Тема: «Выбор профессии – дело серьёзное»

Цель проведения:

  • Показать методические приемы и формы организации внеурочной деятельности обучающихся, обеспечивающие повышение мотивации к различным видам профессий;
  • Развитие у учащихся способности к профессиональному самоопределению, адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи мероприятия:

  • Сформировать знания о типах профессий, профессиональной деятельности;
  • Сформировать умение работать с источниками информации о путях получения профессии, основных профессиональных требованиях;
  • Закрепить представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  • Развивать умение анализировать полученную информацию;
  • Воспитывать уважение к людям разных профессий;
  • Формировать и развивать наглядно-образное мышление, речевую активность, пополнять словарный запас учащихся, расширять знания, кругозор.

Содержимое разработки

Тема: «Выбор профессии – дело серьёзное»

Цель проведения:

  • Показать методические приемы и формы организации внеурочной деятельности обучающихся, обеспечивающие повышение мотивации к различным видам профессий;

  • Развитие у учащихся способности к профессиональному самоопределению, адаптации в современных социально-экономических условиях.


Задачи мероприятия:


  • Сформировать знания о типах профессий, профессиональной деятельности;

  • Сформировать умение работать с источниками информации о путях получения профессии, основных профессиональных требованиях;

  • Закрепить представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

  • Развивать умение анализировать полученную информацию;

  • Воспитывать уважение к людям разных профессий;

  • Формировать и развивать наглядно-образное мышление, речевую активность, пополнять словарный запас учащихся, расширять знания, кругозор.


Ход мероприятия.

1. Организационный момент. (Слайд 1)

Сообщение темы и цели занятия. Ребята, я приветствую вас и гостей нашего мероприятия, которое проходит в рамках декады трудового обучения и СБО. Надеюсь, что вы будете сегодня внимательны и активны. Сегодня мы будем говорить о разнообразии в мире профессий, о правильном выборе профессии по окончании школы, узнаем, где учились, учатся и работают выпускники нашей школы, познакомимся с необычными и редкими профессиями.

2. Мотивация и формирование интереса к уроку. (Слайд 2)

Вы согласитесь со мной, что прежде чем получить профессию, нужно определиться с её выбором. Совсем не за горами тот день, когда вам серьёзно придется подумать о выборе профессии. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от продуманного выбора зависит и ваша судьба. Нет ничего важнее, чем выбор пути, по которому вы будете идти всю жизнь. 

3. Введение. (Слайд 3)

Первые профессии появились еще в древнюю эпоху, когда человек начал создавать оседлые поселения, заниматься сельским хозяйством, овладел гончарным и кузнечным делом. В мире постоянно умирают старые профессии и появляются новые. Сейчас существует более 50 000 профессий. Как найти среди них свою? На что ориентироваться? Сколько из них мы себе представляем более или менее? Любая профессия – это труд человека. В русском языке существует большое количество пословиц о труде. Я предлагаю вам, ребята, помочь мне составить правильно пословицы о труде.

(Слайд 4) Составление пословиц о труде.

4. Объяснение материала. (Презентация)

Ребята, по вашему мнению, что такое профессия? (Слайд 5) Помощник словарь.


Что влияет на выбор профессии? (Слайд 6)

- Интересы и склонности человека «Хочу»;

- Способности и состояние здоровья человека «Могу»;

- Спрос на рынке труда и возможность трудоустройства «Надо».


(Слайд 7) Формула выбора профессии. Выбор профессии будет удачным, если совпадут три основных фактора – «хочу», «могу» и «надо».


(Слайд 8) Где можно получить информация о профессиях?


(Слайд 9) Типы профессий.

Существует 5 типов профессий. Тип профессий указывает на то, с чем или кем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности.

Человек – природа (Слайд 10)

Человек – художественный образ (Слайд 11)

Человек – техника (Слайд 12)

Человек – человек (Слайд 13)

Человек – знаковая система (Слайд 14)


Игра «Угадай профессию» (Слайд 15)

Ребята, на экране будут появляться профессии. Вам необходимо верно назвать профессию и определить к какому из пяти типов профессий она относится.

(Слайды 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27)


(Слайд 28) Уровни профессионального образования.

Где после окончания школы можно получить профессию?


Многие выпускники нашей школы нашли профессию по душе. Давайте посмотрим на экран и узнаем, где учились, учатся и работают выпускники.

(Слайды 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40)

Слово выпускнице нашей школы - Скворцовой Наталье Леонидовне, которая после окончания университета вернулась в родную школу и работает воспитателем.


(Слайд 41) Самая необычная работа.

Профессий много на Земле. Но, наряду с привычными профессиями, есть необычные и редкие профессии, с которыми я вас хочу познакомить.

(Слайды 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48)


5. Подведение итогов.

