | Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ курсы) |
Внешние препятствия на пути достижения цели | Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей |
Свои возможности для достижения цели | Состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию |
Запасные варианты и пути их достижения | Например: “не пройду по конкурсу в техникум – попробую поступить на ту же специальность в ПТУ “ и т.д. |
Практический блок. Первичное закрепление знаний.
В соответствии с этой моделью построения плана продумайте ответы на следующие вопросы.
Ответы на эти вопросы – и есть ваш “смутный” профессиональный план.
В соответствии с этим проектом попробуйте спланировать, что вам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели. А после того как план готов, необходимо начать по нему действовать.
Процесс принятия человеком любого решения обычно разделяют на несколько этапов.
Сбор возможных вариантов решения: глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записать и подвергнуть анализу.
Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы.
Исследование шансов успешности в каждом варианте: “Могу ли я на деле осуществить данный вариант?”
Разработка конкретного плана действий: определение факторов, способствующих или препятствующих данному варианту решения проблемы.
Диагностический блок. Сила мотивации . Методика адаптированная.
Инструкция: Следующая методика поможет оценить силу мотивации, то есть насколько значим для вас успех, продумать ту или иную позицию по отношению к тем или иным ценностям. Если вы согласны со следующим утверждением, ставьте “+”, если не согласны, ставьте “-”.
Я раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
Когда я работаю, это выглядит так, будто я всё ставлю на карту.
Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
В некоторые дни мои успехи ниже средних.
По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
Я более доброжелателен, чем другие.
В процессе работы я нуждаюсь в небольших перерывах для отдыха.
Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занимаюсь.
Порицание стимулирует меня больше, чем похвала.
Я знаю, что мои друзья считают меня дельным (толковым, полезным, умным) человеком.
Препятствия делают мои решения более твёрдыми.
На моём честолюбии легко сыграть.
Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
Иногда я откладываю то, что должен сделать сейчас.
Нужно полагаться только на самого себя.
В жизни мало вещей более важных, чем деньги.
Я менее честолюбив, чем другие.
В конце отпуска (каникул) я радуюсь, что скоро выйду на работу (учёбу).
Когда я расположен к работе, я делаю её лучше, чем другие.
Мне легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
Мои друзья считают меня ленивым.
Мои успехи в какой-то мере зависят от коллег (товарищей, друзей, соучеников).
Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
Когда я работаю вместе с другими, моя работа даёт большие результаты, чем работа других.
Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
Я завидую людям, которые загружены работой.
Подсчитайте количество баллов в соответствии с ключом.
Ключ:
а) положительные ответы на вопросы: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28. Сумма =
б) отрицательные ответы на вопросы: 5, 9, 14, 15, 18, 25, 27, 29, 30. Сумма =
Сложите полученные суммы ответов а и б. Результат =
Полученный результат характеризует уровень вашей мотивации к успеху, достижению цели.
От 1 до 10 баллов – низкая мотивация к успеху, вам надо развивать уверенность в своих силах, не бояться заявлять о себе и о своих желаниях (дядя Миша).
От 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации, вы старательны и ответственны, к намеченной цели движетесь, как поезд по рельсам – чётко по расписанию, соблюдая остановки.
От 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации, вы точно знаете, чего хотите от жизни, ваше движение к цели похоже на разбег, подготовку к прыжку, затем прыжок; плавное приземление на ноги, без падения означает, что барьер взят, и вы продолжаете разбег, готовитесь к следующему прыжку.
Свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации к успеху, вы движетесь к цели перескакивая через ступени, отталкивая стоящих на пути, вам надо уметь понимать и учитывать интересы другого, воспитывать, развивать чувство ответственности, умеренности, такта и доброжелательности.
6. Рефлексия
Учащиеся проводят самооценку проведенной работы.
Что интересного вы узнали на этом уроке.
Какие знания пригодятся вам в будущей жизни.
Какие сложности возникали на этом занятии?
Как вы с ними справлялись?
А я хочу закончить наш урок четверостишием, в котором отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать:
Желаю вам такой профессии,
Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,
Чтоб быстро по служебной лестнице
Могли вы смело подниматься,
Желаю вам коллег порядочных,
Начальства умного и справедливого,
Чтоб на работу вы бежали с радостью,
А своим творчеством делились искренне.