ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Класс – 8
Учитель биологии Фаткульдинова Г.Н.
Тема урока - Транспортные системы организма.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены, лимфа.
Называть:
-особенности строения организма человека
– органы кровеносной и лимфатической систем;
-признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов.
Распознавать и описывать на таблицах:
-систему органов кровообращения;
-органы кровеносной системы;
-систему лимфообращения;
-органы лимфатической системы.
Умение работать с текстом учебника, находить главное.(П) Грамотно и лаконично выражать свои мысли.(К)
Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учебе.
Словарь урока: : аорта, артерии, вены, капилляры, лимфатическая система, лимфатические узлы и протоки, кармановидные клапаны.
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, презентация, компьютер, проектор.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1 этап. Орг. момент
Здравствуйте! Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам положительные эмоции. Вы настроились на урок, все школьные принадлежности к уроку у вас есть. Начнем урок, предлагаю пожелать удачи друг другу на уроке (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте).
2 этап.
Актуализация знаний
Деятельность учителя
Ребята, на прошлых уроках мы с Вами разобрали главу «Внутренняя среда организма» и сегодня мы с Вами продолжим изучать этот объемный раздел и узнаем много нового. Но вначале проверим, что вы уже знаете. Ваши знания пригодятся нам при изучении новой темы.
Биологический диктант
Культура ослабленных микробов или их ядов, применяемая для предохранительных прививок. (вакцина)
Клетка крови, участвующая в образовании антител. (лимфоцит)
Человек, дающий кровь для переливания. (донор)
Способность организма уничтожать чужеродные клетки и вещества. (иммунитет)
Вещество, присоединяющее кислород и находящееся в эритроцитах. (гемоглобин)
Химические вещества, поступающие в кровь и уничтожающие определённый вид антигенов. (антитело)
Клетка крови, транспортирующая кислород и углекислый газ. (эритроцит)
Чужеродное вещество. (антиген)
Сгусток крови, возникающий в процессе свёртывания. (тромб)
Кровяные пластинки, участвующие в свёртывании крови. (тромбоцит)
Человек, получающий кровь при переливании. (реципиент)
Врожденный или приобретённый иммунитеты (естественный иммунитет)
Невосприимчивость одного из видов организма к заболеваниям, характерным для других видов (видовой иммунитет)
Иммунитет, приобретённый после прививки или после введения лечебной сыворотки (искусственный иммунитет)
Повышенная чувствительность к некоторым веществам окружающей среды и ошибочная болезненная реакция организма на них (аллергия)
Любое вещество, вызывающее аллергическую реакцию называется (аллергеном)
Лечебный метод, заключающийся во введении в кровеносную систему больного цельной крови или её компонентов (переливание крови)
Склеивание эритроцитов друг с другом (агглютинация)
Особый белок – агглютиноген (резус-фактор)
Кровеносные сосуды пораженного участка расширяются и пропускают повышенное количество крови. Поэтому возникает характерное покраснение кожи и повышается температура. (воспаление)
Фронтальный опрос.
1. Каков состав внутренней среды организма ?
2. Каково значение внутренней среды организма?
3. Каков состав крови?
4. Из чего состоит тканевая жидкость ?
5.Что такое лимфа?
6. Как лимфоциты опознают антигены и как происходит выработка их уничтожающих антител?
7. Какую кровеносную систему имеют позвоночные животные? Определите сходства и различия.
Деятельность учащихся
Выполняют биологический диктант.
Проверяют и оценивают.
20-19 баллов – «5»
18-15 баллов – «4»
14 -10 баллов – «3»
Меньше 10 баллов – «2».
Отвечают на вопросы.
Лимфа, кровь, тканевая жидкость.
Транспортная функция, из нее органы и ткани получают кислород и питательные вещества, удаляют вредные продукты жизнедеятельности.
Плазма, форменные элементы- эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Это 95% воды, 0,9 % мин. солей,1,5 % белков и других органических веществ, а также кислород, углекислый газ.
Это третий компонент внутренней среды организма, она перемещается по лимфатическим сосудам. Лимфатические сосуды сливаются друг с другом, и образуется лимфатическая система.
Т- лимфоциты возбуждаются , если находят антиген, расшифровывают его структуру и посылают гуморальные сигналы, способные уничтожать данный антиген.
У позвоночных животных - рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие- кровеносная
система устроена по единому плану. Она замкнута, состоит из сосудов
и хорошо развитого сердца сходство, различия- в камерах сердца:
птицы и млекопитающие - 4-х камерное, рыбы - 2-х , земноводные и
пресмыкающиеся- 3-х камерное (у крокодила - 4-х).
3 этап.
Мотивация
Деятельность учителя
Долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу ; кровью скрепляли священные клятвы , жрецы заставляли своих деревянных
идолов «плакать кровью»; древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ начал назначать душевнобольным
кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа. Действительно, кровь - самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови - важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие
вещества. С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны крови.
Деятельность учащихся
Слушают учителя.
4 этап.
Целеполагание
и планирование
Мы продолжаем изучать этот важный раздел курса. У меня к вам вопрос :
К какой системе организма относятся кровеносная и лимфатическая системы?
( к транспортной системе организма )
Это и есть наша с Вами сегодняшняя тема : « Транспортные системы организма»
А как вы думаете, какая цель нашего урока?
Как Вы считаете, что мы будем сегодня на уроке изучать?
Учитель записывает ответы учащихся на доске, затем вместе с учащимися ставит цель и задачи урока. Задача наша - разобрать , понять все о кровеносной и лимфатической системе, их строение , функции и как эти системы взаимосвязаны между собой.
Открывайте свои тетради , записывайте сегодняшнее число и тему урока.
5 этап. «Открытие» нового знания
(изучение новой темы)
Физкультминутка.
Вы хорошо поработали, а теперь немного отдохнем.
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Деятельность учителя
К транспортным системам организма относится кровеносная и лимфатическая системы. Они связаны и дополняют друг друга.
Система органов кровообращения - сердце, кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры.
Сердце - перекачивает кровь по сосудам: сначала из сердца кровь идет в артерии, которые несут кровь к органам.
Артерии- многократно ветвятся на более мелкие и образуют кровеносные капилляры, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями организма. По артериям течет артериальная кровь насыщенная
кислородом. Кровеносные капилляры сливаются в вены- сосуды, по которым кровь возвращается к сердцу. Мелкие вены сливаются в крупные , пока не достигнут сердца. По венам течет кровь насыщенная углекислым газом.
Какая кровеносная система у человека ?
Но возникает ли у вас вопрос, почему питательные вещества , кислород, продукты распада не могут рассеяться на пути движения в кровеносных сосудах ?
Кровь доносит питательные вещества до места назначения. Но обмен между кровью и тканями возможен только в капиллярах? Почему?
Капилляры состоят из одного слоя эпителиальной ткани, поэтому через нее просачиваются часть плазмы крови, проходят питательные вещества , кислород, углекислый газ и др. вещества.
ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА : К ней относится - лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы.
Лимфатические капилляры - это маленькие мешочки состоящие из одного слоя эпителиальной ткани . Они вбирают в себя избыток тканевой жидкости .
и мелкие твердые частицы. В них образуется лимфа, которая течет по сосудам они сливаются друг в друга и образуется несколько крупных сосудов , которые впадают в вены в области грудной клетки. Лимфатические узлы располагаются по ходу лимфатических сосудов - это
бобовидное образование , являющиеся фильтрами, т.е. задерживают попавшие в лимфу частицы и уничтожают микроорганизмы . В лимфатических узлах образуются лимфоциты, они вырабатывают антитела , значит лимфатические узлы входят в иммунную систему.
Кровеносная и лимфатическая системы взаимосвязаны. К тканям жидкость поступает по артериям в составе крови, а оттекает по лимфатическим сосудам в виде лимфы и по венам в составе крови. Затем около сердца они опять сливаются . И это очень важно, т.к. в кишечнике некоторые питательные вещества попадают в лимфу, а не в кровь.
Из чего состоит лимфа?
Без чего не возможна транспортная система?
Работа с учебником §20, заполнение таблицы (Приложение№1 ), выполнение зад.96 в р.т.
(проверка заполнения таблицы).
Артерии- толстые стенки, 3-х слойные ( наружняя - соединительная ткань,
средняя- гладкая мышечная ткань, внутренняя- однослойный эпителий).
Им отводится большая роль -давление крови, которое выталкивается из сосудов.
Вены и лимфатические сосуды- также 3-х слойные , но не такие мощные, они эластичны. Имеются кармановидные клапаны, они не дают крови и лимфе двигаться в обратном направлении.
Капилляры- однослойный , очень тонкие. Скорость тока крови - 0,25мм/сек. Капилляры в 50 раз тоньше человеческого волоса.
Работа мышц способна нормализовать движение крови и лимфы.
Деятельность учащихся
Слушают учителя. Кровеносная система человека .
Особенности кровеносных сосудов
Так как стенки кровеносных сосудов артерий и вен толстые ,поэтому не происходит.
Потому что стенки тонкие.
Выполняют задания 95, 97,100 в р.т.
Лимфа состоит из белков - 1-2 %, воды- 2% , жиров и других веществ - лимфоцитов , лейкоцитов.
Сосудов.
Работа с учебником. Заполнение таблицы и выполнение задания в тетради.
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
Задание1. «Найдите ошибку»
Лимфатическая система -дополнительная к артериальной и является
частью сердечно - сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь
движется по ним в двух направлениях. Лимфатическая система - посредник
между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и
питательными веществами. Лимфатические сосуды не имеют клапанов.
Особые образования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной
полости . Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются
тромбоциты. Состав лимфы и крови сходен.
Задание 2.Установите соответствие:
В.1 – капилляры,
В.2 – артерии,
В.3 – вены.
а) Кровь в данных сосудах находится под высоким давлением.
б) Состоят из однослойного эпителия.
в) В состав входят клапаны.
г) Cодержат эпителий.
д) Несут кровь от органов к сердцу.
е) Через их стены происходит теплообмен и газообмен.
ж) Входят в состав транспортной системы организма.
Ответы: 1В: б, е, ж. 2В: а, г, ж. 3В: в, д, ж.
Работы оцениваются:
13–12б – “5”,
11–9б – “4”,
8–6б – “3”.
7 этап. Рефлексия и оценивание
- Продолжите фразы:
Сегодня я узнал…
У меня получилось легко…
Для меня было трудно…
Деятельность учителя
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки.
Деятельность учащихся
Осуществляют самоанализ деятельности.
8 этап. Домашнее задание
Параграф учебника №20, ответы на вопросы 1-3.
Выполните задание 2 стр.133 учебника.