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Молодцы, ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие по профессиям. Как вы думаете, можно ли, не обучаясь овладеть какой-либо профессией? Конечно же – нельзя! Для того, чтобы получить профессию, нужно обязательно учиться! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча помогла вам узнать много нового и интересного из мира профессий.


(Слайд 49) «Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». (К.Д.Ушинский).

И закончить мероприятие я хочу стихотворением, в котором отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать:


Желаю вам такой профессии,

Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,

Чтоб быстро по служебной лестнице

Могли вы смело подниматься.

Желаю вам коллег порядочных,

Начальства умного и справедливого,

Чтоб на работу вы бежали с радостью,

А своим творчеством делились искренне!


(Слайд 50) Спасибо всем огромное! Желаем удачи! И помните: «Без труда – не вынешь и рыбку из пруда»

















7. Сообщение новых сведений. Пути освоения профессии.

Запись таблицы в рабочие тетради.





Среднее специальное образование

В учреждениях профессионального образования готовят не только рабочих. Для приобретения квалификации здесь необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане училищ и колледжей десятки предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов. Их выпускники способны самостоятельно осваивать новые технологии и виды работ, расти профессионально.
Для поступающих приемные комиссии могут проводить собеседования, контроль знаний по отдельным общеобразовательным предметам, тесты по изучению психологических особенностей, склонностей и интересов.

Профессиональное обучение дают не только училища и техникумы, но и курсы, студии, центры. Они обучают «массовым профессиям» — бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочем месте также позволяет получить профессию и трудоустроиться. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования — показ, тренинг, повторение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.

Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятка два предметов, а также курсовые работы, зачеты и экзамены. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От учащихся техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.

Высшее образование

Получить высшее образование в России стало намного легче, чем несколько лет назад. В настоящее время в России существует более тысячи высших учебных заведений и около трех тысяч их филиалов. Правда, уровень обучения в них не всегда соответствует громким названиям.

И все-таки наша государственная система образования остается самой эффективной в мире. Это хорошо понимают за рубежом, поэтому иностранные фирмы устроили настоящую «охоту за головами» лучших студентов. Сейчас в США 50% физиков и химиков и 30% математиков — выходцы из России.

Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения — институты, университеты, академии.

Институты ведут подготовку по массовым профессиям и специальностям (инженеры, врачи, учителя, экономисты, менеджеры, юристы, психологи и др.). Высшее образование предполагает, что специалист способен решать сложные задачи самостоятельно, то есть думать, искать оптимальные решения и ответственно их принимать. Высшее образование позволяет самостоятельно отбирать необходимую информацию, создавать новые технологии, генерировать нестандартные идеи.

Содержание любого высшего образования состоит из трех частей: углубленное общее образование, включающее известные школьные предметы, «основы наук» (математика, физика, химия, графика, технология, литература); общекультурное образование (история культуры, философия, социология, педагогика, информатика); специальное образование (конструирование автомобилей, кардиология, поэзия эпохи Возрождения). Понятно, что набор учебных дисциплин определяется профилем вуза, особенностями специализации. По многим учебным дисциплинам студенты выполняют курсовые работы и проекты, научно-исследовательские работы, проходят практику.

8. Закрепление материала:

9. Сообщение новых знаний.

У каждого человека: и у взрослого, и у ребёнка – есть удивительная возможность – мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу “лестницей желаний”.

Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того, как вы будете вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом.

Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учета своих способностей и возможных препятствий.

Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни.

10. Тренинговое упражнение: “Мои жизненные приоритеты”

Про старушку .

В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

- Многого ли достигла в жизни эта старушка?

- Как вы думаете, каков был её путь по лестнице жизни?

- Каковы были её жизненные ценности?

Профессиональный план – это представление человека о своём профессиональном будущем, поэтому его построение зависит от него самого, его опыта. Говоря о профессиональном плане, мы говорим о пути, имеющем протяжённость во времени.

Планирование обычно бывает: долгосрочное (на несколько десятилетий вперёд); на средний срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель).

Планирование профессионального пути у человека чаще всего идёт как намётки основных вех. Причём эти вехи могут быть разные: временные (например, к 23 годам окончить институт и найти хорошую работу), событийные (стать менеджером) без чёткого указания возраста человека при совершении события.

Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо проявить максимум самостоятельности. Ошибки, пока они только в планах, исправимы. У вас есть знания о себе и о мире профессий, ведь осознанным выбор человека может быть только тогда, когда учитываются все обстоятельства дела.

При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача на ЕНТ, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое.

Для планирования своего профессионального пути часто используется схема профессионального планирования, разработанная Е.А. Климовым:



Схема личного профессионального плана

Главная цель – какую профессию выбираю

Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, каким буду, где буду, на кого буду равняться, кем я буду, чего достигну.

Ближайшие задачи и более отдаленные цели

Первая проба сил, работа, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста

Пути и средства достижения ближайших целей

Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ курсы)

Внешние препятствия на пути достижения цели

Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей

Свои возможности для достижения цели

Состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию

Запасные варианты и пути их достижения

Например: “не пройду по конкурсу в техникум – попробую поступить на ту же специальность в ПТУ “ и т.д.

  1. Практический блок. Первичное закрепление знаний.

В соответствии с этой моделью построения плана продумайте ответы на следующие вопросы.

Ответы на эти вопросы – и есть ваш “смутный” профессиональный план.

В соответствии с этим проектом попробуйте спланировать, что вам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели. А после того как план готов, необходимо начать по нему действовать.

Процесс принятия человеком любого решения обычно разделяют на несколько этапов.

  1. Сбор возможных вариантов решения: глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записать и подвергнуть анализу.

  2. Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы.

  3. Исследование шансов успешности в каждом варианте: “Могу ли я на деле осуществить данный вариант?”

  4. Разработка конкретного плана действий: определение факторов, способствующих или препятствующих данному варианту решения проблемы.

  1. Диагностический блок. Сила мотивации . Методика адаптированная.

Инструкция: Следующая методика поможет оценить силу мотивации, то есть насколько значим для вас успех, продумать ту или иную позицию по отношению к тем или иным ценностям. Если вы согласны со следующим утверждением, ставьте “+”, если не согласны, ставьте “-”.

  1. Я раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.

  2. Когда я работаю, это выглядит так, будто я всё ставлю на карту.

  3. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

  4. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

  5. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

  6. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

  7. Я более доброжелателен, чем другие.

  8. В процессе работы я нуждаюсь в небольших перерывах для отдыха.

  9. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занимаюсь.

  10. Порицание стимулирует меня больше, чем похвала.

  11. Я знаю, что мои друзья считают меня дельным (толковым, полезным, умным) человеком.

  12. Препятствия делают мои решения более твёрдыми.

  13. На моём честолюбии легко сыграть.

  14. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

  15. Иногда я откладываю то, что должен сделать сейчас.

  16. Нужно полагаться только на самого себя.

  17. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.

  18. Я менее честолюбив, чем другие.

  19. В конце отпуска (каникул) я радуюсь, что скоро выйду на работу (учёбу).

  20. Когда я расположен к работе, я делаю её лучше, чем другие.

  21. Мне легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

  22. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

  23. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

  24. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

  25. Мои друзья считают меня ленивым.

  26. Мои успехи в какой-то мере зависят от коллег (товарищей, друзей, соучеников).

  27. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

  28. Когда я работаю вместе с другими, моя работа даёт большие результаты, чем работа других.

  29. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

  30. Я завидую людям, которые загружены работой.

Подсчитайте количество баллов в соответствии с ключом.

Ключ:

а) положительные ответы на вопросы: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28. Сумма =

б) отрицательные ответы на вопросы: 5, 9, 14, 15, 18, 25, 27, 29, 30. Сумма =

Сложите полученные суммы ответов а и б. Результат =

Полученный результат характеризует уровень вашей мотивации к успеху, достижению цели.

От 1 до 10 баллов – низкая мотивация к успеху, вам надо развивать уверенность в своих силах, не бояться заявлять о себе и о своих желаниях (дядя Миша).

От 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации, вы старательны и ответственны, к намеченной цели движетесь, как поезд по рельсам – чётко по расписанию, соблюдая остановки.

От 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации, вы точно знаете, чего хотите от жизни, ваше движение к цели похоже на разбег, подготовку к прыжку, затем прыжок; плавное приземление на ноги, без падения означает, что барьер взят, и вы продолжаете разбег, готовитесь к следующему прыжку.

Свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации к успеху, вы движетесь к цели перескакивая через ступени, отталкивая стоящих на пути, вам надо уметь понимать и учитывать интересы другого, воспитывать, развивать чувство ответственности, умеренности, такта и доброжелательности.

6. Рефлексия

Учащиеся проводят самооценку проведенной работы.



  1. Что интересного вы узнали на этом уроке.

  2. Какие знания пригодятся вам в будущей жизни.

  3. Какие сложности возникали на этом занятии?

  4. Как вы с ними справлялись?

А я хочу закончить наш урок  четверостишием, в котором отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать:

Желаю вам такой профессии,

Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,

Чтоб быстро по служебной лестнице

Могли вы смело подниматься,

Желаю вам коллег порядочных,

Начальства умного и справедливого,

Чтоб на работу вы бежали с радостью,

А своим творчеством делились искренне.



Сохранить у себя:
Тема: «Выбор профессии – дело серьёзное»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки